Тетрадь взаимодействия с воспитателями
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Эффективность коррекционно-развиваюшей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя. Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
• логопедические пятиминутки;
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• игры на развитие лексико – грамматических категорий и связной речи;
• индивидуальная работа;
• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tetrad_vzaimosvyazi_s_vospitatelyami_sentyabr.docx | 165.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь 1-я неделя
Лексическая тема
«До свидания лето, здравствуй детский сад»
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия |
1. Развитие общей моторики | |
Детский сад Жили-были сто ребят, Все ходили в детский сад, Все садились за обед И съедали сто котлет, А потом ложились спать – Начинай считать опять. | На каждую строчку – четыре ритмичных удара мяча об пол |
Игрушки На большом ковре и в ряд Куклы Танины стоят. Два медведя, Буратино И веселый Чипполино, И котенок, и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять Вместе мы пойдем гулять | Дети маршируют на месте, останавливаются, изображают персонажей, прыгают, маршируют, уходят с ковра |
2. Развитие мелкой моторики | |
Наша группа В нашей группе все друзья Самый младший- это я. Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. | Дети ритмично стучат кулачками по столу Разжимают кулачки, начиная с мизинчика |
Карандаш Всё нарисует карандаш, Когда ему работу дашь. Но сам без дела не сиди: Карандашом руководи. | Держат в руке «карандаш» Стучат пальцами по столу Сжимают и разжимают пальцы Пишут «карандашом» по столу |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнение для челюстей. Упражнения для губ. Упражнения для языка. | Спокойное открывание и закрывание рта. Удержание открытого рта по счёт до пяти. «Улыбка» - «Трубочка» Движение языком вперёд-назад. Удерживать «Лопаточку» под счёт до пяти. |
4. Развитие мимических мышц | |
Нахмурить брови; закрыть правый глаз; затем левый; надуть щёки. | |
5. Развитие речевого дыхания | |
Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем (Рука на диафрагме) Шарик лопнул – выдыхаем. Наши мышцы расслабляем. Глубоко вдохнуть и на выдохе произнести «Ма-а-а-а». | |
6. Развитие фонетико-фонематических процессов | |
1. Игра «Шумящие мешочки». Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри. 2. Игра «Запомни слова» Цель: развивать слуховое внимание, слуховую память. Ход игры. Воспитатель предлагает детям запомнить ряд слов (3-5), обозначающих игрушки, затем повторить его и выложить соответствующие предметные картинки. | |
7. Развитие лексико-грамматических процессов | |
1. Игра «Чей, чья, чье, чьи?» Цель: Словообразование притяжательных прилагательных. («Это Ванин робот, это Лизина кукла». и т.д.) 2. Игра «Сосчитай». Цель: Согласование числительных с существительными. (Одна кукла, три куклы, пять кукол; один барабан, три барабана, пять барабанов и т.д.). 3. Игра «Подбери признак». Машина (какая?) – красная, большая... Кубик (какой?) – …. И т.д. 4. Согласование существительных с прилагательными (воспитатель добрая, ласковая, нежная и т.д.). 5. «Что изменилось?» (между мячом и пирамидкой выставляется машина) Уточнить, где находится машина, используя предлоги: за, перед, между, рядом, около. 6. «Что делает ?» (На столах у детей – предметные картинки. Ребята перечисляют действия, которые можно выполнять с этими предметами. Затем подойти к игровому уголку, посмотреть, какие игрушки там есть, и рассказать, какие действия они могут выполнять. 7. «Кому и для чего нужно?». Поставить на наборное полотно картинку с изображением книги (зеркала, ведра с водой). Спросить: Кому это нужно и для чего? (Книга нужна воспитателю, чтобы читать детям. Зеркало нужно логопеду, чтобы учить детей правильно произносить звуки. Ведро с водой нужно помощнику воспитателя, чтобы мыть пол.) | |
