Презентация "Использование моделей и схем для обучения составлению рассказов по картинкам и разучиванию стихов"
презентация по логопедии по теме

Котова Светлана Вячеславовна

Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование моделей и схем для обучения составлению рассказов по картинкам и разучиванию стихов

Слайд 2

“ Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д. Ушинский Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированными навыками построения связного высказывания. Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом, и поэтому для достижения хороших результатов хочется применять новые, а главное эффективные методы и приемы. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. 2

Слайд 3

Проблемы в речи детей : Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Недостаточный словарный запас. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Слайд 4

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом. Мнемотехника и является такой программой. Мнемотехника -технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций.

Слайд 5

Структура мнемотехники

Слайд 6

Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблица

Слайд 7

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; р азвитие связной речи; развитие мелкой моторики рук. Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу

Слайд 8

Стихотворения Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Слайд 9

Солнышко Как ходило солнышко В золотой рубашке. Как ласкало солнышко Белые ромашки, Гладило ладошкой, Лепесточки грело. … У ромашек белых Грудка загорела. Г.Р. Лагздынь

Слайд 11

11.12.2018 http://aida.ucoz.ru 11 Капель На солнышке согрелась ель. Подтаяла сосна. Идет апрель, звенит капель. В лесу у нас весна. По снегу капельки стучат: «Подснежник, хватит спать!» З.Н. Александрова

Слайд 12

Составление описательного рассказа Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Слайд 13

Составление рассказов-описаний по теме « Игрушки». «Кукла»: «Это —кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины. У куклы есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша — игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно». Моя самая любимая игрушка - это машинка. Она ярко-красного цвета, прямо­угольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика - металли­ческая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла - кожаные. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается. 1. Цвет. (Какого цвета игрушка?) 2. Форма. (Какой она формы?) 3. Мячи. (Какого размера игрушка?) 4. Детали машины. (Назови ее детали.) 5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?) 6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)

Слайд 17

Вывод В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц: Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. Необходимо помнить , что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

Слайд 18

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Спб.,2005. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием /М., 2005. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием Дошкольное воспитание 2004г. — № 6. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6. Москва, 2005. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи Логопед в детском саду 2007 — № 4. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи Омельченко Л.В. Логопед. 2008.- №4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. — №10.

Слайд 19

Интернет ресурсы: http://dohcolonoc.ru http://www.eidotehnika.org http://www.authorstream.com http://www.syntone.ru

Слайд 20

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....

Консультация для педагогов: Обучение составлению рассказа с помощью картинного плана и схем-моделей.

Обучение составлению рассказа с помощью картинного плана и схем-моделей....

Занятие по обучению составлению рассказов описаний об овощах по схеме.

Цели: учить составлять предложения. Объединять эти предложенияв короткий рассказ. Закрепить знание цветов и геометрических форм.   Развивать координацию движения и ритм....

Конспект НОД по обучению составлению рассказа по картинке

Представляю конспект занятия по обучению рассказыванию по картине «Зимние забавы»....

Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по кар-тине и серии сюжетных картинок. Технологии работы с опорными схемами.

Решая задачи обучения детей связной речи на разных возрастных этапах можно добиться формирования полноценной монологической речи. Развитию речи ребенка необходим богатый чувств опыт, получаемый им от ...

НОД. Развитие речи составление рассказа по картинкам – схемам «Дружная Россия» Средний дошкольный возраст

Приобщение детей к истории России. Знакомство с праздником России –Днем народного единства...