«Технологии психолого-педагогического и социального сопровождения участников образовательного процесса»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Проблема детской инвалидности сегодня одна из самых актуальных. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10 тысяч детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным Всемирной организации здравоохранения, инвалиды составляют 10% населения мира, из которых 120 миллионов - дети и подростки. В России ежегодно рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, из них от 70 до 75% - инвалиды.
Общество и государство, признав свою обязанность обеспечить всем равные возможности в разных областях жизни, предложило концепцию инклюзивного образования. Которое предполагает целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития детей с различными физическими и интеллектуальными отклонениями совместно с нормативно развивающимися детьми в рамках единого образовательного пространства.
Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает основные принципы современного российского дошкольного образования, которые полностью совпадают с принципами педагогической системы Марии Монтессори. Как показал столетний опыт практики этот метод может быть распространен в работе как с детьми успешно развивающимися, так и с детьми с особенностями в развитии.Инклюзия как форма «социального подхода к инвалидности» вызвана необходимостью изменения общей системы, которая исключает существующие в ней барьеры. Тем самым формируется толерантное отношение всех участников образовательного процесса.
Использование педагогического наследия М. Монтессори в инклюзивном образовании способствует развитию детей с ОВЗ во всех направлениях психофизической деятельности (двигательном, сенсорном, интеллектуальном, речевом); воспитывает ответственность и самостоятельность; развивает познавательную активность, формирует у детей положительную мотивацию к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_kaleydoskop.docx | 103.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технологии психолого-педагогического и социального сопровождения участников образовательного процесса»
«Общие наблюдения и индивидуальное обучение
с точным объяснением материала – вот два способа,
которые педагог использует помогая развитию ребенка»
(М.Монтессори).
Проблема детской инвалидности сегодня одна из самых актуальных. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10 тысяч детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным Всемирной организации здравоохранения, инвалиды составляют 10% населения мира, из которых 120 миллионов - дети и подростки. В России ежегодно рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, из них от 70 до 75% - инвалиды.
Общество и государство, признав свою обязанность обеспечить всем равные возможности в разных областях жизни, предложило концепцию инклюзивного образования. Которое предполагает целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития детей с различными физическими и интеллектуальными отклонениями совместно с нормативно развивающимися детьми в рамках единого образовательного пространства, где исключается любая дискриминация и создаются необходимые условия для всех детей.Причинами возникновения особых образовательных потребностей у ребёнка выступают разнообразные факторы: сенсорные, физические, интеллектуальные и эмоциональные. Психолого-педагогическое сопровождение в общеобразовательных учреждениях — относительно молодое направление в образовании, но уже является неотъемлемой частью образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации. Особое внимание на данном этапе уделяется формированию инструментов поддержки особых групп детей в системе образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает основные принципы современного российского дошкольного образования, которые полностью совпадают с принципами педагогической системы Марии Монтессори. Как показал столетний опыт практики этот метод может быть распространен в работе как с детьми успешно развивающимися, так и с детьми с особенностями в развитии.Инклюзия как форма «социального подхода к инвалидности» вызвана необходимостью изменения общей системы, которая исключает существующие в ней барьеры. Тем самым формируется толерантное отношение всех участников образовательного процесса. Поэтому с 2019 года в дошкольной образовательной организации «Радуга» открылась группа комбинированной направленности, некоторые дети которойс ограниченными возможностями здоровья. Одна из нозологий является детский церебральный паралич. В рамках данного направления в ДОУ созданы условия для получения доступного образования для детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии.
Главная цель педагога заключается — прежде всего помочь семье принять ребенка с ограничениями в развитии и признать его своим полноценным членом. Помочь родителям распознать сферу интересов ребенка и его возможностей, чтобы умело создать условия для их реализации.
Для достижения цели необходимо реализовать ряд задач:
- обучение ребенка самостоятельности, особенно в бытовой сфере;
- упражнения для развития крупной и мелкой моторики;
- упражнения на развитие восприятия и перцептивных достижений;
- пробуждение положительного восприятия речи, расширение словарно-
го запаса; - развитие концентрации внимания и выдержки;
- обучение поведению в игре и в быту;
- обучение общению;
- помощь в налаживании отношений между ребенком и родителем;
- воспитание самосознания и доверия к себе самому;
- структурирование отдельных задач;
- формирование умения самостоятельно преодолевать трудности.
