Конспект коррекционного занятия в старшей группе для детей с ТНР Тема: «Здравствуй, лето».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект коррекционного занятия в старшей группе для детей с ТНР
Тема: «Здравствуй, лето».
Составила:
Учитель – дефектолог:
Тутарова М. С.
Цель: развитие лексико-грамматического строя и связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнить, обобщить и расширить представления детей о лете, о растениях луга, леса, поля, о жизни насекомых, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе;
- Совершенствовать грамматический строй речи через образование имен существительные ед. и мн. числа в Р. п., образование относительных прилагательных и согласование с существительными; подбор антонимов;
- Автоматизация правильного произношения звуков в потоке речи.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие связной речи, творческой речевой деятельности, синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений);
- Развивать логическое мышление, внимание, память;
- Закреплять навыки звуко - буквенного анализа и синтеза;
- Развивать умение координировать речь с движением, развивать общую и мелкую моторику рук, правильное речевого дыхание.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, взаимодействия.
- Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, наблюдательность, любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Рассматривание и обсуждение картин о лете, наблюдение за приметами наступающего лета, беседа о признаках лета. Совершенствование синтаксической (составление предложений) стороны речи и фонетической на индивидуальных занятиях с логопедом, разучивание стихотворения: «Я рисую лето»
Оборудование: Магнитная доска, мольберт, мяч, демонстрационный материал по теме занятия, магнитные картинки, пазл, раздаточный материал для звуко-буквенного анализа, раскраска, карандаши.
Ход занятия.
- Орг. момент.
Дефектолог: Ребята, сегодня я для вас приготовила загадку. Отгадав ее, вы узнаете, о чем мы с вами будем разговаривать:
- В чистом небе солнце светит ярко,
можно искупаться: очень жарко.
Нравится мне время года это.
Угадали? Ну, конечно – это … (лето).
Дефектолог: Сегодня мы с вами будем говорить о лете.
Но прежде отгадайте еще одну загадку:
Он на улице живет,
Листья осенью несет.
А зимой несет снежинки,
Иногда весной дождинки.
Ну, а летом он подует,
С головы панаму сдует (Ветер)
Сначала мы превратимся с вами в прохладный летний ветерок.
- Давайте покажем, как он дует:
Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть)
Я подую низко (руки перед собой, присесть и подуть),
Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперед, подуть),
Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них)
Садитесь, пожалуйста, за столы.
- Основная часть.
- После какого времени года наступает лето? Сколько месяцев у этого времени года? Назовите первый месяц, второй, третий. Какой месяц перед июлем? А какой между июнем и августом? (ответы детей)
- А, скажите, пожалуйста, какая картинка лишняя в этом ряду?
- июнь, июль, лето, август;
- загорать, купаться, кататься на лыжах, играть в песочнице;
- сандалии, зимние ботинки, сланцы, туфли;
- санки, песочные принадлежности, скакалка, бадминтон;
- поливать цветы, вешать кормушку, собирать ягоды, собирать грибы (ответы).
Дефектолог: Молодцы, ребята. Лето прекрасное время года. А давайте мы подумаем, какое может быть лето. Предлагаю поиграть в игру: «Подбери признаки» (игра с мячом). Обратите внимание на доску, на ней висят подсказки - картинки, на которых изображено время года лето.
-Какое солнце летом? (яркое, теплое, горячее, ласковое).
- Небо – голубое, высокое, светлое …,
- Трава – мягкая, нежная, свежая, молодая, зеленая …,
-Насекомые – маленькие, ползающие, трудолюбивые, жужжащие, летающие…..
- Вода в реке – голубая, прозрачная, теплая, приятная … .
- Почему вода в реке теплая? (ответы детей)
Дефектолог: Здорово, ребята. Вы отлично справились с этой игрой. Посмотрите, пожалуйста, пока мы с вами играли, к нам прилетела бабочка. На своем брюшке она нам принесла нам задание: выделить первый звук в каждом слове, которое нарисовано на карточках.
-Послушайте слово, назовите первый звук в этом слове, запомните свое слово.
(Солнце, небо, облако, дождь, трава, цветы, бабочки, птицы, радуга, самокат, велосипед, река).
-Вспомните свое слово и первый звук в слове. У кого был первый звук в слове гласный? Согласный твердый? Согласный мягкий?
- Упражнение «Телеграф» (слоговой анализ).
-Разделите свое слово на слоги (отхлопали ). Вспомним правило: «Ск. в слове гласных звуков, столько и слогов».
-У кого из вас было самое длинное слово? Самое короткое?
- Упражнение «Составь предложение».
- Вспомните свое слово и придумайте с этим словом предложение.
У нас получился рассказ о лете. А я закончу рассказ: «Как хорошо летом!»
Дефектолог: Ребята мы столько заданий выполнили, вы, наверное, устали. Давайте немного отдохнем?
- Физ. минутка. «Речка».
-Вы сказали, что летом солнце яркое, жаркое. Кто хочет искупаться в реке? Выходите в круг.
К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.
Дефектолог: Хорошо мы отдохнули. Посмотрите, наша гостья бабочка еще не улетела. А расскажите мне, кто такая бабочка (насекомое). Летом много насекомых и паучков и они все такие разные. Давайте вместе с бабочкой вспомним других насекомых и поиграем в игру: «Наоборот» (подбор антонимов – игра с мячом).
Комар маленький, а бабочка … ( большая).
У бабочки усики длинные, а у пчелы короткие.
У осы крылья узкие, а у шмеля широкие.
Муха вредное насекомое, а пчела полезное.
Стрекоза большая, а мошка маленькая.
Муравей полезное насекомое, а комар вредное.
У шмеля спинка мохнатая, а у осы гладкая.
У комара спинка тонкая, а у шмеля толстая.
У стрекозы спинка узкая, а у жука широкая.
- Какие вы молодцы! А теперь помогите мне навести порядок.
- Упражнение «Один – много» (необходимо найти парочки. Магнитные картинки раздаются детям, первую пару на мольберте прикрепляет педагог. Дети находят, приклеивают и проговаривают).
- Я вам называю одно насекомое, а вы мне много.
Оса – много ос, жук – много жуков …
(кузнечик, бабочка, стрекоза, комар, муха, муравей).
- Игра «Тут, конечно, каждый знает …».
-Летом много развлечений для детей. Какие летние игры вы знаете?
Дети отвечают и по кругу передают мяч (футбол, теннис, бадминтон, игры с песком, катание на велосипеде, самокате, роликах, плавание и т. д.).
- Чем еще нас радует лето? Летом вокруг много цветов.
- Если они растут на лугу – они (какие ?) …луговые,
В поле – полевые, в лесу – лесные, в саду – садовые.
- Какие цветы вы знаете?
Дети отвечают и по кругу передают мяч (одуванчик, мак, колокольчик, василек, лютик, ромашка, незабудка, ландыш и т. д).
- Молодцы ребята, садимся за столы. Посмотрите, а у нас на столе сломанная картинка. Поможете ее собрать?
- Звуковой анализ слова МАК.
- Что получилось? А этот цветок как называется? Давайте мы это слово зашифруем.
Дети выкладывают схему слова - МАК.
-Какой первый звук в слове? (согласный твердый). Звонкий он или глухой? Проверим. Какой домик ставим?
- Какой второй звук? (гласный). Проверим есть ли преграда для воздуха. Какой домик ставим? Какой третий звук?
-Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных?
Молодцы! Справились с трудным заданием!
- Стихотворение «Я рисую лето» П. Прануза. Читает ребенок.
Я рисую лето – а какого цвета?
Красной краской - солнце, на газонах розы.
А зеленой – поле, на лугах покосы.
Синей краской – небо и ручей певучий.
