Тренинг "Развитие произвольной регуляции и контроля у детей 5-6 лет"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Боровкова Елена Павловна

 

 

Тренинг для старшей группы.

«Развитие произвольной регуляции и контроля  у детей 5-6 лет».

 

 

1.Пояснительная записка.

Саморегуляция – это процесс управления своими психическими физиологическими состояниями, поступкам. Сознательное активное следование определенным нормам и правилам.

С одной стороны, способность и степень саморегуляции и контроля детей могут служить показателем направления личностного развития ребенка, с другой – выступать либо источником развития, либо объектом психолого-педагогической коррекции.

1.2 Цель программы:

Развитие произвольной регуляции и контроля у детей 5-6 лет с различной степенью общего недоразвития речи.

1.3 Планируемые результаты психологической работы в группе:

- развитие произвольной регуляции и самоконтроля;

- развитие способности концентрировать и переключать внимание;

- снятие мышечного напряжения;

- создание положительных эмоций;

- развитие эмоциональной выразительности и воображения

Сроки реализации программы:

Занятия организуются с группой детей, носит форму тренинга, 25-30 минут.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 

«Детство»

городского округа Котельники Московской области

140055 Московская обл., г. Котельники, мкр. Белая дача, д. 9

тел. (495) 559-75-27, (495) 550-88-14  тел./факс (495) 559-81-54

ds-detstvo@yandex.ru                                                                 http://detstvo-kotel.edumsko.ru/ 

Тренинг для старшей группы.

«Развитие произвольной регуляции и контроля  у детей 5-6 лет».

1.Пояснительная записка.

Саморегуляция – это процесс управления своими психическими физиологическими состояниями, поступкам. Сознательное активное следование определенным нормам и правилам.

С одной стороны, способность и степень саморегуляции и контроля детей могут служить показателем направления личностного развития ребенка, с другой – выступать либо источником развития, либо объектом психолого-педагогической коррекции.

1.2 Цель программы: 

Развитие произвольной регуляции и контроля у детей 5-6 лет с различной степенью общего недоразвития речи.

1.3 Планируемые результаты психологической работы в группе:

- развитие произвольной регуляции и самоконтроля;

- развитие способности концентрировать и переключать внимание;

- снятие мышечного напряжения;

- создание положительных эмоций;

- развитие эмоциональной выразительности и воображения

Сроки реализации программы:

Занятия организуются с группой детей, носит форму тренинга, 25-30 минут.

Планируемые результаты психологической работы:

  1. Повышение уровня развития произвольной регуляции и контроля.
  2. Совершенствование коммуникативных способностей детей.
  3. Развитие зрительной, слухоречевой памяти, воображения, внимания.

2. Содержательный раздел:

2.1 Содержание программы по разделам:

  1. Игра «Необычное приветствие»;
  2. Упражнение «Пальчики»;
  3. Упражнение «Изобрази явление»;
  4. Упражнение «Светофор»;
  5. Упражнение «Знаете ли вы цифры?»;
  6. Игра «Съедобное-несъедобное»;
  7. Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»;
  8. Упражнение «Послушай тишину».

2.3 Практическая часть

  1. Игра «Необычное приветствие».

Дети делают два круга – внешний и внутренний, встают лицом друг к другу. Внешний круг двигается. Здороваться нужно определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся плечиками.

3 хлопка – здороваемся спинками.

  1. Упражнение «Пальчики».

Упражнение нужно выполнять до тех пор, пока не будет достигнута синхронность и одновременность в движениях. Дети встают в круг, педагог произносит текст и показывает действия. Дети выполняют за ним все движения, повторяя текст за педагогом.  

Пальчики – ушки (указательные пальцы обеих рук вначале протягиваем вперед, как бы показывая, а затем касаемся ими ушей);

Пальчики – носики (указательные пальцы – вперед, а затем дотрагиваемся до носа;

Пальчики – плечики (указательные пальцы вперед, а затем касаемся плеч);

Пальчики – животики (указательные пальцы вперед, а затем дотрагиваемся до животика);

Пальчики – колени (указательные пальцы вперед, потом дотрагиваемся до колен);

Пальчики – щечки (указательные пальцы вперед, а затем дотрагиваемся до щек).

  1. Упражнение «Изобрази явление»

Вспоминаем с детьми приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи. Педагог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

«Дует ветер» - дует, вытянув губы;

«Качаются деревья» - поднимает вверх руки и плавно ими покачивает;

«Падают листья» - выполняет плавные движения руками сверху вниз;

«Идет дождь» - выполняет мелкие «встряхивающие» движения пальцами рук.

«Появляются лужи» - смыкает руки перед собой.

  1. Упражнение «Светофор».

Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи друг с другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. Педагог изображая сфетофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. Красный круг – дети должны остановиться и молчать, желтого – «гудеть» и маршеровать на месте, зеленого – продолжить движение.

  1. Упражнение «Знаете ли вы цифры?».

Педагог вводит в игровую ситуацию, спрашивая у детей, знают ли они цифры и предупреждает, что отвечать нужно хором и строго по команде «Говори!». Педагог в воздухе рисует цифру, а через некоторое время дает команду.

  1. Игра «Съедобное - несъедобное».

Педагог называет разные слова, если это съедобное – дети хлопают в ладоши 1 раз, если несъедобное – прыгают на месте.

  1. Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки».

Необходимо вырезать из цветной бумаги круги (или ладошки) красного, желтого и зеленого цвета. Это сигналы. Когда педагог поднимает зеленый цвет – «кричалку» - можно бегать, прыгать, шуметь, кричать; желтый – «шепталку» - можно тихо передвигаться и шептаться; красный – «молчалку» - дети должны замереть на месте и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».

  1. Упражнение «Послушай тишину».
  2. Дети садятся на пол и закрывают глаза. Им предлагается последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, сердце.

3. Организационный раздел

3.1 Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.

Вид занятий: тренинг.

Длительность занятий: один раз в год.

Продолжительность: 20 минут.

3.2 Условия коррекционно-развивающих занятий

Методические пособия:

  1. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб заведений. Психология образования – М.: Просвещение: Владос, 1994 г.
  2. Психология. Разработка занятий. Средний и старший дошкольный возраст. Миронова М.М. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006 г.
  3. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: конспекты занятий. – М.: 2004.
  4. Детская практическая психология: учебник/под ред. Проф Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004 г.

Педагог-психолог ________________________Боровкова Е.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ

В силу своих возрастных особенностей дошкольник не может управлять вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться н...

Приёмы развития произвольной регуляции у детей подготовительной в школе группы в условиях реализации ФГОС ДО.

В свете реализации ФГОС ДО произвольное поведение выделяется, как необходимое условие для успешного овладения образовательной программой ДОУ, психологической готовности к обучению в школе. ...

Коррекционно - развивающая программа на развитие пространственно-временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельности для детей 3-4года с ОВЗ

Программа педагога- психолога по развитию и коррекции   пространственно-временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельностим у детей младшего до...

Коррекционно - развивающая программа на развитие пространственно-временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельности для детей 5-7 года с ОВЗ

Программа направленна на развитие и коррекцию  пространственно- временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельности детей  старшего дошкольного возрас...

программа психолого-педагогической направленности по коррекции психоречевого развития и произвольной регуляции детей старшего дошкольного возраста

Цель программы «Умные движения»:  оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка младшего школьного возраста....

Формирование произвольной регуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст признается в психологической и педагогической науке одним из ключевых этапов формирования личности. В этот период у детей складываются системы мотивов с их иерархией, а такж...