8. Развитие связной речи | |
1.Учить составлять рассказ по опорным картинкам. 2.Составлять рассказ-описание по теме с опорой на серию картинок. 3.Составление сложносочиненного предложения с союзом «А» по заданным предметным картинкам ( кукла-машинка. Машинку можно катать, а куклу укладывать спать…). 4. Составление рассказа по сюжетной картине «Детский сад» Тексты для пересказа Дети играют. Катя и Миша вошли в группу. Миша взял машинку. Катя взяла куклу. Миша катал машинку. Катя причёсывала куклу. Дети играли. Про девочку машу и куклу Наташу Девочка Маша сидела на скамейке и читала книжку. Кукла Наташа была рядом. Мимо проходил шалун Миша. У Миши в руках был воздушный шар. Миша захотел посмеяться над Машей. Миша привязал шарик к кукле, и кукла поднялась в воздух. Миша засмеялся, а Машенька расстроилась. Любимая кукла Наташа поднималась всё выше и выше. Вдруг воробей заметил шарик и подлетел к нему. Воробей схватил шарик за ниточку и принёс девочке Маше. Т.Ткаченко. Выучить наизусть: Детский сад А. Матутис Поглядите, что за дом, Сколько светлых комнат в нем! Там паркетные полы, Там кроватки и столы, Мишки, зайчики, матрешки, Миски, ложки, поварешки, Куклы, мячики, шары — Все, что нужно для игры. Там живет живая кошка, И цветочки на окошках. Лучше дома не найдешь. Очень этот дом хорош! |
Дополнительный материал
Примерный словарь (предметный): группа, игровые утолки, спальня, раздевалка, кухня, прачечная, спортивный зал, изостудия, воспитатель, помощник воспитателя, логопед ,учитель, воспитатель, медсестра, повар, прачка, завхоз, музыкальный руководитель, заведующая, психолог, методист, праздник, подарки.
Примерный словарь (глагольный): заботиться, помогать, стирать, утюжить, убирать, ремонтировать, чинить, строить, готовить (еду), праздновать, радоваться, угощать, веселиться, встречать, поздравлять, дарить, жалеть, беречь, любить, целовать, обнимать, радовать, дарить.
Качественный словарь: взрослый, маленький, веселый, добрая, красивая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, хорошая, любимая, сильный, слабый, крепкий, теплый, солнечный, яркий, праздничный, нарядный.
Словарь наречий: солнечно, тепло, ярко, весело, нарядно, красиво, уютно, хорошо.
«Какой игрушки не хватает?» (на развитие зрительного внимания)
матрешка | пирамидка | мяч |
пирамидка | мяч | матрешка |
мяч | матрешка | ? |
Сентябрь 2-я неделя
Лексическая тема
«Признаки осени. Деревья осенью. Лесные ягоды и грибы. Ядовитые грибы и ягоды. Лекарственные растения. Безопасность в природе»
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия | |
1. Развитие общей моторики | ||
Листья осенние тихо кружатся, Прямо нам под ноги листья ложатся И под ногами шуршат, шелестят Будто опять закружиться хотят | Плавно кружатся Приседают Водят руками по полу Плавно кружатся | |
Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди, и нет просвета, Затерялось где-то лето! | Идут по кругу, взявшись за руки. Руки на поясе, поднять правую ступню, затем левую ступню. Поднять руки, делая взмахи кистями. Смотрят по сторонам в «бинокль». | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Осень Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. Листья березы, Листья рябины, Листья осины, Листики дуба мы соберем. Маме осенний букет отнесем | Сжимают и разжимают кулачки) Загибают в ритме каждой строчки по одному пальцу Сжимают и разжимают кулачки | |
