Мастер -класс для родителей "Логопедические игры на кухне"
консультация по коррекционной педагогике

Орлова Оксана Николаевна

Цель. Формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах гармонизации внутри семейных отношений. Знакомить с речевыми играми.

Задачи:

- развивать речь и воображение ребёнка;

-активизировать словарь;

-расширять кругозор ребёнка;

- привлекать его к выполнению простейших поручений;

-развитие артикуляционной и мелкой моторики;

-развитие фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_logopedicheskie_igry.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для родителей

«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА КУХНЕ»

ответственный: учитель -логопед

Орлова О.Н.

Мастер-класс для родителей

«Логопедические игры на кухне»

Подготовила:  учитель – логопед Орлова О.Н.

Цель. Формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах гармонизации внутрисемейных отношений. Знакомить с речевыми играми.

Задачи:

- развивать речь и воображение ребёнка;

-активизировать словарь;

-расширять кругозор ребёнка;

- привлекать его к выполнению простейших поручений;

-развитие артикуляционной и мелкой моторики;

-развитие фонематического слуха.

Ход мастер-класса.

Добрый день, уважаемые родители. Очень приятно видеть вас сегодня здесь. Тема нашего мастер – класса «Логопедические игры на кухне».

Жизнь современного родителя перегружена: перегружена работой, бытовыми обязанностями, зачастую родителям не хватает времени заниматься с детьми. В основном дети заняты просмотром телевизоров, планшетов, иногда играют в игрушки самостоятельно. Реже читают сказки с родителями, а специально организованные игры на развитие речи большая редкость. Что же делать? Как же помочь ребенку развивать речь? Конечно, с ребенком надо разговаривать.

Теперь встает вопрос, когда же это делать?

Каждая мама, придя домой идет на кухню готовить. А что в это время делает ребенок? Идет за  мамой. Это время и можно использовать для общения с ребенком, да и различных материалов для игр на кухне более чем достаточно.

Сегодня я хочу показать вам игры, которые можно играть на кухне.

 Все игры я разделила на группы: игры на развитие мелкой моторики, игры на формирование правильной воздушной струи, игры на развитие звукового восприятия, игры на обогащение словарного запаса, игры на развитие грамматического строя речи.

            Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами. Игры:

  • Представим ситуацию, вы заняты приготовлением ужина, а ваш ребенок крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Крупу можно перебирать, просеивать через сито, пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так.
  • Искать спрятанные в крупе мелкие игрушки
  •  Рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке,
  • Делать аппликации крупой на пластилине или клее,
  • Проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко бутылки,
  • Нанизывать макароны на шнурок и т.д.

Разнообразие занятий с крупами ограничено лишь вашей фантазией, и каждое из них будет по-своему полезно для пальчиков.

         Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

  • Наберем в тазик воду, опустим туда кораблик, мячик и т.д. . Делаем вдох носом, выдыхаем ртом не надувая щек.
  • В емкость наберем воду и дуем в трубочку, затем можно усложнить задание, и предложить ребенку дуть в кисель, чем гуще кисель, тем сложнее упражнение.
  • Остудим чай, дуем на чай. Дома мы можем налить ребенку чай, и попросить его остудить. Также делаем вдох носом, выдыхаем ртом не надувая щек.
  • Задуй свечку. Дома можно зажечь ребенку свечку и просить потушить. Но здесь важно ребенку объяснить, что свечку можно зажигать только со взрослыми.  
  • «Змейка», отрываем кусочек салфетки, кладем его на кончик языка и дуем.  

 Сейчас немного хочется рассказать о фонематическом слухе. Часто различные трудности при обучении чтению и письму объясняются плохо развитым фонематическим слухом

 А что же такое –  фонематический слух и надо ли его развивать?

Все множество звуков, которые нас окружают можно разделить на неречевые и речевые звуки.  И с первых дней жизни ребенок знакомится со звуками окружающего мира, которые формируются вместе с образом предмета. Хлопнула дверь – звук связывается с дверью и в следующий раз, услышав такой звук, ребенок воссоздает образ двери и понимает, что это хлопнула дверь. Складывается определенная ассоциация.  Услышав, как мурчит кошка, мы ассоциируем этот звук с кошкой и запоминаем эту связь.

     Если же мы слышим слово, то оно воспринимается, как одно целое – название предмета, действия, признака.  Слово создает определенный образ, который появляется в голове, когда мы слышим это слово.

     Когда же надо это слово записать, нам необходимо разложить его на составляющие – буквы.  Так вот, чтобы ребенок смог разложить слово на составляющие, его фонематический слух должен быть достаточно развит.

При несформированности речевого звукоразличения человек воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Кухня – подходящее место и для развития фонематического слуха.

  • Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
  • Погремите горохом или гречкой в стеклянной банке и т.д. А ребенок пусть попробует отгадать, закрыв глаза.
  • Насыпаем в баночки крупы, должно быть не менее двух одинаковых баночек. Затем просим ребенка найти одинаково звучащие баночки.
  • Повтори-  Ребенок сидит на стульчике, а взрослый в это время задает определенный ритм, отстукивает его по стакану, можно усложнить попросить ребенка закрыть глаза. После этого взрослый просит повторить ребенка только что услышанный ритм, прохлопав его в ладоши.
  • Детям постарше можно предложить, поучаствовать в составлении меню. Например, в понедельник будем готовить Пирожки, Печень и картофельное Пюре, во вторник — Ватрушки или Вареники, суп с Вермишелью; в среду – сырники, рассольник и спагетти и т.д. Заодно и дни недели выучите.
  • Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [С]: салат, сырники, морс, суп). Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. Поэтому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
  • Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т.д.
  • Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:


    - Кар-р-р-тофель или капусту?
    - Помидор-р-ры или баклажаны?

Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься развитием речевых навыков ребенка. Например, можно повторить предлоги:

  • Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа… (предлоги это наверно одно из самых сложных частей речи, детям тяжело в них ориентироваться)

А еще поиграйте так.

  • Для следующей игры выберите, пожалуйста, себе один овощ или фрукт. К то больше вспомнит слов, подходящих к слову апельсин? Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный (только что с улицы принесли), сладкий, большой, тяжелый, экзотический… А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая, легкая… Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся апельсинчик, булочка, хлебушек…

«Варим варенье» - предложите варианты, например, из яблок варенье яблочное, а из смородины – смородиновое, из клубники – клубничное, из вишни – вишнёвое и т.д. и наоборот: черничное варенье из чего?

«Угощаю». Малыш называет «вкусное» слово и «кладёт» его вам на ладошку, затем вы ему, до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «соленые», «сладкие», «кислые», «горькие», «холодные» слова (например, называйте только «сладкие» слова: мед, конфета, арбуз…).

«Закрой глаза - открой рот». Ребенок с закрытыми глазами должен рассказать, какой кусочек положила ему в рот мама (сочный, кислый, мягкий, вкусный…), а затем он называет, что это было (лимон).

«Подбери слова». Мама просит малыша назвать «только посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель» (можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты» и т. п.).

«Для чего это нужно?». Спросите у ребенка или объясните и покажите ему, зачем нужен половник, дуршлаг, терка, солонка…

Подборка игр на развитие грамматического строя.

«Приготовим сок». Из яблок сок…(яблочный), из моркови…(морковный) и т.п.

Справились?
А затем наоборот: апельсиновый сок из чего? (из апельсина)…

«Упрямые слова». Расскажите ребенку, что на кухне есть «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, какао. Попросите его придумать с ними предложения и следите, чтобы он не изменял эти слова.

«Из двух – одно». Поучите малыша составлять из двух слов одно (кофе мелет - кофемолка, мясо рубит- мясорубка, сок выжимает соковыжималка…).

«Где что спряталось?». Попросите ребенка помочь найти «спрятавшиеся» предметы: кастрюлю, половник, табуретку… Оказывается, кастрюля «прячется» в шкафу, половник – на полке, табуретка – под столом, вилка лежит около ложки и т. д. А что висит на стене, стоит в холодильнике?

Надеюсь, вы поняли принцип, как играть в логопедические игры на кухне да и в любом другом месте. Обязательно используйте эти идеи и придумывайте свои варианты логопедических игр, ведь регулярные занятия на развитие речи и мелкой моторики – залог успешного и своевременного овладения ребенком этой важнейшей способностью.

«Логопедические игры на кухне»

Игры на обогащение словаря ребенка.

Расширяем словарный запас и учим словообразованию.

