Программа коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для подготовительной группы "Будущие первоклассники"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
«Детство»
городского округа Котельники Московской области
140055 Московская обл., г. Котельники, мкр. Белая дача, д. 9
тел. (495) 559-75-27, (495) 550-88-14 тел./факс (495) 559-81-54
ds-detstvo@yandex.ruhttp://detstvo-kotel.edumsko.ru/
|
Программа коррекционно-развивающих занятий
«Будущие первоклассники»
подготовительная группа
1.Пояснительная записка.
Проблема подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе рассматривается во многих работах педагогов и психологов. Долгое время считалось, что критерием готовности ребенка является уровень его умственного развития. Однако Л.С. Выготским сформулирована мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Этой концепции придерживаются многие авторы и сегодня.
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1) мотивация на учебу;
2) развитие произвольности;
3) развитие пространственных представлений и мышления;
4) развитие познавательных функций;
5) умение творчески мыслить;
6) проявление самостоятельности.
Однако не у всех дошкольников в достаточной мере сформированы выделенные критерии готовности к обучению в школе. И чтобы восполнить этот пробел, необходима квалифицированная помощь специалиста дошкольного учреждения
1.2 Цель программы: повышение общего уровня подготовки детей к школьному обучению. Развитие саморегуляции и произвольного контроля, развитие внимания, памяти, воображения, мышления, психомоторное развитие, развитие пространственных представлений и координации движений у дошкольников, формирование навыков общения и совместной деятельности, расширение словарного запаса и развитие зрительной и слухоречевой памяти.
1.3Планируемые результаты психологической работы в группе:
- Развитие коммуникативных способностей;
- Развитие произвольного внимания;
- Развитие зрительной, слухоречевой памяти;
- Развитие крупной и мелкой моторики;
- Развитие пространственных представлений;
- Развитие самоконтроля и саморегуляции.
2. Содержательный раздел:
2.1Содержание программы по разделам:
- «Занятие №1», 30 мин
- «Занятие №2», 30 мин.
- «Занятие №3», 30 мин.
- «Занятие №4», 30 мин.
- «Занятие №5», 30 мин.
- «Занятие №6», 30 мин.
- «Занятие №7», 30 мин.
- «Занятие №8», 30 мин.
- «Занятие №9», 30 мин.
- «Занятие №10», 30 мин.
- «Занятие №11», 30 мин.
- «Занятие №12», 30 мин.
- «Занятие №13», 30 мин.
- «Занятие №14», 30 мин.
- «Занятие №15», 30 мин.
- «Занятие №16», 30 мин.
- «Занятие №17», 30 мин.
- «Занятие №18», 30 мин.
- «Занятие №19», 30 мин.
- «Занятие №20», 30 мин.
- «Занятие №21», 30 мин.
- «Занятие №22», 30 мин.
- «Занятие №23», 30 мин.
- «Занятие №24», 30 мин.
- «Занятие №25», 30 мин.
- «Занятие №26», 30 мин.
- «Занятие №27», 30 мин.
- «Занятие №28», 30 мин.
2.2. Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во занятий | Цели и задачи | Наименование форм работы, упражнений |
1. | «Занятие 1» | 1 | - развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу; - знакомство со школьными правилами; - развитие произвольного поведения; - диагностика тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации. |
|
2. | «Занятие 2» | 1 | - повторение школьных правил; - развитие произвольного поведения; - развитие внимания и мышления; - развитие зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и тонкой моторики. |
|
3. | «Занятие 3» | 1 | - развитие произвольного поведения; - тренировка тонкой моторики; - диагностика работоспособности, внимания и пространственного восприятия; Развитие фонематического восприятия. |
|
4. | «Занятие 4» | 1 | - развитие внимания и произвольности; - повышение уровня школьной компетентности; - развитие восприятия и мышления; - диагностика зрительно-моторной координации. |
|
5. | «Занятие 5» | 1 | - развитие групповой сплоченности; - тренировка тонкой моторики; Развитие слухо-моторной координации и внимания; Развитие кругозора, речи и мышления; Диагностика самооценки. |
|
6. | «Занятие 6» | 1 | - развитие внимания и произвольности; - тренировка тонкой моторики; Развитие понятийного мышления. |
|
7. | «Занятие 7» | 1 | - развитие воображения и выразительных движений; - развитие произвольного поведения; - тренировка тонкой моторики; - развитие внимания и восприятия. |
|
8. | «Занятие 8» | 1 | - развитие выразительных движений; - развитие внимания и произвольности; - тренировка тонкой моторики; - закрепление порядковых числительных; - развитие пространственной ориентации на листе бумаги; - развитие логического мышления. |
|