Осень Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки — золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Н. Нищева | (Плавные, волнообразные движения ладонями.) (Загибают по одному пальчику на обеих руках.) (Спокойно укладывают ладони на стол.) | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнение для челюсти «Бегемотик» Упражнение для губ «Осенний ветерок» Упражнение для языка «Лужа» | Рот широко открыть, удержать под счёт до 5. Губы в форме трубочки, тихо тянуть звук [У]. Шлёпать губами по языку, произнося: «пя – пя – пя…». | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Пошёл осенний дождь Вот после дождика выглянуло солнышка Но вдруг опять набежала тучка Но ветер унёс тучки | Огорчение Радость (улыбнулись) Нахмурились Радость (улыбнулись) | |
5. Развитие речевого дыхания | ||
Голосовые упражнения: изобразить завывание осеннего ветра: у-у-у-у-у… громко (сильный ветер), тихо (слабый ветер). | ||
6. Развитие фонетико-фонематического восприятия | ||
В тишине дети должны прислушаться к звукам за окном: «Скажите, что шумит?» (ветер) «Что шуршит?» (листья) «Кто кричит?» (дети, мальчик) «Что гудит?» (самолет, автомобиль) «Кто разговаривает?» (люди) и т.д. Затем предлагается послушать, какие звуки слышны в помещении детского сада: в соседней группе, в коридоре, на кухне и т.д. | ||
7. Развитие лексико-грамматического строя речи | ||
1. Подобрать слова, отвечающие на вопросы Что делает? Что делают? Осень что делает? (приходит, наступает, начинается…) Птицы что делают? (улетают…) Дождь? (идёт, капает, стучит…) Тучи? Трава? Ветер? 2. Подобрать признак к предмету по теме «Осень» Солнце осенью какое? (тусклое…) Листья осенью какие? (жёлтые, красные, коричневые) Трава осенью какая? Небо осенью какое? Дождь осенью какой? Ветер? День? Земля? 3. Подобрать слова, отвечающие на вопросы «что делает?», «что делают?» по теме «Осень». Например: осень (что делает?) – приходит, наступает, начинается... птицы – ... тучи – ... животные – ... ветер – ... дождь – ... трава – ... деревья – ... листья – ... 4. Игра «Подбери признак» по теме «Осень». Например: солнце (какое?) – тусклое... листья – ... небо – ... земля – ... облака – ... трава – ... дождь – ... день – ... ветер – ... 5. Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее). | ||
8. Развитие связной речи | ||
1. Составить описательный рассказ об осени с использованием схемы. 2. Чтение стихотворений, рассказов, отгадывание загадок по лексической теме. Чтение стихотворений Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, П.М. Плещеева, А.С. Пушкина об осени. 3. Тексты для пересказа ОСЕННИЕ ДОЖДИ Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний — моросящий. Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь. По Г. Скребицкому ОСИНА Хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный цвет окрашена листва. Чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Тут и там под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Шелестит под ногами пожелтевший папоротник, и еще горче пахнет в осиновом лесу. По И. Соколову-Микитову |
Дополнительный материал:
«Дождик»
Координация речи и движения
К нам на длинной тонкой ножке Скачет дождик по дорожке. | (Прыжки на одной ноге по кругу.) |
В лужице — смотри, смотри! — Он пускает пузыри. | (Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания.) |
Стали мокрыми кусты, | (Руки вверх, потряхивания кистями.) |
Стали мокрыми цветы. | (Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.) |
Мокрый серый воробей Сушит перышки скорей. | (Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями.) |
Пословицы. Поговорки
Осенью серенькое утро, красненький денек.
Осень — запасиха, зима — подбериха.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.
Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.
В осеннее ненастье семь погод на дворе:
сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.
Загадки
Жаль озябшего бедняжку.
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.
(Осенний лес)
Приходит по луже,
Уходит по стуже.
(Осень)
Тетка Федосья
Красила колосья,
На клене — листья,
На рябине — кисти.
(Осень)
Целый день он шлепал, шлепал,
Ямы лужами заштопал.
