Развитие понятийно - образной речи дошкольников с нарушением интеллекта на основе синектических методов обучения
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)
РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙНО - ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА ОСНОВЕ СИНЕКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Воробьева Е.В., Калининград, Россия
Аннотация. В статье рассматривается эффективность использования синектических методов обучения в целях развития понятийной образной речи дошкольников с нарушением интеллекта. Представлена авторская методика применения семантических карт на занятиях в системе коррекционного дошкольного образования.
Abstract. The article is devoted to efficiency of using synectic teaching methods for developing conceptual and expressive speech in preschool children with general speech underdevelopment. The original of applying semantic maps is represented.
Ключевые слова: Нарушение интеллекта, развитие речи, синектические методы обучения, семантические карты.
Key words: intellectual disability, speech development, synectic teaching methods, semantic maps.
В психологии и педагогике дошкольный возраст рассматривается как период активного речевого развития, в этот период формируется связная речь, развиваются фонетическая, лексико-грамматическая стороны речи, а также происходит развитие таких категорий связной речи, как правильность, точность, содержательность, образность и выразительность.
Развитие ребенка с нарушениями интеллекта отличается от норм с первых дней жизни. Так, отличительными чертами является задержка появления прямостояния, дети с нарушениями интеллекта начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить значительно позднее [Основы олигофренопедагогики, 2006, с. 121].
Сложность работы с дошкольниками, особенностью психического развития которых является отвлечение внимания и несформированность процессов обобщения, вызывает необходимость обращения к специальным методам работы, подразумевающим внедрение различных систем, удерживающих внимание дошкольников. Здесь приобретают актуальность синектические методы обучения, которые, с одной стороны, характеризуются «мозговым штурмом», но при этом являются более структурированными, поскольку используются разнообразные техники для создания некритичной, спокойной атмосферы, в то же время задачей педагога на таких занятиях является уход от традиционных привычных моделей восприятия и решения проблем с последующим их решением нестандартным путем.
В данном случае неоценимую помощь оказывает использование семантических карт [Plungian, 1998; Haspelmath, 2003; Kemmer, 1993] (ипликативных карт [Haspelmath, 1997]; ментальных карт [Anderson, 1986]; когнитивных карт [Kortmann, 1997]). Одной из проблем, с которой сталкиваются педагоги при обучении дошкольников с нарушениями интеллекта, является отсутствие сфокусированности на проблеме. Так, С.А. Константинова пишет: «Характерной особенностью умственно отсталых детей является то, что они без специальной подготовки длительное время не могут действовать в соответствии со словесной инструкцией, так как у них недостаточно развита регулирующая функция речи в организации целенаправленных действий» [Константинова, 2014, с. 80]. Семантические карты, в свою очередь, придают наглядность поставленной задаче, что позволяет сконцентрироваться на ней более активно.
Используя семантические карты в качестве метода обучения дошкольников с нарушениями интеллекта, необходимо учитывать некоторые принципы их построения: изображения должны быть четкими, яркими, если это письменный, а не символьный план – лаконичными. Лист для построения карты следует располагать горизонтально (как альбом). Основная мысль пишется посередине, а от нее в стороны расходятся стрелочки-идеи (или информация для запоминания). В работе следует использовать несколько маркеров или фломастеров – это позволит ранжировать информацию на блоки или по степени ее важности, что впоследствии поможет сформировать обобщения и разделение понятий на группы. Использование вышеуказанных принципов построения семантических карт с учетом особенностей развития детей с нарушениями интеллекта поможет в формировании понятийной образной речи дошкольников.
Среди рекомендаций по работе с семантическими картами можно выделить также необходимость заранее обдумать тему, актуальную для работы на занятии, подготовить картинки на выбранную тему, маркеры, большой лист ватмана.
Следует отметить, что метод семантического картирования можно использовать не только при изучении нового материала, но также и для закрепления, обобщения темы. Главное, чтобы материал был доступен для понимания. Семантические карты выполняют функции развития связной речи и формирования социальных навыков, что является необходимым для детей с нарушением интеллекта.
С учетом высокой значимости семантических карт в обучении дошкольников разработан комплекс заданий по развитию понятийной образной речи дошкольников с нарушением интеллекта с использованием синектических методов обучения и, в частности, семантических карт.
Занятия по развитию речи целесообразно производить в три этапа.
(см. Таблица №1)
Таблица 1
Этапы проведения занятий по развитию речи
№ этапа | Наименование | Перечень действий |
Этап 1 | Предварительный | Определить еженедельные лексические темы с учетом уровня интеллектуального развития детей, их интересов, проблемных тем. Подготовка ватмана, картинок по темам, маркеров и иных необходимых принадлежностей |
Этап 2 | Составление семантических карт |
|
Этап 3 | Итоговый | Подготовка рассказа с опорой на карту. |
Важным дополнением в данной части является то, что семантические карты являются еженедельными, на протяжении всей недели по мере приобретения новых знаний по теме дети самостоятельно вносят дополнения в карту. На основе слов, названных дошкольниками в ходе поиска ассоциаций, карта дополняется новыми картинками, рисунками. По окончании лексической недели карта некоторое время должна оставаться на виду для закрепления изученного материала.
Внедрение синектических методов обучения наряду с построением семантической карты при построении занятия по развитию речи у дошкольников с нарушением интеллекта является сложным процессом. В связи с этим была разработана подробная методика проведения занятий с детьми с нарушениями интеллекта.
На первом занятии с использованием картинок и видео детям представляются следующие домашние животные: кошка, собака, корова, свинья. Педагог объясняет дошкольникам, что название «домашние» произошло не вследствие того, что животные живут в доме, а потому что они были «одомашнены» человеком. По итогам рассказа и беседы происходит проверка знаний с использованием прямой аналогии. Детям показывают корову и задают вопрос: «Это домашнее животное?». В случае положительного ответа педагог показывает несколько слайдов (картинок), на которых изображена корова, которая пасется на лугу, вопрос повторяется. С помощью наводящих вопросов выясняется, почему же все-таки корова – домашнее животное.
В ходе экспериментальной проверки использования синектического метода – прямой аналогии было выявлено, что при неоднократном повторении материала дети с нарушением интеллекта не проводили связи «дом» - «одомашнены», скорее появлялась связь «дом» - «дома» (где?). Возникали проблемы при повторении ассоциативных связей.
Ко второму занятию с использованием видео и аудиоаппаратуры детям предлагаются к изучению звуки, издаваемые животными. Детям предлагается повторить звуки.
Целью занятия является: построение ассоциативных связей. Без видеофайла предлагается послушать звуки, издаваемые животными и определить наименование домашнего животного. Задание направлено на развитие понятийной речи дошкольников.
Рассказ о вкусовых предпочтениях животных с фотографиями, картинками или с использованием видеофайлов.
В завершение второго занятия целесообразно провести повторение пройденного и закрепление результатов первого занятия. Детям предлагается ответить на вопрос, почему человека не называют домашним, если он живет дома, в то время как животных, живущих в доме или рядом с домом человека, называют домашними. Детям предлагается воспроизвести звуки изученных животных.
Экспериментальное исследование показало, что дети проявляют интерес к воспроизведению звуков животных, повторению за ними. Повышенный интерес к занятию предопределил успешность усвоения материала дошкольниками – дружно дети давали правильные ответы на вопросы.
К третьему занятию детям предлагаются предметы разных размеров, предлагается сравнить их попарно, установив, какой предмет является большим, какой маленьким.
Дошкольникам предлагается рассказать о связях «я-мама-папа». Основной целью является выявление ассоциативной связи с проверка понятийного аппарата: «для мамы я сын», «для папы я дочь», «я ребенок мамы и папы» и т.д. Проверяются использование понятий «ребенок», «родители» в лексиконе дошкольников. Применяется синектический метод личной аналогии, ребенку предлагается вопрос: «Кто больше: ты или мама/папа?».
Детям предлагаются фотографии животных с их детенышами. Дети должны определить, кто большой, кто маленький, кто мама, кто сын/дочь.
В качестве повторения материала, усвоенного на втором занятии, детям предлагаются для прослушивания звуки животных, предлагается назвать животное по звуку. Детям предлагается воспроизвести звуки отдельных животных. Предлагается перечислить домашних животных.
На четвёртом занятии составление семантической карты
Схема построения карты следующая:
1. Лист (ватман) расположен в горизонтальном направлении.
