«Развитие фонематического слуха, как составная часть работы по сенсорному воспитанию »
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Консультация для воспитателей и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_vospitanie_-konsultatsiya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
учреждение компенсирующего вида № 6.
«Развитие фонематического слуха, как составная часть
работы по сенсорному воспитанию »
(консультация для воспитателей и родителей)
Учитель-логопед: Исаченко Л. И.
г. Южно – Сахалинск
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Как известно, ребенок рождается на свет со сформированными органами чувств. Однако их нормальное функционирование представляет собой лишь предпосылку для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает. Это сенсорные эталоны, которые сложились исторически и позволяют сравнивать, сопоставлять результаты восприятия. К ним относятся системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка.
Все эти эталоны должны быть своевременно усвоены ребенком. В процессе восприятия он постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные , осязательные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более точными, стойкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка даже тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для чего достаточно произнести соответствующее слово-название.
Усвоение системы фонем родного языка, как эталонов речевого развития, является важнейшим условием общего развития ребенка. При этом само речевое развитие ребенка подчинено определенным закономерностям. Существует специфический возрастной период развития речи – первые три года. В целом, ребенок проходит три этапа становления речи: подготовительный, или дофонемный, - от рождения до 1,5-2 лет; этап самостоятельной речи – 1,5-2 до 7 лет и этап систематического обучения и развития речи – школьный период. В плане формирования фонематического восприятия важен первый из них. В течение младенческого возраста первого периода активно формируются первые предречевые вокализации: гуканье, вскрики, гуление и лепет. Основным механизмом, лежащим в основе усвоения речи, является процесс имитации. При этом решающим условием сохранения и развития врожденного подражательного рефлекса является эмоциональное общение взрослого с каждым ребенком индивидуально. Различные модуляции голоса взрослого выполняют роль пускового сигнала, приводящего в действие безусловно-рефлекторный механизм эхолалии: ребенок «играет» звуками, тренирует речевой аппарат, дифференцирует окружающие звуки и голоса. Вскоре гуление сменяется лепетом. К самоподражанию присоединяется имитация тех звуков, которые произносят взрослые. Лепет в позднем его развитии представлен двукратными повторениями слогов – итерациями (ва-ва, ня-ня, дя-дя и др.) – важным компонентом формирования слуховых эталонов и произносительных единиц. Преобладание лепета над другими вокализациями в возрасте от 5 до 18 месяцев служит показателем правильного предречевого развития детей.
К овладению произносительными навыками ребенок переходит на втором году жизни. Правильное произнесение звуков предполагает сопряженную деятельность слухового и речедвигательного анализаторов. При этом слуховому принадлежит ведущая роль. Акустические образы речи взрослых запечатлеваются в слуховой памяти ребенка и служат базой для их воспроизведения, поиска требуемых артикуляционных движений до совпадения с произношением окружающих, т.е. с речевыми эталонами. К концу 2-го года фонематический слух ребенка в норме должен быть сформирован.
У детей с речевыми нарушениями сенсорное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. При этом наблюдаются специфические трудности в формировании фонематического слуха.
Так у дошкольников с нарушениями речи наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференцированных фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи. Они могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых вне речи в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно сформированных строении и функции артикуляционного аппарата указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.
Иногда у таких детей наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении. Существует определенная пропорциональность: чем большее количество звуков дифференцируется в произношении, тем успешнее различаются фонемы на слух. И чем меньше имеется «опор» в произношении, тем хуже условия для формирования фонематических образов. Развитие же самого фонематического слуха находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребенка.
С детьми, имеющими отставание в речевом развитии, необходимо как можно раньше проводить специальные игровые занятия, направленные на развитие фонематического слуха.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха.
Игры на выделение звука из слова на слух:
- «Утки и окуни».
Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные «О» и «У».
Ход игры: дети делятся на две команды – «окуни» и «утки». Они двигаются произвольно по площадке. Ведущий произносит поочередно слова то с ударным звуком «О», то с ударным звуком – «У». Дети – «окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком «О», а «утки» - когда услышат слово со звуком «У». Кто не останавливается вовремя, тот выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.
Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, облако; угол, удочка, ужин, улей, утро, умный, узкий, уголь.
- «Угадай, какой звук играет с тобой в прядки».
Цель: научить определять на слух, какой звук слышится в тексте.
Ход игры: детям предлагается угадать какой звук много раз повторяется в тексте стихотворения. Вначале текст произносится с утрированным проговариванием нужного звука. Ведущий читает текст и спрашивает: «Какой звук вы слышали чаще других?». Дети должны назвать звук и привести примеры слов с этим звуком.
Примерный речевой материал к игре.
Плачет киска в коридоре,
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски. Б.Заходер
На горе стоит лесок,
Он не низок, не высок,
Удивительная птица
Подает там голосок. А.Барто
Живет в тайге бурундучок –
Опрятный мужичок.
Вскарабкается на сучок
И чистит пиджачок. Ю.Могутин
Игры на определение первого звука в слове:
- Лото «Назови картинку и найди первый звук».
Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова ребенком.
Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук; дети поочередно произнося вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ее закрывают фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
- «Составь слово»
Цель: см. выше.
Ход игры. Выставляются несколько картинок, одна из которых остается закрытой. Называются картинки и первые звуки этих названий. Догадаться по первым звукам открытых картинок о названии «закрытой». Выигрывает тот, кто догадается раньше всех. После этого картинка переворачивается.
Игры на определение первого и последнего звука из слова:
- «Замкни цепочку»
Цель: научить детей выделять на слух первый и последний звук слова.
Ход игры: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и т.д. Игра может быть устной, с перекидыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению. Если все операции выполнятся в нужной последовательности, цепочка замыкается. При этом начинать игру нужно с специально помеченной картинки.
Игры на определение места звука в слове (начало, середина, конец):
- Описание игры. Для игры необходимы предметные картинки, в названии которых содержится изучаемый звук, а также полоски картона, разделенные на три части и фишки для обозначения положения заданного звука на полоске. Играющие берут картинку, называют ее и с помощью фишки обозначают положение заданного звука на полоске. Выигрывает тот, кто назовет большее количество карточек и при этом верно определит позицию звука в слове.
- «Подбери картинку к схеме».
Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Ход игры. У детей – схемы слов (прямоугольники, разделенные поперек на три части, с раскрашенной первой частью – начало слова, средней частью – середина слова, последней частью – конец слова). Ведущий показывает картинки с предложенным для игры звуком, а дети отбирают необходимые схемы. Выигрывает тот, кто первым соберет по три картинки к каждой схеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....
Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.
Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....
Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с задержкой речевого развития)"
Консультация направлена на ознакомление родителей с развитием фонематических процессов у детей с задержкой речевого развития....