Система упражнений по формированию базы для развития фонематического восприятия у детей с нарушениями речи
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
1. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями:
Игра «В мире звуков»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Описание игры: логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система упражнений по формированию базы для развития фонематического восприятия у детей с нарушениями речи
1. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями:
Игра «В мире звуков»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Описание игры: логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.
Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д. )
Игра «Скажи, что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.)
Описание игры: логопед знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.
Игра «Найди пару»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: три пары одинаковых коробочек из-под фотопленки с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).
Описание игры: логопед ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Логопед и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем логопед перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.
Игра «Угадай, кто кричит».
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.
Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.
Игра «Поставь по порядку»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5), картинки с изображением этих инструментов.
Описание игры: логопед показывает музыкальные инструменты, играет на них на глазах у ребенка, просит показать картинку с изображением этого инструмента. Предлагает поиграть на них ребенку. Знакомит с правилами игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая игрушка звучит. Покажи мне картинку со звучащей игрушкой. Положи картинку перед собой на стол. Послушай внимательно, какая картинка звучит после первой. Найди и положи картинку с её изображением. Определи, какая игрушка звучит последней. Найди соответствующую картинку». Когда ребенок научится выполнять задание правильно, усложнить задание, предложив разложить инструменты в последовательности их звучания после окончания прослушивания; увеличить количество звучащих инструментов.
Игра «Встречайте гостей».
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звукоподражаний.
Оборудование: шапочки с ушками разных животных.
Из детей выбираются гости (три-четыре), им даются шапочки с ушками разных животных. Они уходят за ширму, поочерёдно подают звуки за ширмой, а дети угадывают, кто появится. Собравшись, гости под аплодисменты пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости.
Дифференциация по способу воспроизведения:
Игра «Льет или капает»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.
Оборудование: емкость с водой, резиновая груша, металлический тазик, ширма.
Описание игры: логопед говорит детям, что в сказочной стране начался дождь. Он то сильно льет (логопед сильно нажимает воду на грушу с водой), то капает (логопед капает воду из груши). Логопед за ширмой чередует эти действия, а дети говорят, льет дождь или капает.
Игра «Солнце или дождик».
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.
Оборудование: бубен.
Описание игры: логопед говорит детям, что погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют. Затем говорит, что погода испортилась, пошёл дождь. Теперь логопед стучит в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя. Логопед объясняет детям, что они должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
Игра «Что делала Маша?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.
Оборудование: кукла.
Описание игры: Взрослый показывает куклу, называет её имя, просит представиться детей. Предлагает поиграть с ней. (Выполнить действия в соответствии с текстом:
Мы хлопаем руками - хлоп, хлоп, хлоп.
Мы топаем ногами - топ, топ, топ.
Мы чмокаем губами (почмокать три раза).
Мы носиком сопим (посопеть три раза).)
Логопед предлагает детям закрыть глаза и угадать, что делает кукла. Логопед выполняет действия и каждый раз спрашивает, что делала Маша.
Дифференциация звучания по темпу:
Игра «Дождик»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация темпа звучания.
Оборудование: картинка с изображением дождя.
Описание игры: логопед предлагает рассмотреть картинку, повторить рифмовку.
Дождик капнул на ладошку: Кап - кап! (медленно)
На цветы, на Мурку - кошку: Кап - кап! (медленно)
А потом он разыгрался. Лил да лил,
Во всю старался: Кап - кап - кап -кап! (быстро)
Логопед предлагает показать, как медленно идет дождь (ударять указательным пальцем одной руки по ладошке другой, произнося: «Кап - кап!».) Затем предлагает показать, как дождь идет быстро (выполнять те же действия в более быстром темпе: «Кап - кап - кап -кап!».)
Затем предложить ребенку поиграть в эхо: «Повторяй, как я». Из - за экрана произнести звукоподражание, попросить повторить.
1) кап - кап- кап; 2) кап; 3) кап - кап; 4) кап - кап - кап - кап.
Игра «Угадай, кто идёт».
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.
Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен.
Описание игры: логопед показывает картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда взрослый быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи.
Игра «На поляне»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.
Оборудование: шапочки с изображениями зайцев и волков по числу детей, барабан.
Описание игры: логопед делит детей на две группы: зайцы и волки. Логопед объясняет детям, что когда он будет медленно стучать в барабан, на поляне будут гулять волки, когда быстро - будут прыгать зайцы. Логопед чередует быстрое и медленное звучание.