2. В центре выделена тема «Домашние животные и их детеныши».
3. От центра расходятся цветные линии-мысли.
4. Подбираются картинки, которые относятся к теме.
5. От каждого животного также отводятся ветви такого же цвета, что и первая ветвь (заполняются по мере приобретения ребенком знаний по теме).
6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений слова-признаки к каждому животному.
7. Дети составляют предложения.
По итогам лексической недели проводится заключительное занятие.
Опираясь на данные семантической карты, дети устно представляют короткий рассказ 3-4 предложения о том, каких домашних животных они знают, что они знают об этом животном и об их детенышах (их наименование, различные интерпретации названия). Задание было выполнено успешно всеми воспитанниками группы.
В процессе работы с применением интеллектуальных карт дети учатся не только пользоваться определенными словами и словосочетаниями, но и приобретают средство, позволяющее самостоятельно развивать речь в процессе общение и обучения.
На последующих занятиях пополнялся словарный запас с использованием признаков домашних животных и их детенышей, расширения словарного запаса путем внедрения слов в уменьшительно-ласкательной форме.
По итогам экспериментально-опытной проверки комплекса заданий на основе синектических методов обучения были сделаны следующие выводы.
Неоднократное составление семантических карт в комплексе с использованием различных аналогий в качестве элементов реализации разработанной модели использования синектических методов способствует систематизации знаний дошкольников, повышению уровня качества этих знаний, проявлению познавательной активности и интереса к процессу необходимости получения информации.
Представляется, что описанный опыт может найти применение в практике дошкольных образовательных учреждений.
Литература
- Константинова С.А. Внеклассная работа по развитию временных представлений у глубоко умственно отсталых школьников // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 76-81.
- Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Ерёмина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. 224 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_semanticheskie_karty.pptx | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Определить особенности формирования речи теоретически и эксперементально обосновать особенности развития понятийно – образной речи дошкольников с нарушениями интеллекта на основе синектических методов обучения Задачи : - изучить сущность понятийно - образной речи ; - определить особенности развития дошкольников с нарушением интеллекта ; - исследовать синектические методы обучения при решении проблемы в речевом развитии дошкольников с нарушением интеллекта ; - проанализировать эффективность применения семантических карт для работы с умственно отсталыми детьми ; - вы я вить эффективность упражнений по речевому развитию детей с нарушением интеллекта на основе синектических методов обучения .
Этапы проведения занятий по развитию речи № этапа Наименование Перечень действий Этап 1 Предварительный Определить еженедельные лексические темы с учетом уровня интеллектуального развития детей, их интересов, проблемных тем. Подготовка ватмана, картинок по темам, маркеров и иных необходимых принадлежностей.
2 этап Составление семантических карт -обозначение общей темы в центре листа; -"мозговой штурм"-подготовка слов-ассоциаций; -расположение линий - мыслей,отходящих от центрального рисунка; - изображениие того,что назвали дети; -обозначение сущесвительных ; -обозначение признаков; -выделение групп; -составление структуированной семантической карты. 3 этап Итоговый Подготовка рассказа с опорой на карту.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа: Мнемокарты. Игры по развитию произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха.
В программе представлены авторские разработки игр, направленных на развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования мнемокарт и мнемотаблиц. Приводятся ...
Доклад: Развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования логопедического массажа ложками.
В презентации и докладе освещены актулаьность, цели и задачи использования логопедического массажа ложками в работе над произносительной стороной речи неслышащих дошкольников. Описаны противопоказания...
Интегрированное занятие по развитию и коррекции речи детей с нарушением интеллекта через мелкую моторику рук - Тема "Три медведя"
Аттестационный материал....
Синквейн - как эффективный метод развития образной речи дошкольников
В статье описан метод развития речи дошкольников- синквейн, даны примеры работы...
Развитие образной речи дошкольников на основе ознакомления с произведениями художников Крыма
Развитие образной речи дошкольников на основе ознакомления с произведениями художников Крыма....
Статья «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с нарушениями зрения как основа успешной социализации в современном обществе»
В дошкольном возрасте эмоциональное развитие претерпевает значительные изменения в сторону своего усложнения, дифференциации характеристик и интеграции их в единую целостную систему. В процессе социал...