Нейропсихологическая коррекция детей с ТНР в работе учителя-логопеда.
проект по коррекционной педагогике

Черненко Татьяна Владимировна

Ленивый! Невнимательный! Тупица!.. Сколько обвинений зачастую летит в сторону ребёнка. Но на самом деле он не виноват, просто его мозг не готов к нагрузке.

Трудности в обучении, поведении и эмоциональной сфере у детей могут быть связаны с особенностями функционирования головного мозга и функциональной несформированностью его структур. Поэтому репетиторы, разъяснительные беседы и наказания в этих случаях неэффективны, а на ребенка все чаще навешивают ярлыки "ленивого", "глупого" и "непослушного". Таким детям может помочь нейропсихологический подход в коррекционной работе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейропсихологическая коррекция детей с ТНР в работе учителя-логопеда.

Подготовила: учитель-логопед I КК Черненко Т.В.

Ленивый! Невнимательный! Тупица!.. Сколько обвинений зачастую летит в сторону ребёнка. Но на самом деле он не виноват, просто его мозг не готов к нагрузке.

Трудности в обучении, поведении и эмоциональной сфере у детей могут быть связаны с особенностями функционирования головного мозга и функциональной несформированностью его структур. Поэтому репетиторы, разъяснительные беседы и наказания в этих случаях неэффективны, а на ребенка все чаще навешивают ярлыки "ленивого", "глупого" и "непослушного". Таким детям может помочь нейропсихологический подход в коррекционной работе.

Именно нейропсихологические методы признаны сейчас самыми эффективными для решения многих проблем развития ребёнка.

Использовать нейропсихологические упражнения и элементы нейрогимнастики с целью повышения эффективности коррекционной работы целесообразно, если ребенок:

  • плохо усваивает учебный материал;
  • быстро устает;
  • имеет проблемы с памятью и вниманием;
  • неусидчивый, суетливый или слишком медлительный;
  • в движениях выглядит неловким, неуклюжим;
  • проявляет себя как «непослушного», «трудного» в воспитании;
  • демонстрирует частую смену настроения, неустойчивый эмоциональный фон;
  • двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
  • пропускает, заменяет буквы и цифры, пишет их зеркально;
  • получил родовую травму (асфиксия, гипоксия, стремительные роды и др.);
  • родился недоношенным;
  • имеет повышенный или пониженный мышечный тонус;
  • наблюдался и или наблюдается у врача невролога;
  • имеет в анамнезе ММД (минимальные мозговые дисфункции), РЦОН (резидуальная церебральная органическая недостаточность), ЗПР (задержка психического развития), ЗРР (задержка речевого развития), ОНР (общее недоразвитие речи), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), УО (умственная отсталость)
  • мало ползал или не ползал совсем;
  • имел травмы головы;

Нейропсихологическая коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть:

  • снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность;
  • нарушения мыслительной деятельности;
  • недостатки в речевом развитии;
  • снижение функции внимания и памяти;
  • несформированность пространственных представлений;
  • недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности и т.д.

Нейропсихологическая коррекция - это эффективный немедикаментозный метод, который позволяет получить устойчивый результат. Программа нейропсихологической коррекции строится исходя из индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Что такое нейропсихология? Это современное научное направление, образовавшееся в середине 20 века, которое изучает связь между функциями головного мозга и психическими процессами, благодаря чему становится возможным определить влияние различных участков мозга на личность, поведение и развития живых существ.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий (левое и правое).

Более активное полушарие определяет уровень развития мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности и т. д. Считается, что правое полушарие (гуманитарное, образное, творческое) отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие.

 Левое полушарие (математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое) — за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения.

Между полушариями находится мозолистое тело (интенсивно развивающееся до 7–8 лет) — толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга.

Любая психическая или физическая деятельность – это сложноорганизованная система сигналов и импульсов в головном мозге. Овладение любыми навыками требует слаженной работы всех отделов мозга в течение всей жизни.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

С момента рождения и до 7 лет идёт активное созревание сенсорных систем ребёнка (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно "работали" необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. У маленького ребёнка ещё не сформировано абстрактное мышление, поэтому единственный способ познания окружающего мира - это перемещение своего тела в пространстве.

Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт "кирпичики" для более зрелых и сложных этапов развития. Говорят, что дети познают мир через движение. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект-это и есть нейронные связи. Поэтому первые 7 лет жизни называют периодом сенсомоторного развития. Речь развивается через движение, а точнее, вслед за ним. Сначала малыш учится движениям, а уже потом начинает говорить. Нельзя перепрыгнуть фундаментальные этапы развития и ждать, когда кроха начнёт болтать. Ребёнок сначала должен "оттачивать" крупную моторику, которая поможет сформироваться более мелким и дифференцированным движениям артикуляционного аппарата. В обратном порядке развития не бывает. Вот почему "неговорящие" дети имеют проблемы с координацией, равновесием и ловкостью. Видимо, у них пропущен какой-то важный этап в двигательном развитии. Всё взаимосвязано.

За различные процессы: письмо, чтение, счет – отвечают различные участки мозга. Эти участки развиваются в процессе онтогенеза, то есть в процессе роста и развития человеческого организма с самого раннего детства. Нужно понимать, что формируются они от, казалось бы, не связанных на первый взгляд движений и действий, например от бега, ползания, прыжков и так далее.

Например, ребенок практически не ползал, а сразу начал ходить. Родители счастливы: «Какой развитый малыш»! и тут неожиданно в начальной школе, у ребенка проявляются проблемы с почерком, а потом еще дальше еще и с геометрией. Оказывается, при ползании у ребенка развиваются участки мозга, отвечающие за навыки ориентации в пространстве. Соответственно, если ребенок эту стадию пропустил, то эти участки развились недостаточно, что в дальнейшем приведет к проблемам. Для устранения подобных проблем применяются методы нейрокорреции

Все упражнения можно условно разделить на группы, применение которых направлено на развитие трех видов сенсомоторных навыков:

Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения». В результате человек может двигаться и думать одновременно, обрабатывать информацию как от целого к частному, так и от частного к целому, легко пересекать срединную линию тела, что является необходимым требованием для свободного чтения, письма и множества других навыков.

Вторая группа – это упражнения энергетизирующие тело, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. На уровне работы мозга, эти упражнения способствуют связи лимбического отдела головного мозга, отвечающего за эмоции и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания.

Третья группа – растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы головного мозга, эти упражнения способствуют связи стволовых отделов головного мозга, отвечающих за реакцию «убегания» и «нападения» во время стресса и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле.

В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в качестве элемента нейрокоррекции применяются упражнения, способствующие:

1. развитию внимания;

2. формированию правильного речевого дыхания;

3.расширению общего двигательного репертуара;

4.формированию базового сенсомоторного взаимодействия, в том числе с опорой на графическую деятельность;

5. развитию мелкой моторики.

Я хочу представить вашему вниманию некоторые упражнения, которые использую на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Упражнения:

• Сминаем двумя руками одновременно два листочка бумаги, а потом разглаживаем их. Упражнение выполняется навесу. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше. Чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее делать это упражнение. Это упражнение направлено на развитие внимания у ребенка.

• Ребро – кулак – ладонь. Нейропсихологическое упражнение. Ребенку нужно запомнить три положения: ребро, кулак, ладонь. Если ребенок может быстро сделать одной рукой, то нужно подключать вторую руку.

«Под высокою сосной»

«Под высокою сосной

Сидит заинька косой».

Одной рукой показываем сосну, а другой – зайку, затем быстро меняем руки. У детей часто нарушена переключаемость, это упражнение им выполнить трудно.

• Упражнение «Кулачок». Дыхательное упражнение. Вдох – максимально сильно сжимаем кулаки, выдох – разжимаем.

• Рисование двумя руками «Треугольники, круги». За минуту ребенок рисует максимальное количество красивых кругов и треугольников. Можно усложнить одна рука рисует круги, другая – треугольники. При усложнении ребенок рисует не геометрические фигуры, а обводит более сложные контуры.

• «Молчу — шепчу — кричу»

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.

Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.

• Упражнение «лиса и заяц». Показываем пальчиками разных рук лису и зайчика, но показать нужно так, чтобы лиса и заяц не встречались.

«Речка-берег»

Эта игра обычно используется на праздниках, но в нейропсихологии она изменена таким образом, что ее можно проводить и с одним участником.

Понадобится веревочка, ее нужно положить на пол, чтобы она обозначала береговую линию. Участник становится с одной стороны веревочки, с другой течет река. Психолог предлагает ребенку выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом.В первой части игры психолог в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока малыш не привыкнет.Внезапно порядок меняется, задача ребенка — переключиться. Если он регулярно ошибается, его нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.

«Мама-робот»

Это упражнение направлено на то, чтобы ребенок сам рассказывал другому человеку, что нужно делать. Причем он в основном должен говорить, а не показывать.

Следует представить, что мама разучилась делать самые обычные вещи и ей нужен проводник, который бы в этом помог. Делать то, что ребенок говорит, следует буквально, не добавляя ничего от себя. Если для создания бутерброда хлеб отрезать не нужно, то именно это и повторить. Важно, чтобы малыш увидел, что результат его планирования не совсем такой, как нужно, и сам скорректировал свои действия.

Еще один вариант — завязать маме глаза, и пусть ребенок объясняет, как ей добраться до определенного места или предмета. Делать это нужно, указывая количество шагов. Для более старших детей можно использовать вариант упражнения с графическим диктантом. Ребенок рисует какой-то предмет на листочке в клеточку, повторяя только уже начертанные линии, позже этого объясняет маме, как по клеточкам нарисовать такой же.

«Муха»

Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4 на 4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать, например, пуговицу. Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении.

После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т. д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.

 «Волшебный мешочек»

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить в мешочек, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках. Также можно положить в мешочек предметы разных геометрических форм, разные небольшие бытовые предметы и т.д. Это упражнение очень развивает сенсорное восприятие.

Литература:

«Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении» /под ред. Ж.М. Глозман. – изд «Генезис», 2017 г.

Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // Сб. докладов I Международной конференции памяти А.Р. Лурия / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. – М.: Изд-во РПО, 1998. С. 201–208.

Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций // Доклады II Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия «А.Р. Лурия и психология XXI века» / Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман. – М.: Смысл, 2003. С. 181–189.

Богоявленская М.Е., Горячева Т.Г. Нейропсихологические особенности одаренных детей, имеющих нарушения в обучении и социальной адаптации // Доклады II Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия «А.Р. Лурия и психология XXI века» / Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман. – М.: Смысл, 2003. С. 233–236.

Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Издательство Моск. ун-та, 1978.

Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьников. – М.: Интелтех, 1994.

Цыганок А.А., Гордон Е.Б. Коррекция пространственных представлений у детей // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Вып. 2. 1999. С. 101–109.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда.

quot; Использование нейропсихологических  методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда....

Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»

Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....

«Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя – логопеда»

Использование нейропсилогических методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда....

проект «Нейропсихологические методы и приемы в практической работе учителя - логопеда»

На сегодняшний день  остро обозначилась проблема нарушение речи у детей, а также пути коррекции.По мнению ряда исследований развитие речи на всех этапах невозможно без активации трехуровневой сис...

Проект: «Коррекция миофункциональных нарушений при совместной работе учителя-логопеда и родителей».

Паспорт проектаТип проекта:•Практико-ориентированный,•Информационно-развивающий,•Открытый, коллективный,•Долгосрочный (1 год)Образовательная область: «Речевое развитие»...