Презентация на тему: «Типичные затруднения (проблемы) детей с ООП»
презентация по коррекционной педагогике

Светлана Юрьевна Лебедева
¢Дети с ООП – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Типичные затруднения (проблемы) детей с ООП» Подготовил: учитель-логопед МДОУ №23 д/с «Аленушка» Лебедева Светлана Юрьевна

Слайд 2

Дети с особыми образовательными потребностями Дети с ООП – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

Слайд 3

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии: Дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие) Дети с нарушениями речи Дети с нарушениями зрения (слепые и слабовидящие) Дети с нарушением интеллекта (УО) Дети с задержкой психического развития (ЗПР) Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и аутизм Дети с множественными нарушениями

Слайд 4

Психологические особенности детей с ОВЗ На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети". В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Слайд 5

Выготский Л.С. отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта . Выготский Л.С. ввел понятие «Структура дефекта ». Первичное нарушение, например, нарушение слуха или зрения влечёт за собой вторичные отклонения в развитии. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах могут иметь сходное проявление . Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю структуру психического развития ребенка.

Слайд 6

Причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья 1 . Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы: - пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность; - натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков; - постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал. 2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение , наркомания, алкоголизм, спид .

Слайд 7

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ 1 . У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире. 2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое. 3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. 4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

Слайд 8

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ 5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации. 6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. 7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. 8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны. 9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. 10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности. 11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Слайд 9

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Слайд 10

Типичные затруднения (общие проблемы) проблемы у детей с ОВЗ 1. Ограниченное представление об окружающем мире. 2. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении. 3. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказывают от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство (во время урока через каждые 10-15 минут делать перерыв, интересоваться самочувствием ребенка). 4. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.

Слайд 11

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Вопросы этиологии, патогенеза, терапии ДЦП на сегодняшний день не решены до конца. Особенности нарушений познавательной деятельности при ДЦП: 1. Неравномерный характер нарушений отдельных психических функций; 2. Выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим нарушением центральной нервной системы; 3. Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.

Слайд 12

Тугоухие дети. Слабослышащие (тугоухие) – дети с частичной недостаточностью слуха, приводящий к нарушению речевого развития. Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде.

Слайд 13

Слабовидящие дети. Слабовидящие дети имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировки и при движении использовать имеющееся у них зрение. Хотя зрение и остается у них главным анализатором, однако оно не является у них полноценным.

Слайд 14

Психологические особенности детей инвалидов с интеллектуальными нарушениями (ЗПР): Сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей явлений психомоторной расторможенности, возбудимости; Низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации; Неустойчивость внимания, нарушение скорости переключения внимания, объем его снижен; Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической; Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое; Имеются легкие нарушения речевых функций; Несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации

Слайд 15

Дети, имеющие искаженное психическое развитие (синдром РДА или синдром Каннера ): Характерна стереотипность, стремление к постоянству; Болезненная реакция на внешние раздражители; Эмоциональная холодность и безразличие; Тревога, страхи; Однообразный, односторонний характер деятельности; Нарушения ориентировки в пространстве и времени; Речь отличает «механистичность», « попугайность », штампованность , отсроченное повторение; Трудности произвольного обучения , в обобщении.

Слайд 16

Дети с соматическими заболеваниями. Дети не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных. Слабо развита познавательная сфера; Недоразвитие личности; Интеллектуальная пассивность; Ограниченный объем принятой информации; Низкая способность к обобщениям; Быстрая потеря интереса к занятиям.

Слайд 17

Ребенок с особыми образовательными потребностями, это ребенок с нарушениями развития, следствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных.

Слайд 18

Общие психолого-педагогические рекомендации: 1. Принимать ребенка таким, какой он есть. 2. Как можно чаще общаться с ребенком. 3. Избегать переутомления. 4. Использовать упражнения на релаксацию. 5. НЕ сравнивать ребенка с окружающими. 6. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. 7. Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что. 8. Обращаться к ребенку по имени. 9. НЕ предъявлять ребенку повышенных требований. 10. Старайтесь делать замечания как можно реже. 11. Оставаться спокойным в любой ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Тема:"Развивающие игры для детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - самый благодатный для обогащения словарного запаса, развития мышления и памяти ребенка.Такие игры не требуют от взрослых больших усилий, нужно просто желание какое-то время быть с...

Презентация. Тема «Формирование психологической готовности детей раннего возраста к игровой деятельности»

Формирование психологической готовности детей раннего возраста к игровой деятельности...

презентация на тему " Как помочь одаренным детям в разрешении проблемы."

презентация на тему " Как помочь одаренным детям в разрешении проблемы"...

Выступление на РМО с докладом на тему: «Типичные затруднения (проблемы) детей с ООП»

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную ...

Типичные психологические проблемы дошкольников

Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию.Разл...

Презентация темы самообразования: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста, подсказки для педагогов»

Подсказки для педагогов по теме: "Раняя профориентация детей дошкольного возраста" (для 2-младшей группы)...