Комплексная программа «Обучайка-развивайка»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)
Всестороннее развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021-2022_kompleksnaya_programma_obuchayka-razvivayka.doc | 374 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета (объединения). Протокол №______________ от «___»___________20____г. | «Утверждаю» Директор ГБУ СО МО «Подольский городской центр социальной помощи семье и детям» __________________И.В. Анищенко «____»___________________20___ г.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Подольский городской центр социальной помощи семье и детям»
Отделение реабилитации для детей-инвалидов и детей
с ограниченными возможностями здоровья
Дополнительная общеобразовательная программа -
дополнительная общеразвивающая программа
«ОБУЧАЙКА-РАЗВИВАЙКА»
Составители: учитель-дефектолог Ю.С. Жембровская _________________
педагог дополнительного образования О.А. Черкашина ________________
Дата «____» _____________ 20___ г.
2021/22 г.
СОДЕРЖАНИЕ.
- Пояснительная записка
- Цели и задачи
- Принцип построения программы
- Ожидаемые результаты освоения программы
- Формы подведения итогов
- Организационно-педагогические условия
реализации программы
- Содержание программы
- Календарный учебный график
- Учебно-методическое, материально-техническое
обеспечение программы
10.Методические рекомендации по реализации программы
11.Используемые источники
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность программы.
Всестороннее развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.
- Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
- Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
- Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
- Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
- Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
- Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.
Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.
Актуальность.
Дошкольный возраст – это важный этап в развитии ребенка, одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. Именно в раннем возрасте начинают активно формироваться такие познавательные психические процессы как ощущение, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. Благодаря этим достижениям дети начинают активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Восприятие активно развивается под влиянием разнообразной деятельности ребенка, лепке, рисования, конструирования, чтения книг, подвижных игр, музыки. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Поэтому, работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо включать коррекционную работу во все виды деятельности.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует обеспечения специальных условий.
Необходимо учитывать следующее:
- практически у всех детей, в отличие от нормально развивающихся сверстников, часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;
- у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;
- у многих наблюдаются такие особенности моторного развития, как: - нарушения тонких движений (им трудно завязывать шнурки, пользоваться ножницами, раскрашивать, у них с трудом формируются графические навыки);
- из-за проблем зрительно-пространственной координации затруднительно участие в спортивных играх, особенно с мячом.
Таким образом, необходимо создание таких условий, при которых обеспечиваются:
- привлекательность развивающей предметно-пространственной среды для детей разного возраста (насыщение игрушками).
- использование заданий разноуровневого содержания. Такая подача материала позволяет всем детям участвовать в образовательной деятельности;
- упор в обучении и воспитании на сильные стороны ребенка. Когда педагог обращает внимание на прогресс, демонстрирует достижения детей, то у них появляется настойчивость в овладении новыми навыками, исчезает чувство беспомощности, появляется вера в себя;
- включение детей в помощь друг другу - общеизвестен факт, что большая часть наших знаний создается в обществе, т. е. мы учимся у своего непосредственного и ближайшего окружения, и дети могут многому научиться, помогая друг другу;
- включение в структуру образовательного процесса специально организованных видов деятельности, направленных на развитие коммуникации; создание безопасной предметной среды.
Программа охватывает детей в возрасте до 8 лет. В этот период происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество.
Срок реализации программы – 1 год.
Программа реализуется в учреждении социального обслуживания, осуществляющего образовательную деятельность, дефектологом и педагогом дополнительного образования.
Занятия разработаны для работы с детьми с ограниченными умственными и физическими возможностями, с учетом личностных и индивидуальных особенностей детей.
Занятия проводятся в оборудованном кабинете.
Формы и режим проведения занятий.
Для реализации программы предусмотрены следующие формы проведения занятий:
- групповые, в том числе с родителями;
- в минигруппах;
- индивидуальные, в том числе в присутствии родителей.
Программой предусмотрено проведение 2-х занятий в неделю продолжительностью 25-30 минут для детей 3-5 лет и 40 - 45 минут для детей 6-8 лет.
Программа рассчитана на детей с ограниченными умственными и физическими возможностями до 8 лет.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель: создание условий способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме, формированию умений и навыков необходимых в повседневной жизни.
Задачи:
обучающие:
- закреплять знания об окружающем мире;
- приобщать к лучшим образцам детской литературы через разучиваю стишков, чтение художественных произведений;
- учить детей работать с бумагой, пластилином, клеем, красками, карандашами, осваивать различные способы работы.
развивающие:
- развитию высших психических функций (мышления, внимания, памяти);
- сенсорному развитию (зрительное восприятие, слуховые функции);
- развитию познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- развитие уверенности в своих силах и способностях;
- развитие коммуникативных навыков;
- самореализация личности через всесторонне развитие ребенка.
воспитательные:
- воспитание дружеских взаимоотношений, адаптация в детском коллективе;
- воспитание самостоятельности.
- ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на решение коррекционно-развивающих задач по развитию познавательной сферы детей, расширению кругозора, стимулирование речевой активности, формированию знаний и умений доброжелательного общения, воспитание культуры общения, развитие графо-моторных навыков, развитию творческих способностей. Она позволяет достаточно легко в игровой форме добиться повышения интеллектуального уровня ребенка. Игра – одна из основ данной программы, тот вид деятельности детей, в процессе которого они могут усвоить большой объем информации, знаний, умений и навыков, благодаря ей стимулируется развитие познавательных процессов, расширяются возможности самореализации детей и их адаптивность.
Занятия по программе проводятся в 2 этапа:
первый этап – игры и упражнения, направленные на развитие ВПФ, развитие когнитивных и коммуникативных функций;
второй этап – продуктивная деятельность.
Программой предусмотрено широкое использование разнообразных методов, приемов и средств работы с детьми с ограниченными возможностями в здоровье:
-словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.)
-наглядный (показ иллюстраций, просмотр видео роликов, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
-практический (практические работы).
На занятиях используются игровые приемы, чтение художественной литературы.
Программа предполагает простоту изложения и понимания материала, учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей участников и основана на принципах:
- Развивающего обучения (ориентация на силы ребенка и обеспечение соответствующего возрасту уровня психического развития);
- Коррекционной направленности (индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей);
- Комплексности использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;
- Ранней коррекции отклонений в развитии.
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Целевые ориентиры освоения программы.
- понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи;
- понимает и выполняет элементарные словесные инструкции;
- воспроизводит звуко-слоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке;
- выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер - участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);
- проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;
- ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.);
- может заниматься, не отвлекаясь в течение пяти - десяти минут;
- составляет схематическое изображение из двух-трех частей;
- создает предметные конструкции из двух-четырех деталей;
- показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;
- выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);
- выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым;
- воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;
- усваивает элементарные сведения о мире людей и рукотворных материалах;
- знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
- обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности;
- эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;
- знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойства;
- с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкальноритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.
Младший возраст (3-4 года):
- Умение рисовать и объяснять, что он рисует. При рисовании в этом возрасте характерно использование простых линий и фигур;
- Запоминать стихи и песни. Это умение формируется благодаря неоднократному повторению одного материала взрослым в игровой форме;
- Различает людей по половому и возрастному признаку;
- Знает части тела и их назначение;
- В речи появляются предлоги;
- Складывает предметы один в другой (матрешка, мисочки, колпачки) по просьбе взрослого или при самостоятельной игре;
- Складывает простые мозаики из 2-4 частей без помощи взрослого;
- Из кубиков выстраивает башенки, домики и другие знакомые простые объекты по просьбе взрослого или при самостоятельно игре;
- Может достаточно долго заниматься одним занятием.
Средний возраст (4-5 лет):
- Знает, зачем нужны органы чувств и части тела;
- Замечает ярко выраженное настроение взрослых и детей;
- Называет свои имя, фамилию, возраст; имена родителей, педагогов;
- Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу;
- Самостоятельно выполняет игровые действия, осуществляет перенос действий с объекта на объект;
- Использует в игре замещение недостающего предмета;
- Узнает предметы по форме, цвету, величине;
- Группирует однородные предметы по одному из трех признаков;
- Различает четыре цвета спектра;
- Ориентируется в плоскостных фигурах, подбирая формы по образцу;
- Раскладывает предметы по убывающей величине;
- Понимает слова, обозначающие различные величины предметов, их цвет, форму в ходе подбора деталей по указанным качествам;
- Различает основные формы деталей строительного материала;
- Сооружает с помощью взрослого разнообразные постройки, используя большинство форм;
- Узнает и называет некоторых домашних и диких животных , их детенышей;
- Различает некоторые овощи, фрукты;
- Различает некоторые деревья;
- Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях;
- Находит в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
- Понимает смысл обозначений: вверху- внизу, слева- справа.
- Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения;
- Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы.
Старший возраст (5-6 лет):
- Считает (отсчитывает) в пределах 10.
- Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
- Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
- Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.
- Размещает предметы различной величины в порядке возрастания, убывания их длины, высоты, ширины, толщины.
- Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
- Знает некоторые характерные особенности геометрических фигур.
- Называет утро, день, вечер. Ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели.
- Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
- Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. Знает название родного города, страны, ее столицу.
- Называет времена года, отмечает их особенности.
Подготовительный к школе возраст (6-7 лет):
- Знает свое имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессии;
- Знает столицу России, может назвать некоторые достопримечательности родного города;
- Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека;
- Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости);
- Называет виды транспорта, инструменты, бытовую технику. Определяет материал (бумага, дерево, металл, пластмасса);
- Правильно использует количественные числительные до 10, уравнивает 2 группы предметов (+1 и -1);
- Различает круг, квадрат, треугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры;
- Выкладывает ряд предметов по ширине, длине, высоте, сравнивает на глаз, проверяет приложением и наложением;
- Ориентируется во времени (вчера-сегодня-завтра; сначала-потом) Называет времена года, части суток, дни недели.
- Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе;
- Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям;
- Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики;
- Понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально откликается;
- Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества; Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками, в том числе игры с правилами, сюжетно-ролевые игры, предлагает варианты развития сюжета, выдерживает принятую роль.
- ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.
Контроль освоения содержания программы детьми с нарушениями умственного и физического развития осуществляется в процессе специально организованных наблюдений за самостоятельной деятельностью детей и их деятельностью в коллективе.
По результатам итогового мониторинга заполняется
- диагностическая карта (Приложение 1, Приложение 2),
- карта контроля за динамикой усвоения программы (Приложение 3).
5.1. Уровни освоения:
Высокий уровень:
Предполагается, что ребенок свободно использует его в деятельности даже в незнакомых ситуациях, самостоятелен, способен помогать другим. Навык применяется как самостоятельно, так и при частичном контроле взрослого (или при отсутствии такового).