(Дождь)
Его весной и летом –
Все видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Лес)
СЕНТЯБРЬ 3-я неделя
Лексическая тема
«Огород. Овощи. Сад. Фрукты. Ягоды»
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия | |
1. Развитие общей моторики | ||
Мы вчера в саду гуляли Мы смородину сажали Яблони белили мы Известью, белилами Починили мы забор, Завели мы разговор: - Ты скажи, садовник наш, что нам ты в награду дашь? - Дам в награду Слив лиловых, Груш медовых, Самых крупных, спелых яблок Вишен, целый килограмм. Вот что вам в награду дам! | Дети идут по кругу, взявшись за руки Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст Движение правой рукою вверх-вниз Имитируют удары молотком Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке. | |
Картошка Мы картошку накопали, Огурцы с гряды сорвали, Выдернули всю морковку, Срезали капустку ловко И в корзине от земли Вам в подарок принесли. | Приседания, наклоны, имитация движений. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
У Лариски – две редиски У Лариски – две редиски. У Алешки – две картошки. У Сережки-сорванца – два зеленых огурца. А у Вовки – две морковки. Да еще у Петьки две хвостатых редьки. | по очереди разгибать пальчики | |
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим, сахарок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ | Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают» Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Опять «варят» и «мешают» | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
«Толстячки – худышки» «Лопата» «Копаем картошку» | Арбузы, тыквы, кочаны капусты – «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие – «худышки». «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу. | |
Щечки-яблочки. Спрячем сливу за щеку. Круглая виноградинка. Банан. | Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки. Надувать попеременно то правую, то левую щеку. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты. | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Пришли в сад. Какие большие яблоки! А какие сочные груши! А как их много! Откусили кусочек яблока, а там червячок. | Удивление Восхищение Радость Разочарование | |
5. Развитие речевого дыхания | ||
Работа над нижнедиафрагмальным дыханием. Работа над голосом А – о – у а – О – у а – о – У | ||
6. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
«Исправь ошибку». Развитие слухового внимания. Усвоение относительных прилагательных. Исправленные предложения дети должны проговорить целиком. (Картофельное пюре приготовим из моркови. Свекольный салат приготовим из чеснока. Морковный сок приготовим из лука. Капустный пирог приготовим из кабачка. Огуречный салат приготовим из помидоров. Гороховый суп приготовим из редиски. Тыквенное повидло приготовим из укропа. И т. д.) | ||
7. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
- Образование множественного числа существительных в Им. п, Р.п.,( огурец-огурцы-много огурцов) - Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (огурец-огурчик) - Употребление местоимений «мой», «моя», «мое» с существительным (моя морковь, мой огурец) - Игра «Повар» (поиск соответствующего понятия). Назови блюда, которые можно приготовить из разных овощей. Я положу в борщ .... Я положу в щи ... . Я положу в суп ... . - Согласование названия овощей и фруктов с прилагательным (красный помидор),с числительными 1, 2, 5. (один огурец, два огурца, пять огурцов) «Подбери слово». Подбор прилагательных к существительным. Огурец какой? (Зеленый, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный.) Помидор какой? (Красный, круглый, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый) и т. д Игра «Названия соков» Цель: образование прилагательных от названий овощей. Сок из огурца — огуречный сок Сок из свёклы — свекольный сок Сок из лука — луковый сок Сок из помидоров — томатный сок Сок из капусты — капустный сок Сок из тыквы — тыквенный сок Сок из моркови — морковный сок «Чего не хватает в вазе?» На столе — ваза с фруктами. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает два фрукта. Открыв глаза, дети угадывают, чего не хватает в вазе: «В вазе не хватает лимона и груши». И т. д. «Назови ласково»: (яблоко – яблочко; апельсин – апельсинчик и т.д.) «Один — много». (это – лимон, а это – лимоны; это – груша, а это – груши и т.д.) Игра «Красивые слова» Цель: упражнять в подборе прилагательных. Яблоко (какое?) (вкусное, сладкое, душистое, нежное, сочное, наливное, Румяное, красное, желтое, золотистое, полосатое, спелое, мягкое, твердое, (не) большое, маленькое...) Яблоки (какие? (крупные, сушеные, печеные, летние, осенние, зимние, поздние, южные, антоновские...) Груша (какая?) (сладкая, вкусная, ароматная, душистая, сочная, мягкая, твердая, желтая, зеленая, зелено-коричневая...) Поиск антонимов «Скажи наоборот» Персик большой, а абрикос маленький; у яблока семечек много, а у сливы одно — косточка; апельсин круглый, а банан длинный; лимон кислый, а персик сладкий; апельсин больше, а мандарин меньше. Игра «Определи действие» Цель: упражнять в подборе словосочетаний существительных и глаголов. Что можно делать с фруктами? (Собирать, срывать, мыть, есть, резать, варить, продавать, покупать...) Что может сделать фруктовое дерево? (Оно может зацвести, вырасти, замерзнуть, засохнуть, погибнуть...) | ||
8. Развитие связной речи | ||
Помидор круглый, а морковь... (продолговатая). Помидор красный, а морковь... Помидор мягкий, а морковь... Помидор кислый, а морковь... У помидора внутри семечки, а у моркови... Помидор растет на земле, а морковь... (в земле).