Дифференциация по ритму:
Игра «Звенит капель»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.
Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям
повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...
Игра «Кто стучится?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»
Описание игры: Логопед говорит детям, что поросенок ждет гостей - своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм), второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Логопед предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.
Игра «Капельки»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля - хлопок в ладоши, тире (черточка) - пауза.
Описание игры: логопед объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Логопед показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.
Эту игру первый раз лучше предложить в основной части индивидуального занятия. Когда дети усвоят правила игры, можно предложить в организационном моменте фронтального занятия для деления детей на команды, если запланировано проведение соревнования. Логопед может положить на столы команд карточки с изображением ритмов. Затем для каждого ребенка логопед отхлопывает ритм. Ребенок должен определить, где карточка с его ритмом и занять свое место.
Дифференциация по силе звучания:
Игра «Тихо - громко!»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: музыкальные инструменты.
Логопед играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.
Игра «Иди-беги»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: бубен.
Описание игры: логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий- бежит.
Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: небольшая игрушка.
Описание игры: один ребёнок выходит из комнаты. Другой ребенок прячет в комнате игрушку. Когда первый ребёнок возвращается в комнату, логопед объясняет ему, что другие дети помогут найти игрушку. Когда он подойдёт близко к спрятанной игрушке, дети будут громко хлопать в ладоши. Когда он отойдёт от неё, хлопать будут тише.
2. Развитие речевого слуха.
Дифференциация голосов по тембру:
Игра «Угадай, кто я».
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: водящий поворачивается спиной к детям. Кто-то из детей подаёт голос заранее условленным образом (либо подражая животным, либо называя изучаемый звук).
Водящий угадывает, кто произносил.
Игра «Угадай, чей голос?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.
Игра «Лягушки».
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: дети встают в круг и произносят «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки. Увидали комара, закричали: «Ква-ква-ква!». Один ребёнок в центре круга с завязанными глазами. Он должен определить, кто произносит «Ква-ква-ква».
Игра «Улитка».
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: водящий (улитка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улитка, улитка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я.
Водящий отгадывает.
Дифференциация по силе голоса:
Игра «В лесу»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса.
Оборудование: картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок)
Описание игры: логопед показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».
Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко - громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Логопед произносит за ширмой слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.
Игра «Бум»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слогов по силе голоса.
Оборудование: изображение двух гномов, большого и маленького
Описание игры: логопед объясняет детям, что к ним в гости пришли два гнома Большой Бум и Маленький Бум. Большой Бум всегда поет свою любимую песенку громко: «БУМ-БУМ-БУМ», а маленький гном поет песенку тихо: «Бум-бум-бум». Логопед предлагает послушать песенки и определить, кто поет.
Игра «Ветер или ветерок?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по силе голоса.
Оборудование: картинки с изображением ветра и ветерка (деревья склонились низко и не очень низко).
Описание игры: логопед показывает по очереди картинки, объясняя, что папа-ветер поет громко: «У-У-У», а сынок-ветерок тихо: «у-у-у». Затем предлагает послушать и определить, кто поет: ветер или ветерок? Логопед произносит звук «у» то тихо, то громко.
Эту игру можно предложить после сообщения темы на фронтальном занятии «Звук [у ]и буква “ У”» или в основной части идущего после него индивидуального занятия.
Дифференциация голоса по интонации:
Игра «Хорошо»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по интонации.
Оборудование: картинка с изображением мальчика, картинки-схемы, изображающие эмоции.
Описание игры: логопед показывает картинку с изображением мальчика и говорит, что этот малыш произносит только одно слово - хорошо. Логопед просит ребенка определить по голосу, когда мальчик радуется, когда грустит,
когда удивляется, и показать соответствующую картинку.
Игра «Узнай по интонации»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации.
Оборудование: картинка с изображением врача, картинки-схемы, изображающие эмоции (усталый - «ух», веселый - «ах», грустный - «ох»), ширма.
Описание игры: логопед предлагает детям помочь врачу определить по настроению пациента, болеет он или здоров. Логопед за ширмой произносит междометия с разной интонацией, просит показать человека, который так сказал и определить, болен он или здоров.
Игра «Кто сказал?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по интонации.
Оборудование: картинки с изображением грустного, веселого, сердитого и удивленного человека.
Описание игры: логопед просит ребенка рассмотреть картинки и показать веселого, грустного, удивленного человека. Затем показывает, как каждый из них произносит по-разному слово «ах»: ах! (радостно), ах? (удивленно), ах! (сердито), ах. (печально). Затем логопед просит ребенка внимательно послушать, кто говорит, и показать картинку с изображением этого человека.
Дифференциация по высоте:
Игра «Угадай, кто сказал».
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация фраз по высоте голоса.
Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя».
Описание игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.
Игра «Малыши»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.
Оборудование: экран, куклы - девочка и мальчик или карточки с изображением мальчика и девочки.
Описание игры: логопед показывает картинки, читает рифмовку.
Наш малыш кричит с утра.
Уа - уа - уа -
Вот и все его слова.
Логопед объясняет, что мальчик кричит низким голосом (показывает), а девочка высоким. Логопед несколько раз произносит звуки, меняя высоту голоса и показывая соответствующие картинки. Затем логопед убирает кукол за ширму, произносит звукоподражания разным по высоте голосом. Ребенок после каждого предъявления должен сказать, кто кричал, мальчик или девочка.
Игра «В больнице»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.
Оборудование: картинки с изображением грустных мужчины и мальчика.
Описание игры: логопед показывает картинки и объясняет ребенку, что эти люди в больнице ждут, когда их примет врач. Мужчина вздыхает грубым голосом: ох, ох (логопед показывает), а мальчик тоненьким голоском: ох, ох.
Логопед предлагает внимательно послушать и определить, кто вздохнул.
Игра «Медведица и медвежонок»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по высоте голоса.
Оборудование: две игрушки - большой и маленький медведи, ширма.
Описание игры: логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости и показывает игрушки. Затем читает рифмовку:
Пыхтит, как пышка, мамочка-мишка: Ы-Ы-Ы.
(произносит звук низким голосом)
Пыхтит, как пышка, и маленький мишка: ы-ы-ы.
(произносит звук высоким голосом)
Логопед убирает игрушки за ширму и просит ребенка догадаться, кто его зовет: Ы-Ы-Ы, ы-ы-ы, Ы-Ы-Ы...
Развитие речевого внимания:
Игра «Будь внимателен»
Цель: развитие речевого внимания.
Логопед выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.
Игра «Слушай и выполняй»
Цель: развитие речевого внимания, развитие речевой памяти.
Логопед называет действия, которые должен выполнить ребёнок. Малыш выполняет их. (В зависимости от уровня развития ребенка от 2 до 4-5 инструкций).
Игра «Ригу-рагу»
Цель: развитие речевого внимания.
Описание игры: дети встают полукругом перед логопедом. Он трясет перед собой кулаками, приговаривая: «Ригу-рагу, ригу-рагу», дети повторяют его движения. Внезапно логопед выставляет пред собой указательные пальцы и мизинцы, быстро произнося: «Коза с рогами!», или, например, «Конь с рогами!». Если у названного животного есть рога, дети должны повторить движение логопеда (показать рога). Если у животного нет рогов, повторять движение не надо.
Игра «Кто внимательнее?»
Цель: развитие устойчивого речевого внимания.
Ход: логопед называет действия, которые должны выполнить дети. Одновременно логопед выполняет те же действия, иногда намеренно ошибаясь. Дети должны быть заранее предупреждены о том, что иногда логопед будет выполнять действия неправильно, и о том, что они должны ориентироваться только на речь логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.
Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...
Использование игр и упражнений для развития фонематических функций у детей с нарушением речи.
Начало развития фонематических функций происходит с развития фонематического восприятия. По данным многих исследований (например, Гвоздева А.И. Соботович Е.Ф., Левина Р.Е и др.) первичное фонема...
Мастер-класс "Игры на развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи" 31.01.2019
В данной работе представлены игры на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР...
Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с нарушениями речи
Дифференциация слов, близких по звучанию: Игра «Внимательные ушки».Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.Оборудование: предметная картинк...
Картотека игр на формирование базы для развития фонематического восприятия
Упражнения направлены на развитие слухового внимания, памяти, дифференциации неречевых звуков....
Тренинг для родителей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи»
Обучить родителей игровым способам развития фонематического восприятия у детей с нарушением речи....
Картотека "Развивающие игры на развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи".
Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способн...