Диагностика сенсорных эталонов
тест по коррекционной педагогике (старшая группа)
Диагностика уровня сформированности
сенсорного эталона цвета
у детей
дошкольного возраста с ОВЗ
Цель - выявить уровни сформированности сенсорных эталонов , выявить умение соотносить оттенки цвета с названием, выявить особенности цветового решения рисунка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
диагностика сенсорных эталонов | 978.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика уровня сформированности
сенсорного эталона цвета у детей
дошкольного возраста с ОВЗ
Воспитатель: Донченко Е.С.
Цель - выявить уровни сформированности сенсорных эталонов цвета у детей экспериментальной группы.
Задачи:
1. Отобрать критерии и показатели сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
3. Провести констатирующий эксперимент и сделать выводы.
Критерии и показатели уровня сформированности сенсорных эталонов цвета у детей сего дошкольного возраста
Способность различать и называть цвета (основные, оттенки).
Способность соотносить цвет с названием.
Особенности цветового решения рисунков (адекватное,неадекватное использование цвета и оттенков
Характеристика критериев.
Способность различать цвета - опознание данного образца среди других цветов путем сравнения, нахождения и выделения в объектах, среди которых производится выбор, тех же существенных сторон; способность различать все основные цвета спектра и оттенки по светлоте: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».
Способность соотносить цвет с названием - способность точно выделить касс объектов, назвать их существенные признаки; способность группировать предметы по цвету.
Особенности цветового решения рисунков - адекватное использование цвета: соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче; использование в рисунках различных оттенков цвета; передача насыщенности цвета.
Уровни сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.
Способность | Способность | Особенности цветового | ||||||
Уровни | различать | соотносить | решения рисунков | |||||
цвета | цвета с | |||||||
названием | ||||||||
Способен | Легко | Соответствие цветового решения | ||||||
различать все | идентифицирует | поставленной изобразительной | ||||||
основные цвета: | предмет по цвету, | задаче. Передача цветовых | ||||||
красный, | опирается на | соотношений, близких к | ||||||
1 | оранжевый, | зрительное | реальным. Наличие элементов | |||||
уровень | желтый, | соотнесение. | фантазии в цветовых | |||||
зеленый, | Называет цвет и | соотношениях. Наличие | ||||||
голубой, синий, | оттенок предмета. | гармоничного соотношения | ||||||
фиолетовый. | По словесной | цветового решения узора с | ||||||
Различает | инструкции | фоном. Использование в | ||||||
разные оттенки | взрослого | рисунках различных оттенков | ||||||
цвета по | показывает | цвета. Передача насыщенности | ||||||
светлоте: | предмет | и | цвета. Количество используемых | |||||
«светлый». | называет его цвет. | цветов в соответствии с | ||||||
«темный», | оттенок. | изобразительной задачей. | ||||||
«светлее», | Способен | Овладение детьми правильной | ||||||
«темнее»; | с | группировать | техникой работы с | |||||
заданием | предметы | по | художественными материалами. | |||||
ребенок | цветовому | позволяющей создавать и | ||||||
справляется | оттенку. | применять разные цвета и | ||||||
самостоятельно. | оттенки. Умение размывать | |||||||
краски с целью получения | ||||||||
оттенков цвета, добавлять | ||||||||
белила в основной цвет, при | ||||||||
рисовании гуашью. | ||||||||
Ребенок | При | Соответствие цветового решения | ||||||
различает | идентификации | поставленной изобразительной | ||||||
2 | основные цвета, | предмета | по | задаче достигается не всегда. | ||||
уровень | показывает их | с | цвету испытывает | Цветовые соотношения, близкие | ||||
незначительной | незначительные | к реальному, но бывают | ||||||
помощью | затруднения, | но с | отступления. | |||||
взрослого, | помощью | Наличие элементов творчества в | ||||||
затрудняется | в | воспитателя | передаче цветовых соотношений | |||||
различении | находит | и | проявляется не во всех случаях. | |||||
промежуточных | исправляет | Использование в рисунках | ||||||
цветов | и | ошибки. | Не | различных оттенков цвета. | ||||
оттенков. | соотносит | Количество используемых цветов | ||||||
некоторые цвета | небольшое. | |||||||
и оттенки с | их | |||||||
названиями. | При | |||||||