3. Составление рассказа на тему «Овощи» или «Фрукты» 1. Цвет. (Какого цвета овощ?) 2. Форма. (Какой он формы?) 3. Два помидора. (Какого они размера?) 4. Морковь, перец. (Какие они по вкусу?) 5. Грядка. (Где овощ вырос?) 6. Кастрюля, рука. (Что можно приготовить из данного овоща?)
1. Цвет. (Какого цвета фрукт?) 2. Форма. (Какой фрукт формы?) 3. Размер. (Какого он размера?) 4. Лимон, груша. (Какой у него вкус: сладкий, кислый?) 5. Дерево, куст. (Где он вырос?) 6. Рука, кастрюля. (Что можно приготовить из него?)
|
Дополнительный материал
Упражнение на релаксацию
Устали овощи, сели отдыхать | |
Отдувается капуста: «Ах!АХ!» Морковка: «Эх!Эх!» Горох: «Ох!Ох!Ох!» Огурец: «Ух!Ух!» | Обмахивать лицо ладошками Хлопать по коленям Легко ударять пальчиками по коленям Хлопать в ладоши |
Словарь существительных: Огород, грядка, овощи, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, чеснок, капуста, редис, укроп, петрушка, кочан, горошинка, лопата, лейка, мешок, корзина, ящик, вредители, гусеницы, жуки. Яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, виноград, апельсины, мандарины, ананасы, бананы, лимоны, гранаты. Косточка, кожура, плоды.
Салат, суп, сок, овощевод, продавец.
Словарь прилагательных: Разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий.
Словарь наречий: Высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.
Глагольный словарь: Садить, ухаживать, рыхлить, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, срезать, собирать, варить, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться
«Повтори чистоговорки»:
ва-ва-ва — слива;
ша-ша-ша — груша;
ко-ко-ко — яблоко;
мон-мон-мон — лимон;
син-син-син — апельсин.
Игра «Отгадай фрукт по описанию»
Желтый, кислый, овальный, спелый, душистый, растет на дереве. (Лимон.)
Круглое, сочное, сладкое, красное, спелое, твердое, вкусное, румяное. (Яблоко.)
Работа продолжается по подбору эпитетов с другими фруктами.
СЕНТЯБРЬ 4 неделя
Лексическая тема
«Сельскохозяйственные работы.
Хлеб – всему голова.
