Логопедический проект по развитию артикуляционной моторики
проект по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskiy_proekt_po_razvitiyu_artikulyatsionnoy_motoriki.docx | 268.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 пгт Серышево
структурное подразделение детский сад №6
Подготовительная группа Б «Смурфики»
Подготовила: учитель – логопед,
Гачак А.А.
пгт Серышево
2019 г.
Логопедический проект
по развитию артикуляционной моторики
Тип проекта: практико-ориентированный
Проблема: несформированность артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.
Образовательная область: речевое развитие.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Продолжительность проекта: краткосрочный (4 недели)
Сроки проведения: с 29.11.2019 по 20.12.2019 года.
Участники проекта: дети подготовительной группы Б, учитель-логопед, родители, воспитатели.
Актуальность.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь педагогов.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, артикуляционная гимнастика и другие). Артикуляционная гимнастика одна из них. Знакомство детей артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.
Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время.
Цель: сформировать у детей, воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.
Задачи:
- Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения,
- Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата
- Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
- Повышение компетенции воспитателей в данной области.
Ожидаемые результаты:
- Сформированность представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;
- Освоение тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата;
- Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
- Подготовительный этап:
- Определение темы, цели, задач, содержания проекта и планируемых результатов;
- Изучение методической литературы по данной теме;
- Подбор артикуляционных упражнений;
- Изготовление картотеки артикуляционных упражнений;
- Составление перспективного плана работы (Приложение 1);
- Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильной артикуляции;
- Разработка рекомендаций по проведению артикуляционных упражнений.
- Основной этап:
Работа с детьми
- Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки;
- Групповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций;
- Коллективное придумывание сказки о «Веселом Язычке»;
- Изготовление артикуляционного куба «Сказка о Веселом Язычке».
Работа с родителями
- Оформление папки передвижки «Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?»;
- Оформление буклета для родителей «Артикуляционная гимнастика»;
- Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков.
Работа с педагогами
- Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды».
- Заключительный этап
- Подведение итогов реализации проекта методом диагностирования детей.
- Оформление выставки детских работ.
- Оформление буклетов для родителей.
Рекомендации по проведению упражнений
артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Приложение 1.
Перспективный план работы
День недели | План работы |
29.11.2019 | 1. Беседа. Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки. 2. Групповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций сказки о «Веселом язычке»; |
06.12.2019 |
|
13.12.2019 |
2. Коллективное придумывание сказки о «Веселом Язычке». |
20.12.2019 | 1. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики (сказка о «Веселом Язычке»); 2.Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей. |
Список использованной литературы:
1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие артикуляционной моторики у детей с ОНР II – III уровня через комплексную логопедическую гимнастику.
В статье отражена значимость и организация работы по развитию артикуляционной моторики для формирования правильного звукопроизношенияу детей с речевой патологией (ОНР 2-3 уровня) в средней логоп...
Статья "Развитие артикуляционной моторики с помощью логопедических игр и упражнений"
Игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики детей дошкольного возраста....
Коррекционно - логопедическая работа по развитию артикуляционной моторики.
В материале рассматривается коррекционно- логопедическая работа по развитию артикуляционной моторики....
Конспект логопедического занятия " Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной группы
Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной ...
Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготовительной группы
Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготови...
Проект по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Веселый язычок!»
Проект по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Веселый язычок!»...
Проект по развитию артикуляционной моторики у детей "Весёлый Язычок"
Проект по развитию артикуляционной моторики у детей "Весёлый Язычок". Цель проекта: развитие и укрепление мышц органов артикуляционного аппарата и создание основы для чистого звукопроизношен...