Тренинг "Развитие произвольной регуляции и контроля у детей 5-6 лет"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Тренинг для старшей группы.
«Развитие произвольной регуляции и контроля у детей 5-6 лет».
1.Пояснительная записка.
Саморегуляция – это процесс управления своими психическими физиологическими состояниями, поступкам. Сознательное активное следование определенным нормам и правилам.
С одной стороны, способность и степень саморегуляции и контроля детей могут служить показателем направления личностного развития ребенка, с другой – выступать либо источником развития, либо объектом психолого-педагогической коррекции.
1.2 Цель программы:
Развитие произвольной регуляции и контроля у детей 5-6 лет с различной степенью общего недоразвития речи.
1.3 Планируемые результаты психологической работы в группе:
- развитие произвольной регуляции и самоконтроля;
- развитие способности концентрировать и переключать внимание;
- снятие мышечного напряжения;
- создание положительных эмоций;
- развитие эмоциональной выразительности и воображения
Сроки реализации программы:
Занятия организуются с группой детей, носит форму тренинга, 25-30 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинг "Развитие произвольной регуляции и контроля у дошкольников 5-6 лет" | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
«Детство»
городского округа Котельники Московской области
140055 Московская обл., г. Котельники, мкр. Белая дача, д. 9
тел. (495) 559-75-27, (495) 550-88-14 тел./факс (495) 559-81-54
ds-detstvo@yandex.ru http://detstvo-kotel.edumsko.ru/ |
Тренинг для старшей группы.
«Развитие произвольной регуляции и контроля у детей 5-6 лет».
1.Пояснительная записка.
Саморегуляция – это процесс управления своими психическими физиологическими состояниями, поступкам. Сознательное активное следование определенным нормам и правилам.
С одной стороны, способность и степень саморегуляции и контроля детей могут служить показателем направления личностного развития ребенка, с другой – выступать либо источником развития, либо объектом психолого-педагогической коррекции.
1.2 Цель программы:
Развитие произвольной регуляции и контроля у детей 5-6 лет с различной степенью общего недоразвития речи.
1.3 Планируемые результаты психологической работы в группе:
- развитие произвольной регуляции и самоконтроля;
- развитие способности концентрировать и переключать внимание;
- снятие мышечного напряжения;
- создание положительных эмоций;
- развитие эмоциональной выразительности и воображения
Сроки реализации программы:
Занятия организуются с группой детей, носит форму тренинга, 25-30 минут.
Планируемые результаты психологической работы:
- Повышение уровня развития произвольной регуляции и контроля.
- Совершенствование коммуникативных способностей детей.
- Развитие зрительной, слухоречевой памяти, воображения, внимания.
2. Содержательный раздел:
2.1 Содержание программы по разделам:
- Игра «Необычное приветствие»;
- Упражнение «Пальчики»;
- Упражнение «Изобрази явление»;
- Упражнение «Светофор»;
- Упражнение «Знаете ли вы цифры?»;
- Игра «Съедобное-несъедобное»;
- Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»;
- Упражнение «Послушай тишину».
2.3 Практическая часть
- Игра «Необычное приветствие».
Дети делают два круга – внешний и внутренний, встают лицом друг к другу. Внешний круг двигается. Здороваться нужно определенным образом:
1 хлопок – здороваемся за руку;
2 хлопка – здороваемся плечиками.
3 хлопка – здороваемся спинками.
- Упражнение «Пальчики».
Упражнение нужно выполнять до тех пор, пока не будет достигнута синхронность и одновременность в движениях. Дети встают в круг, педагог произносит текст и показывает действия. Дети выполняют за ним все движения, повторяя текст за педагогом.
