Презентация "Сбор анамнестических данных в процессах диагностики, консультирования и коррекции речевых нарушений"
презентация по коррекционной педагогике
Анамнез — это совокупность сведений о больном и развитии заболевания, получаемых при опросе самого больного и знающих его лиц и используемых для установления диагноза и прогноза болезни, а также выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbor_anamneza.pptx | 85.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие «анамнеза» Анамнез — это совокупность сведений о больном и развитии заболевания, получаемых при опросе самого больного и знающих его лиц и используемых для установления диагноза и прогноза болезни, а также выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики. Психологический анамнез история индивидуального развития ребенка
Принципы анамнестического исследования ребенка Структурность; комплексность — учет и анализ всех данных, полученных в ходе анамнестического исследования; детерминированность — причинная обусловленность проявлений психики личности; ц еленаправленность.
Формы сбора анамнестических данных 1) объективный анамнез осуществляется в форме беседы с родителями, другими родственниками, опекунами, воспитателями детских дошкольных учреждений, учителями, другими лицами, хорошо знающими ребенка; 2 ) субъективный анамнез, т. е. беседа с самим ребенком; 3 ) изучение дополнительной информации: документации, медицинской карты, характеристик, ведомостей успеваемости, дневников, сохранившихся продуктов деятельности ребенка.
Основная задача установить факторы, определившие тот или иной путь психического развития, то есть значимые обстоятельства жизни ребенка и степень их влияния на развитие психики.
Беседа как средства сбора анамнестических данных Цель - сбор анамнестических данных об истории развития изучаемой личности. Беседа может строиться в свободной форме или в форме «вопрос—ответ». Условия: п одготовленность ; Непринужденность; б еседа должна строиться по плану (схеме). у чет индивидуально-психологический особенностей опрашиваемых ; ф иксирование ответов беседы может осуществляться путем ведения протокола или магнитофонной записи.
Схема получения анамнестических данных о ребенке у родителей Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика).
Схема получения анамнестических данных о ребенке у родителей Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития ребенка до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка (сведения относительно медицинской части анамнеза собираются врачом).
Схема получения анамнестических данных о ребенке у родителей 2. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частных заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка ребенка на учет психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.
Схема получения анамнестических данных о ребенке у родителей 3. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения. Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни. Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей. Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок, частые или длительные разлуки с родителями. Реакция на них ребенка.
Схема получения анамнестических данных о ребенке у родителей 5 . Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности. Проявления самостоятельности, настойчивости. Какие трудности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.
Схема получения анамнестических данных о ребенке у родителей 6 . Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия ребенка. В какие игры и с кем любит играть ребенок. Любит ли рисовать, с какого возраста, что. Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи. Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился. Как развит физически. Какая рука является ведущей. Имеются ли домашние обязанности. Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми. Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальные запреты. Особенности характера. Посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия. Как проводит досуг. Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т. д. Проявляет ли ребенок инициативу, в чем. Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления.
Схема получения анамнестических данных о ребенке у родителей 7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу. Легко ли адаптировался к школьной жизни. Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т. д.). Посещает ли группу продленного дня. Была ли смена школы, класса и по какой причине. Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т. д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т. д.), участие в неформальных организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты . 8. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка .
Спасибо за внимание
Список источников Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студентов вузов/под ред. И.Ю.Левченко , С.Д.Забрамной – 4-е издание. –М.: Академия, 2007.- 320 с. http:// www.deus1.com/doc-24-01.html - Большой словарь медицинских терминов http://dereksiz.org/primenenie-psihologicheskogo-anamneza-v-processe-izucheniya-de.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Оптимизация процесса коррекции речевых нарушений дошкольников с ЗПР в условиях ДОУ"
Коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР....
Комплексный подход к коррекции речевых нарушений в условиях МБОУ "Центр диагностики и консультирования"
Комплексный подход к коррекции речевых нарушений...
Коррекция речевых нарушений в процессе сенсомоторного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи особое значение приобретает развивающая предметно – пространственная среда, которая влияет на формирование речи ребенка и его интеллектуальное разв...
Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста
СП "Детский сад № 52"...
Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей.
Как необходимо осуществлять диагностику и коррекцию речевых нарушений у детей....
«Повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у воспитанников старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием авторского мини сборника дидактических пособий «Логопедические помощники»»
Актуальность данного пособия заключается в том, что, работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и проц...
Диагностика и коррекция речевых нарушений на раннем этапе развития ребенка
Диагностика и коррекция речевых нарушений на раннем этапе развития ребенка чрезвычайно актуальна. Правильно выбранные направления и четко определенные принципы исследования являются основой эффективно...