Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
В материале рассматривается формирование элементарных математических представлений как одно из направлений подготовки детей к учебной деятельности. Подготовку к учебной деятельности следует начинать с заданий на составление последовательных рядов. Представлена методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Перечислены этапы обучения формирования элементарных математических представлений. Разнообразные задания готовят ребенка к обучению чтению и работе с числовым рядом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_formirovaniya_matematicheskih_sposobnostey.docx | 844.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОГБОУ «ЦЕНТР ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ И
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ»
(дошкольное подразделение)
Рекомендации для родителей
Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Автор: учитель-дефектолог
Рассказова Н.В.
ТАМБОВ 2020
Формирование элементарных математических представлений есть средство умственного развития ребёнка, его познавательных способностей. Стремление познавать окружающий мир есть в каждом ребёнке. Важно, чтобы знакомство ребёнка с математическими понятиями происходило в обычной реальной жизни, на обычных предметах, чтобы ребёнок увидел, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе. Подготовку к учебной деятельности следует начинать с заданий на составление последовательных рядов. Разнообразные задания готовят ребенка к обучению чтению и работе с числовым рядом.
Первый этап.
Обучаем ребенка выкладывать на столе или специальных дощечках геометрические фигуры в определенной последовательности: круг, квадрат, круг и т.д. фигуры могут быть одного цвета, но разной формы. Или одинаковой формы, но различаться по цвету. Можно использовать палочки, мозаику, карточки с картинками.
Задания должны быть простыми, часто повторяющимися, но при этом вызывать интерес у ребенка. По мере освоения ребенком задания можно увеличивать его сложность.
Второй этап.
Продолжаем обучать ребенка работе с последовательным рядом, добавляя в чередование третий элемент. На этом этапе работа с предметами заменяется рисунками – ребенок выкладывает на столе карточки с изображением простых предметов (мячик, дерево, кукла, мячик, дерево, кукла и т.д.).
Важно дозировать помощь, которую взрослый оказывает ребенку – подсказывайте или выполняйте за ребенка только то, что он не может сделать сам, максимально побуждая его к самостоятельности.
Третий этап. Счет.
Обучение счету происходит в следующей последовательности:
- Счет вслух («зарядка-лесенка»). С этого начинается каждое занятие: ребенок называет по порядку числа от 1до 3 и обратно. Постепенно числовой ряд увеличивается до 10 и обратно.
- Пересчет предметов, пальцев на руке, шариков на счетах, игрушек, палочек.
- Порядковый счет сначала до трех, потом постепенно добавляется по одному числу.
- Обратный счет, начиная с трех. Игра по картинке «Ступеньки».
- Пересчет предметов. Например, на столе у ребенка мягкие игрушки и счетный материал. Взрослый предлагает поочередно каждой игрушке отнести определенное количество предметов (начинаем с трех).
- Поочередный счет. Игра с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит: «Один», ребенок бросает мяч обратно и говорит: «Два» и т.д.
- Счет на слух. Взрослый ударяет в бубен, а ребенок должен посчитать количество ударов и назвать число (устно или поднимая карточку).
- Счет до определенного числа. На столе у ребенка по 3-4 игрушки и фасоль на блюдце. Взрослый предлагает дать каждой игрушке по 2, (3,4,5) «конфетки».
Именно в такой последовательности предлагаются задания на занятиях. Закрепляя потом навыки счета в игре или творческой деятельности.
Четвертый этап. Цифры.
Переходить к цифрам надо только тогда, когда ребенок научится называть числа и считать. Иначе многие дети не могут запомнить цифры, путают их написание. Знакомство с цифрой должно сопровождаться картинкой.
Когда взрослый уверен. Что ребенок запомнил цифры, картинки убираются. Можно лепить цифры из пластилина, раскрашивать, вырезать из картона, находить среди других цифр.
Например: ребенку дается карточка, на которой нарисовано 10-15 цифр разной величины. Ребенок должен найти и зачеркнуть или обвести в кружок ту цифру, которую назовет взрослый.
В работе можно использовать тетради, некоторые задания из прописей для массовых школ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошколь...
Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"
Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...
Практико-ориентированный семинар для воспитателей дошкольных отделений ГБОУ Школа №572 «Использование игровых технологий и ИКТ при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»...
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
Согласно ФГОС ДО детский сад является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки ребёнка к школе. Одной из главных и актуальных задач стоящих перед детским садом является ра...
Отчет о проделанной работе в младшей группе по годовой задаче "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"
Отчет о работе с детьми в младшей группе по развитию логического мышления...
Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...