  1. «Разные слова»

В игре можно использовать любые предметы.

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

-Давай, назовем какой апельсин –

Холодный или теплый, грязный или чистый, мытый или не мытый, целый, тяжелый.

Таким же образом подбираем слова к другим предметам.

Ребёнок: Круглый, оранжевый, вкусный, ароматный, кисло-сладкий, цитрусовый, большой.

  1. «Какой предмет?»

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

Красное — платье, яблоко, знамя, …

  1. «Охота на слова»

Цель: Дать понятие об овощах, способствовать развитию внимательности и наблюдательности, развивать быстроту переключаемости, активизировать словарь.

Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т.д.) на слова можно «охотиться», которые достаем из винегрета, кухонного шкафа, плиты и на кухне вообще. Кто больше знает названий посуды, мебели, бытовой техники, продуктов и т.д.

  1. «Угощаю»

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.

Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите.

Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.

Игры на развитие грамматического строя:

  1. «Помощники»

Назови одним словом прибор, с помощью которого:

варят кофе, режут овощи, чистят картофель, моют посуду, выжимают сок, убирают в квартире.

Ребёнок: Кофеварка, овощерезка, картофелечистка, посудомоечная машина, соковыжималка, пылесос.

  1. «Большой – маленький»

Цель: Учим использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Булка- булочка, апельсин- апельсинчик, кастрюля- кастрюлечка и т.д.

  1. «Великаны»

Нож- ножище, помидор – помидорище, батон - батонище.

  1. «Готовим вместе»

Цель: Формирование и развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных. - Как будет называться блюдо? Варим кашу из манки, из риса и т.п.

пюре из картошки, колеты из мяса; суп из курицы из грибов, из лука, из рыбы - и так далее.

Из яблок получается яблочный сок, из груш, из свеклы.

Ребёнок образует относительные прилагательные.

  1. Учим предлоги: после похода в магазин раскладываем продукты сообща: куда положить овощи, куда положить фрукты, куда положить крупу, куда положить хлеб.

- Конфеты положим в вазочку и поставим около сахарницы. Салфетки сложим в салфетницу и поставим на поднос. Порошок надо поставить в шкафчике под раковиной возле коробки…

  1. «Один и много»

Например:

Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол - столы…

  1. «Раскладываем и пересчитываем»

Цель: Закреплять навыки счёта, упражнять в сравнении количество предметов. Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество предметов.

  1. «Чего не стало?»

Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов– 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.

  1. «Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный холодильник, красное полотенце, красный стол, красное окно, красная рука и прочие.

  1. «Я внимательный»

Будем называть предметы, которые видим, а еще обязательно укажем – какие они. Например: Вот стол. Он деревянный. Вот кошка – она пушистая. Вот окно – оно большое. Вот ложка – она железная. Вот тарелка – она фарфоровая.

Развитие связной речи

  1. «Кухонные сказки».

 Можно придумывать сказки или истории про различные предметы, например: про старую кастрюлю (банан, картофелину, кухонные часы и т.п.).

Если ребёнку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы.

Ребёнок рассказывает сказочную историю.

Игровое упражнение на слоговую структуру слов

- Назови продукты в которых один, два, три слога.

-Возьми столько макарон, горошин, фасоли и т.п. сколько в этом слове слогов.

-Раскатай из теста два, три шарика, подбери слова с таким количеством слогов.

-Отстучите определенное количество раз и предложите найти на кухне предмет с таким количеством слогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема: «Безопасные игры с ребёнком на кухне»

Формировать у родителей умение организовывать совместную игровую деятельность с детьми....

Мастер-класс для родителей "Игры на кухне" с детьми младшего дошкольного возраста

Мастер-класс направлен на изучение игр из подручных материалов на развитие мелкой моторики рук...

Мастер-класс для родителей "Играем на кухне"

Мастер-класс для родителей "Играем на кухне"...

Мастер-класс для родителей: «Играем на кухне»

Уважаемые родители! Добрый вечер! Мне бы хотелось для Вас вот в таком режиме провести Мастер-класс: «Играем на кухне»Прочитайте теорию. Я, думаю, Вас это заинтересует.Когда у Вас буде...

Мастер-класс для родителей: « Игры на кухне»

Мастер-класс для родителей: « Игры  на кухне»Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию...