Дополнительная образовательная программа «Карандаш» Направленность – художественно-эстетическое развитие
методическая разработка по рисованию по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Наше счастье»
Принята педагогическим советом
Протокол № 1 от «31» августа 2015г.
Утверждена приказом №_____
от 31.08.2015г.
Заведующий МБДОУ д/с №12
«Наше счастье»
________________В.М.Матчиной
Дополнительная образовательная программа «Карандаш»
Направленность – художественно-эстетическое развитие
Возраст детей: старший дошкольный (5-7 лет)
Срок реализации: 1 учебный год
Составитель программы:
Леонтьева Вера Николаевна,
воспитатель
ст.Тбилисская
Пояснительная записка.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы.
Проблема обучения изобразительной деятельности по жанрам живописи, актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работе по данной теме в современных условиях педагогического процесса уделяется не достаточное внимание. Некоторые виды изобразительной деятельности по живописи вообще вынесены за рамки занятий, и практикуются в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных умений и понятий о пейзаже, портрете и натюрморте.
На современном этапе развития дошкольного образования важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
Психологи утверждают, что рисунок для ребенка – не искусство, а его речь: он "говорит" о вещах, ситуациях с помощью картинок, пока устная и письменная речь его еще бедна и несовершенна. Рисование – очень серьезная работа, потому что, развивая руку, мы развиваем мозг. Изобразительная деятельность – благодатная почва для реализации активности, ведь человек усваивает 10% из того, что слышит, 50 из того, что видит, 90% из того, что делает. Изобразительная деятельность по жанрам живописи позволяет развивать творческие возможности ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем.
Название предметов, явлений, их словесное определение и описание, высказывания ребенка о том, что и как он рисует, лепит; рассказ о созданном изображении, его оценка, умение его охарактеризовать, сказать, что
получилось и что не получилось и почему, развивает речь детей и способствует более глубокому осмыслению процесса изображения.
Знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель программы: Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
- Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
- Учить смешивать краски, для получения новых цветов и оттенков.
Воспитательные:
- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
- Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками и желание действовать с ними.
- Активизировать детей при выборе тематики.
- Воспитывать аккуратность при выполнении работ.
Развивающие:
- Развивать творчество, фантазию.
- Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
- Развивать внимание, память, мышление и воображение средствами изодеятельности.
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
Рисование пальчиками, рисование ладошкой, тычок жесткой полусухой кистью, скатывание бумаги, оттиск поролоном, фраттаж, «эбру», песочная анимация, оттиск смятой бумаги, монотипия предметная, отпечатки листьев, набрызг, восковые мелки и акварель, тестопластика, пластилинография.
Организация программы.
Два занятия в неделю по 30 минут.
Возраст детей, участвующих в образовательной деятельности от 5 до 7 лет.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познание: игры по художественному творчеству, игры моделирования.
Чтение художественной литературы: стихи, рассказы, загадки, потешки.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Здоровье: физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Методы работы: индивидуальный, групповой, наглядный.
Формы работы: игры, беседы, работа с наглядным материалом, практические упражнения для отработки необходимых навыков, чтение и заучивание художественной литературы, рассматривание репродукций картин.
Техническое оснащение: листы бумаги, гуашь, акварель, кисти беличьи, кисти жесткие, нитки, салфетки, клей, цветная бумага, зубные щетки, песок, пластилин, стол для песочной анимации.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по образовательным областям:
Коммуникация - (развитие речи) - использование на занятиях художественного слова, развитие монологической речи при описании репродукции картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
Познание – (ознакомление с окружающим) - ознакомление дошкольников с историко-культурным наследием. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, малых скульптурных форм, различных наблюдений.
Ожидаемые результаты кружка:
- Организация еженедельных выставок детских работ для родителей.
- развитие у детей интереса к нетрадиционной изобразительной деятельности.
- совершенствование изобразительных навыков и умений, развитие художественно-творческих способностей детей.
- привлечение родителей к художественно-творческой деятельности ДОУ
Календарно-тематическое планирование.
Месяц | Дата | Наименование темы | Содержание НОД |
Октябрь | 01.10. | 1. «Букет цветов» Цвет в рисунке. Цветовой спектр. Колорит. |
|
06.10. | 2. «Картина». Работа с цветными карандашами, восковыми карандашами. |
| |
08.10. | 3. «Поймай рыбку». Работа в смешанной технике: гуашь, акварель, восковые мелки, аппликация. |
| |
13.10. | 4. «Золотая осень» Знакомство с жанрами живописи: пейзаж. |
| |
15.10. | 5. «Скатерть-самобранка». Знакомство с жанрами живописи: натюрморт. |
| |
20.10. | 6. «Мамочка» Знакомство с жанрами живописи: портрет. |
| |
22.10. | 7. «Коврик из опавших листьев». |
| |
27.10. | 8. «Гроздь винограда». |
| |
29.10. | 9. «Разноцветный ветер». |
| |
Ноябрь | 03.11. | 1. «Моя любимая игрушка». Использование смешанной техники живописи: живопись-лепка, живопись-аппликация, живопись-коллаж. |
|
05.11. | 2. «Зимняя улица», «Первый снег». Знакомство с жанрами живописи: акварельная живопись. |
| |
10.11. | 3. «Волшебный мир ночи». Песочная анимация. |
| |
12.11. | 4. «Волшебное стекло». Работа с цветными карандашами. |
| |
17.11. | 5.«Звездное небо». |
| |
19.11. | 6. «Ах,ты, котенька коток». |
| |
24.11. | 7. «Рыбки в аквариуме». |
| |
26.11. | 8. «Космические дали». |
| |
Декабрь | 01.12. | 1. «Новогодние игрушки». Использование живописи, аппликации в техническом творчестве. |
|
03.12. | 2. «Маскарад». Использование живописи, аппликации в техническом творчестве. |
| |
08.12. | 3. «Приглашение на новогоднюю ёлку». Составление сюжетной картины. |
| |
10.12. | 4. «Чудесные картинки». Знакомство с техникой живописи – монотипия. |
развитие образного мышления. | |
15.12. | 5. «Праздничный фейерверк». |
| |
17.12. | 6. «Бабочка – красавица». |
| |
22.12. | 7. «Цыпленок». |
| |
24.12 | 8. «Букет цветов». |
| |
29.12. | 9. «Снег, снег кружится |
| |
Январь | 12.01. | 1. «Весёлый праздник – Новый год». Знакомство с техникой живописи: мокрое и сухое письмо. |
|
14.01. | 2. «Рождество в рисунках детей». Использование смешанной техники живописи: рисунок и лепка. |
| |
19.01. | 3. «Моя любимая кукла, игрушка». |
| |
21.01. | 4. «Домик для куклы». Изготовление наряда и домика для куклы (техника рисунка и аппликации). |
| |
26.01 | 5. «В январе, в январе все деревья в серебре». |
| |
28.01. | 6. «Маленькой елочке холодно зимой». |
| |
Февраль | 02.02. | 1. «Сказка всегда разноцветная». |
|
04.02. | 2. Знакомство с техникой рисунка: шаблон, напыление, набрызг. |
| |
09.02. | 3. «На арене цирка». |
| |
11.02. | 4. «23 февраля – День защитников Отечества». |
| |
16.02. | 5. «Чудо, чудо, чудеса». |
| |
18.02. | 6. «Деревья в снегу» |
| |
25.02. | 7. «Мороз рисует на стекле». |
| |
Март | 01.03. | 1. «Край родной, край любимый» |
|
03.03. | 2. «8 Марта» Выполнение портрета мамы, бабушки, сестренки. Выполнение сюжетной бытовой картины. |
| |
10.03. | 3. «Открытка для мамы». |
| |
15.03. | 4. «Натюрморт». Выполнение объемного рисунка: лепка + живопись. |
| |
17.03. | 5.«Весенние ручейки». |
| |
22.03. | 6. «Капель». |
| |
24.03. | 7. «Что-нибудь получится». |
| |
29.03. | 8. «Разноцветные сны». |
| |
31.03. | 9. Свободное творчество детей. |
| |
Апрель | 05.04. | 1. «Весёлый хоровод». Выполнение объемных работ – кукол (пластиковая бутылка, пластилин, гуашь) |
|
07.04. | 2. «Город мастеров». Знакомство с декоративно-прикладными видами искусства. |
| |
12.04 | 3. Роспись платка, косынки, фартука. |
| |
14.04. | 4. «Разноцветный хоровод». |
| |
19.04. | 5. «Подснежник». |
| |
21.04. | 6. «Солнышко, посвети». |
| |
26.04. | 7. «Травушка муравушка». |
| |
28.04. | 8. «Картинка про весну». |
| |
Май | 05.05. | 1. Волшебный мир искусства «Музеи мира». |
|
12.05. | 2. «Праздничная улица». |
| |
17.05. | 3. «Цветущая весна». |
| |
19.05. | 4. Рисуем, творим, фантазируем. |
| |
24.05. | 5. «Дождик скачет по дорожке». |
| |
26.05. | 6. «Цветущие одуванчики». |
| |
31.05. | 7. «Весна пришла». |
|
Приложение.
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Черно-белый граттаж
(грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Цветной граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа хореографического кружка (художественно-эстетическое направление) для детей раннего дошкольного возраста
Программа предназначена для детей раннего дошкольного возраста (от 2-х до 4-х лет),модифицирована с учётом программ А.И.Бурениной,Т.Сауко "Топ-хлоп, малыши",А.И. Бурениной "Ритмическая мозайка". В нас...
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно – эстетическому развитию театральной студии «Золотой ключик» для детей старшего дошкольного возраста
Новизна программы:Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Лепландия» Направленность: : художественно-эстетическая Уровень программы: ознакомительный Возраст учащихся:6-7 лет Срок реализации: 1 год (76 часов)
1.2. Цель реализации программы: Программа ставит перед собой цель: раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке, через занятия пластикой, художественн...
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Разноцветные пальчики»
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем боль...
Дополнительная общеразвивающая программа "Зазеркалье" направленность: художественно-эстетическая
Программа по театрализации ориентирована на формирование у дошкольников навыков культуры, речи, пластической выразительности.Цель: Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деяте...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АРТГРАД» НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ «РАЗНОЦВЕТИК»Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессДошкольное детство — очень важный пери...