Проект "Как правильно произносить звук Р"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительского). Периферический аппарат в свою очередь состоит из трех отделов: дыхательного, голосового и артикуляционного (или звукопроизводящего). Понятно, что эти сведения дошкольникам знать пока не обязательно. Для них важно значение именно тех органов артикуляционного аппарата, которые непосредственно принимают участие в произношении звука, а это губы, зубы, небо, язык, имеющих три зоны: спинку, корень и кончик языка, а также понятие о воздушной струе, выполняющей одновременно голосообразующую и артикуляционную функции.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игра. Им трудно понять материал, объясняемый с помощью научной терминологии, поэтому в логопедии принято для знакомства с органами артикуляции использовать игровой сюжет – «Сказку о Веселом Язычке». Есть несколько вариантов этой сказки с похожим сюжетом, но отличающиеся деталями. Я использую один из этих вариантов (Приложение 1). Дети уже знакомы с органами речи, с артикуляционным укладом и со специальными упражнениями, помогающими получить данный звук. Поэтому создание «физиологического образа» звука происходит с использованием уже имеющихся знаний и опыта ребёнка.
Тем не менее, мной было предложено детям провести исследование, целью которого стало уточнение особенностей произношения звука Р. Воспитанники должны были выяснить у членов семьи, близких, как они произносят звук, какие органы артикуляции и каким образом участвуют в этом, сравнить результаты, обобщить, а затем оформить полученные сведения в виде таблицы. Для простоты оформления результатов была предложена подсказка: варианты расположения губ, языка, схема изображения силы воздушной струи во время произношения звука (Приложение 2). Среди них нужно было выбрать подходящий вариант и зарисовать в табличку.
При выполнении данной работы дети применяли различные методы исследования: эмпирические (наблюдение, свободное интервьюирование) и теоретические (анализ и синтез, сравнение, обобщение). Эта способствовало не только достижению цели самого исследования, но и развитию мыслительных способностей дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zvuk_r.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Звёздочка»
Проект на тему:
«Как правильно произносить звук Р»
Выполнила:
учитель – логопед
Манина Н. А.
г.о.г. Шахунья
2020год
Информационная карта.
Название проекта | «Как правильно произносить звук Р» |
Тип проекта | Исследовательский |
По количеству участников | Индивидуальный |
Сроки реализации | 2.03.2020г.- 30. 04.2020г. |
Участники проекта | Воспитанники старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР |
Цель проекта | Осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении звука Р. |
Задачи проекта | - Содействовать развитию исследовательской и проектной активности детей; - Стимулировать у дошкольников интерес к артикуляционному укладу при произношении звука Р; - Содействовать выработке осознанного произношения детьми звука Р. - Привлекать родителей к совместной с детьми деятельности проектирования. |
Этапы и сроки реализации | Первый этап (подготовительный) Второй этап (реализация проекта) Третий этап (заключительный) |
Ожидаемый конечный результат проекта | Осознанное принятие детьми правильного артикуляционного уклада при произношении звука Р. |
Предполагаемые критерии оценки эффективности проекта | Выставка проектов в группе, создание проектной папки, фотоматериалы. |
Автор проекта | Учитель – логопед Манина Н. А. |
Проект на тему:
«Как правильно произносить звук Р»
Пояснительная записка:
Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительского). Периферический аппарат в свою очередь состоит из трех отделов: дыхательного, голосового и артикуляционного (или звукопроизводящего). Понятно, что эти сведения дошкольникам знать пока не обязательно. Для них важно значение именно тех органов артикуляционного аппарата, которые непосредственно принимают участие в произношении звука, а это губы, зубы, небо, язык, имеющих три зоны: спинку, корень и кончик языка, а также понятие о воздушной струе, выполняющей одновременно голосообразующую и артикуляционную функции.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игра. Им трудно понять материал, объясняемый с помощью научной терминологии, поэтому в логопедии принято для знакомства с органами артикуляции использовать игровой сюжет – «Сказку о Веселом Язычке». Есть несколько вариантов этой сказки с похожим сюжетом, но отличающиеся деталями. Я использую один из этих вариантов (Приложение 1). Дети уже знакомы с органами речи, с артикуляционным укладом и со специальными упражнениями, помогающими получить данный звук. Поэтому создание «физиологического образа» звука происходит с использованием уже имеющихся знаний и опыта ребёнка.
Тем не менее, мной было предложено детям провести исследование, целью которого стало уточнение особенностей произношения звука Р. Воспитанники должны были выяснить у членов семьи, близких, как они произносят звук, какие органы артикуляции и каким образом участвуют в этом, сравнить результаты, обобщить, а затем оформить полученные сведения в виде таблицы. Для простоты оформления результатов была предложена подсказка: варианты расположения губ, языка, схема изображения силы воздушной струи во время произношения звука (Приложение 2). Среди них нужно было выбрать подходящий вариант и зарисовать в табличку.
При выполнении данной работы дети применяли различные методы исследования: эмпирические (наблюдение, свободное интервьюирование) и теоретические (анализ и синтез, сравнение, обобщение). Эта способствовало не только достижению цели самого исследования, но и развитию мыслительных способностей дошкольников.
Проблема.
Коррекционно – развивающие логопедические занятия посещают дети старшего возраста с ОНР. Одной из задач работы логопеда является подготовка артикуляционного аппарата ребенка к произношению трудных звуков с помощью специальных артикуляционных упражнений, постановка звука, закрепление его в самостоятельной речи воспитанника.
На первом этапе работы необходимо сформировать «физиологический образ» звука. Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции (губы, зубы, язык) при произношении звука невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз, а, следовательно, усложняется постановка звука. Частично «физиологический образ» звука можно объяснить с помощью упражнений артикуляционной гимнастики, когда, используя игровые сюжеты и предметные картинки, логопед развивает подвижность языка, его переключаемость, точность и последовательность движений. Однако, не все дети сразу правильно выполняют упражнения и воспроизводят нужный артикуляционный уклад. Это объясняется рядом причин, например, отсутствием передних резцов у дошкольников не дает опору для языка при произношении некоторых звуков. В связи с этим мы решили провести вместе с детьми небольшое исследование. Поскольку дети не могут самостоятельно это сделать, а тем более оформить результаты, привлекли родителей (Приложение 3). У большей части воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР нарушено произношение звука Р, именно поэтому тема нашей исследовательской работы так и звучит «Как правильно произносить звук Р».
Цель проекта: осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении звука Р.
Задачи:
- содействовать развитию исследовательской и проектной активности детей;
- стимулировать у дошкольников интерес к артикуляционному укладу при произношении звука Р;
- содействовать выработке осознанного произношения детьми звука Р;
- привлекать родителей к совместной с детьми деятельности проектирования.
Вид проекта: исследовательский, краткосрочный.
Адресация:
Проект реализуется в рамках «Программы коррекционно – логопедической работы с детьми, имеющими речевые нарушения в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР».
Участники проекта:
Воспитанники старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
(Кирилл К., Саша В., Полина Г., Вера К., Захар Х.), а также их родители.
Возраст участников: 5-6 лет.
Сроки реализации: 2.03.2020г.- 30. 04.2020г.
Этапы проектной деятельности:
Первый этап (подготовительный): 2 - 9 марта.
- Создание проблемной ситуации для детей и формулировка общего исследовательского вопроса.
- Мониторинг осознанного произношения детьми звука Р.
- Постановка цели и задач проекта.
- Подбор наглядно – дидактических пособий по теме проекта.
- Работа с родителями с целью привлечения к разработке и реализации проекта.
- Разработка перспективного плана проекта.
Второй этап (реализация проекта): 10 – 30 марта.
- Проведение с детьми ООД.
- Организация участия родителей в реализации проекта.
Третий этап (заключительный): 1 – 30 апреля.
- Презентация индивидуальных проектов в группах.
- Мониторинг осознанного произношения детьми звука Р.
- Постановка с детьми цели на будущее: осознанно произносить звук Р в слогах, словах, предложениях и связной речи.
Ожидаемый результат: осознанное принятие детьми правильного артикуляционного уклада при произношении звука Р.
Предполагаемые критерии оценки эффективности проекта: выставка проекта в группах, создание проектной папки, фотоматериалы.
Мероприятия:
- ООД «Автоматизация изолированного звука Р».
- Мониторинг осознанного произношения детьми звука Р (Приложение 4).
- Проведение консультации для родителей на тему: «Проектная деятельность» (Приложение 3).
- Презентация проектов в группе.
Формы реализации проектов:
- Совместная деятельность детей и родителей.
- Консультации для родителей.
- ООД.
- Презентация.
Интеграция образовательных областей в мероприятиях по реализации проекта:
- Социально- коммуникативное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно – эстетическое развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся правильно произносить звук Ш
Материал можно использовать в качестве консультативного материала для ширмочки-передвижки или в "Уголке для родителей"...
Наглядная агитация для родителей "Почему важно правильно произносить звуки?"
Данная наглядная агитация разработана с целью ознакомления родителей детей старшего дошкольного возраста с проблемой неправильного звукопроизношения у детей, описанием одной из ее причин. Также ...
Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад I категории №25 «Родничок» Консультация для родителейТема: «Как научить ...
Учим детей правильно произносить и различать звуки
У многих детей к 5 годам не сформирована как звуковая, так и смысловая сторона речи. Это отрицательно сказывается на овладении различными навыками и умениями. Наиболее распространенными у детей дошко...
Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей старшей группы " Учимся правильно произносить звук С "
Задачи:- Обогатить словарь детей прилагательными:-качественными- относительными- притяжательнымиПознакомить со способами их образования, составлять с ними полные, распространённые предложе...
Конспект НОД "Учимся правильно произносить звук "ж"
Образовательные задачи:Познакомить детей со звуком ж. Учить правильно и четко произносить звук ж (изолированно, в звукоподражательных словах, чистоговорках и связной речи). Разв...