Выступление на РМО с докладом на тему: «Типичные затруднения (проблемы) детей с ООП»
презентация по коррекционной педагогике
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Ребенок с особыми образовательными потребностями, это ребенок с нарушениями развития, следствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на тему : "Типичные затруднения (проблемы) детей с ООП" | 831.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему: «Типичные затруднения (проблемы) детей с ООП»
Подготовил: учитель-логопед МДОУ №23 д/с «Аленушка»
Лебедева Светлана Юрьевна
Дети с особыми образовательными потребностями
Дети с ООП – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.
По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие)
2) Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие)
3) Дети с нарушениями речи
4) Дети с нарушением интеллекта (УО)
5) Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и аутизм
6) Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
7) Дети с нарушением опрно-двигательного аппарата (ДЦП)
8) Дети со множественными нарушениями (сочетанными)
Психологические особенности детей с ОВЗ
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети". В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Выготский Л.С. отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта.
Выготский Л.С. ввел понятие «Структура дефекта».
Первичное нарушение, например, нарушение слуха или зрения влечёт за собой вторичные отклонения в развитии.
При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах могут иметь сходное проявление.
Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю структуру психического развития ребенка.
Причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
- пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;
- натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;
- постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.имости более длительного времени для приема и переработки Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
ойфТипичные затруднения (общие проблемы) проблемы у детей с ОВЗор
1. Ограниченное представление об окружающем мире.
2. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении.
3. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказывают от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство (во время урока через каждые 10-15 минут делать перерыв, интересоваться самочувствием ребенка).
4. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Вопросы этиологии, патогенеза, терапии ДЦП на сегодняшний день не решены до конца. Особенности нарушений познавательной деятельности при ДЦП:
1. Неравномерный характер нарушений отдельных психических функций;
2. Выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим нарушением центральной нервной системы;
3. Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.
Тугоухие дети. Слабослышащие (тугоухие) – дети с частичной недостаточностью слуха, приводящий к нарушению речевого развития.
Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде.
о Слабовидящие дети.
Слабовидящие дети имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировки и при движении использовать имеющееся у них зрение. Хотя зрение и остается у них главным анализатором, однако оно не является у них полноценным.
тихПсихологические особенности детей инвалидов с интеллектуальными нарушениями (ЗПР):
Сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей явлений психомоторной расторможенности, возбудимости;
Низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;
Неустойчивость внимания, нарушение скорости переключения внимания, объем его снижен;
Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;
Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;
Имеются легкие нарушения речевых функций;
Несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Дети, имеющие искаженное психическое развитие
(синдром РДА или синдром Каннера):
Характера стереотипность, стремление к постоянству;
Болезненная реакция на внешние раздражители;
Эмоциональная холодность и безразличие;
Тревога, страхи;
Однообразный, односторонний характер деятельности;
Нарушения ориентировки в пространстве и времени;
Речь отличает «механистичность», «попугайность», штампованность, отсроченное повторение;
Трудности произвольного обучения , в обобщении.
обДети с соматическими заболеваниями
Дети не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных.
Слабо развита познавательная сфера;
Недоразвитие личности;
Интеллектуальная пассивность;
Ограниченный объем принятой информации;
Низкая способность к обобщениям;
Быстрая потеря интереса к занятиям.
Ребенок с особыми образовательными потребностями, это ребенок с нарушениями развития, следствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных.
щОбщие психолого-педагогические рекомендации:
1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Как можно чаще общаться с ребенком.
3. Избегать переутомления.
4. Использовать упражнения на релаксацию.
5. НЕ сравнивать ребенка с окружающими.
6. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
7. Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что.
8. Обращаться к ребенку по имени.
9. НЕ предъявлять ребенку повышенных требований.
10. Старайтесь делать замечания как можно реже.
11. Оставаться спокойным в любой ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на педагогической конференции по теме "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Данная публикация содержи тматериал о проектах, которые реализовывались в рамках темы "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста"...
Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие творческих способностей детей в условиях семьи и ДОУ»
Тема, по которой я работаю, - развитие творческих способностей детей в условиях семьи и ДОУ, и мне будет приятно поделиться с вами своим опытом....
Выступления на педагогическом совете по теме: «Развитие воображение у детей подготовительного к школе возраста в процессе освоение техники «квиллинг».
Небольшое сообщение для педагогического совете по теме: «Развитие воображение у детей подготовительного к школе возраста в процессе освоение техники «квиллинг»....
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....
Выступление на методическом объединении на тему :Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам музыкальной деятельности в процессе реализации ФГОС ДОУ
Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам музыкальной деятельности в процессе реализации ФГОС ДОУО. П. Радынова, исходя из специфики основных задач музыкал...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие коммуникативных качеств детей через театрализованную деятельность»
Развитие коммуникативных качеств детей через театрализованную деятельность...
Презентация на тему: «Типичные затруднения (проблемы) детей с ООП»
cent;Дети с ООП – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении....