Плассотерапия- как форма работы с детскими негативными эмоциями
статья по коррекционной педагогике

Варьюла Татьяна Николаевна

Новое направление песочной терапии (плассотерапия) и 5 стадий работы в ней. Будет полезно детским психологам, родителям, специалистам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Плассотерапия39 КБ

Предварительный просмотр:

Плассотерапия- как форма работы  с детскими негативными эмоциями.

                                                                                   Живой песок—как мысли без  препятствий, стоит,

 бежит и создает фундамент силы жизни.

Key words: plassoterapiaya, kinetic sand, emotions

Негативные эмоциональные состояния- гнев, страх, грусть, вина и другие, как много они приносят с собой в жизнь ребенка, родителя и педагога. Как трудно порой выразить ребенку те чувства, о которых он может даже не знать, не понимать, и чаще всего они выливаются через край в виде нежелательного поведения ребенка. На помощь педагогу и родителю может придти новая современная методика—плассотерапия  (взаимодействие с кинетическим песком).

Кинетический песок, он так же называется живой песок— который был  разработан в Швеции в 2013 году. И на сегодняшний день в России с 2017г , он стал авторским методом в психолого-педагогической, социальной и клинической сфере.

Терапевтическая функция живого песка  происходит благодаря пластичности и сыпучести. Образ, принимает быструю изменчивость, легко происходит создание-разрушение, легко воодушевляется, облегчается проецирование собственного тела. И если говорить о положительных сторонах самого материала, то он обладает различными цветами, мобилен, минимально затратен, прост в использовании.

Плассотерапия (от греческого леплю, лечение, оздоровление)- как психокоррекционная практика для детей дошкольного возраста она получила большую любовь в первую очередь среди детей,  и сочетает в себе одновременно цветотерапию, мандалатерапию, арт и игротерапию.

«Живой песок» абсолютно безвреден, обладает бактериостатическим свойством, не требует обработки, не токсичен, не вызывает аллергии. Состав подвижного песка достаточно прост : 98%-кварцевый песок и 2 % полимерный материал.

По авторской методике плассотерапия координально отличается от классической юнгианской песочницы: нет песочницы, границы пространства изменчивы и определяются самим специалистом, достаточное пространство –это размер письменного стола, на котором создаются ландшафты, образы, использование игрушек и материалов строго не регламентируется, можно как с ними так и без. Автор методики живого песка Старостин О.А. использует  в работе с различной психологической проблематикой: нарушение поведения, психосоматические  расстройства, а так же негативные эмоциональные состояния.

Исходя из позиции детского психотерапевта Вайолет Оклендер, то важно заниматься не интерпретацией того,  что создал ребенок и почему?   А важно как он к этому относится, какие чувства и эмоции у него возникают, как ему то, что он создал? Почувствовал ли он творцом своего мира? Однако, нужно отметить, что  живой песок обладает и диагностической способностью. Так например, ребенок с выраженными нарушениями нервной системы будет испытывать легкий дискомфорт, так как песчинки будут стремиться прилипать к влажным ладоням, или ребенок обладающий сниженным тонусом кистей- будет испытывать дискомфорт с приданием формы песку, можно создавать образы и наблюдать размер, форму, выбор цвета, который  тоже играет не мало важную роль в диагностическом контексте.

Большинство детей охотно берут живой песок в руки, и если с глиной многим не хочется пачкаться, то здесь, дети  залезают в него полностью. Главной задачей кинетического песка становится пробудить телесные ощущения, поднять эмоции, укрепить знания ребенка о самом себе и его чувствах. Ребенок создает как можно больше образов и присваивает их себе, проживает как негативный, так и позитивный образ себя.

Для работы с негативными эмоциями детей используется большое количество техник (примеры техник)

  1. «Исследование пластичного материала различными способами»
  2. «Мой портрет»
  3. «Портрет моей семьи»
  4. «Мой дом»
  5. «Скульптура закрытыми глазами»
  6. «Скульптура гнева»
  7. «Сказка»
  8. «Моя неделя, моя жизнь»
  9. «Картина в паре»
  10. «Свободный ландшафт»
  11.  «Мандала»
  12. «Полярности»

Принято выделять 5 фаз в работе с клиентом в решении той или иной проблемы, в том числе и негативные детские эмоции: страх, гнев, стыд, вина, грусть.

1стадия. Взаимодействие ребенка с песком, знакомство. Сосредоточение на телесных ощущениях. Происходит перевод внутренних состояний на руки. Тактильные ощущения здесь становятся ведущими, вовлекающие в процесс все тело, как бы включая свой самый «мудрый» интеллект—телесный.

2 стадия. Происходит хаос, неопределенность, фаза «чистого листа», время для активизации, актуализации проблемы и «мнимая завершенность».

3 стадия. Определения  эмоционального состояния к созданному образу. Здесь предлагается сделать так, чтобы все нравилось. Гармонизация пространства.

4 стадия. Гармонизация. Все нравится, ничего больше не хочется менять.

5 стадия. Завершающая. Исчезновение интереса к образу.

«Ландшафты души» состоящие из подвижного песка—целебные, завораживающие, способны приоткрыть окна в мир ребенка, к его негативным и позитивным эмоциям.

                                                «Именно при помощи рук—мы научились понимать мир и себя»

Использованная литература:

  1. Вараксина, А.В. Плассотерапия как средство работы со страхами/ А.В. Вараксин, О.Е. Ляпунова.—Текст :непосредственный// Психологические науки: теория и практика: материалы IV Международной научной конференции—Москва: Буки-Веди, 2015.—С36-39.
  2. Вайолет Оклендер «Окна в мир ребенка» Руководство по детской психотерапии Серия : Библиотека психологии и психотерапии/ Издательство: независимая фирма «Класс» 2005г.
  3. Л.В. Киселева, О.А Старостин. Плассотерапия—методика терапии пластическим исскуством в рамках «песочной»терапии./ Материалы VII Международной научно практической конференции «Терапия исскуством в художественном образовании», Санкт-Петербург,  26-28 мая 2014 г.—Санкт-Петербург, 2014.
  4.  Булаховская Г.В., Старостин О.А. Современные методики «песочной» терапии в психокоррекции онкологических больных и во вторичной профилактике синдрома профессионального выгорания.\Сборник тезисовVI Всероссийского съезда онкопсихологов, 133-15 ноября 2014 года,--Москва, 2014.—С.71-76.
  5. Надежда Кряжева: «Мир детских эмоций»Дети 5-7 лет/ Академия Развития, 2001г, 160с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар - практикум «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма оздоровления дошкольников»

Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.Цель пес...

мастер класс для педагогов «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»

Мастер класс «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»Воспитатель: Салихова Татьяна РаузатовнаАктуальность темы.Все большую силу в наше время набирает идея введе...

МАСТЕР- КЛАСС: «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»

Мастер класс «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»Воспитатель: Салихова Татьяна РаузатовнаАктуальность темы.Все большую силу в наше время набирает идея введе...

формы работы с негативными эмоциями дошкольников

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...

Консультация для педагогов «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песк...