Плассотерапия- как форма работы с детскими негативными эмоциями
статья по коррекционной педагогике
Новое направление песочной терапии (плассотерапия) и 5 стадий работы в ней. Будет полезно детским психологам, родителям, специалистам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Плассотерапия | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Плассотерапия- как форма работы с детскими негативными эмоциями.
Живой песок—как мысли без препятствий, стоит,
бежит и создает фундамент силы жизни.
Key words: plassoterapiaya, kinetic sand, emotions
Негативные эмоциональные состояния- гнев, страх, грусть, вина и другие, как много они приносят с собой в жизнь ребенка, родителя и педагога. Как трудно порой выразить ребенку те чувства, о которых он может даже не знать, не понимать, и чаще всего они выливаются через край в виде нежелательного поведения ребенка. На помощь педагогу и родителю может придти новая современная методика—плассотерапия (взаимодействие с кинетическим песком).
Кинетический песок, он так же называется живой песок— который был разработан в Швеции в 2013 году. И на сегодняшний день в России с 2017г , он стал авторским методом в психолого-педагогической, социальной и клинической сфере.
Терапевтическая функция живого песка происходит благодаря пластичности и сыпучести. Образ, принимает быструю изменчивость, легко происходит создание-разрушение, легко воодушевляется, облегчается проецирование собственного тела. И если говорить о положительных сторонах самого материала, то он обладает различными цветами, мобилен, минимально затратен, прост в использовании.
Плассотерапия (от греческого леплю, лечение, оздоровление)- как психокоррекционная практика для детей дошкольного возраста она получила большую любовь в первую очередь среди детей, и сочетает в себе одновременно цветотерапию, мандалатерапию, арт и игротерапию.
«Живой песок» абсолютно безвреден, обладает бактериостатическим свойством, не требует обработки, не токсичен, не вызывает аллергии. Состав подвижного песка достаточно прост : 98%-кварцевый песок и 2 % полимерный материал.
По авторской методике плассотерапия координально отличается от классической юнгианской песочницы: нет песочницы, границы пространства изменчивы и определяются самим специалистом, достаточное пространство –это размер письменного стола, на котором создаются ландшафты, образы, использование игрушек и материалов строго не регламентируется, можно как с ними так и без. Автор методики живого песка Старостин О.А. использует в работе с различной психологической проблематикой: нарушение поведения, психосоматические расстройства, а так же негативные эмоциональные состояния.
Исходя из позиции детского психотерапевта Вайолет Оклендер, то важно заниматься не интерпретацией того, что создал ребенок и почему? А важно как он к этому относится, какие чувства и эмоции у него возникают, как ему то, что он создал? Почувствовал ли он творцом своего мира? Однако, нужно отметить, что живой песок обладает и диагностической способностью. Так например, ребенок с выраженными нарушениями нервной системы будет испытывать легкий дискомфорт, так как песчинки будут стремиться прилипать к влажным ладоням, или ребенок обладающий сниженным тонусом кистей- будет испытывать дискомфорт с приданием формы песку, можно создавать образы и наблюдать размер, форму, выбор цвета, который тоже играет не мало важную роль в диагностическом контексте.
Большинство детей охотно берут живой песок в руки, и если с глиной многим не хочется пачкаться, то здесь, дети залезают в него полностью. Главной задачей кинетического песка становится пробудить телесные ощущения, поднять эмоции, укрепить знания ребенка о самом себе и его чувствах. Ребенок создает как можно больше образов и присваивает их себе, проживает как негативный, так и позитивный образ себя.
Для работы с негативными эмоциями детей используется большое количество техник (примеры техник)
- «Исследование пластичного материала различными способами»
- «Мой портрет»
- «Портрет моей семьи»
- «Мой дом»
- «Скульптура закрытыми глазами»
- «Скульптура гнева»
- «Сказка»
- «Моя неделя, моя жизнь»
- «Картина в паре»
- «Свободный ландшафт»
- «Мандала»
- «Полярности»
Принято выделять 5 фаз в работе с клиентом в решении той или иной проблемы, в том числе и негативные детские эмоции: страх, гнев, стыд, вина, грусть.
1стадия. Взаимодействие ребенка с песком, знакомство. Сосредоточение на телесных ощущениях. Происходит перевод внутренних состояний на руки. Тактильные ощущения здесь становятся ведущими, вовлекающие в процесс все тело, как бы включая свой самый «мудрый» интеллект—телесный.
2 стадия. Происходит хаос, неопределенность, фаза «чистого листа», время для активизации, актуализации проблемы и «мнимая завершенность».
3 стадия. Определения эмоционального состояния к созданному образу. Здесь предлагается сделать так, чтобы все нравилось. Гармонизация пространства.
4 стадия. Гармонизация. Все нравится, ничего больше не хочется менять.
5 стадия. Завершающая. Исчезновение интереса к образу.
«Ландшафты души» состоящие из подвижного песка—целебные, завораживающие, способны приоткрыть окна в мир ребенка, к его негативным и позитивным эмоциям.
«Именно при помощи рук—мы научились понимать мир и себя»
Использованная литература:
- Вараксина, А.В. Плассотерапия как средство работы со страхами/ А.В. Вараксин, О.Е. Ляпунова.—Текст :непосредственный// Психологические науки: теория и практика: материалы IV Международной научной конференции—Москва: Буки-Веди, 2015.—С36-39.
- Вайолет Оклендер «Окна в мир ребенка» Руководство по детской психотерапии Серия : Библиотека психологии и психотерапии/ Издательство: независимая фирма «Класс» 2005г.
- Л.В. Киселева, О.А Старостин. Плассотерапия—методика терапии пластическим исскуством в рамках «песочной»терапии./ Материалы VII Международной научно практической конференции «Терапия исскуством в художественном образовании», Санкт-Петербург, 26-28 мая 2014 г.—Санкт-Петербург, 2014.
- Булаховская Г.В., Старостин О.А. Современные методики «песочной» терапии в психокоррекции онкологических больных и во вторичной профилактике синдрома профессионального выгорания.\Сборник тезисовVI Всероссийского съезда онкопсихологов, 133-15 ноября 2014 года,--Москва, 2014.—С.71-76.
- Надежда Кряжева: «Мир детских эмоций»Дети 5-7 лет/ Академия Развития, 2001г, 160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар - практикум «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма оздоровления дошкольников»
Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.Цель пес...
мастер класс для педагогов «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»
Мастер класс «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»Воспитатель: Салихова Татьяна РаузатовнаАктуальность темы.Все большую силу в наше время набирает идея введе...
МАСТЕР- КЛАСС: «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»
Мастер класс «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»Воспитатель: Салихова Татьяна РаузатовнаАктуальность темы.Все большую силу в наше время набирает идея введе...
формы работы с негативными эмоциями дошкольников
Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...
Консультация для педагогов «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песк...
Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей, на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций, на осознание эффективных форм поведения.
Способствуют эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения....
Сад эмоций - буклет "Если ребенок проявляет негативные эмоции"
Буклет для работы с родителями...