Пальчики – ушки (указательные пальцы обеих рук вначале протягиваем вперед, как бы показывая, а затем касаемся ими ушей);
Пальчики – носики (указательные пальцы – вперед, а затем дотрагиваемся до носа;
Пальчики – плечики (указательные пальцы вперед, а затем касаемся плеч);
Пальчики – животики (указательные пальцы вперед, а затем дотрагиваемся до животика);
Пальчики – колени (указательные пальцы вперед, потом дотрагиваемся до колен);
Пальчики – щечки (указательные пальцы вперед, а затем дотрагиваемся до щек).
- Упражнение «Изобрази явление»
Вспоминаем с детьми приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи. Педагог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:
«Дует ветер» - дует, вытянув губы;
«Качаются деревья» - поднимает вверх руки и плавно ими покачивает;
«Падают листья» - выполняет плавные движения руками сверху вниз;
«Идет дождь» - выполняет мелкие «встряхивающие» движения пальцами рук.
«Появляются лужи» - смыкает руки перед собой.
- Упражнение «Светофор».
Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи друг с другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. Педагог изображая сфетофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. Красный круг – дети должны остановиться и молчать, желтого – «гудеть» и маршеровать на месте, зеленого – продолжить движение.
- Упражнение «Знаете ли вы цифры?».
Педагог вводит в игровую ситуацию, спрашивая у детей, знают ли они цифры и предупреждает, что отвечать нужно хором и строго по команде «Говори!». Педагог в воздухе рисует цифру, а через некоторое время дает команду.
- Игра «Съедобное - несъедобное».
Педагог называет разные слова, если это съедобное – дети хлопают в ладоши 1 раз, если несъедобное – прыгают на месте.
- Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки».
Необходимо вырезать из цветной бумаги круги (или ладошки) красного, желтого и зеленого цвета. Это сигналы. Когда педагог поднимает зеленый цвет – «кричалку» - можно бегать, прыгать, шуметь, кричать; желтый – «шепталку» - можно тихо передвигаться и шептаться; красный – «молчалку» - дети должны замереть на месте и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».
- Упражнение «Послушай тишину».
- Дети садятся на пол и закрывают глаза. Им предлагается последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, сердце.
3. Организационный раздел
3.1 Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
Вид занятий: тренинг.
Длительность занятий: один раз в год.
Продолжительность: 20 минут.
3.2 Условия коррекционно-развивающих занятий
Методические пособия:
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб заведений. Психология образования – М.: Просвещение: Владос, 1994 г.
- Психология. Разработка занятий. Средний и старший дошкольный возраст. Миронова М.М. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006 г.
- Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: конспекты занятий. – М.: 2004.
- Детская практическая психология: учебник/под ред. Проф Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004 г.
Педагог-психолог ________________________Боровкова Е.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая программа развития и обучения детей старшего дошкольного возраста «Использование песка для формирования образа буквы и развития произвольной регуляции при подготовке детей к школьному обучению»
Программа состоит из 35 планов – конспектов занятий с детьми старшего дошкольного воз...
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ
В силу своих возрастных особенностей дошкольник не может управлять вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться н...
Приёмы развития произвольной регуляции у детей подготовительной в школе группы в условиях реализации ФГОС ДО.
В свете реализации ФГОС ДО произвольное поведение выделяется, как необходимое условие для успешного овладения образовательной программой ДОУ, психологической готовности к обучению в школе. ...
Коррекционно - развивающая программа на развитие пространственно-временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельности для детей 3-4года с ОВЗ
Программа педагога- психолога по развитию и коррекции пространственно-временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельностим у детей младшего до...
Коррекционно - развивающая программа на развитие пространственно-временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельности для детей 5-7 года с ОВЗ
Программа направленна на развитие и коррекцию пространственно- временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельности детей старшего дошкольного возрас...
программа психолого-педагогической направленности по коррекции психоречевого развития и произвольной регуляции детей старшего дошкольного возраста
Цель программы «Умные движения»: оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка младшего школьного возраста....
Формирование произвольной регуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст признается в психологической и педагогической науке одним из ключевых этапов формирования личности. В этот период у детей складываются системы мотивов с их иерархией, а такж...