Ориентировка на собственном теле: право-лево, верх-вниз, вперед-назад.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Цель: формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дефектологическое сопровождение

Тема: Ориентировка на собственном теле: право-лево, верх-вниз, вперед-назад.

Цель: формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела.

 Задачи:

1) Коррекционно-образовательные:

- учить ориентироваться на собственном теле;

 - активизировать словарь детей (голова, шея, подбородок, руки, плечи, ступни, ноги, туловище, «справа», «слева», «над», «под», «между»);

- развивать связную речь учащихся.

 2) Коррекционно-развивающие:

 - развивать представления о собственном теле;

 - развивать операции мышления (анализ, синтез);

 - развивать внимание (концентрацию, переключаемость);

 - развивать зрительное, слуховое восприятие.

3) Коррекционно-воспитательные:

 - воспитывать умение внимательно слушать педагога, прилежание и усидчивость.

Оборудование: лист оценки, жетоны, смайлики настроения, модель строения тела человека, резинки с буквами П и Л, кукла, обувь кукол, варежки и перчатки, листы с заданиями для закрепления темы.

                                                        Ход занятия.
1. Организационный момент.

Поговорим? - О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, что-то ТЕБЕ известно.
- Поговорим? - Поговорим!
Нам будет интересно!

- С помощью смайлика покажи с каким настроением ты пришёл на урок.

- На какие отметки ты хочешь учиться?

- На листе оценки будем выставлять фишки. Если на занятии за правильно выполненные задания получишь 5 и более жетонов, считай, что оценку 5 заработал. Желаю успеха!

2.Актуализация знаний.

- Сначала прослушай стихотворение и попробуй догадаться, чему сегодня ты будешь учиться на уроке.

Стоял ученик на развилке дорог,
Где право, где лево понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал 
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал. 
“Победа!” - раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.

- Ты догадался чем будем заниматься?

- А зачем это каждому человеку нужно? (Чтобы было легко ориентироваться на улице, в тетради, в учебнике, надевать коньки и другую обувь  и т.д.)

3.Основная часть. Выполнение упражнений.
 «Мое тело» Показ на себе и на макете человеческого тела.

- Новый материал тебе пришёл помочь понять необычный человечек. Это макет человеческого тела.

- Скажите, что у человека выше всего? (Голова.)

- Покажи на себе. А теперь на макете человеческого тела человека.

- Что ниже всего? (Ступни, пятки.)

- Что ниже головы? (Туловище, руки, ноги и т.д.)

- Что выше ног? (Туловище, шея, голова, руки, спина и т.д.)

 «Спереди — сзади»

- Какие части тела спереди? Покажите их. (Грудь, нос, рот, колени и т.д.)

- Какие части тела сзади? (Затылок, спина, пятки и т.д.)

 «Право — лево»

- У человека 2 руки и обе они необходимы. Зачем?

- Названия у рук разные. Знаешь какие? (Правая и левая.)

- Чтобы было легче определять право и лево, я тебе на руки надену резиночки с буквами, которые будут обозначать правую и левую руку.

Где правая рука? (Ребёнок показывает.)

- С какого звука начинается слово «правая»?

- А какой буквой обозначают этот звук? (Надеваю резиночку с буквой П.)

- Где правая нога?

- Правая бровь?

- Правое колено?

- Левая рука? (Ребёнок показывает. )

- С какого звука начинается слово «левая»?

- А какой буквой он обозначается? Надеваю резиночку с буквой Л.)

- Покажи левую ногу, левый глаз, левый локоть. Молодец!

- Все предметы, которые ты видишь в классе на той стороне, где правая рука, находятся справа. Назовите предметы, которые находятся справа.

- Все предметы, которые ты видишь на той стороне, где левая рука, находятся слева. Назовите предметы в классе, которые находятся слева.

(Оценивание.)

Работа с геометрическими фигурами на листе с ручкой.

 Посмотри на лист. Что увидел? (Геометрические фигуры.)

- Назови их.

- А что ещё заметил? (Они расположены в двух столбиках.)

- работать будешь по строчкам. Обведи правый квадрат. И т.д.

(Оценивание.)

- А сейчас отдохнём.

Двигательное упражнение за столом.

Правая, левая – строят города. (Показываю, вытягивая поочередно вперед руки, а затем «строю» – ставлю одну руку над другой, как будто кладка кирпичей.)

Правая, левая – водят поезда. (Показываю руки, а затем «кручу руль» перед собой.)

Правая, левая – могут шить и штопать. (Показывая руки, а затем правой рукой имитирую работу иголкой – шью, левой рукой держу воображаемую ткань.)

Правая, левая – любят громко хлопать. (Показываю руки, а затем хлопаю).

 Физминутка.
Любопытная Варвара смотрит – влево, (Повернуть корпус влево.)

Смотрит вправо. (Повернуть корпус вправо.)

Смотрит вверх, (Наклон головы назад.)

Смотрит вниз. (Наклон головы вперед.)

Чуть присела на карниз. (Присесть.)

А потом в ладоши хлоп! (Хлопают.)

Правой ручкой хлоп-хлоп,

Левой ручкой хлоп-хлоп, (Руки на пояс.)

Правой ножкой топ-топ,

Левой ножкой топ-топ,

Голова направо, голова налево,

Голова вперед - назад,

Повторяем все подряд.

Молодец! (Оценивание.)


“Где верх, где низ?”

- Знаешь ли ты, что обозначают слова вверху - внизу?

- Вверху – это значит находится в верхней части, на высоте. Рука показывает направление вверх. Назови что у человека находится вверху.

- А в классе?

- Внизу - значит находится в нижней части чего-нибудь, под чем-нибудь. Рука показывает направление вниз. Назови,  что у человека находятся внизу.

- А в помещении класса?

 «Покажи правильно»
Цель: формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела.
- Кукла Маша пришла сегодня на урок помочь тебе разобраться, где право, где лево. У нее такие же буквы на резиночках  на руках, как и у тебя, Я буду давать задания, а ты будешь показывать на ней.

- Левая нога.

- Правая рука.

- Левая щека.

- Правое плечо.

- Левая ступня. Молодец.

 

 «Найди пару»

1.Давай поможем Маше разобраться с обувью и определим пары, затем ей скажем где правая, где левая, чтобы она правильно обулась.

2. Маша запуталась, не знает на какую руку правильно надеть варежки и перчатки. Помоги ей.

(Оценивание.)

«Пожалуйста»
Цель: ориентировка в собственном теле на основе дифференциации правых и левых частей тела.

- А сейчас игра на внимание. Когда я буду говорить «пожалуйста», ты команду выполняешь, а когда я не скажу это волшебное слово, выполнять не нужно.

- Покажи пожалуйста правой рукой левый глаз.
- Пожалуйста покажи левой рукой правое ухо.
- Покажи правой рукой левую ногу.
- Покажи пожалуйста левой рукой затылок.
- Покажи левой рукой правую  щёку.
- Покажи левой рукой правое  плечо пожалуйста.

(Оценивание.)

«Угадай, какую часть тела я загадала». 

- Сейчас я буду загадывать тебе загадки, а ты постарайся отгадать. Эта часть тела находится ниже головы, но выше ног. (Туловище.)

 - Эта часть лица находится между щеками. (Нос.)

- Эта часть лица находится под ртом. (Подбородок.)

(Оценивание.)

Рефлексия:

- Подошёл к концу урок, пора подводить итоги. Что ты  усвоил из материала урока ?

- Какие задания помогли узнать новое на уроке?

- С какими трудностями встретился?

- Где в жизни тебе пригодятся полученные сегодня знания?

- С каким настроением заканчиваешь урок?

- Посмотри на лист оценки. Как думаешь, справился ты с темой урока?

- Доволен ли ты своим результатом?

- Какую оценку себе поставишь?

Что за чудо — чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

- Благодарю за урок! Успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности пространственно - аналитической деятельности дошкольников с ОВЗ и методика коррекционно-развивающей работы по обучению ориентироваться в схеме собственного тела и в окружающем пространстве

Данная статья посвящена  особенностям пространственно - аналитической деятельности дошкольников с ОВЗ, а также трудностям и проблемам, с которыми может столкнуться ребенок в процессе обучения,есл...

Ориентировка детей на собственном теле

При обучении детей  ориентировке на собственном теле, используются следующие приемы: зрительно - осязательное обследование своего тела ребенком, рассматривание себя  в зеркале, нахожде...

"Обучение ориентировке в схеме собственного тела для детей с ЗПР".

Важной задачей данного направления работы является обогащение практического,чувственногоопыта детей , формирование умения определять пространственные направления праввое-левое , направо-налево , справ...

"Обучение ориентировке в схеме собственного тела для детей с ЗПР".

Важной задачей данного направления работы является обогащение практического,чувственногоопыта детей , формирование умения определять пространственные направления праввое-левое , направо-налево , справ...

Левый правый, левый правый барабан уже дырявый

материал опубликован  http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=39958Вы заметили, что у Вас растет юный барабанщик. Любит постучать по всем поверхностям, которые ему попадаются. Это внача...

«Где здесь лево, где здесь право? Учим детей различать право, лево»

laquo;Где здесь лево, где здесь право? Учим детей различать право, лево»      Очень многие дети, даже довольно большие, часто путают слова «право» и «...