Особенности развития восприятия у детей с нарушением речи
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Развитие ощущения и восприятия - это необходимая предпосылка формирования сложных мыслительных процессов у ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_vospriyatiya_u_detey_s_narusheniem_rechi.docx | 14.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного и физического развития воспитанника, формируется личность.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка. «Для ребенка дошкольного возраста игры имеют исключительное значение. Игра для них – труд, учеба, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольника – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материалов … » Н.К. Крупская.
В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. По данным различных авторов - психологов, педагогов, медиков, логопедов - сенсорное восприятие, направленное на полноценное восприятие окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Так, например, как показали исследования Д. В. Запорожца, Л.А. Венгер и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер. Сенсорные эталоны это система звуков речи, система цветов спектра, система геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т.д.
Развитие ощущения и восприятия - это необходимая предпосылка формирования сложных мыслительных процессов у ребенка. Играя важную роль в умственном воспитании, развитие сенсорных процессов имеет существенное значение для совершенствования практической деятельности дошкольника. А.А. Люблинская акцентирует внимание на том, что для познавательной деятельности особое значение имеет включение речи в процесс ощущения и восприятия.
Таким образом, успешность речевого, умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В то же время ученые, всесторонне изучавшие нарушения речи у дошкольников, отмечают, что нарушение речи, в зависимости от характера расстройства, отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка.
Как отмечают исследователи (Р.Е.Левина, Р.А.Белова-Давид, О.Н.Усанова, Т.Н.Синякова, И.Т.Власенко, А.П.Воронова, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Т.Н.Волковская), сенсорное развитие детей с нарушениями имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное - в обозначении этих свойств словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.
В связи с вышесказанным теоретическое и практическое исследование, а также коррекция нарушений сенсорной сферы детей с речевой патологией является задачей своевременной и актуальной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.
Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...
«Особенности развития памяти у детей с нарушениями речи»
«Особенности развития памяти у детей с нарушениями речи»Введение Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как «память», «воспоминания». Человек всегда стремилс...
Музыкальные занятия как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи
Проблемы слухового восприятия решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей....
Мастер-класс "Игры на развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи" 31.01.2019
В данной работе представлены игры на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР...
Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с нарушениями речи
Дифференциация слов, близких по звучанию: Игра «Внимательные ушки».Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.Оборудование: предметная картинк...
Система упражнений по формированию базы для развития фонематического восприятия у детей с нарушениями речи
1. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями: Игра «В мире звуков»Цель: разви...
Консультация для педагогов: «Особенности развития воображения у детей с нарушениями речи»
Воображение ребенка - это то, благодаря чему он может мгновенно очутиться в прошлом, представить себе то, что может произойти в будущем или то, чего вообще на свете не бывает....