Логопедический проект по развитию артикуляционной моторики
проект по коррекционной педагогике

Гачак Анна Александровна
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 пгт Серышево

структурное подразделение детский сад №6

                                          Подготовительная группа Б «Смурфики»

image.png

        Подготовила: учитель – логопед,

Гачак А.А.

пгт Серышево

2019 г.


Логопедический  проект

 по развитию артикуляционной моторики

 

Тип проекта: практико-ориентированный

Проблема: несформированность артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.

Образовательная область: речевое развитие.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Продолжительность проекта: краткосрочный (4 недели)

Сроки проведения: с 29.11.2019 по 20.12.2019 года.

    Участники   проекта: дети подготовительной группы Б, учитель-логопед, родители, воспитатели.

Актуальность.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь педагогов.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, артикуляционная гимнастика и другие). Артикуляционная гимнастика одна из них. Знакомство детей артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время.

Цель: сформировать у детей, воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.

Задачи:

  • Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения,
  • Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата
  • Повышение интереса родителей к коррекционному процессу  
  •   Повышение компетенции воспитателей в данной области. 

Ожидаемые результаты:

  1. Сформированность представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;
  2. Освоение  тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата;
  3. Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный

  1. Подготовительный этап:

  • Определение темы, цели, задач, содержания проекта и планируемых результатов;
  • Изучение методической литературы по данной теме;
  • Подбор артикуляционных упражнений;
  • Изготовление картотеки артикуляционных упражнений;
  • Составление перспективного плана работы (Приложение 1);
  • Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильной артикуляции;
  • Разработка рекомендаций по проведению артикуляционных упражнений.
  1. Основной этап:

Работа с детьми

  • Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки;
  • Групповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций;
  • Коллективное придумывание сказки о «Веселом Язычке»;
  • Изготовление артикуляционного куба «Сказка о Веселом Язычке».

Работа с родителями

  • Оформление папки передвижки «Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?»;
  • Оформление буклета для родителей «Артикуляционная гимнастика»;
  • Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков.

Работа с педагогами

  • Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды».

  1. Заключительный этап

- Подведение итогов реализации проекта методом  диагностирования детей.

- Оформление выставки детских работ.

- Оформление буклетов для родителей.

Рекомендации по проведению упражнений

 артикуляционной гимнастики:

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс  на весь день.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упр. динамических.  Начинают гимнастику со статических упражнений, они  выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

 3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем  каждое упражнение выполняется до 10-15  раз.

 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

 5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Приложение 1.

Перспективный план работы

                День недели

План работы

29.11.2019

1. Беседа.

Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки.

2. Групповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций сказки о «Веселом язычке»;

06.12.2019

  1. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики (сказка о «Веселом Язычке»);

  1. Изготовление артикуляционного куба сказка о «Веселом Язычке».

13.12.2019

  1. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики (сказка о «Веселом Язычке»);

2. Коллективное придумывание сказки о «Веселом Язычке».

20.12.2019

1. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики (сказка о «Веселом Язычке»);

2.Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей.


Список использованной литературы: 

1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005. 
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005 
4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005 
5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007. 
6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие артикуляционной моторики у детей с ОНР II – III уровня через комплексную логопедическую гимнастику.

В статье отражена значимость и организация работы по развитию артикуляционной моторики для формирования правильного звукопроизношенияу детей с речевой патологией (ОНР 2-3 уровня) в средней логоп...

Статья "Развитие артикуляционной моторики с помощью логопедических игр и упражнений"

Игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики детей дошкольного возраста....

Коррекционно - логопедическая работа по развитию артикуляционной моторики.

В материале рассматривается коррекционно- логопедическая работа по развитию артикуляционной моторики....

Конспект логопедического занятия " Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной группы

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной ...

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготовительной группы

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготови...

Проект по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Веселый язычок!»

Проект по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Веселый язычок!»...

Проект по развитию артикуляционной моторики у детей "Весёлый Язычок"

Проект по развитию артикуляционной моторики у детей "Весёлый Язычок". Цель проекта: развитие и укрепление мышц органов артикуляционного аппарата и создание основы для чистого звукопроизношен...