Развитие психических процессов
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ведерникова Ольга Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_psihicheskih_protsessov.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие психических процессов»

     Воображение – это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Но воображение, как говорят «из ничего творить не может». Оно всегда строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Изобретатели, создающие образы новых приборов, механизмов машин, опираются на материалы наблюдений, в частности наблюдений живой природы. Например, морская птица альбатрос имеет в клюве своеобразный опреснитель, превращающий морскую воду в воду, пригодную для питья. Ученые, изучая этот «птичий опреснитель», работают над созданием новых приборов для опреснения морской воды. Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных предметов, например, русалка – это сочетание женщины с рыбьим хвостом, избушка на курьих ножках – сочетание деревенской избы и куриных ног).

     Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.

    Физиологически процесс воображения представляет собой образование новых сочетаний и комбинаций их уже сложившихся временных нервных связей в коре головного мозга. Возникло и развивалось воображение в процессе труда. Прежде чем сделать какую-либо вещь, человек представляет, что именно надо сделать, как он будет делать, как будет выглядеть вещь. Это отличает человеческую деятельность от поведения животных. Основное значение воображения и состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конченого результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. Все школьные предметы – история, биология, география, литература, но и такие как математика, язык не могут полноценно усваиваться без деятельности воображения. Дошкольник и школьник должен не только запоминать то, что рассказывает педагог, но и представлять себе картины прошлого, пейзажи, людей, которых он никогда не видел.

    Деятельность воображения всегда соотносится с реальной действительностью. Практика – критерий правильности образов воображения. Практика позволяет конкретизировать замыслы, делает их более четкими, определенными, содействует их реализации. Пока замысел только в голове, он еще не до конца ясен человеку. Творческий замысел обогащается, проверяется и выясняется в процессе реального осуществления.

Виды воображения

Непроизвольное и произвольное воображение.

    Наиболее простая форма воображения – это те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны. Глядя на причудливые облака, плывущие в небе, мы иногда непроизвольно видим в них лицо человека или очертания животного. Ребенок слушает или читает интересную книгу, он живет жизнью ее героев, борется с врагами, побеждает их. Интересная, увлекательная книга вызывает у ребенка яркие образы непроизвольного воображения.

   Один из видов непроизвольного воображения – сновидения. Со сновидениями всегда было связано множество предрассудков и суеверий. Это объясняется характером сновидений, которые иногда представляют собой сочетание странных, небывалых, а порой даже абсурдных, фантастических нелепых картин и событий. И.М.Сеченов считал, что «сновидения и есть небывалая комбинация бывалых впечатлений».

   Произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

   Различают воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающее – это представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид воображения используется в самых различных видах деятельности. В учении он играет особо важную роль. Воспринимая учебный материал, выраженный в словесной форме (рассказ педагога или текст учебника) учащийся должен представить себе то, о чем идет речь. Особенно велика роль воссоздающего воображения при чтении художественной литературы. Когда ребенок представляет себе героев, видит картины природы, чувствует себя участником событий, описанных в книге. Чтобы правильно представить себе то, что передано словом, нужно иметь достаточные знания. Опора на наглядный материал всегда помогает работе воссоздающего воображения.

    В отличие от воссоздающего воображения творческое воображение есть самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Творческая деятельность – это деятельность, которая дает новые впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытия в науке, создание произведений искусства и литературы.

   Мечта как особый вид воображения. Мечтой называют создание образов желаемого будущего. Мечта вдохновляет человека, помогает бороться с трудностями, дает возможность заглянуть в самое отдаленное будущее.

Воображение у детей

   Воображение формируется у детей на базе развития их восприятия. Обогащая опыт восприятия и специальных наблюдений ребенка, воспитатель тем самым обогащает и развивает воображение. Первые проявления воображения можно наблюдать у детей трехлеток. К этому времени у детей накапливается некоторый жизненный опыт, который дает материал для работы воображения. Важнейшее значение в развитии воображения детей имеет игра, именно ролевая игра, а также их конструктивная деятельность, рисование, лепка.

   Может показаться, что у детей дошкольников воображение развито лучше, чем у школьников и взрослых – настолько воображение малышей ярко и живо. Однако это не верно. Яркость и живость образов еще не означает богатство воображения. Наоборот, воображение детей бедно, т.к. они многого не знают. Как известно, воображение создает образы на основе богатства жизненного опыта. Еще Ушинский отмечал, что для ребенка не существует невозможного потому, что он еще не знает, что возможно, а чего не может быть. Именно поэтому ребенок младшего дошкольного возраста часто путает воображаемое с действительным.

   С возрастом реализм детского воображения усиливается. Это обуславливается наполнением знаний и развитием критичностью мышления. Воображение дошкольника на первых парах характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений. Так в игре дети изображают увиденное и пережитое почти в той же последовательности в какой оно имело место в жизни (т.е. воссоздающее воображение). В дальнейшем появляется творческая переработка представлений. Характерной особенностью воображения дошкольника является его опора на конкретные предметы. Так в игре дети используют игрушки, домашние вещи и т.д. Без этого им трудно создать образы воображения. Постепенно на первое место начинает выступать опора на предмет или на слово, которое дает возможность мысленно создать новый образ.

   В.Г.Короленко описывает, как они с братом играли в детстве в путешествия. Забравшись в старую карету, стоявшую на свалке, они просиживали в ней часами, внешне почти ничего не делая, брат лишь изредка понукал воображаемых лошадей, а маленький Короленко произносил иногда лишь несколько слов, общаясь с воображаемым встречным. Основное содержание игры развертывалось во внутреннем, мысленном плане. Они воображали далекие страны, которые они посещают, опасные происшествия, которые им приходится пережить в пути.

   Живость и богатство воображения зависят от общего развития ребенка. Воображение находится в тесной связи с развитием мышления, памяти, с эмоциональными переживаниями. Большое влияние на развитие воображения у детей оказывает окружающая среда. Есть дети, у которых новые представления возникают сравнительно легко, но дети нарушением речи, внимания, памяти и мышления испытывают трудности. Им трудно вообразить то, чего они никогда не видели, или восстановить в памяти ранее полученные впечатления. Многие дети обладают направленным воображением, например, пространственным, техническим, литературным, музыкальным. Такое воображение зависит от развития соответствующих способностей и интересов ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коорекционно – развивающие занятия по развитию психических процессов с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Развитие слуховой памяти»

Цель данного занятия - развитие и коррекция познавательной сферы психики.В этом занятие используются различные игры на развитие психических процессов, межполушарного взаимодействия, мелкой мотор...

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Развитие психических процессов у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.

В данной статье раскрыта актуальность темы и даны методические рекомендации....

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Выступление на тему "Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов"

Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов....

Особенности развития психических процессов у детей с задержкой психического развития

Особенности развития психических процессов у детей  с задержкой психического развитияДошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в ...