Консультация для педагогов «Обучаем дошкольников правилам безопасного поведения»
консультация по теме
Статья о том, как необходимо объяснять детям правила безопасного повкдения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 «Солнышко»
Консультация для педагогов
«Обучаем дошкольников правилам безопасного поведения»
Подготовила: Гольева Светлана Николаевна, воспитатель
декабрь 2012 год
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Безопасность жизнедеятельности делится на пять разделов:
1. Ребёнок в общении с другими людьми.
2. Ребёнок и природа.
3. Ребёнок дома.
4. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.
5. Ребёнок на улицах города.
Из опыта работы.
1. Ребенок в общении с другими людьми.
Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми.
На занятиях мы рассказываем об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые.
Мы используем примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем).
Также рассматриваем и обсуждаем возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объясняем детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек». Цель воспитателя - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.
Разъясняем детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.
Также на занятиях разыгрываем разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят».
2. Ребенок и природа
В этом разделе знакомим детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняем, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.
Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.
С детьми старшего дошкольного возраста организовываются опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к «грязной» воде.
Необходимо объяснять детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.
Рассказываем детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями используем картинки, наглядные материалы. Объясняем детям, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение.
Для закрепления этих правил используем настольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное - несъедобное» , соответствующий наглядный материал, а в летний сезон наблюдения на участке.
Тема 3. Ребенок дома
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).
Воспитатель объясняет, что предметами первой группы могут пользоваться, только взрослые, детям нельзя. Здесь, уместны прямые запреты. Ребенок, ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, Кошкин дом» С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слонёнок» Г. Цыферова или более сложные произведения Б. Житкова, Л. Толстого), играми драматизациями.
Можно завести тетради для каждого ребёнка, в которых они должны нарисовать, что, по их мнению, делает пожарный, милиционер, врач. Там же написать соответствующий телефон («01», «02», «03»). Обсуждать нарисованное. В результате работы над заданиями (по трём темам дети должны научиться громко и ясно называть свои имя, фамилию и домашний адрес, а также знать номера телефонов нужной службы спасения).
Можно использовать игрушечный телефон, чтобы дети научились набирать «01», «02», «03».
Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, организовываем специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).
Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием работы воспитателей с родителями.
4. Ребенок на улицах города
Воспитатель знакомит детей с правилами поведения на улицах города: рассказывает о правилах дорожного движения; объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города: беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты. Например, о том, как дети зимой катались на санках с горки, один мальчик выехал на проезжую часть, машина не успела затормозить и наехала на мальчика, его увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень больно. Дети играли в мяч рядом с проселочной дорогой, машин не было, и они вышли на середину дороги, вдруг из-за поворота показался грузовик, дети едва успели отбежать, а мяч попал под колеса и лопнул.
Воспитатель предлагает детям привести аналогичные примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Можно также предложить детям ситуации-загадки: воспитатель описывает какую-либо ситуацию, дети ее оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. Взрослому не следует торопиться с собственной оценкой. Лучше, если он ненавязчиво направит обсуждение детей в нужное русло, задавая вопросы типа «А если в этот момент из-за угла появится машина, что тогда?».
Воспитатель рассказывает детям о том, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Их знакомят с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»); запрещающими («Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»); предписывающими («Движение прямо», «Движение направо»); информационно-указательными («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»). Объясняет, что означает каждый знак, разыгрывает дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.
Необходимо познакомить детей с правилами езды на велосипеде и самокате:
ездить на велосипеде и самокате в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах): маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом. Детям можно предложить рассмотреть различные ситуации, изображенные на картинках, рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями.
Воспитатель знакомит детей с правилами поведения в транспорте. Объясняет, что входить в автобус, трамвай, троллейбус нужно через заднюю дверь, а выходить через переднюю; маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь; маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте. Разговаривать надо тихо, чтобы не мешать другим. Нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна. Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.
Воспитатель проводит с детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых. Можно организовать игру «Поездка в автобусе». Дети вместе с воспитателем с помощью стульев, подушек, модулей оборудуют салон автобуса (троллейбуса, трамвая) и обыгрывают различные ситуации, распределяя роли: водитель ведет автобус, объявляет остановки; контролер проверяет билеты; пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг к другу («Вы выходите на следующей остановке?», «Разрешите пройти»), уступают место маленьким детям и пожилым людям.
Детям рассказывают о работе регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофора. Они подают жезлом (палочкой, окрашенной в черно-белые полоски) команды, кому стоять, кому идти или ехать. Вечером внутри жезла загорается лампочка, и он хорошо виден. Регулировщик поднимает правую руку с жезлом вверх- это соответствует желтому сигналу светофора. Регулировщик стоит лицом или спиной - это соответствует красному сигналу. Повернулся боком - можно идти как на зеленый свет светофора.
Знакомили детей с работой Инспектора ГИБДД- стоят на постах, патрулируют на автомобилях, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила, чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным. Детям показывают картинки с изображением патрульной машины ГИБДД, вертолета, постов ГИБДД. Организуют игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД.
Особенность безопасности жизнедеятельности детей состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому мы уделяем большое внимание работе с родителями. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы воспитателей с родителями:
- организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;
- ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);
- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);
- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).
Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде.