Консультация на тему «Игра как средство профилактики агрессии у детей раннего возраста»
консультация по коррекционной педагогике

Щурова Клавдия Михайловна

Консультация о средствах профилактики агрессивного поведения у детей раннего возраста- игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Г К У ЦССВ «СОКОЛЁНОК»

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

                              Консультация  

                                                 На тему:

             «Игра как средство профилактики агрессии                          

                       у детей раннего возраста»

                                                                                               Составила

                                                                                                Воспитатель Щурова К.М.

                                          09.05.2018г.

                                            г. Москва

Мы часто задаёмся вопросом: «Откуда в малышах столько агрессии?! Почему, нет даже попытки договориться?» Существует мнение о том, что агрессивность наследуется и дети жестоких родителей подвержены более частым и ярким вспышкам агрессии. Наличие агрессии можно объяснить и с точки зрения влияния на поведение окружающей действительности. Если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Есть и еще одно объяснение агрессивности. «Агрессия как механизм преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути». Ребенок раннего возраста, конечно же, не знаком с ними. А вот агрессия, простейшее средство достижения цели, ему знакома, а главное, доступна. Плохо, что, попробовав данный вид выхода из сложной, конфликтной ситуации и получив положительный результат, ребенок укрепляется во мнении, что этот способ наиболее эффективен. И вот тогда агрессивность начинает закрепляться в качестве черты характера, что очень мешает восприятию и усвоению конструктивных форм поведения. Зачем учиться договариваться, идти на компромисс, уступать, если можно отнять, сломать, укусить, ударить...                    

  Прежде чем делать вывод о поведении ребенка и, в частности, его агрессивных формах, давайте посмотрим на себя со стороны, а может, мы сами даем к тому повод?!                                                                                                                                            

   Не стоит переоценивать возможности ребенка, возлагать на него непосильный груз. Ведь и сами мы становимся раздражительны и агрессивны, если перед нами поставить слишком сложную задачу.                                                                                

   Уметь уступить, когда поведение ребенка не несет угрозы ему, окружающим — это один из способов избежать агрессии во взаимоотношениях.                                

   Зачастую агрессивное поведение малыша — реакция на недостаток внимания, а точнее, способ его привлечь.                                                                                                      

   Большой вред формированию произвольного (осознанного и контролируемого) поведения наносит непоследовательность в воспитании. Несогласованность в вопросах воспитания провоцирует вспышки гнева и агрессии у ребенка.                               Часто причиной детской агрессии является эмоциональное перенапряжение. Если воспитатель сможет создать условия для выхода детских эмоций, это поможет снизить частоту и силу агрессивных всплесков.                                                      

  Недостаток тактильных ощущений, внимания, вынужденная разлука с близкими, необходимость делить единственного на данный момент близкого человека — воспитателя — с группой сверстников еще одна причина агрессивных проявлений в поведении ребенка.                                                                                                        Ребенок раннего возраста еще слишком мал для того, чтобы воспринимать и использовать на практике теоретические назидания взрослых, но все же, есть способ воспитания у ребенка культуры общения. Это игра.                                                  

   Да-да, в игре мы можем научить ребенка многому, можно даже сказать, всему. Ведь именно через игру малыш познает окружающий мир и происходящие в нем явления и процессы.                                                                                                                              Игра, без преувеличения, средство социализации ребенка. Как же в игре научить ребенка общаться со сверстниками?                                                                                    

  Большой знаток детской игры Б. Эльконин утверждал, что дети до 3-х лет играют рядом, но не вместе. Для того чтобы снизить агрессивные выпады детей по отношению друг к другу, надо научить их видеть и чувствовать своих сверстников. И для этого тоже есть замечательные игры, позволяющие малышу идентифицировать себя со сверстниками. Это игры, где дети выполняют вместе одинаковые движения, например, прыгают, как зайчики, «летают», как самолеты, «клюют» зернышки, как воробьи.  

А эти игры, можно использовать на занятиях, как одну из частей:                                                                                                

Снижение эмоционального перенапряжения ребенка                                                              Веселушки-топотушки                                                                                                                         Дети располагаются произвольно. Воспитатель читает стихотворение, сопровождая его показом движений.                                                                                                                                                   Шли мы все по полю, по полю, по полю.   (Дети шагают)                                                                                                                                Искали куклу Олю, Олю, Олю.                                                                                                     Нашли!                                   (Воспитатель берет куклу. Дети хлопают в ладоши)                                                                                           Давайте с ней попрыгаем,                                                                                                          Попрыгаем, попрыгаем.                                 (Дети прыгают)                                                                                           И ножками подрыгаем,                                                                                                                             Подрыгаем, подрыгаем.                       (Дети ложатся на спину, болтают ногами)                                                                                                                                  Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.      (Дети хлопают в ладоши)                                       И ножками потопаем, потопаем, потопаем.        (Дети топают ногами)                                   Ура!                                                                  (Дети прыгают и хлопают в ладоши)

Нейтрализация негативных переживаний ребенка                                                                                    Цветы                                                                                                                                                                                     Дети располагаются в группе произвольно. Воспитатель читает стихотворение, сопровождая его игровыми действиями.                                                                                                                                                              Брошу в землю семена.  (Воспитатель легко касается головы каждого ребенка, дети при    седают)                                                                                                                                                                               Поливать мне их пора.    (Воспитатель поглаживает каждого ребенка по голове, дети                                             соединяют ладошки над головой)                                                                                                                                 Из зеленых из росточков. (Поглаживает ладошки детей)                                                                 Появляются цветочки.      (Дети встают)                                                                                                            Наши алые цветки                                                                                                                                                     Раскрывают лепестки.       (Дети разводят ладошки)                                                                                   Ветерок чуть дышит.          (Дети дуют)                                                                                                          Лепестки колышет.             (Дети покачивают руками над головой)                                        

Расслабляющие упражнения                                                                                                                                                                      Зайчата
Как у наших зайчиков                                                                                                                                                                    Мягонькие лапочки.                   (Взрослый гладит детям ручки)                                                                                              Как  у наших у зайчат                                                                                                                                                                              Ушки длинные торчат.              (Взрослый гладит детей по голове и по ушкам)                                                                       Как у наших зайчиков                                                                                                                                                                       Ласковые мамочки.                      (Взрослый обнимает детей)                                                                                                          Как у наших у зайчат                                                                                                                                                                              Глазки весело блестят.                  (Все берутся за руки и улыбаются друг другу)

Литература:

1.Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.

2.Тупичкина Е.А., Семенака С.И. Роль игры в коррекции агрессивного поведения детей, 2008

3.Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста : коррекционная программа / Ковалева И. В. - Москва : АЙРИС ПРЕСС, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – как средство профилактики агрессии у детей раннего возраста.

В этом небольшом докладе описаны некоторые методы, приемы  и средства, которые я использую в своей работе для профилактики детского агрессивного поведения....

Опыт работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

Описание опыта работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста». Раскрывается новизна, актуальность, технология опыта....

Игры для профилактики агрессии у детей раннего возраста.

Игры для профилактики агрессии у детей раннего возраста....

Сообщение "Игра как средство профилактики агрессии у детей раннего возраста"

В сообщении расказывается откуда берётся агрессия у малышей, даются приёмы по её предотвращению. Приводятся игры для предотвращения агрессивного поведения. Дан конспект психокоррекционного  занят...