Дидактическая игра: "Угадай эмоцию"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Данное пособие по формированию и развитию эмоционально – волевой сферы поможет ребенку различать и уметь распознавать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит, огорчает и радует. Развивает эмпатию ребенка, умение понимать чувства других и сопереживать им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did_igra_ugaday_emotsiyu.docx | 17.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра
«Угадай эмоцию».
Для детей старшего дошкольного возраста.
Предисловие:
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня имеет огромное значение, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на основе которого закладывается и всю жизнь реконструируется личность человека. Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, связаны с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.
Введение:
Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.
Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития.
Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника, в том числе и психического развития. В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане. Еще до того, как дошкольник начинает действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия.
Не только в раннем возрасте, но и в первой половине дошкольного дет-ства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. К 6-7 годам ребенок ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может охарактеризовать их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
Развивая эмоциональную сферу ребенка, необходимо обогащать активный словарь словами, обозначающие эмоциональные состояния.
Целью данного пособия является развитие умения различать и называть эмоции и чувства человека в различных ситуациях.
Данное пособие направлено на то, чтобы ребенок мог понять, какие эмоции испытывает герой - мальчик Коля в той или иной ситуации, как меняется его настроение и почему. Объясняя реакцию персонажа на происходящее, ребенок анализирует свое отношение к этой ситуации, ставит себя на место мальчика Коли, тем самым дает собственную эмоциональную реакцию. Называя эмоциональное состояние, необходимо, точно определять его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т.д. Цель данного пособия объяснить ребенку, через проигрывание ситуаций, что чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным. Играя, ребенок разделяет чувства и поступки. Нет плохих чувств, есть плохие поступки: « Мальчик рассердился на Колю, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».
Данное пособие по формированию и развитию эмоционально – волевой сферы поможет ребенку различать и уметь распознавать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит, огорчает и радует. Развивает эмпатию ребенка, умение понимать чувства других и сопереживать им.
В данном пособии ребенок знакомиться с мальчиком, который попадает в различные ситуации. Ребенок не только распознает и прорабатывает определенную эмоцию, но и с помощью героя рассуждает, как лучше поступить, что может случиться, если поступить по-другому. Ребенок, самостоятельно рассуждая, анализирует ситуацию, педагог помогает и направляет только при необходимости.
Вариант 1
Педагог предлагает ребенку познакомиться с героем игры – мальчиком Колей. Дать возможность ребенку описать этого мальчика, включая воображение, придумать какой у него характер, чем он любит заниматься и т.д.
Продолжить со словами: «Однажды с Колей случилась такая ситуация…» Предложить, рассмотрев картинки с различными сюжетами, определить и назвать эмоциональное состояние, которое испытывает персонаж в определенных ситуациях.
Вариант 2
В игре могут учавствовать от 1 до 3 детей.
Педагог предлагает ребенку картинку с эмоцией главного персонажа – мальчика Коли, ребенок должен правильно подобрать картинку с определенным сюжетом.
Вариант 3
Педагог дает ребенку рассмотреть определенную ситуацию, в которую попал Коля. Предложить ребенку найти правильный выход из этой ситуации, со словами: «Как ты думаешь, что произошло после?..». Если ребенок затрудняется - помочь ему наводящими вопросами.
Вариант 4
Педагог дает ребенку рассмотреть определенную ситуацию, в которую попал Коля. Предлагает с помощью мимики выразить свое отношение к происходящему. Дать возможность ребенку встать на место главного персонажа и ответить на вопрос: « Как ты поступишь в этой ситуации?»
Вариант 5
Педагог предлагает ребенку, рассмотрев все картинки с ситуациями, вспомнить собственные ситуации и рассказать о них. Темы могут быть следующими: «Я боюсь…», «Я злюсь…», «Я радуюсь…», «Я удивляюсь…» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
музыкально-дидактическая игра "Угадай, на чем играю"
Музыкально-дидактическая игра "Угадай, на чем играю" для старших дошкольников...
Музыкально - дидактическая игра "Угадай, на чём играю?"
Презентация к авторской музыкально - дидактической игре "Угадай, на чём играю?" для детей средней группы....
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЯСЕЛЬНОЙ ПОДГРУППЫ ТЕМА: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «УГАДАЙ, КТО ЭТО?»ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПАРОХОД
Цель: учить детей различать и называть гуся, утку, курицу (игрушки и картинки), упражнять в четком произношении звукоподражательных слов, звука "Ы" (изолированного и в словах), воспитывать и пространс...
Методическое пособие для детей старшего и подготовительного возраста: Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играю».
Развитие тембрового слуха является необходимой задачей в музыкальном воспитании дошкольников. С учётом возраста детей нам необходимы игры, обеспечивающие возможность постепенного развития тембрового с...
Дидактическое пособие по речевому развитию ( старший дошкольный возраст) Авторская дидактическая игра «Угадай, где я живу?» (знакомство и значение использования в речи наиболее употребляемых предлогов, технология – обучение в сотрудничестве)
Представляю дидактическое пособие «Угадай, где я живу?» по образовательной области «Речевое развитие» - формирование связной речи, использование в речи...
Дидактическая игра «Угадай эмоцию белого мишки»
Для кого: для детей старшего дошкольного возраста.Зачем: учить детей устанавливать причинно-следственные связи между событиями жизни, переживаниями и выражением лица человека; развивать...