Профилактическая работа по фонематической дисграфии
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Брылева Алла Александровна

Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен и талантлив. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком. Вы начинаете замечать в его письменных работах специфические ошибки, которые не подходят ни под одно правило русского языка. Как быть? Вот несколько советов, которые возможно помогут вам в устранении этих ошибок.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilakticheskaya_rabota_po_fonematicheskoy_disgrafii.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен и талантлив. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком. Вы начинаете замечать в его письменных работах специфические ошибки, которые не подходят ни под одно правило русского языка. Как быть? Вот несколько советов, которые возможно помогут вам в устранении этих ошибок.
Самой распространенной дисграфической ошибкой учащихся 2-3 классов является оптическая (зеркальное написание букв и смешение близких по графическому начертанию букв), таких как И-У, О-А,Б-Д,П-Т,Ш-Щ-Ц и фонематическая (пропуски гласных и согласных, замена букв, близких по артикуляции) в сильных позициях.
 
Профилактическую работу по оптической фонематической дисграфии можно вести уже в 1-ых классах. Есть ряд заданий, которые можно применять на уроках чтения и письма. С некоторыми из них мы хотим свами поделиться:
Для предупреждения ошибок оптического характера используются задания на закрепление графических образов букв:

-нахождение букв среди ряда других
-в данном тексте найдите и зачеркните все буквы  А
-показ карточки(буква среди ряда других)
-сравнение букв написанных разными шрифтами(Печатные, рукописные, различные стили)
-название букв,подче5ркнутых дополнительными линиями
-определение буквы, данной в неправильном положении
-написание контурных изображения букв, дописывание элементов до полной образа буквы
-выделение букв, наложенных друг на друга
-узнавание правильно и неправильно начертанных букв
-узнавание зеркально изображенных букв и правильная их запись (различный шрифт)
-конструирование букв из различных подручных средств
-реконструирование букв путем добавления, уменьшение количества элементов.

  2. Фонематическая дисграфия.
   Фонематическая дисграфия предлагает анализ предложений на слова, синтез слов предложения.   Для устранения фонематической дисграфии на  коррекционных занятиях   работу выстраивается в той же последовательности, что и на уроках обучения грамоте(от устной речи к тексту, предложению и т.д.). Поэтому мы рекомендуем вам использовать на разных этапах работы следующие задания:
1 Этап. на этапе работы над текстом следующие задания:
-определить границы предложений в тексте
-определить количество предложений в тексте
-восстановление деформированного текста(расставить предложения в правильном порядке).
2 Этап: на этапе работы над предложением используется следующие задания:
-придумать предложения с определенным количествам условий
-распределение предложения и определения количества слов
-составить предложения из слов, данных в беспорядке.
-составление схемы предложений
-составление предложений по схеме.
Все задания направлены на анализ предложений на слова. Слово- самостоятельная единица речи.
3 Этап: на этапе работы над словом используются задания на:
-определение количества слогов
-последовательность слогов
-составление слов из слогов
-определение пропущенного слога в названии картинки
-определение слова, произнесенного по слогам
-выделение из предложений слова, состоящего их определенного количества слогов.
На данном этапе используются упражнения на выделение ударного слога в слове. Это в свою очередь является профилактикой ошибок на безударную гласную.
-назвать ударный слог, затем безударный (берутся сначала 2 сложных слова, затем 3 и т.д.)
-составить графические схемы слов
-подбор слов к данным схемам
-раскладывание картинок под схемы
4 этап: на этапе работы со звуком используются следующие задания
-определение позиции определенного звука (в начале, конце)
-определения количества звуков в слове
-нахождение заданного звука на фоне слова
Аналогические задания берутся на этапе работы дифференциации близких по звучанию звуков. Речевой материал подбирается на те звуки, над которыми идет работа.     Все эти упражнения можно использовать для занятий в домашних условия для предупреждения появления у ваших детей дисграфических ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ....

Профилактическая работа по предупреждению оптической дислексии и дисграфии у детей с ОНР

Предупреждение нарушения чтения и письма – одно из приоритетных направлений деятельности учителя – логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Является общепризнанным, что между недор...

Профилактическая работа по предупреждению оптической дислексии и дисграфии у детей с ОНР

Не во всех школах дети могут продолжить  занятия у логопеда, поэтому задача профилактики дислексии и дисграфии чрезвычайно важна.В данной статье четко прописанны три блока по предупреждению оптич...

Опыт работы «Организация профилактической работы по предупреждению ДДТТ в ДОУ»

В опыте представлена система работы ДОУ по профилактике ДДТТ, организованная по  четырем направлениям: методическая работа, работа с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников и структурами с...

Опыт работы «Организация профилактической работы по предупреждению ДДТТ в ДОУ»

В опыте описана система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, проводимая в МБДОУ....

«Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей».

laquo;Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей»....

Мастер класс: «Игровые технологии в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда» Профилактика оптической дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

Цель: Показать использование игровых технологий в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда. Передать педагогический опыт проведения игр.  При подготовке ...