Профессии села»
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия |
1. Развитие общей моторики | |
Ветерок спросил, пролетая: - Отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят: - Золотые руки растят! | Бегут по кругу на носочках, руки на поясе. Меняют направление бега. Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны. Два наклона к носочкам. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Каша в поле росла, К нам в тарелку пришла. Всех друзей угостим, По тарелке дадим. Птичке-невеличке, Зайцу и лисичке, Кошке и матрешке – Всем дадим по ложке. | Поднимают руки вверх, шевелят пальчиками. Приседают, «шагают» пальчиками Встают, мешают указательным пальцем правой руки в ладошке левой. Загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти Упражнения для губ Упражнения для языка | Попеременное открывание, закрывание рта «Бублик» – «Трубочка»; «Воздушный поцелуй»; беззвучная артикуляция звуков А, У Самомассаж языка: покусывание (дя-дя-дя), шлепать губами – расслабление (пя-пя-пя) |
4. Развитие мимических мышц | |
Мы умеем удивляться. Мы умеем огорчаться. Мы умеем сердиться. Мы умеем веселиться. | Выполнение движений по тексту. |
5. Развитие речевого дыхания | |
Волшебные заклинания Цель: развитие фонационного дыхания Содержание: Вдох – выдох: поднять руки от груди плавно вверх и в стороны, произнося: ПА. Вдох – выдох: от груди руки в стороны, произносить: ПО. Вдох – выдох: показать напряжение в мышцах: ПУ Вдох – выдох: слегка давящие движения рук вперед: ПУ Вдох – выдох: присесть, обхватить колени: ПУ Вдох – выдох: ПАПОПУ – движения плавные, переходят одно в другое. | |
6. Развитие фонетико-фонематических процессов | |
1. Игра «Хлопай, топай». На слова со звуком А – хлопнуть, со звуком У – топнуть. 2. Игра «Перепалка». Дети делятся на две команды, одна из команд должна называть слова со звуком А, а вторая со звуком У. Побеждает та команда, которая придумает больше слов. | |
7. Развитие лексико-грамматических процессов | |
1. Игра с мячом «Какая каша?» (образование относительных прилагательных) Каша из гречи — какая? ..., гречневая, из пшена - … (пшенная), из манки — какая ...(манная), из риса - ...(рисовая).
(Из зерна) Откуда зерно? (Из колоса) Откуда пшеница? (Выросла в поле) Кто вырастил пшеницу? (Агроном, хлебороб) 3. «Назови признак» Хлеб какой? – пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т.д. 4. Игра «Сосчитай» – одно зернышко …,два.., три…, пять зернышек и т.д. (колос, кукуруза, урожай, стебель, початок) 5. Упражнение «Из чего – какой?» хлеб пекут из пшеницы - хлеб пшеничный, лепешки из ржи - …(ржаные), печенье из овсяной муки - … (овсяное), масло из кукурузы - …(кукурузное). 6. Игра: «Придумай родственное слово» – хлеб – хлебница, хлебный, хлебушек, хлеба, хлебороб, хлебец, хлебцы, хлеборезка, хлебопродукты, хлебозавод, хлебопекарня, нахлебник, хлебобулочный… (пшеница, овес, рожь) 7. Игра: «Один – много» (множественное число существительных): батон – батоны колос – … зерно – … булка – … комбайн – … крошка – … 8. Игра: «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа): батон – нет батона колос — … зерно – … булка – … комбайн – … крошка – … | |
8. Развитие связной речи | |
1. Выучить и уточнить значение пословиц: Хлеб – всему голова. Хорошо трудиться – хлеб уродится. Что посеешь, то и пожнешь. 2. Заучивание стихов о хлебе. |
Дополнительный материал:
1. Чтение стихотворения С. Погореловского
Вот он – хлебушек душистый.
Вот он – теплый, золотистый,
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло!
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам – хлебом.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
2. Загадки.
Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
В поле вырос дом, полон дом зерном. (Колос).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тетрадь взаимодействия воспитателя и логопеда в средней группе детского сада для детей с ОНР
В тетрадке собраны задания для индивидуально подгрупповой деятельности воспитателя на логочасе...
Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя в подготовительной к школе группе
В помощь начинающим логопедам...
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями.Предназначена для детей средней группы.Работа распланирована на учебный год, задания выполнены в последовательности по разделам речи.Включает в ...
тетрадь взаимодействия с воспитателями
образец...
тетрадь взаимодействия воспитателя ФИЗО с воспитателями группы
терадь взаимодействия на январь 2-я младшая группа...
Тетрадь взаимодействия с воспитателями по лексической теме "Космос"
Отражение основный пунктов взаимодействия воспитателей в логопедической группе по лексической теме....
Тетрадь взаимодействия с воспитателями старшей Г.К.Н.
Тетрадь взаимодействия...