Средний уровень:
Предполагает, что ребенок имеет представление о навыке и использует его в тех ситуациях, в которых он отработан на занятиях. В незнакомой (не «проигранной» на занятиях) ситуации ребенок не может использовать имеющийся у него навык. Навык применяется при контроле и частичной помощи взрослого.
Низкий уровень:
Предполагает, что у ребенка есть элементарное представление о навыке, которое используется им в конкретной деятельности, при устном напоминании. Навык применяется в совместной со взрослыми деятельности.
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Основной целью коррекционных занятий является формирование социально-адаптированной личности.
Для этого на занятиях создаются благоприятные условия для самовыражения ребенка, развития наиболее слабо развитых качеств. Кроме того, в ходе деятельности создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребенка, забота о нем, доверительное отношение между взрослым и детьми.
Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных методов и приемов в работе, дает положительные результаты и составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей, повышает социальную активность детей. У детей развивается уверенность в своих силах. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание программы включает два основных раздела:
1. «Игры и упражнения, направленные на развитие ВПФ, когнитивных и коммуникативных функций»;
2. «Продуктивная деятельность».
7.1. Рабочая программа раздела «Игры и упражнения, направленные на развитие ВПФ, когнитивных и коммуникативных функций».
Пояснительная записка.
Методической основой коррекционно-развивающего обучения и воспитания является личностно-центрированный подход к организации деятельности ребенка со взрослым и со сверстниками. Воспитание и развитие детей базируются также на природосообразном подходе к организации развивающей, здоровьесберегающей и воспитательной работы. Учет закономерностей созревания детского организма, знание его физиологических особенностей, понимание особенностей индивидуального, физического и психического развития — все это принимается во внимание при использовании методов и приемов образовательно-воспитательной работы. Принцип здоровьесберегающей, оздоровительной направленности воспитания является ведущим принципом при организации обучения и при построении всей системы коррекционно-педагогической работы. Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого из детей также является стратегической задачей обучения.
Задачи
- Развитие всех психических процессов через игровую деятельность;
- Формирование умения играть не только рядом, но и вместе;
- Обогащение представлений детей о взаимоотношениях между людьми;
- Формирование у детей потребностей, способов и умений участвовать в коллективной деятельности.
Содержание программы.
Основой программы является формирование коммуникативных способностей ребенка, которые являются базовыми для развития интереса к окружающему миру, речи, слухового внимания и восприятия, стимулируется развитие всех познавательных процессов. Так как игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, то она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действия с предметами беден, не зафиксирован, не обобщен.
Коррекционно-развивающие упражнения с использованием разных игр улучшают все виды деятельности ребенка, особенно учебную деятельность.
Тематическое планирование.
№ | Месяц | Тема | Содержание работы |
сентябрь | Вводное занятие. Времена года. Осень. | Знакомство. Упражнения на закрепление знаний о себе. Игры по теме. | |
Времена года. Осень. Сбор урожая. | Игры и упражнения по теме. | ||
Осень. Сбор урожая. Откуда пришел хлеб. | Игры и упражнения по теме. | ||
Сбор урожая. Сказка «Колобок». | Игры и упражнения по теме. | ||
На деревенском дворе. Домашние животные. | Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Уход за ними. | ||
октябрь | Посуда. | Игры и упражнения на закрепление знаний о посуде, ее назначении. | |
Бытовая техника. | Игры и упражнения на закрепление знаний о бытовой технике, ее предназначении. | ||
Эмоции. Части тела. | Игры и упражнения по теме. | ||
Профессии. | Игры и упражнения по теме. | ||
ноябрь | За покупками! Продавец. | Игры и упражнения по теме. | |
Чудеса на кухне! Повар. | Игры и упражнения по теме. | ||
Профессии. Сказка «Доктор Айболит». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. | ||
Птицы. | Игры и упражнения на закрепление знаний о птицах. | ||
Птицы. Перелетные и зимующие птицы. | Игры и упражнения на закрепление знаний о птицах. | ||
Домашние животные. | Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. | ||
декабрь | Дикие животные. | Игры и упражнения по теме. | |
Животные Севера. | Игры и упражнения по теме. | ||
Времена года. Зима. | Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года. | ||
Зима. Зимние забавы. | Игры и упражнения по теме. | ||
Наши праздники. Новый год! | Игры и упражнения по теме. | ||
январь | Зима. Повторение. | Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года. | |
Зима. Сказка «Рукавичка». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. | ||
Сказка «Волк и семеро козлят». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. | ||
Сказка «Разные колеса». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. | ||
Сказка «Под грибом». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. | ||
февраль | Предметы личной гигиены. Сказка «Мойдодыр». | Закрепление знаний о правилах личной гигиены. Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. | |
Зима. Повторение. Зимние забавы. | Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях. | ||
Наши праздники. Защитники Отечества. | Игры и упражнения по теме. | ||
«Папины помощники». Инструменты. | Игры и упражнения по теме. | ||
Наши праздники. «Проводы Зимы. Масленица». | Игры и упражнения по теме. | ||
Наши праздники. «Проводы Зимы. Масленица». | Игры и упражнения по теме. | ||
март | Времена года. Весна. | Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях. | |
Весна. Животные весной. | Игры и упражнения по теме. | ||
Весна. Птицы весной. | Игры и упражнения по теме. | ||
Сказка «Как весна зиму поборола». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. | ||
Сказка «Ручеек». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. | ||
Явления природы. | Игры и упражнения знаний о природных явлениях. | ||
апрель | Насекомые весной. | Игры и упражнения по теме. | |
Наши праздники. День космонавтики. | Игры и упражнения по теме. | ||
Планета Земля. Динозавры. | Игры и упражнения по теме. | ||
Наши праздники. Пасха. | Игры и упражнения по теме. | ||
Праздник Мира и Труда. Профессии. | Игры и упражнения по теме. | ||
май | Наши праздники. День Победы. | Игры и упражнения по теме. | |
Растения весной. | Игры и упражнения по теме. Посадка растений. | ||
Растения. Цветы. | Игры и упражнения по теме. | ||
Растения. Деревья, кустарники. Лес. | Игры и упражнения на закрепление знаний о растениях. | ||
июнь | Одежда. Обувь. | Игры и упражнения на закрепление об одежде, обуви. | |
Времена года. Лето. Летние забавы. | Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о летних развлечениях. | ||
Лето. Ягоды, грибы. | Игры и упражнения по теме. | ||
Лето. Ягоды, грибы. | Игры и упражнения по теме. | ||
Овощи. Фрукты. | Игры и упражнения по теме. | ||
июль | Правила дорожного движения. | Игры и упражнения по теме. | |
Вода и ее обитатели. | Игры и упражнения по теме. | ||
Транспорт. Виды транспорта. | Игры и упражнения на закрепление знаний о транспорте, Видах транспорта. | ||
Города. Дома. Здания. | Игры и упражнения на закрепление знаний населенных пунктах, строениях. Конструирование. | ||
Наши игрушки. | Игры и упражнения по теме. | ||
август | Явления природы летом. | Игры и упражнения по теме. | |
Продукты. | Игры и упражнения по теме. | ||
Продукты. Правильное питание. | Игры и упражнения по теме. | ||
Вежливый человек. Этикет. Правила поведения. | Игры и упражнения по теме. | ||
7.2. Рабочая программа раздела «Продуктивная деятельность»
Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению поделок из разнообразных материалов, с помощью нетрадиционных техник. На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления разнообразных изделий.
Содержание программы включает 4 раздела:
1. Лепка.
2. Аппликация.
3. Рисование.
4. Конструирование.
7.2.1. Рабочая программа раздела «Лепка».
Пояснительная записка.
Содержание раздела направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, в которых проявляется художественный вкус, смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. Лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей.
Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.
Задачи:
- формировать у детей творческие умения и навыки;
- учить разнообразным приемам работы с пластичными материалами, обследовать объекты с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать фантазию и воображение детей;
- воспитывать умение работать в коллективе, навыки аккуратной работы.
Содержание программы.
- Знакомство с пластичными материалами.
- Лепка из пластилина.
- Лепка из соленого теста.
- Пластилинография.
Тематическое планирование.
№ | Месяц | Тема | Содержание работы |
сентябрь | Вводное занятие. Времена года. Осень. | Знакомство. Упражнения на закрепление знаний о себе. Игры по теме. Лепка. | |
Времена года. Осень. Сбор урожая. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
Осень. Сбор урожая. Откуда пришел хлеб. | Игры и упражнения по теме. Лепка из теста. | ||
Сбор урожая. Сказка «Колобок». | Лепка и теста. Игры и упражнения по теме. | ||
На деревенском дворе. Домашние животные. | Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Уход за ними. Лепка. | ||
октябрь | Посуда. | Игры и упражнения на закрепление знаний о посуде, ее назначении. Лепка. | |
Бытовая техника. | Игры и упражнения на закрепление знаний о бытовой технике, ее предназначении. Лепка. | ||
Эмоции. Части тела. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
Профессии. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
ноябрь | За покупками! Продавец. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | |
Чудеса на кухне! Повар. | Игры и упражнения по теме. Лепка из теста. | ||
Профессии. Сказка «Доктор Айболит». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
Птицы. | Игры и упражнения на закрепление знаний о птицах. Лепка. | ||
Птицы. Перелетные и зимующие птицы. | Игры и упражнения на закрепление знаний о птицах. Лепка. | ||
Домашние животные. | Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Лепка. | ||
декабрь | Дикие животные. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | |
Животные Севера. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
Времена года. Зима. | Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года. Лепка. | ||
Зима. Зимние забавы. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
Наши праздники. Новый год! | Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
январь | Зима. Повторение. | Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года. Лепка. | |
Зима. Сказка «Рукавичка». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
Сказка «Волк и семеро козлят». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
Сказка «Разные колеса». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
Сказка «Под грибом». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
февраль | Предметы личной гигиены. Сказка «Мойдодыр». | Закрепление знаний о правилах личной гигиены. Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. | |
Зима. Повторение. Зимние забавы. | Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях. Лепка. | ||
Наши праздники. Защитники Отечества. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
«Папины помощники». Инструменты. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
Наши праздники. «Проводы Зимы. Масленица». | Игры и упражнения по теме. Лепка из теста. | ||
Наши праздники. «Проводы Зимы. Масленица». | Игры и упражнения по теме. Лепка из теста. | ||
март | Времена года. Весна. | Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях. Лепка. | |
Весна. Животные весной. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
Весна. Птицы весной. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
Сказка «Как весна зиму поборола». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. | ||
Сказка «Ручеек». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. | ||
Явления природы. | Игры и упражнения знаний о природных явлениях. Лепка. | ||
апрель | Насекомые весной. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | |
Наши праздники. День космонавтики. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
Планета Земля. Динозавры. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
Наши праздники. Пасха. | Игры и упражнения по теме. Лепка из теста. | ||
Праздник Мира и Труда. Профессии. | Игры и упражнения по теме. Лепка.. | ||
май | Наши праздники. День Победы. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | |
Растения весной. | Игры и упражнения по теме. Посадка растений. Лепка. | ||
Растения. Цветы. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
Растения. Деревья, кустарники. Лес. | Игры и упражнения на закрепление знаний о растениях. Лепка. | ||
июнь | Одежда. Обувь. | Игры и упражнения на закрепление об одежде, обуви. Аппликация. | |
Времена года. Лето. Летние забавы. | Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о летних развлечениях. Лепка. | ||
Лето. Ягоды, грибы. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
Лето. Ягоды, грибы. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
Овощи. Фрукты. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
июль | Правила дорожного движения. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | |
Вода и ее обитатели. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
Транспорт. Виды транспорта. | Игры и упражнения на закрепление знаний о транспорте, Видах транспорта. Лепка. | ||
Города. Дома. Здания. | Игры и упражнения на закрепление знаний населенных пунктах, строениях. Конструирование. Лепка. | ||
Наши игрушки. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
август | Явления природы летом. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | |
Продукты. | Игры и упражнения по теме. Лепка из теста. | ||
Продукты. Правильное питание. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | ||
Вежливый человек. Этикет. Правила поведения. | Игры и упражнения по теме. Лепка. |
7.2.2.Рабочая программа раздела «Аппликация».
Пояснительная записка.
Содержание раздела направлено на формирование всесторонне развитой личности ребенка, формирование и развитие творческих способностей детей, формирование тех качеств, которые необходимы для последующего обучения в школе. В процессе деятельности формируются и уточняются представления детей о свойствах и качествах предметов. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук. Большое значение имеет для умственного развития детей постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Задачи:
- учить детей действовать с материалом, прежде всего с бумагой;
- учить анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать познавательный интерес;
- развивать мелкую моторику.
Содержание программы.
- Знакомство с аппликацией.
- Аппликация из цветной бумаги.
- Аппликация с использованием различных материалов.
Тематическое планирование.
№ | Месяц | Тема | Содержание работы |
сентябрь | Времена года. Осень. | Игры и упражнения на закрепление знаний о семье, семейных традициях. Аппликация. | |
Времена года. Осень. | Игры и упражнения на закрепление знаний о сезонных изменениях в природе. Аппликация. | ||
На деревенском дворе. Домашние животные. | Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Уход за ними. Аппликация. | ||
октябрь | Посуда. | Игры и упражнения на закрепление знаний о посуде, ее назначении. Аппликация. | |
Мебель. | Игры и упражнения на закрепление знаний о мебели, ее назначении. Конструирование. Аппликация. | ||
Бытовая техника. | Игры и упражнения на закрепление знаний о бытовой технике, ее предназначении. Аппликация. | ||
Эмоции. Части тела. | Игры и упражнения по теме. Аппликация. | ||
ноябрь | За покупками! Продавец. | Игры и упражнения по теме. Лепка. | |
Профессии. Цирк. | Игры и упражнения по теме. Аппликация. | ||
Птицы. | Игры и упражнения на закрепление знаний о птицах. Лепка. | ||
Птицы. Перелетные и зимующие птицы. | Игры и упражнения на закрепление знаний о птицах. Аппликация. | ||
Домашние животные. | Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Рисование, лепка. | ||
декабрь | Дикие животные. | Игры и упражнения по теме. Аппликация. | |
Животные Севера. | Игры и упражнения по теме. Аппликация. | ||
Времена года. Зима. Закрепление. | Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях. Аппликация. | ||
январь | Зима. Повторение. | Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года. Аппликация. | |
Сказка «Три медведя». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. Аппликация. | ||
Сказка «Под грибом». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. Аппликация. | ||
февраль | Предметы личной гигиены. Сказка «Мойдодыр». | Закрепление знаний о правилах личной гигиены. Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. Аппликация. | |
Зима. Повторение. «Зимний лес полон чудес». | Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях. Аппликация. | ||
Наши праздники. «Проводы Зимы. Масленица». | Игры и упражнения по теме. Аппликация. | ||
март | Наши праздники. «Самая любимая». | Игры и упражнения по теме. Аппликация. | |
Сказка «Как весна зиму поборола». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. Аппликация. | ||
Явления природы. | Игры и упражнения знаний о природных явлениях. Аппликация. | ||
апрель | Насекомые весной. | Игры и упражнения по теме. Аппликация. | |
Планета Земля. | Игры и упражнения по теме. Аппликация. | ||
Праздник Мира и Труда. Профессии. | Игры и упражнения по теме. Аппликация. | ||
май | Наши праздники. День Победы. | Игры и упражнения по теме. Аппликация. | |
Растения. Деревья. | Игры и упражнения по теме. Аппликация. | ||
Растения. Водный мир. | Игры и упражнения по теме. Аппликация. | ||
июнь | Одежда. Обувь. | Игры и упражнения на закрепление об одежде, обуви. Аппликация. | |
Лето. Ягоды, грибы. | Игры и упражнения по теме. Аппликация. | ||
Овощи. Фрукты. | Игры и упражнения по теме. Аппликация. | ||
июль | Правила дорожного движения. | Игры и упражнения по теме. Аппликация. | |
Вода и ее обитатели. | Игры и упражнения по теме. Аппликация. | ||
Транспорт. Виды транспорта. | Игры и упражнения на закрепление знаний о транспорте, Видах транспорта. Аппликация. | ||
август | Продукты. Правильное питание. | Игры и упражнения по теме. Аппликация. | |
Геометрические фигуры. | Игры и упражнения по теме. Аппликация. | ||
Вежливый человек. Этикет. Правила поведения. | Игры и упражнения по теме. Аппликация. |
7.2.3. Рабочая программа раздела «Рисование».
Пояснительная записка.
Содержание раздела направлено на воспитание нравственно-волевых качеств: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п., усвоение названий цветов и их оттенков, на формирование связной речи.
Задачи:
- формировать умения пользоваться изобразительными материалами;
- учить простым приёмам рисования (мазки, тычки, примакивание);
- учить экспериментировать при работе с цветом: смешивать цвета разными способами;
- формировать чувство цвета, формы, элементарных композиционных умений;
- развивать наглядно-образное;
- воспитывать эстетический вкус при работе с цветом.
Содержание программы.
7.3.2.1. Рисование цветными карандашами.
7.3.2.2. Рисование красками.
7.3.2.3. Рисование гуашью.
7.3.2.4. Нетрадиционные техники рисования.
Тематическое планирование.
№ | Месяц | Тема | Содержание работы |
сентябрь | Времена года. Осень. | Игры и упражнения на закрепление знаний о сезонных изменениях в природе. Рисование. | |
Сбор урожая. Сказка «Колобок». | Игры и упражнения по теме. Рисование. | ||
октябрь | Посуда. | Игры и упражнения на закрепление знаний о посуде, ее назначении. Рисование. | |
Профессии. | Игры и упражнения по теме. Лепка. Рисование. | ||
Профессии. | Игры и упражнения по теме. Лепка. Рисование. | ||
ноябрь | За покупками! Продавец. | Игры и упражнения по теме. Рисование. | |
Профессии. Сказка «Доктор Айболит». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. Рисование. | ||
Домашние животные. | Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Рисование. | ||
декабрь | Зима. Зимние забавы. | Игры и упражнения по теме. Рисование. | |
Времена года. Зима. | Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года. Рисование. | ||
январь | Зима. Повторение. | Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года. Рисование. | |
Сказка «Разные колеса». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме.Рисование. | ||
Сказка «Под грибом». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. Рисование. | ||
февраль | Животные разных стран. Сказка «Телефон». | Закрепление знаний об экзотических животных. Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. Рисование. | |
Наши праздники. «Проводы Зимы. Масленица». | Игры и упражнения по теме. Рисование. | ||
март | Времена года. Весна. | Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях. Рисование. | |
Сказка «Ручеек». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. | ||
Явления природы. | Игры и упражнения знаний о природных явлениях. Рисование. | ||
апрель | Насекомые весной. | Игры и упражнения по теме. Рисование. | |
Планета Земля. | Игры и упражнения на закрепление знаний о планетах, солнечной системе. Рисование. | ||
Праздник Мира и Труда. Профессии. | Игры и упражнения по теме. Рисование. | ||
май | Растения. Деревья. | Игры и упражнения по теме. Рисование. | |
Растения весной. | Игры и упражнения по теме. Посадка растений. Рисование. | ||
Растения. Водный мир. | Игры и упражнения по теме. Рисование. | ||
июнь | Времена года. Лето. | Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях в природе. Рисование. | |
Овощи. Фрукты. | Игры и упражнения по теме. Рисование. | ||
июль | Юные художники. Рисуем лето! | Игры и упражнения по теме. Рисование. | |
Наши игрушки. | Игры и упражнения по теме. Рисование. | ||
август | Явления природы летом. | Игры и упражнения по теме. Рисование. | |
Вежливый человек. Этикет. Правила поведения. | Игры и упражнения по теме. Рисование. |
7.2.4. Рабочая программа раздела «Конструирование».
Пояснительная записка.
Содержание программы на формирование и развитие сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного восприятия. Сенсорное развитие в процессе конструктивной деятельности приобретает особое значение в дошкольном детстве, так как именно в этот период ребенок интенсивно развивается.
Конструктивная деятельность способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме, ориентировке в пространстве. Такое сочетание способствует развитию речи, облегчает усвоение ряда понятий и даже постановку звуков, так как развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга.
Задачи:
- формировать восприятие формы, величины, пространственных отношений между предметами;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать речь;
- воспитывать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным инструкциям педагога.
Содержание программы.
7.4.3.1. Конструирование из бумаги.
7.4.3.2. Конструирование из природных материалов.
7.4.3.3. Конструирование из игровых строительных материалов.
Тематическое планирование.
№ | Месяц | Тема | Содержание работы |
1. | сентябрь | Осень. Времена года. | Упражнения на закрепление знаний о себе. Игры по теме. Конструирование. |
На деревенском дворе. Домашние животные. | Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Уход за ними. Конструирование. | ||
2. | октябрь | Мебель. | Игры и упражнения на закрепление знаний о мебели, ее назначении. Конструирование. |
Эмоции. Части тела. | Игры и упражнения по теме. Конструирование. | ||
3. | ноябрь | Профессии. Цирк. | Игры и упражнения по теме. Конструирование. |
Домашние животные. | Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Конструирование. | ||
4. | декабрь | Зима. Зимние забавы. | Игры и упражнения по теме. Конструирование. |
Наши праздники. Новый год! | Игры и упражнения по теме. Конструирование. | ||
5. | январь | Сказка «Волк и семеро козлят». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. Конструирование. |
Сказка «Разные колеса». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. Конструирование. | ||
Сказка «Под грибом». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. Конструирование. | ||
6. | февраль | Наши праздники. Защитники Отечества. | Игры и упражнения по теме. Конструирование. |
«Папины помощники». Инструменты. | Игры и упражнения по теме. Конструирование. | ||
7. | март | Весна. Птицы весной. | Игры и упражнения по теме. Конструирование. |
Сказка «Ручеек». | Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. Конструирование. | ||
8. | апрель | Наши праздники. День космонавтики. | Игры и упражнения по теме. Конструирование. |
Планета Земля. | Игры и упражнения на закрепление знаний о планетах, солнечной системе. Конструирование. | ||
9. | май | Наши праздники. День Победы. | Игры и упражнения по теме. Конструирование. |
Растения. Деревья, кустарники. Лес. | Игры и упражнения на закрепление знаний о растениях. Конструирование. | ||
10 | июнь | Времена года. Лето. | Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях в природе. Конструирование. |
Овощи. Фрукты. | Игры и упражнения по теме. Конструирование. | ||
11. | июль | Правила дорожного движения. | Игры и упражнения по теме. Конструирование. |
Города. Дома. Здания. | Игры и упражнения на закрепление знаний населенных пунктах, строениях. Конструирование. | ||
12. | август | Вежливый человек. Этикет. Правила поведения. | Игры и упражнения по теме. Аппликация. Конструирование. |
Вежливый человек. Этикет. Правила поведения. | Игры и упражнения по теме. Конструирование. |
- КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
Сводные данные по учебному времени
№ | Содержание | Сроки |
1 | Курс прохождения обучения | 1 год |
2 | Количество учебных недель | 48 недель |
3 | Сроки проведения мониторинга | Последняя неделя курса реабилитации |
Сводные данные по распределению часов
Программа | Количество занятий в год | ||
всего | теория | практика | |
Продуктивная деятельность | 96 | 12 | 84 |
Итого | 96 |
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Для успешного решения поставленных в программе задач созданы соответствующие материально-технические условия. Занятия проводятся в оборудованном кабинете. Разработан методический комплекс: информационно-методическое обеспечение (учебно-методические пособия, дидактические и наглядно-иллюстративные материалы).
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Творческая деятельность является средством развития практических навыков ребенка, развития фантазии, воображения ребенка.
В процессе реализации программы ребенок должен овладеть разнообразными знаниями и практическими умениями, что и предусматривает данная программа. Акцент делается на развитие личностных качеств ребенка с ОВЗ, создание условий для самореализации творческого потенциала, для дальнейшей их социализации в современном обществе.
В ходе деятельности необходимо создавать игровые ситуации для повышения эмоционального состояния детей и пробуждения детской фантазии. Уровень развития игровых действий является основным показателем уровня развития ребенка.
Программой предусмотрены как теоретические, так и практические занятия.
Все методы и приемы необходимо использовать в комплексе, чередуя и дополняя, что позволит педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, восприятие, творческое воображение.
В ходе реализации программы целесообразно использовать следующие формы проведения занятий:
- игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук у детей;
- сюжетно-ролевые игры;
- беседы;
- творческая работа,
- выставочная деятельность.
- ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ.
- Как помочь особому ребенку Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева
- Играть, удивляться, узнавать! Теория развития, воспитания и обучения детей. Э.Сингер Мозаика-Синтез, Москва 2019
- Помогите малышу заговорить. Е.Янушко Эксмодетство, Москва 2019
- Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина Мозаика-Синтез, Москва 2016
- Природа, искусство и изобразительная деятельность Т.Н. Доронова,М., Просвещение 2006
- Система работы со старшими дошкольниками с задержкой развития психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения: Программно-методическое пособие. Колесникова В.В. Кузнецова Г.А. Тарамышева С.М. (под ред. Неретиной Т.Г.). М., Баласс, 2004.
- Художественный и ручной труд в детском саду В.В. Кошелев М., Просвещении 2001
- Оригами с детьми 3 – 7 лет Дегтева В.Н. Методическое пособие
- Развивайте у дошкольников творчество: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией Т.Г. Казакова. Москва: Просвещение, 1985
- Аппликация с детьми раннего возраста Е.А. Янушко
- Лепка с детьми раннего возраста Е.А. Янушко
- Детское художественное творчество Т.С. Комарова
- Занятия по лепке в детском саду. Методическое пособие М.: 2010 Издательство Сфера
- Лепка. Аппликация. Рисунок. М.Ю. Рау Альбом для организации творческой деятельности дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР. Издательство Владос 2010 Коррекционная педагогика
Приложение 1.
Протокол дефектологического обследования
ФИО__________________________________________________________________________________
Дата рождения_________________Возраст_________________________________________________
Характер беременности_________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие__________________________________________________________
Собственная деятельность
Мотивация____________________________________________________________________________
Понимание инструкции__________________________________________________________________
Целенаправленность____________________________________________________________________
Использование помощи_________________________________________________________________
Ориентировка в здании (помещении)______________________________________________________
Самостоятельность при выполнении задания_______________________________________________
Способ выполнения задания_____________________________________________________________
Сенсорные функции
Ощущения: зрительные__________________________________________________________________
Слуховые:_____________________________________________________________________________
Тактильные:____________________________________________________________________________
Пространственные______________________________________________________________________
Психологические процессы
Восприятие____________________________________________________________________________
Мышление____________________________________________________________________________
Память________________________________________________________________________________
Внимание_____________________________________________________________________________
Моторика (общая)
Ходьба, бег, прыжки____________________________________________________________________
Моторика (мелкая)
Выполнение бытовых действий__________________________________________________________
Зрительно-двигательная координация_____________________________________________________
Рисование прямых и волнистых линий_____________________________________________________
Штриховка_____________________________________________________________________________
Закрашивание__________________________________________________________________________
Речь
Понимание невербальных средств________________________________________________________
Понимание обращенной речи____________________________________________________________
Активный словарь______________________________________________________________________
Собственная речь_______________________________________________________________________
Коммуникативная функция_______________________________________________________________
Представление о себе и окружающем мире
Представление о себе (части тела)_________________________________________________________
Знание об окружающих людях____________________________________________________________
Знание предметов окр.мира______________________________________________________________
Элементарные математические представления
Объемные формы
Шар, куб, кирпич, конус, цилиндр_________________________________________________________
Геометрические фигуры_________________________________________________________________
Цвет__________________________________________________________________________________
Величина______________________________________________________________________________
Временные представления
Времена года__________________________________________________________________________
Части суток____________________________________________________________________________
Количество предметов___________________________________________________________________
Выделение предметов из множеств_______________________________________________________
Игровая деятельность
Деятельность с предметами______________________________________________________________
Конструирование_______________________________________________________________________
Сюжетно-ролевые игры__________________________________________________________________
Подвижные игры_______________________________________________________________________
Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы_________________________________________________________________________________
Интеллектуальные особенности___________________________________________________________
Личностные особенности_________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Произошедшие изменения____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Без изменений_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Завершить коррекционно-развивающую работу с _____________________________________________
Продлить курс реабилитации______________________________________________________________
Учитель-дефектолог_________________Жембровская Ю.С.
Приложение 2.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА (педагогического обследования).
ФИО ребенка, возраст _____________________________________________________________
ФИО родителя, телефон ___________________________________________________________
Диагноз (по мед.заключению) ______________________________________________________
Специалист ______________________________________________________________________
Договор ________________________________________________________________________________
Характеристика механизмов адаптации (адаптируется быстро, длительные период адаптации, адаптация связана со значительными трудностями, отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций) ________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Эмоционально-личностные особенности (агрессивность, тревожность, конфликтность, расторможенность, капризность, застенчивость, спокойствие, адекватность эмоциональных реакций, наличие/отсутствие инициативы) _________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Характеристика деятельности:
Игровая деятельность (безразличие/интерес к игрушкам, понимает правила игры, простая манипулятивная игра, элементы сюжетно-ролевой игры) _________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Конструктивная и графическая деятельность (собирает матрешку, пирамидку, складывает простые фигуры из счетных палочек по образцу, строит из кубиков; изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, прерывистых линий, обводка контура, закрашивание внутренней части рисунка с соблюдением границ, ведущая рука) _________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отношение к занятиям (не способен контролировать свою деятельность, быстро истощается, работает медленно, темп деятельности быстрый, деятельность «хаотична и бестолкова», часто отвлекается, рассеян, заинтересованность во время занятий) _________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Работоспособность ______________________________________________________________
Понимание инструкций и обращенной речи ___________________________________________
_______________________________________________________________________________
Речь (отсутствует, лепет, звукоподражание, слоги, отдельные слова, фразовая речь) _________
________________________________________________________________________________
Особенности двигательной сферы (крупная моторика, мелкая моторика, наличие навязчивых движений, состояний) ______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Особенности внимания (концентрация, переключаемость, распределение) _______________
__________________________________________________________________________________
Вид мышления (ненаправленное, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) ____________________________________________________________________
Навыки коммуникативного общения (общительный, легко и быстро устанавливает контакт, общение ситуативное, в контакт вступает не сразу, контакт избирателен, малообщителен, инициативы в контакте не проявляет; сверстники, взсрослые) _________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Сформированность сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) ____________________________
__________________________________________________________________________________
Задачи: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата __________________________________________
Специалист ____________________________________
Приложение 3.
Карта контроля за динамикой усвоения программы.
ФИО | Освоение программного материала | Преобладающие способы деятельности (только с помощью, частичная помощь, самостоятельно) | Навыки коммуникативного общения в группе | Итоговый балл |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Проект. Организация комплексного непрерывного межведомственного сопровождения детей с особыми потребностями посредством внедрения индивидуальной карты непрерывного комплексного сопровождения ребёнка
проект направлен на создание и внедрение индивидуальной карты сопровождения ребёнка-инвалида (и/или с ОВЗ) для ведения специалистами дошкольного образовательного учреждения и реабилитационного ц...
Комплексно - тематическое планирование. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на 2020-2025 учебный год.
Особенности традиционных событий. Комплексно - тематическое планирование.Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на...