9. | «Занятие 9» | 1 | - развитие внимания и произвольности; - расширение кругозора и развитие речи; - тренировка тонкой моторики и тактильной чувствительности; - развитие пространственной ориентации. |
|
10. | «Занятие 10» | 1 | - развитие координации движений; - снятие мышечных зажимов; - тренировка умения работать по образцу; - развитие внимания и зрительно-моторной координации; - развитие речи, воображения, мышления. |
|
11 | «Занятие 11» | 1 | - развитие произвольного поведения и координации движений; - развитие внимания и пространственной ориентации; - тренировка тонкой моторики; - развитие воображения и мышления; |
|
12 | «Занятие 12 | 1 | - развитие внимания и произвольного поведения; - развитие моторики и координации; - развитие конструктивного мышления; - тренировка зрительной памяти. |
|
13 | «Занятие 13» | 1 | - развитие произвольного поведения; - развитие пространственной ориентации; - тренировка тонкой моторики; - развитие внимания и зрительной памяти. |
|
14 | «Занятие 14» | 1 | - развитие самоконтроля; - развитие фонематического восприятия; - развитие внимания и зрительной памяти; - закрепление понятий «больше», «меньше»; - развитие речи и мышления. |
|
16 | «Занятие 16» | 1 | - развитие словарного запаса и фонематического слуха; - повторение букв и цифр; - развитие тонкой моторики; - развитие внимания и мышления; - тренировка умения работать по правилам. |
|
16 | «Занятие 16» | 1 | - развитие внимания и произвольности; - тренировка моторики и координации; - развитие логического мышления; - развитие пространственной ориентации.
|
|
17 | «Занятие 17» | 1 | - развитие произвольных движений и ориентировка в пространстве; - развитие речи и мышления; - развитие слухового внимания; Развитие слухо-моторной координации. |
|
18 | «Занятие 18» | 1 | - развитие внимания и произвольности; - развитие речи и мышления; - развитие зрительной памяти; - тренировка счетных навыков. |
|
19 | «Занятие 19» | 1 | - развитие произвольности; - развитие речи и мышления; - тренировка объема внимания и его переключения. |
|
20 | «Занятие 20» | 1 | - развитие внимания и произвольности; - развитие речи, мышления; - тренировка тонкой моторики. |
|
21 | «Занятие 21» | 1 | - развитие внимания и произвольности; - развитие координации движений; - развитие пространственной ориентации; - развитие речи и мышления. |
|
22 | «Занятие 22» | 1 | - развитие внимания и произвольности; - развитие логического мышления; - развитие тонкой моторики. |
|
23 | «Занятие 23» | 1 | - воспитание смелости; - развитие умения ориентироваться в пространстве; - развитие зрительной памяти; - тренировка тонкой моторики; - развитие речи и мышления. |
|
24 | «Занятие 24» | 1 | - развитие внимания и самоконтроля; - тренировка слуховой памяти и пространственной ориентации; - развитие речи и мышления. |
|
25 | «Занятие 25» | 1 | - развитие внимания и произвольности; - развитие эмоционально-выразительных движений; - развитие восприятия и мышления; - тренировка тонкой моторики. |
|
26 | «Занятие 26» | 1 | - развитие внимания и произвольности; - развитие эмоционально-выразительных движений; - развитие речи и мышления. |
|
27 | «Занятие 27» | 1 | - развитие внимания; - диагностика преобладающей мотивации – учебной или игровой; - тренировка зрительной памяти; - развитие речи и мышления.
|
|
28 | «Занятие 28» | 1 | - развитие внимания; - диагностика преобладающей мотивации – учебной или игровой; - тренировка зрительной памяти; - развитие речи и мышления. |
|
Педагог-психолог Боровкова Е.П.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа коррекционно-развивающих занятий педагога психолога в подготовительной группе | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
«Детство»
городского округа Котельники Московской области
140055 Московская обл., г. Котельники, мкр. Белая дача, д. 9
тел. (495) 559-75-27, (495) 550-88-14 тел./факс (495) 559-81-54
ds-detstvo@yandex.ruhttp://detstvo-kotel.edumsko.ru/ |
Программа коррекционно-развивающих занятий
«Будущие первоклассники»
подготовительная группа
1.Пояснительная записка.
Проблема подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе рассматривается во многих работах педагогов и психологов. Долгое время считалось, что критерием готовности ребенка является уровень его умственного развития. Однако Л.С. Выготским сформулирована мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Этой концепции придерживаются многие авторы и сегодня.
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1) мотивация на учебу;
2) развитие произвольности;
3) развитие пространственных представлений и мышления;
4) развитие познавательных функций;
5) умение творчески мыслить;
6) проявление самостоятельности.
Однако не у всех дошкольников в достаточной мере сформированы выделенные критерии готовности к обучению в школе. И чтобы восполнить этот пробел, необходима квалифицированная помощь специалиста дошкольного учреждения
1.2 Цель программы: повышение общего уровня подготовки детей к школьному обучению. Развитие саморегуляции и произвольного контроля, развитие внимания, памяти, воображения, мышления, психомоторное развитие, развитие пространственных представлений и координации движений у дошкольников, формирование навыков общения и совместной деятельности, расширение словарного запаса и развитие зрительной и слухоречевой памяти.
1.3Планируемые результаты психологической работы в группе:
- Развитие коммуникативных способностей;
- Развитие произвольного внимания;
- Развитие зрительной, слухоречевой памяти;
- Развитие крупной и мелкой моторики;
- Развитие пространственных представлений;
- Развитие самоконтроля и саморегуляции.
2. Содержательный раздел:
2.1Содержание программы по разделам:
- «Занятие №1», 30 мин
- «Занятие №2», 30 мин.
- «Занятие №3», 30 мин.
- «Занятие №4», 30 мин.
- «Занятие №5», 30 мин.
- «Занятие №6», 30 мин.
- «Занятие №7», 30 мин.
- «Занятие №8», 30 мин.
- «Занятие №9», 30 мин.
- «Занятие №10», 30 мин.
- «Занятие №11», 30 мин.
- «Занятие №12», 30 мин.
- «Занятие №13», 30 мин.
- «Занятие №14», 30 мин.
- «Занятие №15», 30 мин.
- «Занятие №16», 30 мин.
- «Занятие №17», 30 мин.
- «Занятие №18», 30 мин.
- «Занятие №19», 30 мин.
- «Занятие №20», 30 мин.
- «Занятие №21», 30 мин.
- «Занятие №22», 30 мин.
- «Занятие №23», 30 мин.
- «Занятие №24», 30 мин.
- «Занятие №25», 30 мин.
- «Занятие №26», 30 мин.
- «Занятие №27», 30 мин.
- «Занятие №28», 30 мин.
2.2. Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во занятий | Цели и задачи | Наименование форм работы, упражнений |
1. | «Занятие 1» | 1 | - развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу; - знакомство со школьными правилами; - развитие произвольного поведения; - диагностика тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации. |
|
2. | «Занятие 2» | 1 | - повторение школьных правил; - развитие произвольного поведения; - развитие внимания и мышления; - развитие зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и тонкой моторики. |
|
3. | «Занятие 3» | 1 | - развитие произвольного поведения; - тренировка тонкой моторики; - диагностика работоспособности, внимания и пространственного восприятия; Развитие фонематического восприятия. |
|
4. | «Занятие 4» | 1 | - развитие внимания и произвольности; - повышение уровня школьной компетентности; - развитие восприятия и мышления; - диагностика зрительно-моторной координации. |
|
5. | «Занятие 5» | 1 | - развитие групповой сплоченности; - тренировка тонкой моторики; Развитие слухо-моторной координации и внимания; Развитие кругозора, речи и мышления; Диагностика самооценки. |
|
6. | «Занятие 6» | 1 | - развитие внимания и произвольности; - тренировка тонкой моторики; Развитие понятийного мышления. |
|
7. | «Занятие 7» | 1 | - развитие воображения и выразительных движений; - развитие произвольного поведения; - тренировка тонкой моторики; - развитие внимания и восприятия. |
|
8. | «Занятие 8» | 1 | - развитие выразительных движений; - развитие внимания и произвольности; - тренировка тонкой моторики; - закрепление порядковых числительных; - развитие пространственной ориентации на листе бумаги; - развитие логического мышления. |
|
9. | «Занятие 9» | 1 | - развитие внимания и произвольности; - расширение кругозора и развитие речи; - тренировка тонкой моторики и тактильной чувствительности; - развитие пространственной ориентации. |
|
10. | «Занятие 10» | 1 | - развитие координации движений; - снятие мышечных зажимов; - тренировка умения работать по образцу; - развитие внимания и зрительно-моторной координации; - развитие речи, воображения, мышления. |
|
11 | «Занятие 11» | 1 | - развитие произвольного поведения и координации движений; - развитие внимания и пространственной ориентации; - тренировка тонкой моторики; - развитие воображения и мышления; |
|
12 | «Занятие 12 | 1 | - развитие внимания и произвольного поведения; - развитие моторики и координации; - развитие конструктивного мышления; - тренировка зрительной памяти. |
|
13 | «Занятие 13» | 1 | - развитие произвольного поведения; - развитие пространственной ориентации; - тренировка тонкой моторики; - развитие внимания и зрительной памяти. |
|
14 | «Занятие 14» | 1 | - развитие самоконтроля; - развитие фонематического восприятия; - развитие внимания и зрительной памяти; - закрепление понятий «больше», «меньше»; - развитие речи и мышления. |
|
16 | «Занятие 16» | 1 | - развитие словарного запаса и фонематического слуха; - повторение букв и цифр; - развитие тонкой моторики; - развитие внимания и мышления; - тренировка умения работать по правилам. |
|
16 | «Занятие 16» | 1 | - развитие внимания и произвольности; - тренировка моторики и координации; - развитие логического мышления; - развитие пространственной ориентации. |
|
17 | «Занятие 17» | 1 | - развитие произвольных движений и ориентировка в пространстве; - развитие речи и мышления; - развитие слухового внимания; Развитие слухо-моторной координации. |
|
18 | «Занятие 18» | 1 | - развитие внимания и произвольности; - развитие речи и мышления; - развитие зрительной памяти; - тренировка счетных навыков. |
|
19 | «Занятие 19» | 1 | - развитие произвольности; - развитие речи и мышления; - тренировка объема внимания и его переключения. |
|
20 | «Занятие 20» | 1 | - развитие внимания и произвольности; - развитие речи, мышления; - тренировка тонкой моторики. |
|
21 | «Занятие 21» | 1 | - развитие внимания и произвольности; - развитие координации движений; - развитие пространственной ориентации; - развитие речи и мышления. |
|
22 | «Занятие 22» | 1 | - развитие внимания и произвольности; - развитие логического мышления; - развитие тонкой моторики. |
|
23 | «Занятие 23» | 1 | - воспитание смелости; - развитие умения ориентироваться в пространстве; - развитие зрительной памяти; - тренировка тонкой моторики; - развитие речи и мышления. |
|
24 | «Занятие 24» | 1 | - развитие внимания и самоконтроля; - тренировка слуховой памяти и пространственной ориентации; - развитие речи и мышления. |
|
25 | «Занятие 25» | 1 | - развитие внимания и произвольности; - развитие эмоционально-выразительных движений; - развитие восприятия и мышления; - тренировка тонкой моторики. |
|
26 | «Занятие 26» | 1 | - развитие внимания и произвольности; - развитие эмоционально-выразительных движений; - развитие речи и мышления. |
|
27 | «Занятие 27» | 1 | - развитие внимания; - диагностика преобладающей мотивации – учебной или игровой; - тренировка зрительной памяти; - развитие речи и мышления. |
|
28 | «Занятие 28» | 1 | - развитие внимания; - диагностика преобладающей мотивации – учебной или игровой; - тренировка зрительной памяти; - развитие речи и мышления. |
|
3. Организационный раздел
3.1 Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
Занятия могут проводиться в формате групповых и индивидуальных.
Длительность занятий: 28 недель, 28 занятий.
Периодичность: один раз в неделю, в утреннее время.
Продолжительность: 30 минут.
3.2 Условия коррекционно-развивающих занятий
Методические пособия:
- Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб заведений. Психология образования – М.: Просвещение: Владос, 1994 г.
- Психология. Разработка занятий. Средний и старший дошкольный возраст. Сост Миронова М.М. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006 г.
- Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: конспекты занятий. – М.: 2004.
- Детская практическая психология: учебник/под ред. Проф Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004 г.
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
Педагог-психолог Боровкова Е.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда
Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....
Конспект занятия педагога- психолога с детьми подготовительной группы по программе «Приключения будущих первоклассников» Тема занятия: «Цветок знаний»
Конспектзанятия педагога- психолога с детьми подготовительной группы по программе «Приключения будущих первоклассников»Тема занятия: «Цветок знаний»...
Роль игры в коррекционно-развивающей работе (деятельность педагога-психолога)
15-16 февраля 2020г в рамках Всероссийского практико-ориентированного семинара "Игра в дошкольном детсве: требование ФГОС" бл представлен доклад на тему: "Роль игры в коррекционно-...
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы
Цель занятия - помощь в адаптации ребенка к посещению ДОУЗадачи: снятие напряжения, создание благоприятной комфортной атмосферы, осознание ценности общения со сверстниками, формирование элементарных н...
Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога
Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности....
Открытое занятие педагога – психолога с детьми подготовительной группы «Мы будущие первоклассники»
Цель: развитие познавательной активности и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками.Задачи:1.Развивать коммуникативные навыки детей.Развивать психические проце...
"Школьные правила" . Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы
Задачи:Обучающие:познакомить с правилами поведения в школе;способствовать формированию умения ориентироваться в пространстве;продолжать учить соблюдать правила игры. Развивающие:способствов...