Конспект коррекционного занятия в старшей группе для детей с ТНР Тема: «Здравствуй, лето».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тутарова Мария Сергеевна

Конспект коррекционного занятия в старшей группе для детей с ТНР

Тема: «Здравствуй, лето».

Составила:

Учитель – дефектолог:

Тутарова М. С.

Цель: развитие лексико-грамматического строя и связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Уточнить, обобщить и расширить представления детей о лете, о растениях луга, леса, поля, о жизни насекомых, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе;
  2. Совершенствовать грамматический строй речи через образование имен существительные ед. и мн. числа в Р. п., образование относительных прилагательных и согласование с существительными; подбор антонимов;
  3. Автоматиза­ция правильного произношения звуков в потоке речи.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие связной речи, творческой речевой деятельности, синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений);
  2. Развивать логическое мышление, внимание, память;
  3. Закреплять навыки звуко - буквенного анализа и синтеза;
  4. Развивать умение координировать речь с движением, развивать общую и мелкую моторику рук, правильное речевого дыхание.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, взаимодействия.
  2. Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, наблюдательность, любовь и бережное от­ношение к природе.

 

Предварительная работа: Рассматривание и обсуждение картин о лете, наблюдение за приметами наступающего лета, беседа о признаках лета. Совершенствование синтаксической (составление предложений) стороны речи и фонетической на индивидуальных занятиях с логопедом, разучивание стихотворения: «Я рисую лето»

 

Оборудование: Магнитная доска, мольберт, мяч, демонстрационный материал по теме занятия, магнитные картинки, пазл, раздаточный материал для звуко-буквенного анализа, раскраска, карандаши.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

 

Дефектолог: Ребята, сегодня я для вас приготовила загадку. Отгадав ее, вы узнаете, о чем мы с вами будем разговаривать:

  1. В чистом небе солнце светит ярко,

можно искупаться: очень жарко.

Нравится мне время года это.

Угадали? Ну, конечно – это … (лето).

Дефектолог: Сегодня мы с вами будем говорить о лете.

Но прежде отгадайте еще одну загадку:

Он на улице живет,

Листья осенью несет.

А зимой несет снежинки,

Иногда весной дождинки.

Ну, а летом он подует,

С головы панаму сдует (Ветер)

Сначала мы превратимся с вами в прохладный летний ветерок.

- Давайте покажем, как он дует:

Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть)

Я подую низко (руки перед собой, присесть и подуть),

Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперед, подуть),

Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них)

 Садитесь, пожалуйста, за столы.

  1. Основная часть.

- После какого времени года наступает лето? Сколько месяцев у этого времени года? Назовите первый месяц, второй, третий. Какой месяц перед июлем? А какой между июнем и августом? (ответы детей)

- А, скажите, пожалуйста, какая картинка лишняя в этом ряду?

- июнь, июль, лето, август;

- загорать, купаться, кататься на лыжах, играть в песочнице;

- сандалии, зимние ботинки, сланцы, туфли;

- санки, песочные принадлежности, скакалка, бадминтон;

- поливать цветы, вешать кормушку, собирать ягоды, собирать грибы (ответы).

Дефектолог: Молодцы, ребята. Лето прекрасное время года. А давайте мы подумаем, какое может быть лето. Предлагаю поиграть в игру: «Подбери признаки» (игра с мячом). Обратите внимание на доску, на ней висят подсказки - картинки, на которых изображено время года лето.

-Какое солнце летом? (яркое, теплое, горячее, ласковое).

- Небо – голубое, высокое, светлое …,

- Трава – мягкая, нежная, свежая, молодая, зеленая …,

-Насекомые – маленькие, ползающие, трудолюбивые, жужжащие, летающие…..

- Вода в реке – голубая, прозрачная, теплая, приятная … .

- Почему вода в реке теплая? (ответы детей)

Дефектолог: Здорово, ребята. Вы отлично справились с этой игрой. Посмотрите, пожалуйста, пока мы с вами играли, к нам прилетела бабочка. На своем брюшке она нам принесла нам задание: выделить первый звук в каждом слове, которое нарисовано на карточках.

-Послушайте слово, назовите первый звук в этом слове, запомните свое слово.

(Солнце, небо, облако, дождь, трава, цветы, бабочки, птицы, радуга, самокат, велосипед, река).

-Вспомните свое слово и первый звук в слове. У кого был первый звук в слове гласный? Согласный твердый? Согласный мягкий?

- Упражнение «Телеграф» (слоговой анализ).

-Разделите свое слово на слоги (отхлопали ). Вспомним правило: «Ск. в слове гласных звуков, столько и слогов».

-У кого из вас было самое длинное слово? Самое короткое?

- Упражнение «Составь предложение».

- Вспомните свое слово и придумайте с этим словом предложение.

У нас получился рассказ о лете. А я закончу рассказ: «Как хорошо летом!»

Дефектолог: Ребята мы столько заданий выполнили, вы, наверное, устали. Давайте немного отдохнем?

- Физ. минутка. «Речка».

-Вы сказали, что летом солнце яркое, жаркое. Кто хочет искупаться в реке? Выходите в круг.

К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс. Одной, другой – это кроль.

Все как один плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой и отправились домой.

Дефектолог: Хорошо мы отдохнули. Посмотрите, наша гостья бабочка еще не улетела. А расскажите мне, кто такая бабочка (насекомое). Летом много насекомых и паучков и они все такие разные. Давайте вместе с бабочкой вспомним других насекомых и поиграем в игру: «Наоборот» (подбор антонимов – игра с мячом).

Комар маленький, а бабочка …  ( большая).

У бабочки усики длинные, а у пчелы короткие.

У осы крылья узкие, а у шмеля широкие.

Муха вредное насекомое, а пчела полезное.

Стрекоза большая, а мошка маленькая.

Муравей полезное насекомое, а комар вредное.

У шмеля спинка мохнатая, а у осы гладкая.

У комара спинка тонкая, а у шмеля толстая.

У стрекозы спинка узкая, а у жука широкая.

- Какие вы молодцы! А теперь помогите мне навести порядок.

- Упражнение «Один – много» (необходимо найти парочки. Магнитные картинки раздаются детям, первую пару на мольберте прикрепляет педагог. Дети находят, приклеивают и проговаривают).

- Я вам называю одно насекомое, а вы мне много.

Оса – много ос, жук – много жуков …

(кузнечик, бабочка, стрекоза, комар, муха, муравей).

- Игра «Тут, конечно, каждый знает …».

-Летом много развлечений для детей. Какие летние игры вы знаете?

Дети отвечают и по кругу передают мяч (футбол, теннис, бадминтон, игры с песком, катание на велосипеде, самокате, роликах, плавание и т. д.).

- Чем еще нас радует лето? Летом вокруг много цветов.

- Если они растут на лугу – они (какие ?) …луговые,

В поле – полевые, в лесу – лесные, в саду – садовые.

- Какие цветы вы знаете?

Дети отвечают и по кругу передают мяч (одуванчик, мак, колокольчик, василек, лютик, ромашка, незабудка, ландыш и т. д).

- Молодцы ребята, садимся за столы. Посмотрите, а у нас на столе сломанная картинка. Поможете ее собрать?

- Звуковой анализ слова МАК.

- Что получилось? А этот цветок как называется? Давайте мы это слово зашифруем.

Дети выкладывают схему слова - МАК.

-Какой первый звук в слове? (согласный твердый). Звонкий он или глухой? Проверим. Какой домик ставим?

- Какой второй звук? (гласный). Проверим есть ли преграда для воздуха. Какой домик ставим? Какой третий звук?

-Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных?

Молодцы! Справились с трудным заданием!

- Стихотворение «Я рисую лето» П. Прануза. Читает ребенок.

Я рисую лето – а какого цвета?

Красной краской - солнце, на газонах розы.

А зеленой – поле, на лугах покосы.

Синей краской – небо и ручей певучий.

А какую краску я оставлю туче?

Я рисую лето – очень трудно это … .

Дефектолог: А нам лето нарисовать совсем не трудно. Мы с вами превратимся в настоящих художников.

Но прежде, чем приступить к рисованию нам надо размять наши пальчики. Давайте сделаем пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика «На лужайке»

На зелёной на лужайке заиграла балалайка                     (Дети изображают игру на балалайке)

Заиграла дудочка,                                                                (Изображают игру на дудочке)

Дудочка – погудочка.

В сарафане красненьком                                                     («Плясать» пальчиками на крышке стола)

Заплясала Настенька.

- А теперь подумайте, какую краску вы выбираете? Почему? (Я возьму зеленую краску, потому что летом зеленая трава. А я возьму красную, потому что летом цветут красные маки. Я возьму белую краску, потому что летом белые облака и т. д.)

-Какая у нас красивая картина получилась! Вы просто молодцы!

3. Итог занятия.

Ребята, о чем и о ком мы сегодня разговаривали. Что вам больше всего понравилось, что было самым трудным, что больше всего запомнилось?

Но мы еще кое – что забыли сказать о лете. Летом у всех детей каникулы, а у взрослых – отпуск. Я желаю вам и вашим родителям прекрасного настроения и хорошего отдыха летом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_leto.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного занятия в старшей группе для детей с ТНР

Тема: «Здравствуй, лето».

Составила:

Учитель – дефектолог:

Тутарова М. С.

Цель: развитие лексико-грамматического строя и связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Уточнить, обобщить и расширить представления детей о лете, о растениях луга, леса, поля, о жизни насекомых, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе;
  2. Совершенствовать грамматический строй речи через образование имен существительные ед. и мн. числа в Р. п., образование относительных прилагательных и согласование с существительными; подбор антонимов;
  3. Автоматизация правильного произношения звуков в потоке речи.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие связной речи, творческой речевой деятельности, синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений);
  2. Развивать логическое мышление, внимание, память;
  3. Закреплять навыки звуко - буквенного анализа и синтеза;
  4. Развивать умение координировать речь с движением, развивать общую и мелкую моторику рук, правильное речевого дыхание.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, взаимодействия.
  2. Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, наблюдательность, любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: Рассматривание и обсуждение картин о лете, наблюдение за приметами наступающего лета, беседа о признаках лета. Совершенствование синтаксической (составление предложений) стороны речи и фонетической на индивидуальных занятиях с логопедом, разучивание стихотворения: «Я рисую лето»

Оборудование: Магнитная доска, мольберт, мяч, демонстрационный материал по теме занятия, магнитные картинки, пазл, раздаточный материал для звуко-буквенного анализа, раскраска, карандаши.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

Дефектолог: Ребята, сегодня я для вас приготовила загадку. Отгадав ее, вы узнаете, о чем мы с вами будем разговаривать:

  1. В чистом небе солнце светит ярко,

можно искупаться: очень жарко.

Нравится мне время года это.

Угадали? Ну, конечно – это … (лето).

Дефектолог: Сегодня мы с вами будем говорить о лете.

Но прежде отгадайте еще одну загадку:

Он на улице живет,

Листья осенью несет.

А зимой несет снежинки,

Иногда весной дождинки.

Ну, а летом он подует,

С головы панаму сдует (Ветер)

Сначала мы превратимся с вами в прохладный летний ветерок.

- Давайте покажем, как он дует:

Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть)

Я подую низко (руки перед собой, присесть и подуть),

Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперед, подуть),

Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них)

 Садитесь, пожалуйста, за столы.

  1. Основная часть. 

- После какого времени года наступает лето? Сколько месяцев у этого времени года? Назовите первый месяц, второй, третий. Какой месяц перед июлем? А какой между июнем и августом? (ответы детей)

- А, скажите, пожалуйста, какая картинка лишняя в этом ряду?

- июнь, июль, лето, август;

- загорать, купаться, кататься на лыжах, играть в песочнице;

- сандалии, зимние ботинки, сланцы, туфли;

- санки, песочные принадлежности, скакалка, бадминтон;

- поливать цветы, вешать кормушку, собирать ягоды, собирать грибы (ответы).

Дефектолог: Молодцы, ребята. Лето прекрасное время года. А давайте мы подумаем, какое может быть лето. Предлагаю поиграть в игру: «Подбери признаки» (игра с мячом). Обратите внимание на доску, на ней висят подсказки - картинки, на которых изображено время года лето.

-Какое солнце летом? (яркое, теплое, горячее, ласковое).

- Небо – голубое, высокое, светлое …,

- Трава – мягкая, нежная, свежая, молодая, зеленая …,

-Насекомые – маленькие, ползающие, трудолюбивые, жужжащие, летающие…..

- Вода в реке – голубая, прозрачная, теплая, приятная … .

- Почему вода в реке теплая? (ответы детей)

Дефектолог: Здорово, ребята. Вы отлично справились с этой игрой. Посмотрите, пожалуйста, пока мы с вами играли, к нам прилетела бабочка. На своем брюшке она нам принесла нам задание: выделить первый звук в каждом слове, которое нарисовано на карточках.

-Послушайте слово, назовите первый звук в этом слове, запомните свое слово.

(Солнце, небо, облако, дождь, трава, цветы, бабочки, птицы, радуга, самокат, велосипед, река).

-Вспомните свое слово и первый звук в слове. У кого был первый звук в слове гласный? Согласный твердый? Согласный мягкий?

- Упражнение «Телеграф» (слоговой анализ).

-Разделите свое слово на слоги (отхлопали ). Вспомним правило: «Ск. в слове гласных звуков, столько и слогов».

-У кого из вас было самое длинное слово? Самое короткое?

- Упражнение «Составь предложение».

- Вспомните свое слово и придумайте с этим словом предложение.

У нас получился рассказ о лете. А я закончу рассказ: «Как хорошо летом!»

Дефектолог: Ребята мы столько заданий выполнили, вы, наверное, устали. Давайте немного отдохнем?

- Физ. минутка. «Речка».

-Вы сказали, что летом солнце яркое, жаркое. Кто хочет искупаться в реке? Выходите в круг.

К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс. Одной, другой – это кроль.

Все как один плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой и отправились домой.

Дефектолог: Хорошо мы отдохнули. Посмотрите, наша гостья бабочка еще не улетела. А расскажите мне, кто такая бабочка (насекомое). Летом много насекомых и паучков и они все такие разные. Давайте вместе с бабочкой вспомним других насекомых и поиграем в игру: «Наоборот» (подбор антонимов – игра с мячом).

Комар маленький, а бабочка …  ( большая).

У бабочки усики длинные, а у пчелы короткие.

У осы крылья узкие, а у шмеля широкие.

Муха вредное насекомое, а пчела полезное.

Стрекоза большая, а мошка маленькая.

Муравей полезное насекомое, а комар вредное.

У шмеля спинка мохнатая, а у осы гладкая.

У комара спинка тонкая, а у шмеля толстая.

У стрекозы спинка узкая, а у жука широкая.

- Какие вы молодцы! А теперь помогите мне навести порядок.

- Упражнение «Один – много» (необходимо найти парочки. Магнитные картинки раздаются детям, первую пару на мольберте прикрепляет педагог. Дети находят, приклеивают и проговаривают).

- Я вам называю одно насекомое, а вы мне много.

Оса – много ос, жук – много жуков …

(кузнечик, бабочка, стрекоза, комар, муха, муравей).

- Игра «Тут, конечно, каждый знает …».

-Летом много развлечений для детей. Какие летние игры вы знаете?

Дети отвечают и по кругу передают мяч (футбол, теннис, бадминтон, игры с песком, катание на велосипеде, самокате, роликах, плавание и т. д.).

- Чем еще нас радует лето? Летом вокруг много цветов.

- Если они растут на лугу – они (какие ?) …луговые,

В поле – полевые, в лесу – лесные, в саду – садовые.

- Какие цветы вы знаете?

Дети отвечают и по кругу передают мяч (одуванчик, мак, колокольчик, василек, лютик, ромашка, незабудка, ландыш и т. д).

- Молодцы ребята, садимся за столы. Посмотрите, а у нас на столе сломанная картинка. Поможете ее собрать?

- Звуковой анализ слова МАК.

- Что получилось? А этот цветок как называется? Давайте мы это слово зашифруем.

Дети выкладывают схему слова - МАК.

-Какой первый звук в слове? (согласный твердый). Звонкий он или глухой? Проверим. Какой домик ставим?

- Какой второй звук? (гласный). Проверим есть ли преграда для воздуха. Какой домик ставим? Какой третий звук?

-Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных?

Молодцы! Справились с трудным заданием!

- Стихотворение «Я рисую лето» П. Прануза. Читает ребенок.

Я рисую лето – а какого цвета?

Красной краской - солнце, на газонах розы.

А зеленой – поле, на лугах покосы.

Синей краской – небо и ручей певучий.

А какую краску я оставлю туче?

Я рисую лето – очень трудно это … .

Дефектолог: А нам лето нарисовать совсем не трудно. Мы с вами превратимся в настоящих художников.

Но прежде, чем приступить к рисованию нам надо размять наши пальчики. Давайте сделаем пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика «На лужайке»

На зелёной на лужайке заиграла балалайка                     (Дети изображают игру на балалайке)

Заиграла дудочка,                                                                (Изображают игру на дудочке)

Дудочка – погудочка.

В сарафане красненьком                                                     («Плясать» пальчиками на крышке стола)

Заплясала Настенька.

- А теперь подумайте, какую краску вы выбираете? Почему? (Я возьму зеленую краску, потому что летом зеленая трава. А я возьму красную, потому что летом цветут красные маки. Я возьму белую краску, потому что летом белые облака и т. д.)

-Какая у нас красивая картина получилась! Вы просто молодцы!

3. Итог занятия.

Ребята, о чем и о ком мы сегодня разговаривали. Что вам больше всего понравилось, что было самым трудным, что больше всего запомнилось?

Но мы еще кое – что забыли сказать о лете. Летом у всех детей каникулы, а у взрослых – отпуск. Я желаю вам и вашим родителям прекрасного настроения и хорошего отдыха летом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней группе по развитию речи на тему «Здравствуй зимушка-зима!»

Конспект интегрированного занятия в средней группе по развитию речи на тему «Здравствуй зимушка-зима!»...

Конспект коррекционного часа в старшей группе (для детей с заиканием) по теме: "Профессии на стройке"

Конспект совместной образовательной деятельности, осуществляемой в процессе коррекционного часа в старшей группе для детей с заиканием (оформлен по ФГТ). Конспект содержит описание поставленных задач,...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР. Тема: Дикие животные.

Занятие для детей страшего дошкольного возраста по лексическим темам...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с ОНР Тема: Конструирование из бумаги «Голубая кошка»

Цель: развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами при изготовлении «Кошки».  Задачи:- продолжать учить конструировать из бумаги в технике оригами кош...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Знакомство со звуком и буквой А»

в конспекте подобраны игры и упраженеия для знакомства детей со свуком и буквой А, а именно: фонетические упражнения, "Четвертый лишний", развитие мелкой моторики и ориентировки в пространст...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР. Тема «Ягоды и грибы»

В документе представлен конспект фронтального занятия в старшей группе детского сада. На тему "Ягоды и грибы"....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Скоро лето».

Цель: расширить и уточнить знания детей о временах года. Обогащать и активизировать словарь по лексическим темам: «Лето», «Ягоды», «Дикие животные», «Насекомы...