«Формирование навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ»
материал по коррекционной педагогике
Ведущий педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о
здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадости
детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbou_r2.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на тему:
«Формирование навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ»
Подготовила:
Балятинская Н.В
2020 год
Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната.
Ведущий педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о
здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадости
детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы».
На современном этапе развития российского общества проблема сохранения
и укрепления здоровья, формирования особого отношения к нему как к
самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность здоровья в
жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье
является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с
ограниченными возможностями здоровья.
По данным психолого-педагогических и медицинских исследований, в
школах - интернатах практически нет здоровых детей. Такие дети, как
правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья.
Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе
в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
У детей с ОВЗ воспитывающихся в школе – интернате, необходимо закладывать и формулировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а так же воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребенка. Формирование ЗОЖ у детей с УО – сложный и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних
приобретений человечества.
Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности
на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.
В учреждениях интернатного типа этот процесс осуществляется в трех
направлениях:
1) Оздоровительная работа, создания благоприятного для здоровья
социальной, психологической и социально – гигиенической сферы;
2) Формирование позитивной мотивации, потребности в здоровой жизни;
3) Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения,
укрепления, восстановления здоровья.
Под ЗОЖ мы понимаем формы и способы жизнедеятельности воспитанников, которые в максимальной мере сохраняют, восстанавливают и укрепляют их физическое, психическое, духовное и социальное здоровье, обеспечивают адаптацию организма к условиям внешней среды, способствуют достижению внутреннего равновесия.
Показателями многих факторов, которые существуют для характеристики и
оценки сформированности здорового образа жизни и наиболее ярко и
полноценно проявляются в поведении и поступках детей и подростков
являются:
В сфере физического здоровья – физическое развитие соответственно возраста;
Общая трудоспособность;
Двигательная активность;
Закаливание;
Соблюдение рационального труда и отдыха;
Осмысление требований личной гигиены;
Правильное питание.
В сфере психического здоровья – соответствие умственной деятельности календарному возрасту;
Развитие произвольных психических процессов и наличие саморегуляции;
Наличие адекватных положительных эмоций;
Отсутствие вредных привычек.
В сфере духовного здоровья – приоритетные моральные ценности;
Трудолюбие;
Наличие положительного идеала в соответствии с национальными духовными традициями;
Ощущение прекрасного в жизни, природе, искусстве.
В сфере социального здоровья – положительно направленная
коммуникативность;
Отзывчивость в отношении к взрослым, сверстникам и младшим;
Ответственность за собственные действия и поступки.
В работе с нашей категории детей, которые уже имеют психический диагноз
– педагоги стараются акцентировать внимание на то, что здоровье сочетает в
себе духовное и физическое состояние человека.
Хотелось бы уточнить, что умственная отсталость это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического
поражения головного мозга. На вопрос, какое здоровье надо оберегать в
первую очередь – духовное или физическое, ведущие специалисты в области
медицины отвечают: «Духовное. Наблюдения показывают, что если человек
живет в страхе, тревоге, он саморазрушается». Духовное здоровье, есть
главная основа, здорового тела. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы
утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы
с раннего возраста он учился любви к себе, людям, жизни. Только человек,
живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет
стремиться к здоровому образу жизни.
В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных форм и методов работы: беседы, деловые и сюжетно-ролевые игры, игры - путешествия, игры – соревнования, ведение дневников.
Такие большие воспитательные мероприятия, как «Мы за ЗОЖ», « Вредным
привычкам - нет», классные часы «Правда о СПИДе», «В здоровом теле здоровый дух» проходят на высоком уровне. Дети относятся к ним со всей серьёзностью, ощущая себя обличителями пагубных пристрастий.
Воспитанники глубже чувствуют вред, наносимый употреблением табака и
алкоголя, задумываются о своём здоровье.
Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять своим оведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере - это здоровье. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на неё.
Проводимые игры, беседы, занятия (« Зеркало настроений», «Культура
здорового образа жизни») учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить внутренний мир, расширить знания о самом себе и окружающих его людях, происходит развитие эмоциональной сферы.
У многих воспитанников есть проблемы со зрением, осанкой, поэтому должен быть разработан ряд правил и упражнений для профилактики нарушений осанки и зрения. Необходимость выработки хорошей осанки - одна из составляющих здорового образа жизни.
Воспитанники нашей школы посещают лечебную гимнастику «ЛФК», а также играют в спортивные игры - это волейбол, баскетбол, пионербол, настольный теннис, зимой катаются на лыжах, санках, коньках. Благодаря этому у детей с вырабатывается дисциплинированность, ответственность, внимательность, целеустремленность и многое другое.
В школе разработаны оздоровительные мероприятия, которые направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, на повышение потенциала здоровья - это и закаливающие процедуры, и правильная организация питания.
Внутри школы организуются различные спортивные соревнования и игры,
«Зарница», конкурсы плакатов и рисунков « Мы за спорт», а так же
спортивно - развлекательные конкурсы, праздники « Нет вредным
привычкам». Популярностью среди воспитанников пользуются настольный
теннис, прыжки, бег - эстафеты, метание мяча, кроссы. В Дни здоровья
устраиваются различные спортивные состязания: бег, прыжки в длину.
Воспитанники школы постоянно принимают участие во всех областных и
районных соревнованиях, спартакиадах, результатом этих выступлений
являются грамоты, ценные подарки.
Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по
формированию здорового образа жизни. Есть много положительных
результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.
Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять
физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них
закладываются прочные основы хорошего здоровья.
Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать
задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них
устойчивых навыков здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ
1. Состояние навыков словообразования у детей с нарушением речи.2. Методика обучения навыкам словообразования и введение из в связную речь детей.3. Изготовление наглядного материала по...
Формирование навыков творческого рассказывания детей с ОНР
В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы касающиеся речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Над этим работали: Воробьева В.К., Филичева Т.Е., Чиркина Г.В., Шаховская С.Н. ...
Формирование навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста на основе валеологических знаний.
Здоровый образ жизни определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой.Здоровый образ жизни – одно из условий сохранения и укрепления здоровья...
Круглый стол с педагогами «Формирование навыков ЗОЖ у детей и их родителей»
Данное мероприятие поможет педагогам определить наиболее эффективные формы в работе с родителями по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью....
«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»
Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию навыков сотрудничества для детей старшей группы. Тема: «Календарь ожиданий»
Цель:Формировать навыки сотрудничества детей старшего дошкольного возраста при выполнении продуктивной деятельности.Задачи:Учить детей объединяться в пары «по симпатии»;Научить распределять действия м...
Конспект занятия для детей старшего возраста "Формирование навыков словообразования у детей с ОНР по темам "Продукты птания" и "Посуда"
Цель занятия: Систематизация знаний детей о классификации продуктов питания. ...