Статья "Структура и требования к оформлению тактильных книг для дошкольников с амблиопией, косоглазием, слабовидением"
статья по коррекционной педагогике
Статья включает описание требований при создании тактильных книг для детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура и требования к оформлению тактильных книг для дошкольников с амблиопией, косоглазием, слабовидением.
Основные требования к тактильной книге:
- Безопасность – избегать острых, колющих, режущих деталей, ядовитых материалов.
- Прочность книги - все элементы тактильной книги для дошкольников с нарушением зрения должны хорошо держаться на полотне, так как дети, будут исследовать изображенное и не раз.
При изготовлении тактильной книги необходимо учитывать следующие рекомендации:
- Они должны содержать разнообразные текстуры и осязаемые части, передающие общий смысл изображенного объекта;
- Книга должна иметь легкие для распознавания элементы;
- Согласно возрасту, иметь определенное количество текста, чем младше ребенок, тем меньше текста должно быть использовано.
- Плоскостные изображения должны быть простыми, законченными и не перекрытыми, которые можно проследить на ощупь;
- Как и любая плоскопечатная книга, тактильная книга должна опираться на возраст детей и имеющиеся у них знания и опыт;
- Должно быть небольшое количество предметов на странице, чтобы ребенок мог сконцентрировать внимание на главном (максимальное количество объектов на странице – 5-6).
- Нельзя использовать большое количество деталей, на странице должна быть конкретика, лишние элементы, не несущие смысла должны отсутствовать;
- Цвета должны быть контрастными, насыщенными.
Цвет – это одно из важнейших средств художественной выразительности тактильной книги. Психология цвета охватывает широкий спектр интересных вопросов при работе с ребенком. Для фона книги больше подойдут голубой, серый и серо-зеленый цвета. Доказано учеными, что они являются самыми благоприятными для глаз. Есть решение в недопустимости сочетаний цветов: зеленый + красный, а благоприятными являются: синий + желтый, черный + красный + серый, синий + черный + голубой + серый + белый.
Цвета не должны быть очень яркими, резкими режущими глаза. Обязательно присутствие четкого контраста фона и предмета на ощупь и по цвету. При изображении кого-либо/ чего-либо цвет должен быть максимально приближен к натуральному изображаемому объекту (в идеале – соответствовать).
- Размер. Формат книги не должен быть огромным, так как ребенку нужно будет сориентироваться на листе и мысленно охватить всю страницу.
- Объем – книга многоразовая, а значит и все изображенное должно хорошо держаться на страницах.
- Форма: рекомендован прямоугольник с закругленными углами, с целью соблюдения техники безопасности.
- Вес. Все материалы, собранные в книге должны быть легкими, предусмотренными для того, чтобы ребенку было комфортно заниматься.
- Материал – изображенные тактильные иллюстрации хорошо держатся на плотном картоне, но для еще большей надежности картон обтягивается тканью. Благоприятным, мягким и приятным на ощупь материалом считается хлопчатобумажная ткань. Тканью обтягивают книгу и с эстетической целью тоже.
- Рабочее поле – на правой стороне разворота. На левой стороне принято располагать текст, для которого можно выделить отдельный кармашек с целью возможности удаленного его прочтения. (Ребенок рассматривает книгу, взрослый на расстоянии читает текст). Либо расположение текста вверху или внизу страницы / на левой стороне разворота книги.
- Предметы и объекты книги. Нельзя изображать несуществующие, выдуманные признаки предметов (объектов), если это не отражено в сюжете - (у тучки нет глаз, рта). Сюжеты книги должны быть достаточно простыми, чтобы их можно было легко понять. Если действующее лицо или предмет появляется в книжке больше одного раза, то оно должно быть изображено одинаково. Необходимо сохранять размер предметов/объектов, чтобы ребенок не перепутал их с другими.
Изображения должны быть максимально приближены к настоящим предметам. У животного должны быть все 4 конечности, 2 глаза, 2 уха, 2 рога и т.д., хвост; у человека – туловище, голова, 2 ноги и 2 руки. Людей изображаем лицом вперед, тогда как животных боком. Цвет шерсти животного – реалистичным. Должны соблюдаться пропорции между предметами на странице. Не рекомендуется использовать перспективу.
- Наличие игровых моментов более чем обязательно. Развивающим являются действия открыть/ закрыть, достать/ положить, завязать/ развязать, соединить/ разъединить, прилепить/ отлепить / посчитать, сравнить и другие. Для реализации этих действий предполагается наличие карманов, шнурков, мешочков, липучек, пуговиц и так далее. Игровым моментом может быть также и процесс открывания самой тактильной книги. Наличие завязочек, липучек, пуговиц не дают «расшатываться» и выпадать тактильным объектам.
- Титульный лист
- использовать легкий картон, обтянутый тканью спокойных тонов, обычную плотную бумагу,
- уголки следует делать закругленными,
- внизу пришивается тесьма или шнурок,
- надписи выполняются ярким четким шрифтом без утончений полужирного прямого начертания, кеглем не менее 20 пунктов,
- на обложке необходимо представить название книги.
- Методы изготовления: вышивка (название книги, оформление одежды), вязание крючком и спицами (растения), мягкая игрушка (главные герои, животные), бисер (ощущение мокрого и холодного), соленое тесто (лица персонажей), различные аппликации (ткань, дерево, бумага и т.д.). Отдельные предметы и персонажей книги лучше прикрепить к книге с помощью шнурков, липучек, заклепок и т.д.
- Желательно максимально задействовать и другие органы чувств, помимо осязания – слух, обоняние, и т.д., т.е. использовать предметы, издающие звуки, запахи.
Кроме того, ребенку нужно донести и самые основные правила обращения с тактильной книгой. Воспитать в ребенке чувство аккуратности и прилежность к собственно книге и работе с ней. С самого начала познакомьте детей с некоторыми инструкциями, как читать книгу:
- Нельзя рисовать в книге (объясните, что значит испорченная книга);
- Читать чистыми руками;
- Читать новую книгу надо всегда вместе со взрослыми (занятие чтением будет эффективным, если будут задействованы все сохранные анализаторы, каждое тактильное ощущение должно сопровождаться комментариями взрослых).
Тактильные книги пользуются популярностью и доставляют много радости ребятам с нарушением зрения. Они помогают детям с нарушением зрения расширять кругозор, помогают в восприятии окружающего мира. Обследуя объемные предметы в книге, различные на ощупь, пальчиками рук, ребенок с нарушением зрения ассоциативно узнает то, что порой трудно описать словами (огромные предметы и объекты – планета, мелкие предметы и объекты – муравей, редко встречающиеся, не встречающиеся в жизни – Дюймовочка), осваивает трехмерность пространства и объем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры как средство развития восприятия пространства у дошкольников с амблиопией и косоглазием»
Проблема развития и формирования пространственного восприятия является весьма актуальной в силу особой значимости данной способности при формировании ориентировке в пространстве и во всём ходе п...
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) в условиях детского сада
Мои методические разработки....
План-конспект НОД по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие) в старшей группе Тема: «Мебель в доме»
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие) в старшей группе. Тема: «Мебель в доме»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности На тему: «Волшебная книга зимы» с детьми подготовительной группы «Амблиопия, косоглазие»
Конспект непосредственной образовательной деятельностиНа тему: «Волшебная книга зимы»с детьми подготовительной группы «Амблиопия, косоглазие»...
Консультация для родителей "Комплексное воздействие на развитие речи дошкольников с амблиопией и косоглазием"
В данной статье раскрывается тема особенности речевого развития детей дошкольного возраста, имеющими амблиопию и косоглазие....