Развитие образной речи дошкольников на основе ознакомления с произведениями художников Крыма
материал на тему

Развитие образной речи дошкольников на основе ознакомления с произведениями художников Крыма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13 «Светлячок»

города Саки Республики Крым

____________________________________________________________________________

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ХУДОЖНИКОВ КРЫМА»

Подготовила:  

Биркман С.Л.,

воспитатель

Искусство – одно из многих средств воспитания чувств, потому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для общения с миром прекрасного, научить детей понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки, понимать, что большую роль играют художественные средства: в литературе – выразительные средства языка, в изобразительном искусстве – линии и краски, в музыке – звуки.

    Успешное формирование образной речи у дошкольников достигается на основе развития всех сторон речи, выполнение специальных упражнений, знакомство с художественной литературой, умению видеть художественный образ произведений живописи, важнейшей задачей является обогащение речи детей выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, красочными определениями).

Осенью на прогулке упражнялись с детьми в подборе сравнений:

  • на что похожи осенние листья? (золотые монетки, разноцветные лоскутики);
  • на что похожи осенние листья, когда падают с дерева? (на бабочек, парашюты, разноцветные открытки);
  • на что похожа осенняя дорожка (яркий коврик, разноцветное покрывало и т. д.).

Сравнивали березку с девушкой в белом сарафане и золотыми волосами; смотрели сквозь листву на небо (голубые оконца, лазурные небеса).

Познакомили детей со стихами Ф. Тютчева («Есть в осени первоначальной»), Бальмонда («Осень»), А.С. Пушкина («Уж небо осенью дышало»), С. Есенина («Закружилась листва золотая»); учились отличать образность, поэтичность, музыкальность, красоту поэтичных строк.

В зимнее время года, когда нас порадовал снег, учились обогащать словарь образной лексикой. Например, в яркий солнечный день определяли каким кажется снег (сверкающий, блестящий, серебристый, холодный), с чем можно сравнить снег, когда он покрывает землю, дома, деревья (покрывало, скатерть, шапки, пушистый платок и т.д.). На что похожи снежинки, что они делают, обращали внимание на небо при разных состояниях погоды.

Развивать воображение, формировать умение использовать в описании образные выражения можно с помощью упражнения «Нарисуй картину словами», используя, например, стихотворение С.Есенина «Береза»:

                                                Белая береза над моим окном

                                                Принакрылась снегом словно серебром…

Или стихотворение А.Пушкина:

                                                Под голубыми небесами,

                                                Великолепными коврами,

                                                Блестя на солнце, снег лежит…

Готовые работы можно использовать в сюжетно-ролевых играх.

Например, игра «На экскурсию в картинную галерею», «Конкурс экскурсоводов: экскурсоводы красиво описывают картины, отвечают на вопросы посетителей. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.

В процессе работы знакомили детей с творчеством крымского знаменитого художника И.И.Айвазовского. Обращали внимание детей на то, что Айвазовский часто рисовал море в разное время года, дня, в разном состоянии и при разной погоде, какие краски использовал автор: чистые прозрачные тона – от голубого и ярко-зеленого до нежно-палевого, они переливаются, передавая живую красоту природы – так получается глубокий, эмоционально насыщенный образ.

    Для рассматривания были предложены контрастные картины «Буря» и «Неополитанский залив утром». При рассматривании картины «Буря» можно предложить послушать отрывок из стихотворения И.Фета «Буря», в котором образно описывается море во время шторма:

Свежеет ветер, меркнет ночь,

А море злей и злей бурлит,              

А пена плещет на гранит –

То прянет, то отхлынет прочь,

Все раздражительней бурун;

Его шипучая волна

Так тяжела и так плотна,

   Как будто в берег бьет чугун…

Это стихотворение помогает раскрыть сюжет наиболее интересной картины Айвазовского (неприветливые, тяжелые тучи, волны то белые, то серые, то фиолетово-розовые, то серебристые безжалостно играют с обломками корабля, белокрылые чайки сочувствуют человеческому горю).

Другой фрагмент «Неаполитанский залив утром»: море спокойное, приветливое, умиротворенное, позолоченное, утренними солнечными лучами, на морской поверхности не волн, не пенных гребней, белые парусники, словно птицы качаются под тихий плеск волн. Было отмечено, что море изображено в разных состояниях, но на всех картинах оно живое и любимое.

Далее можно познакомить детей с творчеством современной крымской художницы В.Шевчук, ее картинами «В балетном классе», «Летние цветы». Обратить внимание детей на нежные краски летнего утра (картина «В балетном классе» ), учить детей рассказывать связно и образно, отвечая на вопросы, выражать свои впечатления и чувства, вызываемые сюжетом картины; помочь заметить, какие тона, какие краски преобладают в картине.

Какое настроение вызывает картина «Летние цветы»? После рассматривания картины уточнить, каким получился букет? (радостный, веселый, яркий, ароматный, летний).  

Можно задать и такие вопросы:

Где растут цветы, собранные в букет?

Какое настроение было у художницы, когда она рисовала эту картину?

К какому жанру относится картина?

Натюрморт с какими цветами нарисовали бы вы?

В летний период можно организовать посещение местного музея, где дети могут общаться с подлинными произведениями искусства крымских художников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ» презентация

Презентация - консультация для педагогов групп компенсирующей направленности и массовых групп.Рассмотрены вопросы:Понятие образности речи. Психолого-педагогические исследования по теме. Практичес...

Развитие образной речи дошкольников.

Статья посвящена образной речи дошкольников....

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Образные средства речи.1.  Эпитет — образное, художественное определение предмета, действия (чаще выражается прилагательным; может быть существитель­ным, наречием, глаголом); типы эпитетов: общея...

Развитие образной речи дошкольников.

"Развитие образной речи дошкольников"...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ

Использование малых форм фольклора решает задачи познавательного, нравственного, физического развития детей. Особенно велико его влияние на развитие выразительности детской речи, умение правильно, точ...

«Развитие речи дошкольников на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства»

Искусство является одним из мощных средств воспитания чувств человека. Объединяет все виды искусства художественный образ, который доступен пониманию детей дошкольного возраста. Воспринимая художестве...