"Как помочь ребенку заговорить".
статья по коррекционной педагогике

Лесина Наталья Викторовна

Одной из наиболее частых проблем, связанных с развитием ребенка, является отставание в развитии речи. К сожалению, очень часто родители обращают внимание на отсутствие речи у ребенка к 3-4 годам. Однако, отсутствие или выраженные нарушения речи — это только верхушка айсберга, которая бросается в глаза. Как правило, отставание в развитие речи может быть связано с проявление какого-либо серьезного заболевания, связанного с повреждением ЦНС внутриутробно, при родах или на ранней стадии развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._kak_pomoch_rebenku_zagovorit.docx40.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Как помочь ребенку заговорить»

Одной из наиболее частых проблем, связанных с развитием ребенка, является отставание в развитии речи.

К сожалению, очень часто родители обращают внимание на отсутствие речи у ребенка к 3-4 годам. Как правило, многие потом оправдывают себя: «у нас в роду все мальчики поздно заговорили» или «а нам никто ничего из врачей не говорил». Однако, отсутствие или выраженные нарушения речи — это только верхушка айсберга, которая бросается в глаза. Многие родители не замечают: помимо того, что ребенок не говорит, он еще может быть слабо развит физически, неловок в движениях; не умеет держать ложку и самостоятельно есть, не может сосредоточиться на выполнении каких-либо действий, самостоятельно не играет, беспокойный, легко возбуждается.

Как правило, отставание в развитие речи может быть связано с проявление какого-либо серьезного заболевания, связанного с повреждением ЦНС внутриутробно, при родах или на ранней стадии развития ребенка.

Прежде всего, родителям необходимо обратиться к детскому невропатологу или психоневрологу. Врач поможет определить причины отставания в развитии речи и наметить соответствующие мероприятия по оказанию помощи ребенку.

Следующее, что необходимо сделать родителям - обратить внимание на взаимоотношения с ребенком всех членов семьи: много ли в семье играют с ним; как играют; во что; много ли действий родители выполняют за ребенка, чтобы справиться «побыстрее» и сделать «поаккуратней»; много ли разговаривают с ребенком, читают.

Последнее время стало модным отдавать ребенка в различные центры раннего развития. Родители в погоне за новомодными методами раннего развития забывают, что сами могут очень много дать своему ребенку, что у них есть любящее сердце, которое при желании поможет им стать первоклассными педагогами.

Важно только знать, какие особенности развития свойственны тому или иному возрасту.

Возрастные особенности развития ребенка

Н.С. Жуковой и Е.М. Мастюковой были составлены таблицы с возрастными особенностями развития социально-эмоциональной сферы ребенка, общей моторики, тонкой моторики, зрительно-моторной координацией, восприятия и предметно-игровой деятельности, психического развития и развития понимания речи на определенном возрастном этапе.

Возрастные особенности социально-эмоционального развития

Возраст

Навыки поведения

1 мес.

Ротовое внимание при общении

2-6 мес.

Улыбка при общении со взрослым; комплекс оживления при общении; ориентировочная реакция на общение перед комплексом оживления (с 4 мес.); ориентировочная реакция на общение, сменяющаяся оживлением или реакцией страха (с 5 мес.). При виде матери беспокоится или оживляется, рассматривает окружающие предметы и людей

6-12мес.

Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем

вступить в контакт, дифференцирует «своих» и «чужих». Игровой контакт со взрослым. Лепет и жест как средство коммуникации (с 8 мес.); различные эмоциональные реакции при общении с матерью (с 9 мес.); голосом сигнализирует о биологических нуждах; избирательное отношение к окружающим (в конце года). Требует к себе избирательного внимания, общается со взрослым с помощью звукосочетаний; выполняет некоторые инструкции, обращает внимание на лицо говорящего (в конце года)

1-2 года

При необходимости обращается за помощью к взрослому, ищет внимания к себе и старается его сохранить. Взаимодействует, ждет, пытается помочь, начинает проявлять гордость при достижении цели, проявляет эмоции возбуждения, восхищения, гнева, зависти. Наслаждается компанией сверстников. Развивается воля. «Нет» становится главным словом. Играет один в присутствии взрослого

2-3 года

Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

3-4 года

Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым

Возрастные особенности развития общей моторики

Возраст

Навыки поведения

 

    3—6 мес.

Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес.); на вытянутые руки (5 мес.); приподнимает голову, поворачивается на бок (4—5 мес.); садится (6 мес.).

  6—12 мес.

Посаженный сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.); садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес.), встает, ухватившись за опору, переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.), стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой (10 мес.), уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.); ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес.)

  1. года

Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда

  1. года

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки

  1. года

Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях

  1. лет

Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной и другой ноге. Поднимается вверх по лестнице

5-6 лет

Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, катается на коньках, играет в хоккей

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук

Возраст

Навыки поведения

     3—6 мес.

  Хватает игрушки, ударяет по предметам, захватывает игрушки с  любой стороны, чаще двумя руками (5 мес.); держит в каждой руке по предмету (6 мес.)

6—12 мес.

Перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке (7 мес.). Манипулирует 2—3 предметами (8 мес.); берет мелкие предметы двумя пальцами (9 мес.); вкладывает пальцы в отверстие под контролем глаза; пальцевой захват мелких предметов (10 мес.). Выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь, подражает движениям перелистывания страниц книги (11 мес.).

Вкладывает один предмет в другой; открывает коробку, ящик, пользуется ложкой, гребнем (12 мес.)

  1.  года

Держит 2 предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков

  1. года

Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Красит пальцем. Нанизывает бусы

  1. года

Держит карандаши пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит из 9 кубиков. Открывает крышки, использует ножницы.

   4-5 лет

Рисует карандашами или цветными мелками. Постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки

Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации

Возраст

Навыки поведения

3-6 мес.

Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его

6-12 мес.

Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку; кубики в коробку

1-2 года

Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Завершает доску Сегена (круг, квадрат, треугольник). Помещает квадрат в квадратную прорезь. Повторяет изображение нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий

2-3 года

Рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест

3-4 года

Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника. Хватает катящийся к нему мяч

4-5 лет

Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой «дом» (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. Копирует квадрат, звезду. Дополняет три части в незавершенную картину

5-6 лет

Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу

Возрастные особенности развития восприятия и предметно-игровой деятельности

Возраст

Навыки поведения

0-6 мес.

Слуховое сосредоточение. Локализует звук в пространстве (с 4 мес.); адекватная реакция на интонацию, голос матери: беспокоится или оживляется (5 мес.), поворачивается на звук (с 6 мес.). Фиксирует и прослеживает предмет (со 2-го месс.). Смотрит на движение рук, ощупывает их (с 3—3,5 мес.). Тянется к близко расположенному предмету, водит по нему руками, рассматривая одновременно и предмет, и свои руки, — реакция активного осязания (4 мес.) захватывает предмет (5—5,5 мес.). Прослеживает предмет, свободно переводя взгляд с игрушки на лицо взрослого (5—5,5 мес.). Локализует предмет в пространстве из разных положений тела (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого) (5—6 мес.). Занимается с игрушкой (5—6 мес.)

6—12 мес.

 Под контролем зрения берет, рассматривает и ощупывает игрушки, перекладывает их из руки в руку. Стучит предметом о предмет и прислушивается к издаваемому звуку. Выделяет чужих. Слушает музыку и голосовые интонации. Узнаёт голоса  близких (с 7 мес.). Показывает части тела (с 11 мес.)

1-2 года

Реагирует на имя. Прослеживает движение мячика в помещении, снимает кольца пирамиды. Различат формы: круг, квадрат, треугольник. Отвечает на ручные жесты. Выделяет выражение лица (смех, плач). Рассматривает картинки в книге. Понимает простую обращенную речь. Сигнализирует о туалетных нуждах

2-3 года

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины. Выделяет парную картинку по образцу

3-4 года

Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Выбирает парные картинки по образцу. Принимает задание «почтовый ящик», выполняя его главным образом путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2—3 частей путем проб

4-5        лет

Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку, не прибегая к пробам, а путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец, путем зрительного соотнесения. Справляется с заданием «почтовый ящик» путем примеривания. У детей 4 лет допустимы отдельные пробы. Конструирует из кубиков по образцу путем примеривания и зрительного соотнесения. С 5 лет доступен самостоятельный анализ образца и выполнение задания путем зрительного соотнесения.

Возрастные особенности психического развития

Возраст

Навыки поведения

3-12 мес.

Развивается контроль над движениями рук и ног. Захватывает, роняет, бросает, тянет к себе предметы. Проявляет недовольство, когда отбирают игрушку. Общение интонационно выразительными звуками и жестами

1-2 года

Начинает понимать назначение большинства окружающих его предметов. Использует один предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Подбирает идентичные предметы. Знает свое имя и названия многих окружающих его предметов. Узнает и называет отражение в зеркале. Называет от одного до пяти частей тела

2-3 года

Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой — маленький, мокрый — сухой и т. п.). Задает вопросы «Что это?». Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает «нет» на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше — меньше, полный — пустой). Начинает осознавать временную последовательность

3-4 года

Интенсивное развитие речи. Определяет форму, цвет, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он — папа, она — мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время.

Складывает доску Се гена. Считает до пяти

  4-5 лет

Знает возраст и адрес (город или улицу). Называет 4 цвета. Доступны простые аналогии: «Шляпу надеваем на голову, а туфли — на ноги». Понимает «нелепицы» на картинках. Находит недостающие части на картинках. Дифференцирует людей по полу: мальчик — девочка, мужчина — женщина, тетя — дядя

  5-6 лет

Отгадывает 15—20 предметов по их действиям типа: Что подскакивает? — Мяч; Кто мяукает? — Кот; Кто лает? — Собака и т. п. Знает имена родителей и их занятия. Понимает правила «честной игры». Считает до двадцати. Прибавляет и отнимает в пределах 3—5. Отгадывает загадки

Возрастные особенности развития понимания речи

Возраст

Навыки поведения

  3-12 мес.

Поворачивается на голос (с 5—6 мес.). Узнает голоса близких (с 7 мес.). Отвечает на имя (с 8—9 мес.). Прислушивается к речи, музыке. Понимает названия отдельных предметов (с 11 мес.). Хлопает в ладоши по речевой инструкции. Выполняет простые словесные инструкции, дополняемые жестами (с 9 мес.). Обращает внимание на лицо говорящего (с 12 мес.)

  1-2 года

Дает несколько предметов по просьбе. Смотрит на показываемые картинки в течение 2 мин. Знает некоторые части тела. Указывает на знакомое лицо, животных, игрушки и предметы по словесной инструкции. Показывает знакомые картинки, когда их называют. Реагирует на запрет: «не трогай». Ассоциирует простые слова по категориям: пища, одежда

  2-3 года

Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: «Когда мы придем домой, я буду...» Понимает вопросы типа: «Что у тебя в руках?» Понимает значение наиболее распространенных прилагательных. Слушает объяснения типа «как» и «почему». Понимает значение примерно 3 тыс. слов. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: «Сначала вымоем руки, затем будем обедать»

  3-4 года

Понимает названия цветов: «Дай красный мяч». Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двух- составную инструкцию («Дай мне красный кубик и голубой шар»)

  4-5 лет

Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т. п. Выполняет три последовательные команды. Понимает условное предложение со словами «если». Понимает грамматическую форму предложений типа: «Картина была нарисована Машей».

Этапы развития детской речи.

Речевое развитие начинается в младенческом возрасте. В первое полугодие ребенок при радостном общении со взрослым издает звуки, которые называют гулением. Во втором полугодии возникает лепет, который проявляется в многократном повторении звуковых сочетаний. К концу первого года ребенок произносит самостоятельно несколько хорошо знакомых для него слов: мама, папа, дай, на.

К 2-3 годам резко возрастает речевая активность ребенка. К трем годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Ребенок может строить предложение из 3-4 слов. Расширяется его круг общения.

В этом возрасте быстро растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений.

 Родителям важно знать, что показателем развития правильной речи ребенка является не столько правильное звукопроизношение, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона, уметь соединять слова в предложения.

К 6 годам интенсивно растет словарный состав речи. Активный словарь ребенка достигает 2500-3000 слов (по В.Штерну). Развивается звуковая сторона речи. Ребенок начинает осознавать особенности своего произношения. Развивается грамматический строй речи. Появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы.

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка.

Помогите ребенку заговорить

Что может быть удивительней, чем первая улыбка малыша? Улыбка именно вам! Вы говорите: «А-гуу…», а ваш малыш открывает ротик …и опять улыбается вам! Вы делаете губами «тпру-тпру», а в ответ шлепанье губами, пускание слюней и звонкий смех!

Дорогие мамы! Это и есть первая артикуляционная гимнастика! Ребенок смотрит на ваше лицо и пытается повторить те же движения, что и вы: открываете рот и он за вами, морщите нос, он будет пробовать сделать то же самое, лепечете –  он тоже будет стараться говорить с вами на одном языке!

Разговаривайте с ребенком как можно больше. Включайте ребенка в процесс общения, даже если он еще совсем маленький.

На улице увидели птичку, повторяйте, что это «гуля», позовите гулю: «гули, гули». Попросите ребенка показать, как птичка крылышками машет. Увидели, что машина едет – посигнальте, как она: «би-би». Ищите машины только красного цвета, потом только белого цвета, считайте их в слух, чтобы ребенок слышал вас. Не обращайте внимания, когда вам говорят, что он ничего не понимает! Он запоминает все, на что вы показываете, и впитывает все, о чем вы говорите.

Чем старше становится ребенок, тем большего проговаривания вам от него необходимо требовать. По дороге уже не «би-би» едет, а машина, не «мяу» бежит, а киска.

Когда вы видите, что у вашего ребенка хороший словарный запас, он говорит много, но «совершенно не понятно», а для логопедических занятий он еще слишком маленький – начинайте самостоятельно заниматься с ребенком. Начинайте помогать своему малышу сами! И пусть это будут не просто занятия, а увлекательная игра вместе с мамой!

Любое занятие с логопедом начинается с подготовки артикуляционного аппарата. Отрабатываются различные положения языка губ. Развивается их подвижность и способность переключаться с одного движения на другое. Вот несколько упражнений, которые помогут вам в игровой форме заниматься с ребенком.

  1. Перед зеркалом взрослый показывает сжатые зубы, губы в улыбке и говорит ребенку, что его язычок надежно спрятался в домике. Пусть ребенок покажет, как спрятался его язычок.
  2. Надуть щеки – воздушные шары.
  3. Посоревноваться с ребенком у кого язык длиннее: взрослый и ребенок тянутся острым (!) языком до зеркала
  4. Облизывать внутреннюю поверхность ложки (от столовой до кофейной) всей поверхностью кончика языка.
  5. Лакать язычком водичку из глубокой тарелочки.
  6. Цокать языком, подражая, цоканью лошадки.
  7. Дуть на сомкнутые губы, вызывая их вибрацию (тпру…)
  8. «Вкусное варенье» - облизывать кончиком языка губы (можно их смазать чем-нибудь вкусным). Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.

При подготовке данного материала была использована следующая литература:

1.Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова «Если ваш ребенок отстает в развитии», М., «Медицина», 1993 г.

2. И.Ю. Кулагина «Возрастная психология», М., 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку заговорить

Консультация для родителей...

Как помочь ребенку заговорить.

Развитие речи ребенка имеет два основных направления: пассивное владение словом( т,е. понимание речи) и активное (т.Е говорение). Обычно пассивная речь опережает активную. Ребенок может вплоть до 2 ле...

Рекомендации для родителей. Как помочь ребенку заговорить?

Статья содержит рекомендации логопеда родителям детей раннего возраста по развитию речи, а также информацию об основных этапах формирования речи....

Как помочь ребенку заговорить

информация для родителей....

Как помочь ребенку заговорить.

В последнее время дети начинают позно разговаривать. Причин много, но одна из причин скрыта в неправильном общении родителей с ребёнком. Предлагаю вашему вниманию рекомендации, с  чего начать есл...

" Как помочь ребенку заговорить"

Консультация для родителей для первой младшей группы...