Проект "Камешки Марблс - маленькие помощники"
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)

     Нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства – а ведь, как известно, познание мира начинаются с удивления. Заинтересованность детей к маленьким стеклышкам, предметам подвела к применению камешков Марблс. Марблс - это нетрадиционный способ обучения. Они являются интересным дидактическим материалом. Сама суть Марблс побуждает активность детей.

     Использование этих камушков в работе не требует длительной подготовки к занятию. Все камушки хранятся в отдельном контейнере, необходимо просто выбрать нужный камешек. Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи, памяти, мышления детей. Проведение игр с камешками Марлбс или даже простое их перебирание, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка более спокойным, снимает напряжение, воспитывает любознательность. Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который мы бы советовали использовать в работе не только учителя - логопеда, но и воспитателей. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marbls.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города

Новосибирска "Детский сад №72 "Мир детства"

630027, область Новосибирская, город Новосибирск, Калининский район, улица

Макаренко,46 телефон: 8(383)272-64-10, e-mail:mdou72@yandex.ru

Проект

« Камешки Марблс- маленькие помощники"

для детей старшего дошкольного возраста

Авторы проекта:

Сашенко С.В.- воспитатель высшей

квалификационной категории

                                                                                 Решетова Н.А. – учитель-логопед

Новосибирск, 2021

Краткая аннотация проекта

     Нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства – а ведь, как известно, познание мира начинаются с удивления. Заинтересованность детей к маленьким стеклышкам, предметам подвела к применению камешков Марблс. Марблс - это нетрадиционный способ обучения. Они являются интересным дидактическим материалом. Сама суть Марблс побуждает активность детей.

     Использование этих камушков в работе не требует длительной подготовки к занятию. Все камушки хранятся в отдельном контейнере, необходимо просто выбрать нужный камешек. Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи, памяти, мышления детей. Проведение игр с камешками Марлбс или даже простое их перебирание, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка более спокойным, снимает напряжение, воспитывает любознательность. Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который мы бы советовали использовать в работе не только учителя - логопеда, но и воспитателей. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В.А.Сухомлинский

Актуальность проекта 

В последние годы отмечается неуклонный рост речевых патологий у детей дошкольного возраста.

   Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. 

   Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН также провели исследования и подтвердили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова «Ребёнок учится говорить», М., 1973). Развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук.

   Рука настолько тесно связана с нашим мышлением и трудом, что стала вспомогательной частью речи. Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков.

   Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для нас стали камешки Марблс.

Работа  с  разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию - эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

 Проект рассчитан на 6 месяцев. Общая стоимость проекта 38840 рублей, запрашиваемая сумма 4000 рублей.

Тип проекта: познавательно -  творческий - практический

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, логопед, родители.

Цель и задачи проекта

 Целью данного проекта является формирование у детей дошкольного возраста познавательной, речевой  активности через ознакомление с камешками Марблс.

Задачи:

1.    Развивать мелкую моторику пальцев рук детей

2.   Совершенствовать у дошкольников ориентировку в пространстве и на листе бумаги

3.   Сенсорное развитие детей

4.   Формировать навыки совместной деятельности

5.    Развивать все компоненты речевой деятельности дошкольников

6.   Разработать систему применения игр и упражнений с камешками Марблс в ходе данного проекта

7.   Повышать психолого-педагогическую компетенцию педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей

     8. Воспитывать атмосферу дружелюбия, создавать положительный настрой.  

         В проекте представлен поэтапный, целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признается субъектная позиция ребенка, осуществляется стимулирование его активности через участие в различных видах деятельности.

В ходе реализации проекта  разработана система мероприятий с родителями и детьми.

Готовность к реализации проекта

Оценивая условия педагогической деятельности, можно сказать, что в нашем дошкольном учреждении создано ресурсное обеспечение для реализации проекта:

Нормативно-правовое обеспечение:

- Конституция Российской Федерации от 01.07.2020 г.

- Конвенция о правах ребенка, принятой резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.

- Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019г).

- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).

 -Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N 28 г. "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» -Приказом МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»,  

- Устав МАДОУ д/с № 72.

- Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ д/с № 72.

Информационное обеспечение:

Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, поэтому представить себе работу современного детского сада без них невозможно. Имеется официальный сайт ДОУ в сети Интернет.

Материально-техническое обеспечение:

Детский сад оснащен техническими средствами:  ноутбуком, музыкальным центром, мобильным мультимедийным проектором, фотоаппаратом, принтером, интерактивной доской.

Развивающая предметно - пространственная среда в группе безопасна, содержательно - насыщена, дети могут использовать различные составляющие предметной среды, в свободном доступе игры, игрушки, пособия,  различные центры, в том числе «Центр науки и природы», в котором для расширения кругозора о мире предметов находятся энциклопедии познавательного содержания; иллюстрированный материал по обобщающим темам, для формирования представлений детей о предметах рукотворного мира, об истории вещей, о различных материалах. Так же имеются познавательные плакаты, есть алгоритмы описания свойств и качества материалов; дидактические игры на закрепление качественных характеристик предметов.

В методическом кабинете имеются журналы по дошкольному образованию, библиотека постоянно пополняется методической литературой. Имеется  игровой материал, наглядные и учебные пособия в соответствии с возрастом и направления деятельности; технические средства обучения: СД и ДВД диски с мультфильмами, обучающими фильмами, презентации по темам, мини - музей «История вещей».

Кадровое обеспечение:

Административно-управленческий персонал (заведующая, старший воспитатель), педагогический (воспитатели, учитель-логопед, помощники воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, педагог-психолог), технический (заведующий по хозяйственной части, врач, медицинская сестра, повара, рабочие прачечной).

Этапы, содержание и методы реализации проекта

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

Подготовительный этап

1.Изучение методической литературы по теме.

2.Приобретение необходимых материалов.

3.Подбор и изготовление материала по теме

4. Подготовка материалов для информирования родителей ( стендовая информация, размещение информации  на сайте МАДОУ№72 ссылка gazeta.mirdetstva@gmail.com  консультации)

 (Приложение № 1)

5. Картотека игр с  использованием «Камешков Марблс» (Приложение №2)

 

январь - февраль

февраль

февраль - март

март

воспитатели, учитель-логопед

воспитатели

воспитатели, учитель-логопед

воспитатели, учитель-логопед

Основной этап

1.Создание презентации «История создания камней Марблс» (Приложение 3)

2.Использование инновационной технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми посредством дидактических игр и речевых упражнений

(Приложение №4)

3.Изготовление книжек – малышек «Приключение цветных камешков» (Приложение №5)

3.Творчество детей "Превращение камушка" (Приложение 6)

4.Проведение ННОД (Приложение №7)

февраль

февраль - май

март

апрель

май

родители

воспитатели,

учитель-логопед

родители

воспитатели

воспитатели

Заключительный этап

Итоговая презентация для педагогов результатов проектной деятельности, дидактических пособий.

Май

воспитатели, учитель-логопед

Прогнозируемые конечные результаты деятельности

1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию творческих способностей детей,
мелкой моторики  

 2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросе речевого развития детей. 
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом   процессе коррекционно-воспитательной работы. 
4. Использование камешков Марблс в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности.

5. Создание и в  группах  развивающей среды с использованием камешков Марблс. 

 В результате реализации проекта,  получили следующие результаты:

1. Сформирована устойчивая мотивация детей к речевой самореализации, у них повысился интерес к речевым играм и упражнениям
2. Проведена работа по повышению грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказанию им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
3. Повышена профессиональная компетентность педагогов ДОУ в вопросе использования камешков Марблс в воспитательно – образовательном процессе.

4. Кабинет пополнен  играми и пособиями с камешками Марблс.

Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции

Риски

Преодоление

1.

2.

3.

4.

Вероятность недостаточной подготовки ресурсной базы для реализации отдельных направлений и мероприятий.

Отсутствие профессиональной инициативы педагогов ДОУ.

Отсутствие у родителей желания сотрудничать в рамках проекта, не видят перспективы.

Недостаточный уровень знаний у детей.

Своевременный анализ достаточности ресурсной базы для реализации мероприятий проекта и определение комплекса мер по преодолению недостатков.

Использовать возможности по стимулированию педагогов, вовлечению их в деятельность.

Провести мастер - классы, конкурсы, круглые столы в группе, освещать этапы работы по проекту.

Использовать инновационные технологии.

Практическая значимость результатов

      Данный проект необходим   педагогам, учителю-логопеду, детям и родителям, так как коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, не утомительными.

       Реализация проекта и прогнозируемые результаты помогли выстроить  партнёрские отношения, с разделением зон ответственности, с пониманием родителями того, что дошкольное учреждение создано в помощь им. Повысился уровень компетенции родителей о значимости по теме, для формирования у детей познавательной и речевой активности.

        Проект позволил сформировать у детей познавательную, речевую активность через ознакомление с нестандартным оборудованием. Повысился контроль  за собственной речью.

Педагоги в течение учебного года, в процессе профессиональной деятельности без отрыва от производства, смогли повысить свой уровень профессиональной компетентности.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Оценка эффективности проекта  будет проводиться  по трем направлениям: дети, родители и педагоги.

Оценка качества овладения метода проектирования педагогов  оценивается   старшим воспитателем, заведующим детским садом.

       Оценка качества работы с родителями  оценивалась  по их стремлению активно участвовать в жизни ДОУ.

 (Приложение № 3, № 5).

     Эффективность мероприятий, проводимых с детьми  оцениваться по их активности, внутренней мотивации к познавательной деятельности, удовлетворенности от участия в проектной деятельности через беседы, игры, по анализу продуктов творчества (Приложение №4,6).  В результате реализации проекта  значительно выросли  речевые возможности детей.  

Бюджет проекта

Вид расхода

Имеющиеся средства

Требуемые средства

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Канцтовары, бумага, папки-вкладыши (файлы), папки для хранения материалов, плёнка для ламинирования.

Цветные  картриджи

Методическая литература

Наглядный иллюстрированный материал

Ламинатор

Камушки Марблс

Компьютер

Принтер

Фотоаппарат

500

1000

1000

7000

840

20000

5000

3500

1000

1000

1000

1000

Итого:

38840

4000

Функционал участников проекта

Функционал участников

Функции

Педагоги

Дети

Родители

1 этап: выбор темы, формирование проблемы, цели и задач, определение продукта проекта, составление плана работы, назначение ответственных,  проведениеанкетирования, мониторинга.

 2 этап: введение детей в проблемную ситуацию, организация деятельности.

3 этап: реализация проектных задач, проведение основных мероприятий по плану, привлечение родителей.

4 этап: защита проекта, подведение итогов.

1 этап: вхождение в проблему, принятие задач, вживание в игровую ситуацию.

2 этап: участие в образовательной, совместной практической деятельности

3 этап: формирование специфических знаний, умений, навыков, обсуждение результатов деятельности.

4 этап: формирование умений осознавать собственную деятельность.

1 этап: анкетирование

2 этап: ознакомление с основными этапами проектной деятельности.

3 этап: источники информации для детей, участники вместе с детьми в проектной деятельности.

4 этап: интерес к сотрудничеству с детским садом,мотивация к дальнейшей  деятельности.

           Перечень источников 

  1. Акименко  В.М. Новые логопедические технологии. – М.: Издательство Творческий центр. Сфера. 2009. 113с.  
  2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. М.: ООО «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003» 2015. Наглядно-дидактические пособия для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
  3. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и  социальным окружением.М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  4. Дыбина О.В. Что было до… М.: ТЦ Сфера, 2014.
  5. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. М: ТЦ Сфера, 2010.
  6. Вартапетова, Г. М. Гребенникова И. Н., Прохорова А. В., Кирякина Л. И. Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе / Метод. Рекомендации для психологов, логопедов, воспитателей / Новосибирск: Изд - во НИПК и ПРО, 2005.
  7. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 144с.
  8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием. – М.: АРКИ, 2002. – 144 с. (Библиотека практикующего логопеда)
  9. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учебно-методическое пособие. М.: 1994 – 95с.
  10. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Издательство «Детство- Пресс» 2012- -93с
  11. Кабанова Т.В., Домнина О.В.  Тестовая диагностика.  Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 104с.
  12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления. Методическое пособие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.- 48с.
  13. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР.- М.: ТЦ Сфера, 2012.- 64с.
  14. Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста - СПб ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.- 80с.
  15. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое

            пособие СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 64с.

  1. Рыжкова Л.В., Методика работы со сказкой: методическое пособие.- СПб.: ООО  «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.- 160с.
  2. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 5-7  лет. -  М.: ТЦ Сфера, 2010. 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Камешки "Марблс" - разноцветное счастье детей"

     Зная возможности нетрадиционных методов и технологий, я решила применить в работе с детьми такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелк...

Педагогический проект "Камешки Марблс"

Развитие моторики рук, мышления и речи детей, применяя игры с камешками Марблс....

Проект «Большие дела маленьких помощников»

В связи с ухудшением экологической ситуации возрастают требования государства и общества к уровню экологической культуры подрастающего поколения. Чтобы нашу природу оставить «живой» нужна ...

Отчёт по проекту «Большие дела маленьких помощников»

В связи с ухудшением экологической ситуации возрастают требования государства и общества к уровню экологической культуры подрастающего поколения. Чтобы нашу природу оставить «живой» нужна ...

Конспект занятия "Марблс - маленькие помощник,больших дел"

Знакомство дошкольников с инновационной технолгией...