группировании | ||||||||
предмета | по | |||||||
незначительные | ||||||||
ошибки. Может | ||||||||
их исправить. | ||||||||
Испытывает | С трудом | Соответствие цветового решения | ||||||
трудности в | подбирает цвета и | поставленной изобразительной | ||||||
3 | различении | оттенки. | задаче достигается не всегда. | |||||
уровень | некоторых | соответствующие | Цветовые соотношения, близкие | |||||
основных | предметам По | к реальному, но бывают | ||||||
цветов и | словесной | отступления. Наличие элементов | ||||||
оттенков, путает | инструкции | творчества в передаче цветовых | ||||||
«светлее и | взрослого. | соотношений проявляется не во | ||||||
темнее». | Соотносит цвета | всех случаях. Количество | ||||||
и оттенки только | используемых цветов небольшое. | |||||||
в половине | Правильная техника работы | |||||||
случаев. Называет | предлагаемыми | |||||||
цвета и оттенки. | художественными материалами | |||||||
Допускает | применяется не всегда. | |||||||
ошибки, | ||||||||
исправляет их с | ||||||||
помощью | ||||||||
воспитателя. | ||||||||
4 | Не различает | Ребенок не | Неадекватно применяет цвет в | |||||
- | основные цвета, | соотносит цвет с | рисунке, рисунок беден. | |||||
уровень | оттенки цвета | названием. | ||||||
по светлоте. |
В соответствии с критериями и показателями сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ был подобран диагностический инструментарий, позволяющий отнести детей к различным уровням сформированности сенсорного эталона цвета.
Методика № 1 «Закрой окошко»
Цель: выявить способность различать основные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Оборудование: карта с наклейками - 7 разноцветных домиков, в которых вырезанные окошки, комплект разноцветных квадратиков по 3 цвета каждого (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый)
Ход проведения: (проводится индивидуально)
- Посмотри, перед тобой находятся разноцветные домики, в которых вырезаны окошки и разноцветные квадратики - окошки для домика такого же цвета, как и домики. Необходимо подобрать для каждого домика окошко и назвать цвет.
Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей.
Качественная характеристика | Баллы | Уровни |
Различает все основные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый с заданием справился самостоятельно | 3 | I |
Различает 5-6 основных цветов, при различении испытывает незначительные затруднения, при выполнении задания возникает необходимость в оказании направляющей и обучающей помощи. | 2 | II |
Различает 3-4 основных цвета. Испытывает трудности в различении цветов, с заданием справляется с обучающей помощью | 1 | III |
Различает менее 3-х основных цветов. Не справляется с заданием - даже после обучающей помощи. | 0 | IV |
Методика № 2 «Подбери пару».
Цель: выявить способность различать основные оттенки по светлоте и умение группировать предметы в паре с одинаковыми оттенками.
Оборудование: одинаковые по размеру, контрастные по цвету пары варежек, носочков, ленточек.
Ход проведения: (проводится индивидуально)
- Наша кукла Маша потеряла свои варежки, носочки и ленточки.
- Давай поможем найти Маше – растеряше ее вещи.
- Подбери пары к вещам и назови цвет.
Например: светло-зеленые варежки, темно – синие носочки и т.д.
Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей.
Качественная характеристика | Баллы | Уровни |
Различает оттенки цвета по светлоте «светлый», «темный», «светлее», «темнее», с заданием справляется самостоятельно | 3 | I |
Затрудняется в различении некоторых оттенков, задание выполняет при оказании стимулирующей или направляющей помощи. | 2 | II |
С трудом различает оттенки, путает «светлее», «темнее», с заданием справляется в условиях обучающей помощи. | 1 | III |
Не справляется с заданием - даже после обучающей помощи. | 0 | IV |
Методика № 3 «Подбери дорожку».
Цель: выявить умение соотносить цвета (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый) с названием по словесной инструкции.
Оборудование: карта, на которой нарисованы разноцветные улиточки и набор разноцветных дорожек.
Ход проведения:
- У меня находится карта, на которой нарисованы разноцветные улитки, посмотрите какие они красивые. А вот (показываются дорожки) разноцветные дорожки.
- Давайте подберем каждой улитке дорожку, по которой улитка поползёт. (Если ребенок уже ориентируется в названии цветов, педагог говорит)
- Это желтая улитка . Подбери для неё дорожку такого же цвета.
Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей
Качественная характеристика | Баллы | Уровни | |
Легко идентифицирует предмет по цвету, опирается на зрительное соотнесение. Называет цвет предмета, по словесной инструкции взрослого находит предмет и называет его цвет. Способен группировать предмет по цвету. | 3 | I | |
При идентификации предмета по цвету испытывает незначительные затруднения, но с направляющей помощью находит и исправляет ошибки. Не соотносит некоторые цвета с названием, при группировки предмета по цвету допускает незначительные ошибки. | 2 | II | |
С трудом подбирает соответствующие цвета по словесной инструкции взрослого. Соотносит цвета только в половине случаев, называя цвет, допускает значительные ошибки, исправляет их с направляющей помощью воспитателя. | 1 | III | |
Не справляется с заданием даже после обучающей помощи. | 0 | IV |
Методика № 4 «Попади в кольцо»
Цель: выявить умение соотносить оттенки цвета с названием.
Оборудование: план карта, на которой изображены цветные кольца (светло-зеленая, темно-красная, светло-синяя, темно-синяя), вырезанные внутри и набор кружков каждого оттенка по 3 шт.
Ход проведения:
- Перед нами нарисованы разноцветные кольца, в которых середина пустая.
- На столе у нас лежат разноцветные кружки. Надо подобрать кружок такого же цвета, как колечко и вложить их в трафарет.
- Это светло-зеленое колечко, возьми светло-зеленый кружок и вложи его вовнутрь.
Анализ результатов
Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей:
Качественная характеристика | Баллы | Уровни |
Легко идентифицирует предмет, опирается на зрительное соотнесение, называет оттенок по словесной инструкции, находит предмет и называвает его оттенок, способен группировать предмет по оттенку. | 3 | I |
При идентификации предмета по оттенку испытывает незначительные затруднения, но при направляющей помощи педагога находит и исправляет ошибки. Некоторые оттенки не соотносит с названием, при группировки предмета по оттенку допускает незначительные ошибки и самостоятельно их исправляет. | 2 | II |
С трудом подбирает оттенки, соответствующие предметам. По словесной инструкции взрослого соотносит оттенки в половине случаев, называя оттенок, допускает ошибки, исправляет их с помощью педагога. | 1 | III |
Не справляется с заданием даже с помощью педагога. | 0 | IV |
Анализ детских рисунков на тему «Осень».
Цель: выявить особенности цветового решения рисунка: адекватность использования цвета, насыщенность цвета, использование основных цветов и оттенков выражение настроения через передачу цвета.
Анализ деятельности рисунков проводился в соответствии методики Комаровой Т. С. «Выражение отношения к создаваемому образу через цвет в рисунках».
Количественная оценка
Качественная характеристика | Баллы |
Использование в рисунках различных оттенков цвета, передача насыщенности цвета. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче. Передача цветовых соотношений близких к реальным. Наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях. Количество используемых цветов в соответствии с изобразительной задачей. Умение размывать краски с целью получения цвета, добавлять белила в основной цвет при рисовании гуашью. | 3 |
Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения близкие к реальным, но бывают отступления. Наличие элемента творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Использование в рисунках различных оттенков цвета. Количество используемых цветов небольшое. | 2 |
Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения близкие к реальным, но бывают отступления. Наличие элемента творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Количество используемых цветов небольшое. | 1 |
Неадекватно применяется цвет в рисунках, рисунок беден. | 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.
Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ....
Роль дидактической игры в формировании сенсорных эталонов (эталонов цвета) у детей младшего дошкольного возраста
Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление умственному развитию ребенка. В основе развития познавательных процессов лежит сенсорное развитие. Этот вопр...
«Создание условий для сенсорного развития, через сенсорные эталоны, с помощью дидактических пособий»
Создаю условия для сенсорного развития. Разрабатываю различные игры. Игры интересны, как большим и маленьким детям. Они очень полезны, для сенсорного развития и закрепления сенсорных эталонов...
Методическая разработка.Проект по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группе Тема: "Научим маму сенсорным эталонам".
Проект по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группеТема: "Научим маму сенсорным эталонам".Продукт проекта: ФОТО выставка.Цель: Включить родителей и детей в систему социа...
Сенсорный тренинг как игровая культурная практика по освоению сенсорных эталонов
Презентация опыта работы...
Конспект занятия Сенсорных эталонов и познавательных действий «Сенсорные эталоны формы. Квадрат» в старшей группе
Конспект занятия Сенсорных эталонов и познавательных действий «Сенсорные эталоны формы. Квадрат» в старшей группе...