Методологические основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Абрамова Наталья Сергеевна

 Таблица "Методологические основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методологические основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»

№ п/п

Основные этапы

Направления психологической помощи семьям

1

Выявление и анализ проблем и причин отклонений у ребёнка.

Психологическое изучение проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребёнка с нарушениями развития. Изучение причин, препятствующих формированию адекватной личностной самооценки у ребенка с отклонениями в развитии

2

Определение возможности интеграции конкретного ребёнка, условий и форм интеграции.

Изучение формирования мотивации к труду в условиях семьи. Изучение формирования мотивации к профессиональной деятельности в трудовом коллективе. Изучение особенностей межличностного взаимодействия ребенка, страдающего психофизическими недостатками развития, со сверстниками, братьями, сестрами, друзьями и их влияния на его развитие.

3

Составление плана обучения, включая:

Определение вида и объёма необходимой коррекционной помощи;

Частота, время и место оказания специальной коррекционной помощи специалистов;

Оказание дополнительной специальной помощи.

Проведение углубленной диагностики по направлениям коррекционно-развивающей работы: развитие, речевое развитие, общение, личностная сфера, навыки деятельности. Определяется стратегия сопровождения: составляется индивидуальный образовательный маршрут коррекционно-развивающего процесса. Анализ и согласование планов работы педагогических работников образовательного учреждения и социальных партнеров в аспекте поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.

4

Проведение предварительной коррекционной работы, направленной на подготовку к обучению (в условиях общеобразовательной школы (ПМПк):

С ребенком и его родителями;

С родителями, обучающимися и педагогами массовой школы.

Психолого-педагогическая и психокоррекционная работа с детьми и их родителями. Определение степени соответствия условий, в которых растёт и воспитывается ребёнок дома, требованиям его возрастного развития.

5

Разработка индивидуальных коррекционных программ в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей ребенка (ПМПк общеобразовательной школы).

Выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье.

6

Организация и реализация образовательного процесса интегрированного обучения (в условиях общеобразовательной школы).

Определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения. Проведение психокоррекционных занятий с обучающимися, рекомендуемых специалистами во внеурочное время.

7

Систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях интеграции.

Определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье. Проведение мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья обучающихся.

8

Оценка результатов обучения (совместно специалистами ОПМПК и образовательного учреждения).

Определение путей гармонизации внутрисемейного климата. Отслеживается динамика изменений, как состояния ребенка, так и степени амплификации (присвоения) им образовательных воздействий

9

Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса интеграции.

Содействие в организации социальными партнерами образовательного учреждения профилактических обследований детей с ограниченными возможностями здоровья.

10

Анализ перспективы дальнейшего развития интегрируемого ребенка.

Рассмотрение результатов реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения и планирование действий для дополнительной работы с ребёнком с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы психолого-педагогической готовности детей к школе

Основы психолого-педагогической готовности детей к школе      Дети седьмого года жизни находятся на пороге школы; одна из наиболее важных задач их воспитания и обучения ...

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения личностного развития детей

Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка приобретает особую актуальность сегодня, в период радикальных изменений, происходящих в системе российского образования.Психолого-пе...

Программно-методические основы психолого-педагогического сопровож-дения детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

Трансформация подходов к обучению, воспитанию и развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) направлено на социализацию личности, обладающей навыками с...