Обучение составлению предложений по картинкам.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Балакирева Елена Владимировна

Обучению детей рассказыванию (пересказ, рассказ-описание и др.) предшествует подготовительная работа. Целью этой работы является достижение уровня языкового развития детей, необходимого для составления различных видов развёрнутых высказываний. Подготовительная работа включает: формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений различной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом в процессе учебных занятий.

Упражнения в составлении предложений по картинкам (предметным, ситуационным и др.) могут проводиться с использованием различных методических приёмов. В разработке описана методика обучения составления предложений по картинкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_sostavleniyu_predlozheniy_po_kartinkam.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение составлению предложений по картинкам

в процессе развития связной речи детей с ОНР

Обучению детей рассказыванию (пересказ, рассказ-описание и др.) предшес-твует подготовительная работа. Целью этой работы является достижение уровня языкового развития детей, необходимого для составления различных видов развёр-нутых высказываний. Подготовительная работа включает: формирование лексичес-кого и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков по-строения предложений различной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом в процессе учебных заня-тий.

Упражнения в составлении предложений по картинкам (предметным, ситуа-ционным и др.) могут проводиться с использованием различных методических приёмов. При обучении детей с ОНР используется следующий вариант методики.

Для упражнений используются ситуационные картинки

двух видов:

  1. Картинки, где можно выделить субъект и выполняемое им действие;
  • Субъект – действие (выраженное непереходным глаголом), например: Самолёт летит.
  • Субъект – действие (предикат, выраженный нерасчленяемой группой сказуемого), например: Дети сажают деревья. Девочка катается на ве-лосипеде.
  • Субъект  – действие – объект (Девочка читает книгу);
  • Субъект – действие – объект – орудие действия (Мальчик забивает гвоздь молотком);
  1. Картинки с изображением одного или нескольких персонажей и чётко обоз-наченного места действия;
  • Субъект – действие – место действия (орудие, средство действия), на-пример:  Ребята играют в песочнице. Мальчики катаются с горки на лыжах.

При обучении составлению предложений по картинкам используется приём постановки соответствующих вопросов к картинкам и образец ответа. Могут быть использованы такие приёмы, как совместное составление предложений двумя-тремя детьми (один из них составляет начало фразы, другие продолжают).

Также  важно  научить  детей  составлять  ответ  на вопрос в виде развернутых фраз. Дети  усваивают  определённый  тип  фразы-ответа, включающего "опорные" содержательные  элементы  вопроса педагога. Вначале дети упражняются в состав-лении  ответов-высказываний, начинающихся  с  повторения последнего слова (или словосочетания)  из  вопроса  педагога. Специальное  внимание  уделяется   форми-рованию и закреплению навыков составления вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная деят-ть. Составление предложений по картинкам.

Коммуникативная деят-ть. Составление предложений по картинкам....

Презентация "Использование моделей и схем для обучения составлению рассказов по картинкам и разучиванию стихов"

Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание....

Составление предложений по картинкам используя предлоги.

Закрепление знаний о предлогах. Составление предложений, включающих слова с предлогами...

Составление предложения по картинке

Составление предложения по картинке...

Конспект НОД по обучению составлению рассказа по картинке

Представляю конспект занятия по обучению рассказыванию по картине «Зимние забавы»....

Составление предложения по картинкам.

В работе с детьми  подготовительной логопедической группы я использую много наглядности, т.к. дети имеют трудности со слуховым восприятием.   Очень им нравится  составлять предложе...