А какую краску я оставлю туче?
Я рисую лето – очень трудно это … .
Дефектолог: А нам лето нарисовать совсем не трудно. Мы с вами превратимся в настоящих художников.
Но прежде, чем приступить к рисованию нам надо размять наши пальчики. Давайте сделаем пальчиковую гимнастику:
Пальчиковая гимнастика «На лужайке»
На зелёной на лужайке заиграла балалайка (Дети изображают игру на балалайке)
Заиграла дудочка, (Изображают игру на дудочке)
Дудочка – погудочка.
В сарафане красненьком («Плясать» пальчиками на крышке стола)
Заплясала Настенька.
- А теперь подумайте, какую краску вы выбираете? Почему? (Я возьму зеленую краску, потому что летом зеленая трава. А я возьму красную, потому что летом цветут красные маки. Я возьму белую краску, потому что летом белые облака и т. д.)
-Какая у нас красивая картина получилась! Вы просто молодцы!
3. Итог занятия.
Ребята, о чем и о ком мы сегодня разговаривали. Что вам больше всего понравилось, что было самым трудным, что больше всего запомнилось?
Но мы еще кое – что забыли сказать о лете. Летом у всех детей каникулы, а у взрослых – отпуск. Я желаю вам и вашим родителям прекрасного настроения и хорошего отдыха летом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_leto.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционного занятия в старшей группе для детей с ТНР
Тема: «Здравствуй, лето».
Составила:
Учитель – дефектолог:
Тутарова М. С.
Цель: развитие лексико-грамматического строя и связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнить, обобщить и расширить представления детей о лете, о растениях луга, леса, поля, о жизни насекомых, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе;
- Совершенствовать грамматический строй речи через образование имен существительные ед. и мн. числа в Р. п., образование относительных прилагательных и согласование с существительными; подбор антонимов;
- Автоматизация правильного произношения звуков в потоке речи.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие связной речи, творческой речевой деятельности, синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений);
- Развивать логическое мышление, внимание, память;
- Закреплять навыки звуко - буквенного анализа и синтеза;
- Развивать умение координировать речь с движением, развивать общую и мелкую моторику рук, правильное речевого дыхание.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, взаимодействия.
- Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, наблюдательность, любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Рассматривание и обсуждение картин о лете, наблюдение за приметами наступающего лета, беседа о признаках лета. Совершенствование синтаксической (составление предложений) стороны речи и фонетической на индивидуальных занятиях с логопедом, разучивание стихотворения: «Я рисую лето»
Оборудование: Магнитная доска, мольберт, мяч, демонстрационный материал по теме занятия, магнитные картинки, пазл, раздаточный материал для звуко-буквенного анализа, раскраска, карандаши.
Ход занятия.
- Орг. момент.
Дефектолог: Ребята, сегодня я для вас приготовила загадку. Отгадав ее, вы узнаете, о чем мы с вами будем разговаривать:
- В чистом небе солнце светит ярко,
можно искупаться: очень жарко.
Нравится мне время года это.
Угадали? Ну, конечно – это … (лето).
Дефектолог: Сегодня мы с вами будем говорить о лете.
Но прежде отгадайте еще одну загадку:
Он на улице живет,
Листья осенью несет.
А зимой несет снежинки,
Иногда весной дождинки.
Ну, а летом он подует,
С головы панаму сдует (Ветер)
Сначала мы превратимся с вами в прохладный летний ветерок.
- Давайте покажем, как он дует:
Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть)
Я подую низко (руки перед собой, присесть и подуть),
Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперед, подуть),
Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них)
Садитесь, пожалуйста, за столы.
- Основная часть.
- После какого времени года наступает лето? Сколько месяцев у этого времени года? Назовите первый месяц, второй, третий. Какой месяц перед июлем? А какой между июнем и августом? (ответы детей)
- А, скажите, пожалуйста, какая картинка лишняя в этом ряду?
- июнь, июль, лето, август;
- загорать, купаться, кататься на лыжах, играть в песочнице;
- сандалии, зимние ботинки, сланцы, туфли;
- санки, песочные принадлежности, скакалка, бадминтон;
- поливать цветы, вешать кормушку, собирать ягоды, собирать грибы (ответы).
Дефектолог: Молодцы, ребята. Лето прекрасное время года. А давайте мы подумаем, какое может быть лето. Предлагаю поиграть в игру: «Подбери признаки» (игра с мячом). Обратите внимание на доску, на ней висят подсказки - картинки, на которых изображено время года лето.
-Какое солнце летом? (яркое, теплое, горячее, ласковое).
- Небо – голубое, высокое, светлое …,
- Трава – мягкая, нежная, свежая, молодая, зеленая …,
-Насекомые – маленькие, ползающие, трудолюбивые, жужжащие, летающие…..
- Вода в реке – голубая, прозрачная, теплая, приятная … .
- Почему вода в реке теплая? (ответы детей)
Дефектолог: Здорово, ребята. Вы отлично справились с этой игрой. Посмотрите, пожалуйста, пока мы с вами играли, к нам прилетела бабочка. На своем брюшке она нам принесла нам задание: выделить первый звук в каждом слове, которое нарисовано на карточках.
-Послушайте слово, назовите первый звук в этом слове, запомните свое слово.
(Солнце, небо, облако, дождь, трава, цветы, бабочки, птицы, радуга, самокат, велосипед, река).
-Вспомните свое слово и первый звук в слове. У кого был первый звук в слове гласный? Согласный твердый? Согласный мягкий?
- Упражнение «Телеграф» (слоговой анализ).
-Разделите свое слово на слоги (отхлопали ). Вспомним правило: «Ск. в слове гласных звуков, столько и слогов».
-У кого из вас было самое длинное слово? Самое короткое?
- Упражнение «Составь предложение».
- Вспомните свое слово и придумайте с этим словом предложение.
У нас получился рассказ о лете. А я закончу рассказ: «Как хорошо летом!»
Дефектолог: Ребята мы столько заданий выполнили, вы, наверное, устали. Давайте немного отдохнем?
- Физ. минутка. «Речка».
-Вы сказали, что летом солнце яркое, жаркое. Кто хочет искупаться в реке? Выходите в круг.
К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.
Дефектолог: Хорошо мы отдохнули. Посмотрите, наша гостья бабочка еще не улетела. А расскажите мне, кто такая бабочка (насекомое). Летом много насекомых и паучков и они все такие разные. Давайте вместе с бабочкой вспомним других насекомых и поиграем в игру: «Наоборот» (подбор антонимов – игра с мячом).
Комар маленький, а бабочка … ( большая).
У бабочки усики длинные, а у пчелы короткие.
У осы крылья узкие, а у шмеля широкие.
Муха вредное насекомое, а пчела полезное.
Стрекоза большая, а мошка маленькая.
Муравей полезное насекомое, а комар вредное.
У шмеля спинка мохнатая, а у осы гладкая.
У комара спинка тонкая, а у шмеля толстая.
У стрекозы спинка узкая, а у жука широкая.
- Какие вы молодцы! А теперь помогите мне навести порядок.
- Упражнение «Один – много» (необходимо найти парочки. Магнитные картинки раздаются детям, первую пару на мольберте прикрепляет педагог. Дети находят, приклеивают и проговаривают).
- Я вам называю одно насекомое, а вы мне много.
Оса – много ос, жук – много жуков …
(кузнечик, бабочка, стрекоза, комар, муха, муравей).
- Игра «Тут, конечно, каждый знает …».
-Летом много развлечений для детей. Какие летние игры вы знаете?
Дети отвечают и по кругу передают мяч (футбол, теннис, бадминтон, игры с песком, катание на велосипеде, самокате, роликах, плавание и т. д.).
- Чем еще нас радует лето? Летом вокруг много цветов.
- Если они растут на лугу – они (какие ?) …луговые,
В поле – полевые, в лесу – лесные, в саду – садовые.
- Какие цветы вы знаете?
Дети отвечают и по кругу передают мяч (одуванчик, мак, колокольчик, василек, лютик, ромашка, незабудка, ландыш и т. д).
- Молодцы ребята, садимся за столы. Посмотрите, а у нас на столе сломанная картинка. Поможете ее собрать?
- Звуковой анализ слова МАК.
- Что получилось? А этот цветок как называется? Давайте мы это слово зашифруем.
Дети выкладывают схему слова - МАК.
-Какой первый звук в слове? (согласный твердый). Звонкий он или глухой? Проверим. Какой домик ставим?
- Какой второй звук? (гласный). Проверим есть ли преграда для воздуха. Какой домик ставим? Какой третий звук?
-Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных?
Молодцы! Справились с трудным заданием!
- Стихотворение «Я рисую лето» П. Прануза. Читает ребенок.
Я рисую лето – а какого цвета?
Красной краской - солнце, на газонах розы.
А зеленой – поле, на лугах покосы.
Синей краской – небо и ручей певучий.
А какую краску я оставлю туче?
Я рисую лето – очень трудно это … .
Дефектолог: А нам лето нарисовать совсем не трудно. Мы с вами превратимся в настоящих художников.
Но прежде, чем приступить к рисованию нам надо размять наши пальчики. Давайте сделаем пальчиковую гимнастику:
Пальчиковая гимнастика «На лужайке»
На зелёной на лужайке заиграла балалайка (Дети изображают игру на балалайке)
Заиграла дудочка, (Изображают игру на дудочке)
Дудочка – погудочка.
В сарафане красненьком («Плясать» пальчиками на крышке стола)
Заплясала Настенька.
- А теперь подумайте, какую краску вы выбираете? Почему? (Я возьму зеленую краску, потому что летом зеленая трава. А я возьму красную, потому что летом цветут красные маки. Я возьму белую краску, потому что летом белые облака и т. д.)
-Какая у нас красивая картина получилась! Вы просто молодцы!
3. Итог занятия.
Ребята, о чем и о ком мы сегодня разговаривали. Что вам больше всего понравилось, что было самым трудным, что больше всего запомнилось?
Но мы еще кое – что забыли сказать о лете. Летом у всех детей каникулы, а у взрослых – отпуск. Я желаю вам и вашим родителям прекрасного настроения и хорошего отдыха летом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в средней группе по развитию речи на тему «Здравствуй зимушка-зима!»
Конспект интегрированного занятия в средней группе по развитию речи на тему «Здравствуй зимушка-зима!»...
Конспект коррекционного часа в старшей группе (для детей с заиканием) по теме: "Профессии на стройке"
Конспект совместной образовательной деятельности, осуществляемой в процессе коррекционного часа в старшей группе для детей с заиканием (оформлен по ФГТ). Конспект содержит описание поставленных задач,...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР. Тема: Дикие животные.
Занятие для детей страшего дошкольного возраста по лексическим темам...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с ОНР Тема: Конструирование из бумаги «Голубая кошка»
Цель: развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами при изготовлении «Кошки». Задачи:- продолжать учить конструировать из бумаги в технике оригами кош...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Знакомство со звуком и буквой А»
в конспекте подобраны игры и упраженеия для знакомства детей со свуком и буквой А, а именно: фонетические упражнения, "Четвертый лишний", развитие мелкой моторики и ориентировки в пространст...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР. Тема «Ягоды и грибы»
В документе представлен конспект фронтального занятия в старшей группе детского сада. На тему "Ягоды и грибы"....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Скоро лето».
Цель: расширить и уточнить знания детей о временах года. Обогащать и активизировать словарь по лексическим темам: «Лето», «Ягоды», «Дикие животные», «Насекомы...