Принципиально значимыми в данном направлении являются следующие приоритеты:
- формирование способов усвоения общественного опыта (в том числе и учебных навыков) ребенком с ДЦП и раскрытие его потенциальных возможностей и способностей;
- учет врожденных закономерностей психического развития ребенка,
при формировании ведущей деятельности и психологических
новообразований в каждом возрастном периоде;
- деятельностный подход в организации целостной системы коррекционно-педагогического воздействия;
- анализ социальной ситуации развития ребенка и семьи;
- развивающий характер обучения, основывающийся на положении о формировании зоны ближайшего развития;
- включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс;
- расширение традиционных видов деятельности и обогащение их новым содержанием;
- коррекция психологических функций в процессе специальных занятий с детьми;
- реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;
- расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества;
- определение базовых достижений ребенка с ДЦП в каждом возрастном периоде в целях планирования и осуществления коррекционно-развивающего воздействия, направленного на раскрытие его потенциальных возможностей.
Следовательно ведётся работа в психолого-педагогическом сопровождении детей c ОВЗ и направлена на создание таких условий, которые способствуют успешной социализации и адаптации обучающего, а также его личностному развитию и саморазвитию. Педагогическая система Марии Монтессори, рассматривает процесс развития и образования ребенка с точки зрения антропологии, выделяя основные сенситивные периоды его роста и создавая максимально комфортные условия для их протекания. Ребенок с ДЦП, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. Важнейшими задачами, поэтому являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования.
В центре всей системы главным является ребенок. Вокруг него создана развивающая среда, в которой он живет, развивается и учится самостоятельно. В результате такого образовательного процесса реализуются многочисленные возможности для социализации и обучения, личностного и интеллектуального роста детей.
По требованию ФГОС ДО, каждый ребёнок имеет право на выбор места где он будет заниматься , а также каким материалом. Материал Монтессори предполагает занятия либо на ковре либо за столом, тем самым ребёнок воспитывает бережное отношение к материалу, осваивает различные навыки и познаёт мир, развивает самоуважение и самоконтроль.
День ребёнка начинается в Монтессори-классе со свободной работы, во время которой он самостоятельно занимается с дидактическим материалом. Вместо общих занятий, мальчик получает новые знания через презентацию нового материала в виде трёхступенчатого урока педагога. По собственному желанию имеет возможность закрепить самостоятельно знания при свободной деятельности под наблюдением воспитателя или тьютора.
Подготовленная предметно-развивающая среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная и разбита на 4 зоны, в каждой из которых в доступности находится дидактический сертифицированный материал определенного типа:
- Зона практической жизни, где ребенок учится обслуживать себя и других.
- Зона сенсорного развития, где ребенок может получить всеощущения связанные с чувствами, а главное научится различать предметы по определенным признакам.
- Математическая зона, где сосредоточен материал для развития математических представлений и операций.
- Языковая зона. В ней происходит обучение письму и чтению, расширение кругозора и словарного запаса.
В РППС все Монтессори-материалы адаптированы для работы с детьми ОВЗ и используются в определённой логической последовательности и способствуют моторному,сенсорному и интеллектуальному развитию, повышают коммуникативные возможности ребёнка, улучшают его эмоциональное состояние. Средством становления личности ребенка с ДЦП является его собственная активная деятельность поосвоению окружающей среды, основанная на свободном выборе предмета деятельности и места своей работы.
Развивающая среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.
Мальчик развивается в своём индивидуальном темпе, поэтому для него на первом году обучения был разработан индивидуальный образовательный маршрут, направленный на коррекцию сенсомоторных отклонений,в котором при работе с материалом я делала акцент на зону практической жизни и сенсорную зону. (см.приложение 1) На втором году обучения, оценив его возможности разработала ИОМ на закрепление сенсорных эталонов ,также формирование пассивного словаря ребёнка, расширения кругозора и формирование математических понятий. (см. приложение 2)
В течении всего времени пребывания в развивающем пространстве с материалами Монтессори воспитанник абсолютно свободен в своих движениях, действиях и желаниях. Во время свободной работы ребенок успевает сменить несколько видов деятельности, чего нет в других методах дошкольного образования.
В основу предметно-пространственной среды для детей ОВЗ входит исторически сложившийся комплект дидактических материалов, разработанных Марией Монтессори и ее последователями. Весь дидактический материал сделан из высококачественных гипоаллергенных материалов. Для работы с ребёнком ДЦП, имеющим функциональные нарушения, адаптированы некоторые группы Монтессори-материалов, а также изменены способы их предъявления. Меняется также и позиция педагога, способы его взаимодействия с ребёнком ОВЗ и детьми группы в целом. В связи с особенностями в развитии с функциональными нарушениями при работе с адаптированным Монтессори-материалом, у детей пробуждается активность, обнаруживаются возможности для познания окружающей среды, а значит, и познания мира. Как писала М. Монтессори «Путь укрепления слабого – это тот же путь, что ведет и сильного к совершенству».Следовательно, ребенок с ОВЗ получает возможность развивать собственный внутренний мир, строить отношения с другими детьми.
Таким образом, вся система сопровождения выстроена с учетом возрастных особенностей ребенка, специфики психофизического нарушения, формируется коррекционно-образовательная среда, которая способствует успешной учебе, гармоничному развитию личности дошкольника.
