ПРОЕКТ
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Бабаева Елена Геннадьевна
РЕАЛИЗАЦИЯ  КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА  В  РАБОТЕ  С  ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ  РЕЧИ  ПРИ  ПОДГОТОВКЕ  К ОБУЧЕНИЮ  ГРАМОТЕ
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «детский сад № 494 комбинированного вида»

ПРОЕКТ

РЕАЛИЗАЦИЯ  КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА  В  РАБОТЕ  С  ДОШКОЛЬНИКАМИ С

НАРУШЕНИЯМИ  РЕЧИ  ПРИ  ПОДГОТОВКЕ  К

ОБУЧЕНИЮ  ГРАМОТЕ

Автор проекта: Бабаева Елена Геннадьевна – учитель-логопед высшей квалификационной категории


ОПИСАНИЕ  ДОШКОЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

Детский сад основан в 1988 году. В ДОУ работает 11 групп, из них:

9 групп комбинированной направленности;

2 группы оздоровительные.

        2001 год – между детским садом и кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии НИИПК и ПРО заключен договор о сотрудничестве в области образования.

        2003 год – детский сад награжден дипломом Сибирской Ярмарки за технологию «Организация коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения речи».

        2004 год – детский сад стал обладателем 2-х малых золотых медалей Сибирской Ярмарки УЧСИБ-2004 за комплект пособий по коррекционной работе с дошкольниками. Коллектив д\с занесён на районную Доску Почёта.

        2005 год – детский сад – лауреат городского конкурса «Новое образование – новой России» за инновационную технологию «Организация воспитательной системы в образовательном пространстве  ДОУ». Победитель городского конкурса «Детский сад – дом радости» в номинации «Ребёнок идёт в школу».

        2006 – 2007 – 2008 годы – детский сад – дипломант городского конкурса « Детский сад – дом радости».

Перспективы на ближайшие 2 года

  • Предоставление методического материала компетентностной методики формирования готовности дошкольников с нарушениями речи к освоению письма и чтения для работы специалистам.
  • Создание на базе ДОУ «Круглого стола»  с привлечением учителей начальных классов, родителей, воспитателей по вопросам реализации компетентностного подхода в процессе подготовки к обучению грамоте детей с нарушениями речи.
  • Распространение опыта по обновлению содержания дошкольного образования через организацию семинаров, участие в конференциях…

        

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

        Проект будут выполнять творческий коллектив МКДОУ д\с № 494 под руководством учителя-логопеда Бабаевой Елены Геннадьевны с привлечением специалистов-практиков, занимающихся коррекцией речевых нарушений детей дошкольного возраста. Бабаева Е. Г. работает учителем-логопедом в ДОУ 28 лет, 20 лет имеет высшую категорию за технологию «Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи  при дизартрии».

Проект будет востребован в работе учителей-логопедов, воспитателей, педагогов-психологов ДОУ, родителей детей с нарушениями речи, так как это позволит повысить эффективность  подготовки детей  к школьному обучению.

Результатами реализации Проекта можно считать:

  • повышение уровня успешности выпускников  в освоении грамоты в школе за счёт сформированности у них основных ключевых компетенций.
  • успешная социальная адаптация детей.
  • повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ, их способность к инновационной деятельности, готовность реализовывать свои идеи на практике.
  • адекватная оценка родителями проблем и возможностей своего ребёнка, готовность родителей к взаимодействию со специалистами ДОУ при подготовке детей с нарушениями речи к обучению грамоте.

Сроки выполнения Проекта: сентябрь 2020 – май 2021 года.

ПОСТАНОВКА  ПРОБЛЕМЫ

        Исследования последних лет, проведённые логопедами, психологами показали (1), что в современной детской популяции наблюдается явное неблагополучие: у детей, поступающих в школу, проявляются такие показатели психической незрелости как нарушенное речевое развитие, отсутствие ориентировки на  способ действия, слабое владение операционными навыками, низкий уровень развития произвольного внимания и самоконтроля. Результаты аналитического исследования Н.В. Панкратовой (9) показали, что родители детей младшего школьного возраста обращаются с жалобами: неуспеваемость – 52%,  расторможенность – 20%, эмоциональная лабильность – 10%, медленный темп выполнения учебной работы – 56%, нежелание учиться – 47%. Это закономерно приводит к проблематичности социальной и учебной адаптации, к трудностям освоения ребёнком базового школьного компонента (чтение, письмо)

Знания, умения и навыки, формируемые в детском саду, дети могут использовать только в определенной ситуации, но стоит только ситуацию изменить, и ребёнок становится беспомощным, неспособным к решению даже стандартных проблем.

Например, в группе на занятиях проводятся сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Больница»…, но в реальной жизни, придя в магазин, ребёнок часто не может выбрать товар, заплатить за него.

Проводятся беседы, игры, направленные на формирование коммуникативных навыков, а на детскую площадку возле дома приходят новые дети, и ребёнок не может долгое время с ними познакомиться; в классе не может найти себе друзей…

Таким образом, на первый план выступает недостаточная сформированность у воспитанников детского сада ключевых компетенций, необходимых как для дальнейшего школьного обучения, так  для успешной жизнедеятельности в социуме. 

Компетенции – это не простая комбинация знаний, умений и навыков, это новый тип результата образовательной и воспитательной деятельности, это способность и готовность использовать усвоенные знания и умения в реальной жизни для решения практических задач. Компетентность как интегративное личностное качество включает в себя не только когнитивный компонент (знания о том, что делать и как делать), но и мотивационный, и операционно-поведенческий компоненты (11).

Необходимость реализации компетентностного подхода продиктовано тем,

  • что дошкольное образование должно обеспечивать вполне определённый уровень не только образовательных достижений ребёнка, но и достижений в области  жизненной компетенции,
  • что необходимо смещение смыслового центра коррекционного дошкольного обучения и воспитания в сторону личностного развития, развития сознательной регуляции поведения в социуме,
  • что обязательно включение родителей в процесс коррекционного обучения и воспитания ребёнка с нарушениями речи.

ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ  ПРОЕКТА

        

        Проект «Реализация компетентностного подхода в работе с дошкольниками с нарушениями речи при подготовке к обучению грамоте» показывает необходимость и возможность применения компетентностного подхода при подготовке к обучению грамоте.

        Компетентностный подход – целевая ориентация коррекционно-воспитательного  процесса на формирование основных ключевых компетенций.

Цель проекта - обновление структуры и содержания дошкольного образования детей с нарушениями речи путём реализации компетентностного подхода в работе по подготовке к обучению грамоте.

        Ключевые компетенции, формируемые в детском саду, социальны, универсальны, применяются в различных жизненных ситуациях.

Информационная – готовность работать с информацией.

Коммуникативная – готовность к общению с другими людьми.

Кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми.

Проблемная – готовность к решению проблем

Задачи Проекта:

  1. Разработка программного и методического обеспечения компетентностной методики формирования готовности дошкольников с нарушениями речи к освоению письма и чтения.
  2. Внедрение разработанной методики в практику коррекционной работы ДОУ, обеспечивающее:

     а) формирование у дошкольников интереса к письму и чтению, стимулирование желания освоить письменную форму речи

     б) формирование у детей мотивов достижения цели, стремления не пасовать перед трудностями.

     в) развитие готовности детей пользоваться письменной формой речи в различных жизненных ситуациях.

3. Консультирование родителей, воспитателей и специалистов ДОУ по вопросам реализации компетентностного подхода

4.  Развитие профессиональной компетенции педагогов ДОУ, их способности к инновационной деятельности.

  1.  Формирование готовности взрослых к проявлению уважения и внимания к ребёнку как к субъекту, результатам его деятельности.

Проект основан на следующих принципах:

  1. Содержание обучения на каждом этапе соответствует возрастным закономерностям развития дошкольников с нарушениями речи, их особенностям и возможностям на каждой ступени; (использование наглядности, смена игровых упражнений…)
  2. Содержание обучения обеспечивает усиление воспитательного потенциала и его социально-гуманитарной направленности, способствующей утверждению ценностей правового  демократического государства, становлению личности воспитанника;

3. Использование положительных и отрицательных эмоций как стимула развития познавательной деятельности.

4. Предусматривается возможность предоставления информации для родителей и систематическое вовлечение их в мероприятия, проводимые в детском саду.

  1. Содержание обучения учитывает связь с другими специалистами образовательного процесса (воспитателем  изодеятельности, музыкальным руководителем, хореографом, инструктором по физкультуре…)

СТРАТЕГИЯ  ДОСТИЖЕНИЙ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

Рабочий план Проекта

Мероприятия, осуществляемые в ходе реализации компетентностного подхода

Таблица № 1

срок

мероприятия

ответственные

  Сентябрь

2020 г.

 Создание методических рекомендаций по реализации компетентностного подхода для педагогов, психологов и родителей на бумажных и электронных носителях

Разработка перспективного плана

Педагогический совет

«Реализация компетентностного подхода на занятиях по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с нарушениями речи»

Обучающий семинар

«Разработка системы компетентностных форм, методов, приёмов на занятиях»

Родительское собрание

«Обновление содержания образования в ДОУ»

учитель-логопед

ст. воспитатель

учитель-логопед

ст. воспитатель

учитель-логопед

учитель-логопед

 

Октябрь

2020 г.

Взаимопосещения педагогов,  обмен опытом

Семинар-практикум

«Система компетентностно-ориентированных заданий по подготовке к обучению грамоте»

Психологический тренинг

«Формирование готовности педагогов к обновлению структуры и содержания дошкольного образования детей с нарушениями речи в ходе реализации Проекта»

ст. воспитатель

учитель-логопед

психолог

 

Ноябрь 2020 г.

 Педагогический совет

«Промежуточные результаты в рамках реализации компетентностного подхода»

Видео-занятия для родителей

Психологический тренинг

«Способы минимизации рисков, возникающих в ходе реализации компетентностного подхода»

ст. воспитатель

учитель-логопед

воспитатели

учитель-логопед

психолог

Декабрь

2020 г.

Анкетирование родителей

Заседание «Круглого стола» с родителями

Оценка проблем и возможностей своего ребёнка

воспитатели

специалисты

учитель-логопед

 Январь

2021 г.

Видео-занятия для родителей

Промежуточные результаты усвоения коррекционной программы

Деловая игра для воспитателей

«Формирование готовности к проявлению уважения к деятельности ребёнка как к субъекту»

учитель-логопед

психолог

  Февраль 2021 г.

Спортивный праздник «АБВГДейка»

Игры, конкурсы, эстафеты с родителями

Консультации для родителей

Взаимодействие со специалистами ДОУ

инструктор физвоспитания

учитель-логопед

 Март 2021 г.

Развлечение «Скоро в школу»

Совместно с родителями

Конкурсы, игра «Что, где, когда?»

учитель-логопед

муз. руководит.

воспитатели

 Апрель 2021 г.

Посадка «Аллея выпускников» совместно с родителями

Родительское собрание (анкетирование)

«Готовность к школьному обучению выпускников»

Практический семинар

«Обобщение опыта по обновлению структуры и содержания дошкольного образования детей с нарушениями речи»

эколог

учитель-логопед

воспитатели

учитель-логопед

Май

2021 г.

Педагогический совет

«Итоги реализации компетентностного подхода в работе с детьми, имеющими нарушения речи» Отчёт по Проекту

Консультации для родителей

«Результаты диагностического обследования по готовности к школьному обучению»

ст. воспитатель

учитель-логопед

учитель-логопед

Практика показывает, что даже педагоги, приступающие к реализации компетентностного подхода вполне сознательно, не всегда готовы сразу отказаться от привычных стереотипов деятельности и мышления

Мероприятия по минимизации рисков, возникающих в ходе реализации компетентностного подхода

                                Таблица № 2

Риски

Средства минимизации рисков

Сосредоточенность на формировании ключевых компетенций может снизить результативность по усвоению коррекционной программы

Перенос значительной части работы  в совместную деятельность

Повышение степени самостоятельности воспитанников воспринимается взрослыми как  дезорганизация учебного процесса

Вовлечение в процесс реализации компетентностного подхода психолога.

 

Формирование у педагогов временного чувства неуверенности может вызвать защитные реакции в виде отрицания, снижения значимости нового подхода

Обучающие семинары, тренинги по формированию готовности педагогов к внедрению методов реализации компетентностного подхода.

Сотрудничество в творческих группах, сотрудничество с ППк ДОУ. Взаимодействие педагогов, обмен опытом.

Отрицательное отношение родителей к обновлению содержания образования в связи с их представлением о готовности к школе, как о наличии у детей определенных знаний и умений

Открытые занятия для родителей, демонстрирующие результаты освоения коррекционной программы, просмотр видеозаписей занятий, участие родителей в развлечениях, утренниках, круглых столах…

Информационная ключевая компетенция – готовность работать  с информацией, использовать полученную информацию  в  любой ситуации.

Например: дети идут с прогулки  мимо кухни, по коридору разносится запах пищи. У детей возникает вопрос:

-  А что сегодня на обед?

 Воспитатель пожимает плечами:

  • Я не знаю. А где же мы можем узнать?

  Дети:

  • У нас в приёмной на стене висит меню. Оно написано печатными буквами…

Коммуникативная ключевая компетенция – готовность к общению с другими людьми, готовность слушать собеседника, соблюдать нормы и правила общения, проявлять уважение к чужому мнению.

Например: воспитатель предлагает ребёнку перед занятиями зайти в кабинет к логопеду, в кабинет изодеятельности и сказать, сколько детей в группе и можно ли подойти на занятия на пять минут раньше…

Кооперативная ключевая компетенция  готовность к сотрудничеству с другими людьми, уметь объединяться в группы, распределять роли между участниками.

Например: подгруппе детей (6-8 человек) воспитатель предлагает сделать пригласительные билеты для родителей и педагогов детского сада, но до праздника остаётся мало времени. Необходимо спланировать работу и показать детям, как распределить обязанности.

  • Кто лучше рисует – тот будет рисовать и разукрашивать билеты.
  • Кто умеет писать печатными буквами – тот будет подписывать пригласительные билеты

         Весной дети вместе с экологом  готовят посадочный материал для огорода и для озеленения территории детского сада. Они обсуждают, кто будет садить семена и рассаду,  кто будет поливать, кто будет подписывать ящики с рассадой. Работа продолжается и на огороде детского сада, в цветниках. Дети помогают высаживать овощную, цветочную рассаду,  читая  свои надписи.

 Проблемная ключевая компетенция  готовность к решению проблем.

Например: воспитатель изодеятельности перепутала все детские работы. Обращается к детям за помощью, так как  нужно  разложить работы на две стопки. В одну стопку – картинки девочек, в другую – картинки мальчиков. Что делать? Дети находят решение:

- Надо перевернуть картинки и прочитать имена, - говорят дети и читают имена,  раскладывая работы  на две стопки

Таким образом, компетентностным  является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у ребенка вопроса: «А зачем мы это делаем?»

Ключевые компетенции, формируемые в детском саду  совместно с учителем-логопедом, воспитателем логопедической группы, воспитателем изодеятельности, психологом,  позволяют воспитанникам успешнее осваивать школьные программы и своевременно адаптироваться к новым социальным условиям жизни. У детей формируется готовность использовать полученные знания. Коммуникативная ключевая компетенция раскрывается в умении вступать в контакт не только со сверстниками, но и со взрослыми, признавая авторитет учителя, отводя ему особое место в системе своих взаимоотношений с окружающими людьми. Воспитанники самостоятельны, заинтересованы в получении новой информации, адекватно воспринимают свои ошибки, способны регулировать свои действия, самостоятельно приводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями педагога.

Родители адекватно оценивают потенциал ребёнка, знают, как реагировать на временные трудности, которые могут встретиться ребёнку в реальной жизни.

Практическая значимость проекта:

  • у детей формируются ключевые компетенции, развиваются личностные качества, регуляции в поведении;
  • у педагогов повышается уровень профессиональной компетенции, формируется способность к инновационной деятельности;
  • у родителей появляется готовность к сопровождению по школьной программе, адекватная оценка потенциала своего ребенка

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.  Развитие информационной компетентности

          Ребёнок, не заинтересованный в содержании, форме и видах заданий, не усваивает материал, испытывает эмоциональные перегрузки и вырабатывает стойкое сопротивление к занятиям.  С другой стороны, на фоне эмоционального подъёма, который вызывается интересным и посильным для ребенка  заданием, разнообразными и увлекательными видами работ, он успешен.

 

1. 1.  Методы формирования информационной компетенции

Поиск и сбор информации:

  • Задания с помощью опроса
  • Задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от  второстепенной)
  • Задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно пособий нет и где их можно взять)

Передача информации:

  • Подготовка сообщений по теме
  • Подготовка плакатов, объявлений, приглашений и различных надписей

  1. 2. Игровые упражнения для формирования информационной   компетенции

«Раздаточный материал» №  1

Цель:         подготовка необходимого раздаточного материала для индивидуальной работы на занятии.

На столе большое количество раздаточного материала. Дети отбирают только те пособия (буквы, фишки, слова-схемы…), которые будут нужны на занятии.

        «Раздаточный материал» №  2

Цель: выявление недостающих комплектующих в пособии или раздаточном материале для индивидуальной работы на занятии.

Дети определяют, каких букв, ранее изученных, нет перед ними на столе;

« План логопедического класса»

Цель:         развитие пространственных отношений, зрительной координации

Перед началом занятия на потолке дети замечают паука.

Вопрос логопеда: «Как видит сверху наш класс паук?» Дети определяют и рисуют вид сверху каждого предмета, находящегося в классе (столы, стулья, доска, подоконники, цветы…).  Остальные игровые задания строятся на уже готовом, нарисованном плане.

2.  Развитие коммуникативной компетенции

        Коммуникативная компетенция – способность и готовность дошкольника к общению с другими людьми, то есть реализация программ речевого поведения в зависимости от его способности ориентироваться в различной обстановке. В данном проекте в рамках коммуникативной компетенции рассматриваются: лексическая компетенция, грамматическая компетенция,  речевая компетенция.

        Лексическая компетенция – способность практически использовать словарный состав языка в рамках лексических тем, изучаемых в группах. Лексические темы представлены в тематических годовых планах логопеда и информационно-методической оснащенности в соответствии с коррекционными программами.

        Грамматическая компетенция – способность практически использовать грамматические средства языка: на уровне слова, словосочетания,   на уровне предложения.

Речевая компетенция – способность практически использовать поставленные, автоматизированные звуки в ходе:  говорения (диалог, монолог),  чтения (слогослияния)

2. 1. Методы формирования коммуникативной компетенции

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

  • Стихи, пересказы, сообщения по теме
  • Ролевые игры (говорящий – слушающий, задающий вопрос – отвечающий)
  • Проекты, требующие проведения опросов, интервью у разных людей
  • Общение в конфликтных ситуациях
  • Ответы после вопроса: «Кто думает по-другому?», «У кого не так?»
  • Выступления на утренниках, развлечениях
  • Вовлечение в работу театральной студии

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

  • Ролевые игры (пишущий – читающий)
  • Проверка и исправление работ, выполненных другими детьми
  • Составление и написание плакатов, объявлений, приглашений, надписей

2. 2.        Игровые упражнения для формирования коммуникативной  компетенции

«Учитель - ученик»

Цель: развитие произвольного зрительного внимания

Дети проверяют друг у друга выполненное задание (звукобуквенную схему слова, схему предложения, диктант…), исправляют, объясняя свои действия.

        «Почта»

Цель: развитие навыка слогослияния

Ребенок находит письмо, адресованное ему, читает, пишет ответ.

        «Пение гласных букв, открытых слогов»

Цель: развитие навыка быстрого узнавания букв, навыка слогослияния

Дети вместе поют гласные буквы и открытые слоги с изучаемыми согласными буквами, воспроизводят определенный ритм по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку.

        «Буквы сломались»

Цель: развитие произвольного зрительного внимания, образного мышления  

У каждого ребенка на столе отдельные элементы 2 – 3-х букв. Необходимо узнать элемент буквы и найти того, у кого другая часть буквы.

                

                                     

3.  Развитие кооперативной компетенции

        Кооперативная компетенция – способность и готовность дошкольника к сотрудничеству с другими людьми в ходе сюжетно-ролевых игр;

подгрупповых игровых заданий; ситуативных режимных моментов; сценических игровых упражнений.

3. 1.  Методы формирования кооперативной компетенции

Методы и приёмы в рамках подгрупповой (индивидуальной) работы: 

  • Самостоятельная работа в парах и группах  (головоломки, пазлы, разрезные картинки, кубики)
  • Фронтальный опрос (1 – 2 вопроса) с элементом проблемности
  • Мини-проекты (проводятся на занятии по подготовке  к обучению грамоте)
  • Групповые проекты (проводятся в совместной деятельности в группе)
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Индивидуальные проекты, требующие помощников
  • Индивидуальные практико-ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем

3. 2.  Игровые упражнения для формирования кооперативной компетенции

«Промокшее письмо»

Цель: формирование умения восстанавливать недостающие элементы букв, целые слова

Дети восстанавливают текст письма, поздравительной открытки…. Пишут ответ

        «Слово рассыпалось» - игра по  « Плану  логопедического класса»

Цель: формирование  навыка буквенного синтеза, развитие пространственных отношений, произвольного внимания

На заранее нарисованном  плане  класса логопедом отмечаются места, где спрятаны буквы. Каждый ребенок ищет в определенном месте на плане букву. Из найденных букв вместе на доске  составляется слово.

        «Раздели на группы»

Цель: развитие образного мышления, речемыслительной деятельности.

Детям необходимо разложить буквы на любые группы (по внешнему виду, по качественным характеристикам…) и объяснить свой выбор

        

        4.  Развитие проблемной компетенции

        Проблемная компетенция – способность и готовность дошкольника к решению проблем не только на занятии, но и в реальной жизни. Данная компетенция формируется на основе первых трех. Существенная роль отводится проектам различной направленности

 

4.  1. Методы формирования проблемной компетенции

Проекты различной направленности:

  • Наличие социально-значимой задачи
  • Коллективное подведение итогов
  • Решение одной и той же задачи разными способами, выбор оптимального способа
  • Игровые задания с недостаточным условием
  • Игровые задания с ограничением во времени (мини – проекты)

4. 2.  Игровые задания для формирования проблемной компетенции

« План логопедического класса»

Цель:         развитие пространственных отношений, зрительной координации

Перед началом занятия на потолке дети замечают паука.

Вопрос: «Как видит сверху наш класс паук?» Дети определяют и рисуют вид сверху каждого предмета в классе (столы, стулья, доска, кулер…).  Остальные игровые задания строятся на уже готовом, нарисованном плане.

        «Удали лишнее слово»

Цель: развитие мыслительной операции сравнения и идентификации

Из определенного набора слов  (букв, звуков) дети выбирают и удаляют то, что не  соответствует  этому набору.

        «Какой звук есть во всех этих словах»

Цель: развитие фонематического слуха, формирование механизма прогнозирования

Дети слушают слова, произносимые логопедом, определяют наличие звука


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...