Фольклор средство коррекционной работы
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
ФОЛЬКЛОР -СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ
РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Важнейшим средством формирования личности ребенка является фольклор, который обогащая словарный запас ребенка новыми словами, способствует развитию речи.
Фольклорные произведения привлекательны и яркой образной формой, и глубоким смыслом. Песенки, загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий русский народ.
При чтении и анализе таких произведений старшие дошкольники сопереживая героям могут дать оценку их действиям, умеют следить за развитием сюжета, сопоставляя описанные события. Анализ содержания и формы произведений, позволяют ребенку определить основных героев, высказать свое отношение к ним: кто и почему им нравится. Дошкольники способны определить жанр фольклорного произведения, улавливая наиболее выразительные примеры образности языка: метафоры, эпитеты, сравнения.
Некоторые произведения дошкольники учат наизусть, например, малые фольклорные жанры, а некоторые – пересказываю, при этом дети исполняют роли в инсценировке.
В процессе дошкольного образования дошкольников знакомят с народными сказками, в числе которых и русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», и французские, и английские, и немецкие, а также со сказками А.С. Пушкина, В. Катаева.
Приемы, используемые в беседах с детьми по сказкам, позволяют лучше разобраться в содержании произведения, погружению в образный строй и язык сказки.
В качестве приемов, позволяющих лучше разобраться в содержании произведения, эффективны разнонаправленные вопросы, позволяющие дать точную характеристику действиям героев сказки. Задав определенный вопрос, воспитатель напоминает соответствующий эпизод, обращая внимание на какую-либо фразу либо действие персонажа, например, при определении таких «качеств» лисы, как хитрость, ум и жестокость, дети при прочтении воспитателем повторно определенного фрагмента сказки, приходят к выводу, что она еще находчивая и артистичная.
Некоторые вопросы помогают детям уловить главную идею фольклорного произведения, а также понять особенности данного жанра, к примеру, посредством такого вопроса: «Почему это произведение называется сказкой?».
Эффективны в процессе фольклорных занятий словесные зарисовки: дети представляют себя художниками-иллюстраторами, рассказывая, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Можно предложить дошкольникам нарисовать задуманные картинки, при этом воспитатель из готовых работ он отбирает лучшие и помещает в библиотеке методического кабинета.
Речевой деятельности дошкольников способствуют занятия по разгадыванию и составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Составить загадку – придать мыслям и предметам метафорическую форму выражения, а разгадать – напротив, заменить метафорические образы реальными. Безусловно, составление загадок – дело нелегкое, так как ребенок должен обладать развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, сообразительностью.
Богатейший точный и образный фольклорный русский язык позволяет ребенку усваивать родную речь, подражая живому разговорному языку в пословицах, загадках, сказках.
Живой народный русский язык обладает точностью и образностью, определяя в слове самые характерные, существенные черты предмета, явления. В фольклорном языке сложился ряд образных выражений из сказок, пословиц, песен, поговорок. Например, красно солнышко, светлый месяц, травушка-муравушка. Такие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы
Особенно приветствуется воспитателям стремление детей самим сочинять загадки.
Фольклор предлагает образцы речи, позволяющие ребенку успешно овладевать родным языком. Поэтичны и метафоричны пословицы и поговорки. содержащие множество олицетворений, метких определений. Богатый выбор пословиц позволяет подобрать их почти к любой жизненной ситуации и любому действию.
Сказочные образы входят в жизнь, раскрывая перед детьми, в доступной для их понимания форме, понятие добра и зла. Сказки о животных знакомят детей с миром животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески.
Коррекционную речевую функцию выполняют приметы, пополняя словарный запас дошкольников; способствуя развитию слуховой памяти; развивая фонематический слух.
Интересны поговорки и скороговорки, для которых характерна игровая форма и быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз, причем каждая скороговорка имеет свою игру звуков и слов, которые не повторяются. Скороговорки отражают знакомые реалии повседневной жизни.
Скороговорки являются полезными грамматическими упражнениями, формирующими правильное употребление частей речи или слова, являясь одновременно игрой в словотворчество.
Применение в речи дошкольников скороговорок укрепляют дикцию, а ее стихотворная ритмика ограничивает пропуски звуков. Скороговорка является своеобразным упражнением и для дыхания, предоставляя возможность сознательно его распределять. Скороговорки также разивают фонематический слух, формируя способности ребенка чувствовать тонкие звуковые различия.
Поговорки схожи с пословицами, но в отличие от них являются частью суждения. Отметим, что произнесенное к месту краткое, лаконичное изречение запоминается детьми гораздо сильнее, чем традиционные нравоучения и убеждения. В логопедической практике пословицы применяют при развитии связной речи у детей и желательно использовать их после коррекционной и воспитательной работы со сказкой.
Список литературы
- Использование фольклора в коррекции речевых нарушений. URL: http://logoportal.ru/ispolzovanie-folklora-v-korrektsiirechevyih-narusheniy.html
- Пропп, В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи / В.Я. Пропп. М., 1976
- Померанцева, Э. В. О русском фольклоре / Э. Померанцева.
М.: Наука, 1994
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_4.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОЛЬКЛОР -СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ
РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Важнейшим средством формирования личности ребенка является фольклор, который обогащая словарный запас ребенка новыми словами, способствует развитию речи.
Фольклорные произведения привлекательны и яркой образной формой, и глубоким смыслом. Песенки, загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий русский народ.
При чтении и анализе таких произведений старшие дошкольники сопереживая героям могут дать оценку их действиям, умеют следить за развитием сюжета, сопоставляя описанные события. Анализ содержания и формы произведений, позволяют ребенку определить основных героев, высказать свое отношение к ним: кто и почему им нравится. Дошкольники способны определить жанр фольклорного произведения, улавливая наиболее выразительные примеры образности языка: метафоры, эпитеты, сравнения.
Некоторые произведения дошкольники учат наизусть, например, малые фольклорные жанры, а некоторые – пересказываю, при этом дети исполняют роли в инсценировке.
В процессе дошкольного образования дошкольников знакомят с народными сказками, в числе которых и русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», и французские, и английские, и немецкие, а также со сказками А.С. Пушкина, В. Катаева.
Приемы, используемые в беседах с детьми по сказкам, позволяют лучше разобраться в содержании произведения, погружению в образный строй и язык сказки.
В качестве приемов, позволяющих лучше разобраться в содержании произведения, эффективны разнонаправленные вопросы, позволяющие дать точную характеристику действиям героев сказки. Задав определенный вопрос, воспитатель напоминает соответствующий эпизод, обращая внимание на какую-либо фразу либо действие персонажа, например, при определении таких «качеств» лисы, как хитрость, ум и жестокость, дети при прочтении воспитателем повторно определенного фрагмента сказки, приходят к выводу, что она еще находчивая и артистичная.
Некоторые вопросы помогают детям уловить главную идею фольклорного произведения, а также понять особенности данного жанра, к примеру, посредством такого вопроса: «Почему это произведение называется сказкой?».
Эффективны в процессе фольклорных занятий словесные зарисовки: дети представляют себя художниками-иллюстраторами, рассказывая, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Можно предложить дошкольникам нарисовать задуманные картинки, при этом воспитатель из готовых работ он отбирает лучшие и помещает в библиотеке методического кабинета.
Речевой деятельности дошкольников способствуют занятия по разгадыванию и составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Составить загадку – придать мыслям и предметам метафорическую форму выражения, а разгадать – напротив, заменить метафорические образы реальными. Безусловно, составление загадок – дело нелегкое, так как ребенок должен обладать развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, сообразительностью.
Богатейший точный и образный фольклорный русский язык позволяет ребенку усваивать родную речь, подражая живому разговорному языку в пословицах, загадках, сказках.
Живой народный русский язык обладает точностью и образностью, определяя в слове самые характерные, существенные черты предмета, явления. В фольклорном языке сложился ряд образных выражений из сказок, пословиц, песен, поговорок. Например, красно солнышко, светлый месяц, травушка-муравушка. Такие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы
Особенно приветствуется воспитателям стремление детей самим сочинять загадки.
Фольклор предлагает образцы речи, позволяющие ребенку успешно овладевать родным языком. Поэтичны и метафоричны пословицы и поговорки. содержащие множество олицетворений, метких определений. Богатый выбор пословиц позволяет подобрать их почти к любой жизненной ситуации и любому действию.
Сказочные образы входят в жизнь, раскрывая перед детьми, в доступной для их понимания форме, понятие добра и зла. Сказки о животных знакомят детей с миром животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески.
Коррекционную речевую функцию выполняют приметы, пополняя словарный запас дошкольников; способствуя развитию слуховой памяти; развивая фонематический слух.
Интересны поговорки и скороговорки, для которых характерна игровая форма и быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз, причем каждая скороговорка имеет свою игру звуков и слов, которые не повторяются. Скороговорки отражают знакомые реалии повседневной жизни.
Скороговорки являются полезными грамматическими упражнениями, формирующими правильное употребление частей речи или слова, являясь одновременно игрой в словотворчество.
Применение в речи дошкольников скороговорок укрепляют дикцию, а ее стихотворная ритмика ограничивает пропуски звуков. Скороговорка является своеобразным упражнением и для дыхания, предоставляя возможность сознательно его распределять. Скороговорки также разивают фонематический слух, формируя способности ребенка чувствовать тонкие звуковые различия.
Поговорки схожи с пословицами, но в отличие от них являются частью суждения. Отметим, что произнесенное к месту краткое, лаконичное изречение запоминается детьми гораздо сильнее, чем традиционные нравоучения и убеждения. В логопедической практике пословицы применяют при развитии связной речи у детей и желательно использовать их после коррекционной и воспитательной работы со сказкой.
Список литературы
- Использование фольклора в коррекции речевых нарушений. URL: http://logoportal.ru/ispolzovanie-folklora-v-korrektsiirechevyih-narusheniy.html
- Пропп, В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи / В.Я. Пропп. М., 1976
- Померанцева, Э. В. О русском фольклоре / Э. Померанцева.
М.: Наука, 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство коррекционной работы с дошкольниками, имеющими проблемы речевого развития.
Я работаю в подготовительной логопедической группе с дошкольниками, имеющими самые различные речевые проблемы. Трудности речевого общения, характерные для детей с речевыми патологиями ста...
Логоритмика, как средство коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения
логоритмика в работе с детьми на музыкальных занятиях...
Использование фольклора в коррекционной работе логопеда.
Для логопедов....
Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...
Опыт работы"Малый фольклор в коррекционной работе "
Использоване разновидностей малого фольклора в работе с детьми группы коррекционно-развивающего обучения...
Педагогический проект "Фитбол-гимнастика - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи"
Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическ...
«Использование фольклора в коррекционной работе логопеда»
Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скорог...