Принимая во внимание вышеизложенное, определяется цельмоей деятельности - создание условий посредством технологии М. Монтесори, на предотвращение детской дезадаптации в группе.
Использование метода М. Монтессори не ускоряет темп развития ребенка, а помогает ему обрести самостоятельность и вовремя развить необходимые участки головного мозга. Это отражено в девизе системы Монтессори «Помоги мне это сделать самому!». В обществе должно формироваться понимание того, что детям, имеющим нарушения в развитии, нужно помогать не только из милосердия и сострадания, а потому, что их положение отражается на качестве жизни всего общества.
У ребёнка с ДЦП из-за двигательных нарушения изменен весь ход моторного развития, что сказывается на освоении предметно-практической деятельности. Уровень работоспособности значительно низкий. У ребёнка выражена медлительность, истощаемость психических процессов; низкая переключаемость на другие виды деятельности. Расстройства эмоционально-волевой сферы проявляться в виде эмоциональной возбудимости, капризности, реакции протеста. Речь отсутствует, не достаточная концентрация внимания, снижен объем механической памяти.
Для качественной реализации ИОМ ведётся взаимодействие с тьютором. Это педагог, который сопровождает ребёнка с ДЦП во время его нахождения в учреждении. Терапевтическая концепция педагогики Монтессори построена на активной целенаправленной деятельности для «нормализации» психики и преодоления нарушений развития ребенка.
При реализации ИОМ производиться оценка индивидуального развития ребёнка с ДЦП, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Формы иметоды педагогической диагностики – наблюдение и анализ продуктов детской деятельности и заполнение «Индивидуальной карты достижений ребенка» (см.приложение 5), которая содержит 5 основных разделов анализа и оценки развития:
• социально-коммуникативное развитие,
• познавательное развитие,
• речевое развитие,
• художественно-эстетическое развитие,
• двигательное развитие.
В «Индивидуальной карте достижений ребенка» применяется трехуровневаяшкала педагогической оценки развития, которая имеет условные обозначения:
0 — эта способность отсутствует у ребенка,
1 — ребенок начал проявлять эту способность в последнее время,
2 — ребенок проявляет эту способность уверенно.
Заполняя карту достижений и проанализировав достижения ребёнка можно отметить положительную динамику формирования интегративных качеств на рис. 1
Рис.1
Хотелось бы также отметить положительную динамику в социальных отношениях микроклимате группы, в которой нормализованные дети воспринимают ребёнка с ОВЗ совершенно естественно, так как он включен во все события, которые происходят в группе без исключения: вместе дети играют и занимаются, посещают проводимые досуги и утренники, помогают друг другу, – выстраивается благоприятная атмосфера, когда все приняты, все любимы, каждый выделен, каждому уделено внимание и забота. В этой атмосфере происходит естественное формирование взаимоуважения, милосердия, терпимости и толерантного отношения к ребёнку с ОВЗ, отношения к нему как к равному.
Уделяю особое внимание и помогаю семье принять ребенка с ограничениями в развитии и признать его своим полноценным членом. Помогаю родителям распознать сферу интересов ребенка и его возможностей, чтобы умело создать условия для их реализации. Прежде всего эта работа предполагает совместное с педагогами и родителями .
Активная работа идёт в психолого-педагогическом направлении привлечение родителей к учебно-образовательному процессу; формирование у них интереса к процессу развития ребенка, демонстрация им возможностей существования «маленьких», но очень важных для их ребенка достижении; развитие чувств успешности и психолого-педагогической компетентности в работе с ребенком; раскрытие перед родителями возможностей личностной самоактуализации, поиска творческих подходов к обучению ребенка. Работа с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта воспитания детей. Воспитатели в своей работе с семьей используют разные формы:
-беседа;
-индивидуальное консультирование;
-групповое консультирование;
-родительские собрания;
-организация совместного досуга;
-круглый стол
-посещение учебных занятий родителями, мастер-классы. (см. приложение 3,4)
Для создания благоприятных условий ребенка в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.
Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих( накрыть на стол, выбросить мусор, убрать игрушку…)
Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.
Таким образом, использование педагогического наследия М. Монтессори в инклюзивном образовании способствует развитию детей с ОВЗ во всех направлениях психофизической деятельности (двигательном, сенсорном, интеллектуальном, речевом); воспитывает ответственность и самостоятельность; развивает познавательную активность, формирует у детей положительную мотивацию к обучению.
«Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и
я запомню, вовлеки меня и я научусь»
китайская мудрость
Библиографический список
- Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c.
- Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 220 c.
- Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. - 480 c
- Кроткова А. В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2017. - 583 c.
- Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т.Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2017. - 2472 c.
- Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2016. - 304 c.
- Примерная основная образовательная программа «Детский сад по системе Монтессори» под редакцией Е.А. Хилтунен.
