РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ
консультация на тему
В силу своих возрастных особенностей дошкольник не может управлять вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
Чаще всего дошкольники отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные объекты. Поэтому родителям необходимо помнить, как они могут помочь своему ребенку развить внимание и сделать его произвольным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_po_razvitiyu_proizvolnoy_regulyatsii_detey.docx | 45.63 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ
В силу своих возрастных особенностей дошкольник не может управлять вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
Чаще всего дошкольники отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные объекты. Поэтому родителям необходимо помнить, как они могут помочь своему ребенку развить внимание и сделать его произвольным.
Первая подсказка для родителей:
- Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг
Вторая подсказка родителям, развивающим внимание своих малышей, заключается в следующем:
- Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Придумывайте, находите новые, оригинальные средства организации детского внимания. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.
Универсальное средство организации внимания - это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция. Она организует внимание малыша и будет способствовать планированию его деятельности. Таким образом, становится понятной третья подсказка:
- Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.
В основе сохранения внимания ребенка лежит возможность сопротивления отвлекающим факторам. Отвлекать малыша могут внешние раздражители и внутренние, такие как собственные эмоциональные состояния или посторонние ассоциации. Ребенку нужно выработать механизм "борьбы с помехами". Помощь родителей в этом случае может выражаться в виде речевых инструкций, направленных на завершение основной деятельности. Искусство обучающего родителя заключается, прежде всего, в оптимальном выборе задания, по трудности и размеру соответствующего возможностям малыша.
Идеальный вариант представляет собой задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка. Такая ситуация стимулирует дальнейшее развитие дошкольника. Слова родителей, тормозящие отвлечения детей на посторонние дела, не должны носить негативной эмоциональной окраски. Если атаковать ребенка фразами: "Не отвлекайся!", "Не смотри по сторонам!", "Не трогай машинки!", вряд ли малыш с удовольствием будет завершать задание. Более удачным вариантом могут быть высказывания: "Давай закончим строчку", "Сейчас закрасим шапочку и поиграем", "Посмотри, тебе осталось написать две буквы!".
В тихой и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идет оживленный разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе. А потому четвертая подсказка для родителей:
- Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии малыша и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.
Концентрация внимания предполагает такую сосредоточенность на своем деле, что все происходящее вокруг не замечается. Для того чтобы у ребенка формировалось это свойство внимания, он должен обладать достаточной степенью устойчивости внимания. Развитию концентрации внимания в дошкольном детстве будет способствовать наличие у ребенка хобби, увлечения, дела, которое ему особенно интересно. Сосредоточивая свое внимание на нем, малыш будет приобретать опыт все более высокой степени концентрации внимания.
Поиграйте с вашим малышом в игру "Три пункта", которая стимулирует развитие у него объема внимания. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:
1. Самое простое задание:
- Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;
- Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;
- Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.
Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.
2. Усложненное задание:
- Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;
- Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;
- Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".
Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми. Пригласите в гости друзей вашего малыша. Ваши усилия не пройдут даром. Ребенок не только разовьет свое внимание, но и будет учиться общаться со сверстниками.
Переключаемостъ внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Это свойство внимания существенно востребуется в обучении, помогает быстро ориентироваться в любой обстановке, в том числе и в ситуации школьного урока. Приемам осознанного переключения внимания ребенка можно специально обучать. Переключение облегчается, если родители расскажут малышу о том, что ему предстоит сделать, от чего следует отвлечься, когда нужно остановиться и начать новый вид деятельности. Очень полезными могут быть придуманные родителями вместе с детьми значки -"переключатели", которые укажут ребенку, что надо сменить вид деятельности. Так, занимаясь дома и сделав небольшой перерыв для отдыха, малыш с трудом возвращается к работе. В подобной ситуации уместно воспользоваться картинкой с изображением светофора с зеленым цветом или звоном колокольчика. Также дошкольнику трудно осознать конец того или иного этапа работы, этот момент тоже можно обозначить каким-нибудь наглядным знаком.
Для развития внимания поиграйте с ребенком в игру по типу теста "корректурная проба". Эта игра поможет развить многие свойства внимания: распределение, переключаемость, объем и устойчивость.
Для игры подойдет любой текст из газеты или старого журнала с крупным шрифтом. Первичное задание звучит так: "По сигналу зачеркни все буквы "о" одной чертой". Хорошо, если и взрослый будет участвовать в игре и тоже займется вычеркиванием букв в своем тексте. Играя первый раз, взрослому необходимо приглядеться, правильно ли движется взглядом по тексту малыш. Правильное движение аналогично перемещению взгляда в процессе чтения: слева - направо, сверху - вниз. Если ребенок вычеркивает буквы хаотично или в любом другом порядке, ему нужно показать, как это делать, и по мере необходимости поправлять в течение игры.
