Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей с ЗПР. Тема «Страна удивительных фигур»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Маркина Елизавета Алексеевна

Предложенный в конспекте материал, поможет развивать представления у детей о геометрических фигурах, сформирует умение выделять особые признаки круга и шара с помощью зрительного и осязательно - двигательного анализаторов, содействует развитию у детей навыков исследовательской деятельности, устойчивости внимания, установлению причинно-следственных связей, совершенствует у детей навыки игрового взаимодействия. В НОД использованы приемы арт-терапии: сказкотерапия, игровая терапия.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме:

«Страна удивительных фигур»

Участники: дети   старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Количество детей: 6 человек

Длительность: 25 минут

Педагогический замысел:

Образовательная область Социально-коммуникативное развитие

Задачи:

- совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;

- воспитывать коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, выполнять творческую работу в подгруппе;

- развивать диалогическое общение: закреплять умение задавать вопросы и отвечать;

- развивать эмпатию, желание и готовность помогать другим;

- развивать произвольность внимания, путем переключения с одной деятельности на другую.

Образовательная область Познавательное развитие

Задачи:

- развивать представления детей о геометрических фигурах; учить выделять особые признаки фигур шара и круга с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов;

- содействовать развитию у детей устойчивость внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе;

- содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей;

-способствовать развитию воображения и творческой активности;

- содействовать развитию у детей навыков аналитико-синтетической деятельности;

- содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности;

Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи:

- активизировать употребление в речи названий предметов и их формы;

- активизировать и обогатить словарный запас детей;

- развивать связную, грамматически правильную речь.

Образовательная область Художественно-эстетическое развитие

Задачи:

- стимулировать сопереживание сказочным персонажам;

- продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из пластической массы.

Образовательная область Физическое развитие

Задачи:

- развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику.

Материал: Волшебный сундук (карта страны удивительных фигур, игра «Волшебная коробка», воздушный шарик, мыльные пузыри, игра «Подбери по форме (шар и круг)»; Обруч «Круг дружбы»; «Умный пластилин»; книга-подарок.

В НОД использованы приемы арт-терапии: имаготерапия, сказкотерапия, игровая терапия.

Ход совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Сказочница: Здравствуйте, ребята! Давайте все вместе возьмемся за   круг Дружбы и познакомимся.  Я – сказочница. Я очень люблю сочинять и рассказывать сказки.  Назовите, пожалуйста, каждый своё имя.  

Игра - знакомство «Круг Дружбы»  

Звучит сказочная музыка.

Сказочница: Ребята, слышите? Это мой волшебный сундук. Я путешествую не одна, со мной всегда мой помощник. Давайте подойдем и заглянем.

Педагог достает карту.

Сказочница: Карта открывается, Сказка начинается.

Давайте присядем на коврик по - удобнее, и я вам расскажу одну из моих сказок.

«В одной замечательной стране удивительных фигур жили – были необычные жители.  Они жили в необычных домах, и мебель, и одежда, и посуда, и все у них было необычное. И звали этих жителей Круг, Квадрат и  Треугольник.   У Круга было все необычно круглое, у Квадрата -  квадратное и у Треугольника - треугольное.

Дети сидят полукругом на ковре и слушают сказку

Сказочница: Ребята, посмотрите, внимательно и скажите, кто  живет в  этом домике?

И всё в этой стране было плоское  и дома, и деревья и даже сами жители.

И вот однажды  рядом с Кругом, в соседний домик поселился еще один житель, непохожий на всех. Ребята, как вы думаете, его зовут? Правильно  -  его имя  Шар.

И тут такая путаница началась. Жители  стали путать шар с кругом. Давайте поможем им отличить шар от круга. А поможет нам в этом – мой волшебный сундук.

Дети отвечают на вопросы

Звучит сказочная музыка.

Сундучок, сундучок,

Разукрашенный бочок,

Свою крышку открывай,

Нам скорее помогай!

Ребята, давайте посмотрим, что нам он приготовил. Посмотрите, это же «Умный пластилин».

Сказочница: Ребята, предлагаю вам сесть за столы. Посмотрите, вы узнали эти фигуры? Чем они похожи?

Попробуем поставить  их на стол. Шар стоит, а круг не стоит.  А сейчас попробуем спрятать круг и шар в прямых ладошках.

Круг я спрятала в прямых ладошках, а шар я не могу  спрятать. Круг – плоский, а  шар объемный,  его можно обнять. «Круг -  плоский, а шар - объемный».

Ребята, а давайте сами вылепим шар. Возьмите кусочек пластилина,  начинаем катать шарик по кругу. Получился?  А сейчас я открою вам тайну… Для того чтобы слепить круг, мы с Вами сначала слепим шар, а теперь превратим его в круг, кладем шарик на ладошку и сверху сильно прижимаем. Что получилось? Получился круг.

Ребята, давайте расскажем жителям страны удивительных фигур, чем отличается шар от круга?

Дети выполняют действия предложенные педагогом

Ответы детей

Звучит сказочная музыка.

Сундучок, сундучок,

Разукрашенный бочок,

Свою крышку открывай,

Нам скорее помогай!

Сказочница: Это Волшебная коробка, она научит жителей страны определять предметы на ощупь.

Ребята, вставайте в круг.

Каждый из вас опускает руки в коробочку и находит предмет определенной формы.  

Ребята,  мы попробовали  определять на ощупь  круг и шар.

А теперь давайте вернем предметы в волшебную коробку.

Игра «Волшебная коробка»

Звучит сказочная музыка.

Сундучок, сундучок,

Разукрашенный бочок,

Свою крышку открывай,

Нам скорее помогай!

Сказочница: Ребята, посмотрите, что это?

Воздушный шарик надуваю,

Его как мячик я катаю,

Бросаю вверх, опять ловлю.

На форму я его смотрю.

Он круглый, как и плоский круг,

Но кругу он объемный друг.

Такой же формы апельсин, арбуз и мяч и мандарин.

Фигуру, что могу катать

Я буду шаром называть.

Ответы детей

Сказочница: Ребята, попробуйте найти в группе, предметы  похожие на форму шара и круга.

Дети находят предметы и складывают в контейнеры

Звучит сказочная музыка.

Сундучок, сундучок,

Разукрашенный бочок,

Свою крышку открывай,

Нам скорее помогай!

Педагог достает из волшебного сундука мыльные пузыри.

Сказочница: Что это за чудесный предмет…. Интересно, где же в нем могут быть спрятаны шар или круг? Давайте вместе, найдем?

Это же мыльные пузыри. Какой они формы?

Ответы детей

Звучит сказочная музыка.

Сундучок, сундучок,

Разукрашенный бочок,

Свою крышку открывай,

Нам скорее помогай!

Сказочница: Просмотрите, ребята -  а это задание для команд. Проходите за столы и выбирайте любое место.

У нас две команды: команда круг - вы собираете карточки с предметами похожими на форму круга и команда шар - вы выбираете карточки с предметами похожими на форму шара

Вы готовы? На СТАРТ,  ВНИМАНИЕ,  МАРШ

Давайте посмотрим, как справились команды?

Развивающая игра «Подбери по форме»

Команды проверяют друг друга

Звучит сказочная музыка.

Сказочница: Ребята, сундучок приглашает нас к карте.

Вот мы и помогли жителям страны удивительных фигур. Давайте еще раз напомним им, чем же отличается круг от шара.

 Сказочница: Карта закрывается, сказка завершается.

Ответы детей

Шар - объемный.

А круг -  плоский

Сказочница: Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Самый лучший друг

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Ребята, как Вы считаете, мы смогли помочь жителям страны удивительных фигур? Что запомнилось вам больше всего, какое задание чудесного сундука  понравилось выполнять?

Сказочница: Я очень рада. Мне очень понравилось, как вы дружно и слажено выполняли все задания.

Положительная оценка педагога каждого ребенка.

Сказочница: К сожалению, нам надо прощаться, но мне хочется  подарить вам на память очень интересную сказку о круге, который мечтал стать шаром.

Спасибо вам большое за внимание и помощь. До свидания, ребята.

Рефлексия

«Круг Дружбы»

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы. Тема "Четырехугольник. Ориентировка в пространстве"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы. Тема "Четырехугольник. Ориентировка в пространстве"...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы. Тема "Цветик-семицветик"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы. Тема "Цветик-семицветик"...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе «В стране геометрических фигур»

Конспект содержит игровой материал, соответствующий программе по ФЭМП у детей второй младшей группы....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей с ЗПР. Тема «Страна удивительных фигур»

Материал, предложенный в конспекте,  помогает  развивать представления детей о геометрических фигурах,учит выделять особые признаки  шара и круга с помощью зрительного и осязательно-дви...

Методическая разработка Конспект по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну геометрических фигур»

Требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну геометрических фигур»

Цель:- Организовать познавательную деятельность детей, направленную на закрепление знаний о геометрических фигурах, умения находить и опознавать геометрические фигуры, обосновывать свой выбор.-Способс...