Приложение
Приложение 1
Индивидуальные презентации Монтессори- материала
на 2019-2020 учебный год
Презентации материала упражнений практической жизни, сенсорики, математики и русского языка | |||
Месяц | Пространство | Презентация | Цели |
Сентябрь | Практическая жизнь | Ходьба | Прямая научить правильно ходить по группе |
Ходьба по линии | Прямая: научить ходить по линии Косвенные:
контроль над своим телом | ||
Ношение стула | Прямая: научить носить стул Косвенные:
| ||
Уроки тишины | Прямая: научиться ощущать полную тишину Косвенные:
| ||
Пересыпание ложкой | Прямая: научиться пользоваться ложкой Косвенные:
| ||
Пересыпание зерен из кувшина в кувшин | Прямая: научиться пересыпать зерна Косвенные:
| ||
Переливание | Прямая: научиться переливать воду Косвенные:
| ||
Карточки «Фрукты» | Прямая: Познакомиться и закрепить знания об овощах Косвенные:
воспитание самостоятельности | ||
Октябрь | Ношение сворачивание и разворачивание ковра | Прямая: научиться носить, разворачивать и сворачивать коврик Косвенные:
| |
Сенсорика | Розовая башня | Прямая: изучение величины Косвенные:
| |
Коричневая лестница | Прямая: различие величины-длины Косвенные:
| ||
Развитие речи | Карточки «Овощи» | Прямая: Познакомиться и закрепить знания об овощах Косвенные:
| |
Ноябрь | Практическая жизнь | Сворачивание салфеток | Прямая: научиться подметать Косвенные:
|
Вытирание пыли | Прямая: научить вытирать пыль Косвенные:
| ||
Сенсорика | Блоки цилиндров | Прямая: Восприятие и различение величины Косвенные:
| |
Развитие речи | Карточки «Домашние животные» | Прямая: Познакомиться и закрепить знания о домашних животных Косвенные:
| |
Декабрь | Практическая жизнь | Мытьё рук | Прямая: научить ребёнка заботиться о себе, научить мыть руки Косвенные:
|
Сенсорика | Цветные таблички | Прямая: Восприятие чувства цвета, различение цветов - развитие мелкой моторики - концентрация внимания - подготовка к письму, рисованию | |
Конструктивные треугольники | Прямая:визуальное различение геометрических фигур, повторение и запоминание их названий, знакомство с основными линиями в треугольнике. Косвенные:
| ||
Развитие речи | Карточки «Лесные звери» | Прямая: Познакомиться и закрепить знания о лесных зверях Косвенные:
| |
Январь | Практическая жизнь | Сметание со стола | Прямая: научиться подметать Косвенные:
|
Сенсорика | Весовые таблички | Прямая: воспитание барического чувства Косвенные:
| |
Развитие речи | Карточки «Овощи» | Прямая: Познакомиться и закрепить знания об овощах Косвенные:
| |
Сенсорика | Ткани | Прямая: развитие тактильного чувства Косвенные:
| |
Февраль | Практическая жизнь | Мытьё стола | Прямая: научиться мыть стол Косвенные:
|
Развитие речи | Металлические вкладыши | Прямая: подготовка руки к письму, рисованию Косвенные:
| |
Сенсорика | Красные штанги | Прямая: Различие величины (длины) Косвенные:
| |
Сенсорика | Доски для ощупывания | Прямая: развитие тактильного чувства Косвенные:
| |
Геометрический комод | Прямая: различение форм, систематизация их и классификация Косвенные:
| ||
Математика | Шершавые цифры | Прямая: Формирование и осознание понятия символ Косвенные:
| |
Март | Развитие речи | Карточки «Еда» | Прямая: Познакомиться и закрепить знания об продуктах питания Косвенные:
|
Апрель | Сенсорика | Тепловые таблички | Прямая: Изучение температуры предметов Косвенные:
|
Геометрические тела | Прямая: Утончение стереогностического чувства Косвенные:
| ||
Май | Практическая жизнь | Рамки с застёжками (пуговицы, кнопки, молния, крючки и петли) | Прямая: Научиться застёгивать и расстегивать разные виды застёжек Косвенные:
|
Сенсорика | Биологический комод | Прямая: различение разнообразных форм, развитие зрительного восприятия; знакомство с различными формами листьев. Косвенная:
|
Приложение 2
Индивидуальные презентации Монтессори- материала
на 2020-2021 учебный год
Презентации материала упражнений практической жизни, сенсорики, математики и русского языка | |||
Месяц | Пространство | Презентация | Цели |
Сентябрь тябрь | Практическая жизнь | Ходьба | Прямая научить правильно ходить по группе |
Ходьба по линии | Прямая: научить ходить по линии Косвенные:
контроль над своим телом | ||
Ношение стула | Прямая: научить носить стул Косвенные:
| ||
Уроки тишины | Прямая: научиться ощущать полную тишину Косвенные:
| ||
Пересыпание ложкой | Прямая: научиться пользоваться ложкой Косвенные:
| ||
Пересыпание зерен из кувшина в кувшин | Прямая: научиться пересыпать зерна Косвенные:
| ||
Переливание | Прямая: научиться переливать воду Косвенные:
| ||
Ношение сворачивание и разворачивание ковра | Прямая: научиться носить, разворачивать и сворачивать коврик Косвенные:
| ||
Сенсорика | Розовая башня | Прямая: изучение величины Косвенные:
| |
Коричневая лестница | Прямая: различие величины-длины Косвенные:
| ||
Развитие речи | Карточки «Овощи» | Прямая: Познакомиться и закрепить знания об овощах Косвенные:
| |
Карточки «Фрукты» | Прямая: Познакомиться и закрепить знания об овощах Косвенные:
воспитание самостоятельности | ||
Октябрь | Практическая жизнь | Сворачива- ние салфеток | Прямая: научиться подметать Косвенные:
|
Вытирание пыли | Прямая: научить вытирать пыль Косвенные:
| ||
Сметание со стола | Прямая: научиться подметать Косвенные:
воспитание самостоятельности, независимости, умения концентрироваться | ||
Сенсорика | Блоки цилиндров | Прямая: Восприятие и различение величины Косвенные:
| |
Цветные таблички | Прямая: Восприятие чувства цвета, различение цветов Косвенные:
| ||
Развитие речи | Карточки «Домашние животные» | Прямая: Познакомиться и закрепить знания о домашних животных Косвенные:
воспитание самостоятельности | |
Карточки «Лесные звери» | Прямая: Познакомиться и закрепить знания о лесных зверях Косвенные:
воспитание самостоятельности | ||
Ноябрь | Практическая жизнь | Мытьё рук | Прямая: научить ребёнка заботиться о себе, научить мыть руки Косвенные:
|
Мытьё стола | Прямая: научиться мыть стол Косвенные:
| ||
Сенсорика | Весовые таблички | Прямая: воспитание барического чувства Косвенные:
| |
Конструктивные треугольники | Прямая: визуальное различение геометрических фигур, повторение и запоминание их названий, знакомство с основными линиями в треугольнике. Косвенные:
| ||
Математика | Шершавые цифры | Прямая: Формирование и осознание понятия символ Косвенные:
| |
Развитие речи | Металлические вкладыши | Прямая: подготовка руки к письму, рисованию Косвенные:
| |
Декабрь | Практическая жизнь | Рамки с застёжками (пуговицы, кнопки, молния, крючки и петли) | Прямая: Научиться застёгивать и расстегивать разные виды застёжек Косвенные:
|
Сенсорика | Ткани | Прямая: развитие тактильного чувства Косвенные:
| |
Красные штанги | Прямая: Различие величины (длины) Косвенные:
| ||
Развитие речи | Карточки «Еда» | Прямая: Познакомиться и закрепить знания об продуктах питания Косвенные:
| |
Математика | Веретёна | Прямая: Введение понятия 0 (ноль), связь разрозненного количества от 0 до 9, написание 0, усвоение количества 0 Косвенные:
| |
Январь | Практическая жизнь | Стирка салфеток и полотенец | Прямая: научить стирать Косвенные:
|
Сенсорика | Ботанические рамки-вкладыщи | Прямая: развитие речи, формирования целостного восприятия формы, составление целого из частей, способствует увеличению словарного запаса. | |
Геометрический комод | Прямая: различение форм, систематизация их и классификация Косвенные:
| ||
Февраль | Практическая жизнь | Плетение косы | Прямая: научить плести косы Косвенные:
|
Мытьё посуды | Прямая: Научиться мыть посуду Косвенные:
| ||
Март | Развитие речи | Подвижный алфавит (печатный) | Прямая: анализ и синтез звука, подготовка к письму Косвенные:
письмо слева на право |
Анатомические рамки-вкладыши | Прямая: развитие речи, формирования целостного восприятия формы, составление целого из частей, способствует увеличению словарного запаса. | ||
Апрель | Сенсорика | Тепловые таблички | Прямая: Изучение температуры предметов Косвенные:
|
Цветные цилиндры | Прямая цель: развитие творчества, сравнивание форм Косвенные:
| ||
Геометрические тела | Прямая: Утончение стереогностического чувства Косвенные:
| ||
Развитие речи | Шероватые (тактильные) буквы – строчные | Прямая: познакомиться с символом звука Косвенные:
| |
Май | Математика | Цифры и фишки | Прямая: построение числового ряда от 0 до 10 Косвенные:
|
Сенсорика | Биологический комод | Прямая: различение разнообразных форм, развитие зрительного восприятия; знакомство с различными формами листьев. Косвенная:
| |
Биноминальный куб | Цели: Прямая: развитие пространственной ориентации, построение биноминального куба на сенсорном уровне Косвенные:
|
Приложение 3
План взаимодействия с родителями ребёнка
с ДЦП на 2019-2020 учебный год
Цель: Обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, привлечение родителей к коррекционно-реабилитационному и воспитательному процессу.
Задачи: - вовлекать родителей в образовательный процесс;
-формировать у родителей ответственность за здоровье своего ребёнка, мотивацию на здоровый образ жизни;
-напомнить родителям о факторах, способствующие укреплению и сохранению здоровья в домашних условиях;
-научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
-вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
Период | Формы взаимодействия | Содержание работы |
Сентябрь | 1.Консультация | «Адаптация ребёнка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации» |
2.Памятка | Возрастные и индивидуальные особенности детей с ДЦП | |
Октябрь | 1.Круглый стол | « Монтессори-педагогика» |
2.Памятка | «Режим дня в жизни ребёнка» | |
Ноябрь | 1.Информация для родителей | «Формирование моторных навыков. Развитие крупной и мелкой моторики» |
2.Беседа | «Роль семьи в социализации ребёнка с ОВЗ дошкольного возраста» | |
Декабрь | 1.Практическое занятие, мастер-класс | «Как воспитать в ребёнке помощника.» |
2.Мастер-класс | «Формирование игровой деятельности у детей» | |
Январь | 1.Консультация | «Заповеди Марии Монтессори для родителей» |
2. Беседа | «Элементы педагогики Монтессори в домашнем воспитании» | |
Февраль | 1.Мастер-класс | Знакомство с инновационной технологией развития дошкольников от 3 до 7(8) лет «Камнетерапия» |
2.Практикум | Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ | |
Март | 1.Консультация | Сенсорное воспитание как база дляизучения математики и овладение письмом |
2.Памятка | «Формирование моторных навыков. Развитие крупной и мелкой моторики» | |
Апрель | 1.Мастер – класс | « Артикуляционная гимнастика вместе с мамой» |
2.Консультация – практикум | «Развитие эмоций через творческую деятельность» | |
1.Памятка | «Чем занять ребёнка летом». | |
2.Практикум | «Чем заменить Монтессори материал в домашних условиях» |
сформировать адекватную самооценку личности ребенка и родителей
-способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
Приложение 4
План взаимодействия с родителями ребёнка
с ДЦП на 2020-2021 учебный год
Цель: Обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, привлечение родителей к коррекционно-реабилитационному и воспитательному процессу.
Задачи:
-формировать у родителей ответственность за здоровье своего ребёнка, мотивацию на здоровый образ жизни;
-напомнить родителям о факторах, способствующие укреплению и сохранению здоровья в домашних условиях;
-научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
-вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
сформировать адекватную самооценку личности ребенка и родителей
-способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
Период | Формы взаимодействия | Содержание работы |
Сентябрь | 1.Информация для родителей. | «Результаты индивидуального развития ребёнка, пути её совершенствования». |
2. Памятка | «Поощрение в группе Монтессори» | |
Октябрь | 1.Практическое занятие | «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата) |
2.Мастер-класс | «Материал по развитию речи Расширение пассивного словаря» | |
Ноябрь | 1.Консультация | «Давайте играть вместе – реализация потребности ребёнка в овладении языковыми средствами» |
2. Практикум | «Пальцы помогают говорить». | |
Декабрь | 1.Беседа | «Развитие коммуникации и общение у ребёнка с ДЦП |
2.Консультация: | «Правильный дидактический материал» | |
Январь | 1.Практическое занятие | «Игры и упражнения для развития дыхания» |
2.Консультация | «Воспитание самостоятельности у детей» | |
Февраль | 1. .Мастер-класс | «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ» |
2. Беседа | «Детские капризы детей с ОВЗ, как их избежать» | |
Март | 1.Консультация | «Игра -это серьёзно» |
2. Практикум | «Песочная терапия для снятия психо-моторного напряжения детей с ОВЗ» | |
Апрель | 1.Практическое занятие | «Игры и упражнения для развития правильного дыхания и воздушной струи» |
2.Консультация | «Роль родителей в развитии речи детей» (знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики) | |
Май | 1.Мастер-класс | «Использование арт-терапии для развития мелкой моторики и сенсорного развития детей ОВЗ в домашних условиях» |
2. Памятка | «Расширение кругозора и формирование пассивного словаря в летний оздоровительный период» |
Приложение 5
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Радуга»
г.п.т. Приобье Октябрьский район
2 — всегда (умение или навык проявляется устойчиво);
1 — иногда (умение или навык только формируется, проявляется не регулярно);
0 — никогда (умение или навык пока отсутствует).
№ | Направление развития | Периоды пребывания ребенка в детском саду с 4 до 7(8)лет | |||||||||
4г. - 4г. 6 мес. | 4г. 6 мес. - 5л. | 5л. - 5л. 6 мес. | 5л. 6 мес. - 6л. | 6л. - 6л. 6 мес. | 6л. 6 мес. - 7л. | 7л. 6 мес. - 8л. | |||||
1. Социально-коммуникативное развитие | |||||||||||
Социализация | |||||||||||
1. | Отвечает на приветствие «Доброе утро!», «Как дела?», говорит и воспринимает слова «пожалуйста», «спасибо», «извините» | ||||||||||
2. | Принимает помощь педагога и сверстников | ||||||||||
3. | Просит о помощи, если она необходима (жесты) | ||||||||||
4. | Старается тихо передвигать стул и закрывать дверь, не мешая другим | ||||||||||
5. | Относится с уважением к работе других детей, не причиняя вреда | ||||||||||
6. | Демонстрирует добрые чувства по отношению к другим детям | ||||||||||
7. | Проявляет желание попробовать что-то новое (еда, вид работы, творчество) | ||||||||||
8. | С радостью принимает участие в групповых занятиях по музыке, художественному творчеству, театрализации, физкультурных занятиях | ||||||||||
9. | Принимает участие в дискуссиях, умеет слушать других | ||||||||||
Самообслуживание и забота об окружающей обстановке | |||||||||||
1. | Самостоятельно ориентируется в помещении детского сада | ||||||||||
2. | Сам снимает расстегнутую кофту, куртку | ||||||||||
3. | Сам пользуется туалетом и совершает гигиенические процедуры | ||||||||||
4. | Сам стягивает носки Сам надевает сапоги или сандалии | ||||||||||
5. | Вытирает руки полотенцем после мытья | ||||||||||
6. | Самостоятельно ест | ||||||||||
7. | Сам убирает со стола, сворачивает рабочий коврик, вытирает за собой краску | ||||||||||
8. | С удовольствием накрывает на стол, моет посуду, стирает | ||||||||||
9. | Без напоминания задвигает стул к столу после того, как вышел из-за стола | ||||||||||
10. | Самостоятельно засыпает в тихий час | ||||||||||
11. | Ухаживает за цветами | ||||||||||
Самодисциплина | |||||||||||
1. | Способен сам выбрать себе работу | ||||||||||
2. | Завершает начатое дело | ||||||||||
3. | Концентрирует внимание на работе с материалом не менее 10 минут | ||||||||||
4. | Работает самостоятельно, не мешая другим | ||||||||||
5. | Без напоминания убирает материал после выполнения задачи | ||||||||||
6. | Гибко реагирует на изменения в группе | ||||||||||
7. | Выполняет простые поручения взрослого | ||||||||||
2. Познавательное развитие | |||||||||||
Познание с помощью органов чувств | |||||||||||
1. | Может различать и подбирать одинаковые цвета, геометрические формы, цифры, буквы | ||||||||||
2. | Может собирать по принципу уменьшения/увеличения | ||||||||||
3. | Самостоятельно выстраивает сериационный ряд цветов от темного к светлому | ||||||||||
4. | Может смешивать цвета, получая новые | ||||||||||
5. | Определяет соответствия понятиям «больше — меньше», «длиннее — короче», «толще — тоньше», «шероховатый — гладкий» | ||||||||||
6. | Знает и понимает «лево — право» | ||||||||||
7. | Знает названия 12 цветов | ||||||||||
8. | Знает названия геометрических форм: круг, квадрат, прямоугольник, параллелограмм, трапеция, овал, многоугольники | ||||||||||
9. | Знает названия геометрических тел: шар, куб, конус, призма, цилиндр, овоид, эллипсоид | ||||||||||
Знания о себе и об окружающем мире | |||||||||||
1. | Знает свои имя, фамилию и возраст | ||||||||||
2. | Может назвать имена своих родителей, их профессию | ||||||||||
3. | Может описать себя и нарисовать свой портрет | ||||||||||
4. | Знает название родного города, страны, может раскрасить флаг России | ||||||||||
5. | Называет свой домашний адрес | ||||||||||
6. | Различает на картинке живое/неживое изображение | ||||||||||
7. | Классифицирует мир животных, мир растений, мир человека | ||||||||||
8. | Различает и называет части растения: корень, лист, стебель/ствол, цветок, плод | ||||||||||
9. | Классифицирует растения по видам: деревья, кустарники, травы | ||||||||||
10. | Может определить вид животных: рыба, птица, насекомое, рептилия, земноводное, млекопитающее | ||||||||||
11. | Определяет части тела человека и животного и умеет их называть | ||||||||||
12. | Дифференцирует предметы по их физическим свойствам: твердый — жидкий — газообразный; с магнитными свойствами и без; плавает — тонет; растворяется — не растворяется | ||||||||||
13. | Различает понятия «вода — суша» | ||||||||||
14. | Находит на географической карте Российскую Федерацию, ее столицу и свой родной город | ||||||||||
15. | Знает и называет представителей животного и растительного мира родного края | ||||||||||
Элементарные математические представления и навыки счета | |||||||||||
1. | Считает устно от 1 до 10 | ||||||||||
2. | Знает цифры от 1 до 10 | ||||||||||
3. | Понимает значение чисел от 1 до 10 | ||||||||||
4. | Различает четные и нечетные числа от 1 до 10 | ||||||||||
5. | Считает десятками | ||||||||||
