«Формирование навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ»
материал по коррекционной педагогике

Ведущий педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о

здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадости

детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_r2.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  РМ «Инсарская  общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

 

Выступление на тему:

«Формирование навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ»

                                                                            Подготовила:

                                                                                 Балятинская Н.В

2020 год

  Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными  возможностями здоровья в условиях школы – интерната.

Ведущий педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о

здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадости

детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы».

На современном этапе развития российского общества проблема сохранения

и укрепления здоровья, формирования особого отношения к нему как к

самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность здоровья в

жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье

является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с

ограниченными возможностями здоровья.

По данным психолого-педагогических и медицинских исследований, в

школах - интернатах практически нет здоровых детей. Такие дети, как

правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья.

Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе

в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

У детей с ОВЗ воспитывающихся в школе – интернате, необходимо закладывать и формулировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а так же воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребенка. Формирование ЗОЖ у детей с УО – сложный и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних

приобретений человечества.

Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности

на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.

В учреждениях интернатного типа этот процесс осуществляется в трех

направлениях:

1) Оздоровительная работа, создания благоприятного для здоровья

социальной, психологической и социально – гигиенической сферы;

2) Формирование позитивной мотивации, потребности в здоровой жизни;

3) Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения,

укрепления, восстановления здоровья.

Под ЗОЖ мы понимаем формы и способы жизнедеятельности воспитанников, которые в максимальной мере сохраняют, восстанавливают и укрепляют их физическое, психическое, духовное и социальное здоровье, обеспечивают адаптацию организма к условиям внешней среды, способствуют достижению внутреннего равновесия.

Показателями многих факторов, которые существуют для характеристики и

оценки сформированности здорового образа жизни и наиболее ярко и

полноценно проявляются в поведении и поступках детей и подростков

являются:

В сфере физического здоровья – физическое развитие соответственно  возраста;

Общая трудоспособность;

Двигательная активность;

Закаливание;

Соблюдение рационального труда и отдыха;

Осмысление требований личной гигиены;

Правильное питание.

В сфере психического здоровья – соответствие умственной деятельности календарному возрасту;

Развитие произвольных психических процессов и наличие саморегуляции;

Наличие адекватных положительных эмоций;

Отсутствие вредных привычек.

В сфере духовного здоровья – приоритетные моральные ценности;

Трудолюбие;

Наличие положительного идеала в соответствии с национальными духовными традициями;

Ощущение прекрасного в жизни, природе, искусстве.

В сфере социального здоровья – положительно направленная

коммуникативность;

Отзывчивость в отношении к взрослым, сверстникам и младшим;

Ответственность за собственные действия и поступки.

В работе с нашей категории детей, которые уже имеют психический диагноз

– педагоги стараются акцентировать внимание на то, что здоровье сочетает в

себе духовное и физическое состояние человека.

Хотелось бы уточнить, что умственная отсталость это стойкое нарушение  познавательной деятельности, возникающее вследствие органического

поражения головного мозга. На вопрос, какое здоровье надо оберегать в

первую очередь – духовное или физическое, ведущие специалисты в области

медицины отвечают: «Духовное. Наблюдения показывают, что если человек

живет в страхе, тревоге, он саморазрушается». Духовное здоровье, есть

главная основа, здорового тела. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы

утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы

с раннего возраста он учился любви к себе, людям, жизни. Только человек,

живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет

стремиться к здоровому образу жизни.

В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных форм и методов работы: беседы, деловые и сюжетно-ролевые игры, игры - путешествия, игры – соревнования, ведение дневников.

Такие большие воспитательные мероприятия, как «Мы за ЗОЖ», « Вредным

привычкам - нет», классные часы «Правда о СПИДе», «В здоровом теле здоровый дух» проходят на высоком уровне. Дети относятся к ним со всей серьёзностью, ощущая себя обличителями пагубных пристрастий.

Воспитанники глубже чувствуют вред, наносимый употреблением табака и

алкоголя, задумываются о своём здоровье.

Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять своим  оведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере - это здоровье. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на неё.

Проводимые игры, беседы, занятия (« Зеркало настроений», «Культура

здорового образа жизни») учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить внутренний мир, расширить знания о самом себе и окружающих его людях, происходит развитие эмоциональной сферы.

У многих воспитанников есть проблемы со зрением, осанкой, поэтому должен быть разработан ряд правил и упражнений для профилактики нарушений осанки и зрения. Необходимость выработки хорошей осанки - одна из составляющих здорового образа жизни.

Воспитанники нашей школы посещают  лечебную гимнастику «ЛФК», а также играют в спортивные игры - это волейбол, баскетбол, пионербол, настольный теннис, зимой катаются на лыжах, санках, коньках. Благодаря этому у детей с вырабатывается дисциплинированность,  ответственность, внимательность, целеустремленность и многое другое.

В школе   разработаны оздоровительные мероприятия, которые направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, на повышение потенциала здоровья - это и закаливающие процедуры, и правильная организация питания.

Внутри школы организуются различные спортивные соревнования и игры,

«Зарница», конкурсы плакатов и рисунков « Мы за спорт», а так же

спортивно - развлекательные конкурсы, праздники « Нет вредным

привычкам». Популярностью среди воспитанников пользуются настольный

теннис, прыжки, бег - эстафеты, метание мяча, кроссы. В Дни здоровья

устраиваются различные спортивные состязания: бег, прыжки в длину.

Воспитанники школы постоянно принимают участие во всех областных и

районных соревнованиях, спартакиадах, результатом этих выступлений

являются грамоты, ценные подарки.

Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по

формированию здорового образа жизни. Есть много положительных

результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.

Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять

физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них

закладываются прочные основы хорошего здоровья.

Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать

задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них

устойчивых навыков здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ

 1.      Состояние навыков словообразования у детей с нарушением речи.2.      Методика обучения навыкам словообразования и введение из в связную речь детей.3.      Изготовление наглядного материала по...

Формирование навыков творческого рассказывания детей с ОНР

В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы касающиеся речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Над этим работали: Воробьева В.К., Филичева Т.Е., Чиркина Г.В., Шаховская С.Н. ...

Формирование навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста на основе валеологических знаний.

Здоровый образ жизни определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой.Здоровый образ жизни – одно из условий сохранения и укрепления здоровья...

Круглый стол с педагогами «Формирование навыков ЗОЖ у детей и их родителей»

Данное мероприятие поможет педагогам определить наиболее эффективные формы в работе с родителями по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью....

«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»

Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию навыков сотрудничества для детей старшей группы. Тема: «Календарь ожиданий»

Цель:Формировать навыки сотрудничества детей старшего дошкольного возраста при выполнении продуктивной деятельности.Задачи:Учить детей объединяться в пары «по симпатии»;Научить распределять действия м...