Когда задание будет выполнено, ребенок и взрослый меняются текстами с тем, чтобы проверить работу друг друга. Помните, что развивающий эффект проверки выше простого выполнения задания, но такой вариант работы и более сложен для ребенка. Если малыш с легкостью выполняет и само задание, и проверку, взрослым можно немного схитрить, специально допуская ошибки. Для начала пусть это будет всего лишь одна ошибка. Важно, чтобы ребенок самостоятельно ее нашел. Если же этого не произошло, не стоит спешить с подсказкой. Пусть помощь взрослого будет постепенной. Направляющие фразы могут быть такими: "Посмотри-ка, по-моему, я где-то ошибся". Если поиск опять неудачен, то: "Наверно, ошибка в этой строке", далее: "Посмотри в начале строки", "Посмотри в этом слове". От фразы к фразе увеличивается доза родительской помощи, и, таким образом, ребенок проявляет максимально возможную для себя самостоятельность. Когда первый уровень сложности игры будет ребенком усвоен, можно постепенно усложнять задание по следующей схеме:
- попросите малыша искать две буквы и отмечать их по-разному, например: перечеркивать "о" и подчеркивать "а";
- дайте задание отмечать три буквы;
- сделайте в своем тексте ошибки, пусть ребенок их обнаружит;
- поиграйте с учетом времени, проверьте, кто из вас быстрее выполнит работу.
Развивая внимание детей, родителям важно помнить о последствиях такого психологического явления, как прерывание деятельности. Это явление можно наблюдать в трех ситуациях.
Во-первых, содержание и смысл деятельности могут резко измениться из-за того, что ребенок вынужден в неотложном порядке реагировать на мощные и, возможно, жизненно важные раздражители. Так, собирающий конструктор малыш резко бросает игрушку, услышав крик сестры из кухни.
Во-вторых, ребенок, осознанно управляя своим вниманием, прерывает одну деятельность ради выполнения другой, как, например, в ситуации, когда он прекращает рисование и включает телевизор, чтобы посмотреть мультики.
В-третьих, деятельность может быть прервана в силу того, что ее невозможно продолжить по каким-либо причинам. Так происходит, когда ребенок перестает читать перед сном книжку, если мама выключает свет.
Явление прерывания деятельности небезразлично для психики, так как истощает психические ресурсы ребенка. Истощающий эффект прерываний наиболее сильно сказывается в результате многократных прерываний, когда требуется вновь и вновь возвращаться к первоначальной деятельности. Подавляющее большинство детей в условиях многократного прерывания деятельности совсем не могут работать.
Пятая подсказка для родителей:
- Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.
Развитие внимания
Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания.
Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.
У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПРОЦЕССОВ ВНИМАНИЯ
Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:
– выкладывания узора из мозаики;
– выкладывания фигуры из палочек по образцу;
– исключения лишнего;
– нахождения различий в двух похожих картинках;
– нахождения двух одинаковых предметов среди множества;
– нанизывания бусинок по образцу;
– срисовывания по клеточкам;
– нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
При выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.
Устраните отвлекающие факторы.
Упражнение на развитие наблюдательности
* Предложите ребенку игру: «Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность». Ребенок называет предметы: часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик и еще многое другое.
* Проведите эту игру в соревновательной форме: «Кто больше назовет таких предметов?»
* Покажите ребенку картинки, на которых нарисованы разные предметы, и попросите назвать все эти предметы, которые как бы «спрятаны».
Игра «Найди пару»
На рисунке нарисованы носки.
Ребенку дается задание: «Найди пару каждому носку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы и рекомендации родителям. Тема: "Развитие творческих способностей детей"
Как известно в детском возрасте очень большую роль играет фантазия и воображение ребенка. Но многие ли задумываются над тем, что творческие способности детей необходимо развивать. К сожалению, большин...
Рекомендации родителям по развитию двигательной активности детей раннего возраста
Данные рекомендации могут использоваться как родителями так и педагогами для развития двигательной активности детей раннего возраста....
Консультация для родителей "Рекомендации родителям по развитию речи речи детей второго года жизни"
...
Методические рекомендации для родителей по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
методические рекомендации для родителей по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста...
Методические рекомендации для родителей по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
методические рекомендации для родителей по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Рекомендации родителям по развитию коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности»
laquo;Рекомендации родителям по развитию коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности».Театральная деятельность может быть не только по просмотру мультфильмов ил...
Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с задержкой психического развития «Играем и память развиваем!»
Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с задержкой психического развития «Играем и память развиваем!»...