6. | Определяет разряды чисел: единицы, десятки, сотни, тысячи | ||||||||||
7. | Складывает с помощью счетного материала | ||||||||||
8. | Вычитает с помощью счетного материала | ||||||||||
9. | Умножает и делит с помощью счетного материала | ||||||||||
10. | Выполняет некоторые арифметические действия без счетного материала | ||||||||||
11. | Различает монеты и денежные знаки. Знает, как совершить размен и что такое сдача | ||||||||||
12. | Знает дни недели, месяцы, времена года | ||||||||||
13. | Определяет время: час, полчаса, 15 минут, 5 минут | ||||||||||
3.Речевое развитие | |||||||||||
Навыки письма | |||||||||||
1. | Умеет обводить и штриховать с помощью рамок и вкладышей | ||||||||||
2. | Знает отдельные буквы | ||||||||||
3. | Пишет отдельные буквы | ||||||||||
4. | Составляет слова из подвижного алфавита | ||||||||||
5. | Пишет все буквы | ||||||||||
6. | Переписывает слова с карточки | ||||||||||
7. | Обводит короткий текст по образцу | ||||||||||
Навыки чтения и восприятия прочитанного текста | |||||||||||
1. | Складывает отдельные буквы в слоги и читает их | ||||||||||
2. | Читает короткие слова | ||||||||||
3. | Читает с пониманием короткий рассказ «про себя» | ||||||||||
4. | Находит название рассказа по оглавлению в книге | ||||||||||
5. | С удовольствием слушает сказки и истории, которые читают взрослые | ||||||||||
4.Художественно-эстетическое развитие | |||||||||||
Развитие художественного творчества | |||||||||||
1. | С удовольствием рисует карандашами, фломастерами, красками, мелками | ||||||||||
2. | Вырезает ножницами простые фигуры и делает аппликации | ||||||||||
3. | Лепит из теста/пластилина/глины простые геометрические тела и фигуры | ||||||||||
4. | Может придумать и выложить узор из природных и других материалов | ||||||||||
5. | С удовольствием рассматривает репродукции картин. Различает жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт | ||||||||||
Музыкальное развитие и опыт театрализации | |||||||||||
1. | Наслаждается музыкой | ||||||||||
2. | Ритмично двигается под музыку | ||||||||||
3. | Чувствителен к тишине | ||||||||||
4. | С удовольствием принимает участие в групповых музыкальных занятиях | ||||||||||
5. | Ритмично играет на ударных и шумовых музыкальных инструментах | ||||||||||
6. | Повторяет простые танцевальные движения и запоминает их | ||||||||||
5. Физическое развитие | |||||||||||
Развитие крупной моторики | |||||||||||
1. | Демонстрирует соответствующую возрасту простую координацию движений: ходьбу, бег, прыжки | ||||||||||
2. | Демонстрирует соответствующую возрасту сложную координацию движений: сохранение равновесия на одной ноге, баланс на бревне | ||||||||||
3. | Сам раскачивается на качелях | ||||||||||
4. | Выполняет упражнения по возрасту во время групповых физкультурных занятий | ||||||||||
5. | Участвует в детских подвижных играх | ||||||||||
Развитие мелкой моторики | |||||||||||
1. | Правильно держит ложку, вилку, нож и совершает соответствующие действия с ними | ||||||||||
2. | Умеет резать ножницами, нанизывать бусы | ||||||||||
3. | Правильно держит карандаш и кисть | ||||||||||
Общее количество баллов | |||||||||||
Уровень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО
Методические разработки программы по психолого-педагогичекому сопровождению участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО...
Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога
Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой. Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...
Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Игровые технологии (М.И. Чистякова, Н.В. Самоукина, А.П. Панфилова)».
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории...
Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Групповые технологии (И.В. Вачков, В.К. Дьяченко, И.М. Желдак, К. Рудестам)».
Начиная с тридцатых годов нашего века групповое движение в психотерапии и практической психологии стало приобретать такой размах, что не обращать на этот факт внимания академическая наука больше не мо...
Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Информационно-коммуникационная технология в работе с дошкольниками».
Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности ч...
доклад-презентацияТехнологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО как системное решение актуальных для образовательного учреждения задач средствами психологической теории и практики.
Оценка уровня владения аттестуемым педагогом-психологом технологиями психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, зависит от степени владения критериев технологии. Раб...
«Значение образовательных технологий психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО во время аттестации педагогов-психологов»
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть ...