Проект "Камешки Марблс - маленькие помощники"
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)
Нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства – а ведь, как известно, познание мира начинаются с удивления. Заинтересованность детей к маленьким стеклышкам, предметам подвела к применению камешков Марблс. Марблс - это нетрадиционный способ обучения. Они являются интересным дидактическим материалом. Сама суть Марблс побуждает активность детей.
Использование этих камушков в работе не требует длительной подготовки к занятию. Все камушки хранятся в отдельном контейнере, необходимо просто выбрать нужный камешек. Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи, памяти, мышления детей. Проведение игр с камешками Марлбс или даже простое их перебирание, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка более спокойным, снимает напряжение, воспитывает любознательность. Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который мы бы советовали использовать в работе не только учителя - логопеда, но и воспитателей. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marbls.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города
Новосибирска "Детский сад №72 "Мир детства"
630027, область Новосибирская, город Новосибирск, Калининский район, улица
Макаренко,46 телефон: 8(383)272-64-10, e-mail:mdou72@yandex.ru
Проект
« Камешки Марблс- маленькие помощники"
для детей старшего дошкольного возраста
Авторы проекта:
Сашенко С.В.- воспитатель высшей
квалификационной категории
Решетова Н.А. – учитель-логопед
Новосибирск, 2021
Краткая аннотация проекта
Нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства – а ведь, как известно, познание мира начинаются с удивления. Заинтересованность детей к маленьким стеклышкам, предметам подвела к применению камешков Марблс. Марблс - это нетрадиционный способ обучения. Они являются интересным дидактическим материалом. Сама суть Марблс побуждает активность детей.
Использование этих камушков в работе не требует длительной подготовки к занятию. Все камушки хранятся в отдельном контейнере, необходимо просто выбрать нужный камешек. Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи, памяти, мышления детей. Проведение игр с камешками Марлбс или даже простое их перебирание, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка более спокойным, снимает напряжение, воспитывает любознательность. Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который мы бы советовали использовать в работе не только учителя - логопеда, но и воспитателей. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В.А.Сухомлинский
Актуальность проекта
В последние годы отмечается неуклонный рост речевых патологий у детей дошкольного возраста.
Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи.
Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН также провели исследования и подтвердили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова «Ребёнок учится говорить», М., 1973). Развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук.
Рука настолько тесно связана с нашим мышлением и трудом, что стала вспомогательной частью речи. Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков.
Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для нас стали камешки Марблс.
Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию - эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Проект рассчитан на 6 месяцев. Общая стоимость проекта 38840 рублей, запрашиваемая сумма 4000 рублей.
Тип проекта: познавательно - творческий - практический
Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, логопед, родители.
Цель и задачи проекта
Целью данного проекта является формирование у детей дошкольного возраста познавательной, речевой активности через ознакомление с камешками Марблс.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук детей
2. Совершенствовать у дошкольников ориентировку в пространстве и на листе бумаги
3. Сенсорное развитие детей
4. Формировать навыки совместной деятельности
5. Развивать все компоненты речевой деятельности дошкольников
6. Разработать систему применения игр и упражнений с камешками Марблс в ходе данного проекта
7. Повышать психолого-педагогическую компетенцию педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей
8. Воспитывать атмосферу дружелюбия, создавать положительный настрой.
В проекте представлен поэтапный, целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признается субъектная позиция ребенка, осуществляется стимулирование его активности через участие в различных видах деятельности.
В ходе реализации проекта разработана система мероприятий с родителями и детьми.
Готовность к реализации проекта
Оценивая условия педагогической деятельности, можно сказать, что в нашем дошкольном учреждении создано ресурсное обеспечение для реализации проекта:
Нормативно-правовое обеспечение:
- Конституция Российской Федерации от 01.07.2020 г.
- Конвенция о правах ребенка, принятой резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.
- Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019г).
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N 28 г. "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» -Приказом МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»,
- Устав МАДОУ д/с № 72.
- Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ д/с № 72.
Информационное обеспечение:
Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, поэтому представить себе работу современного детского сада без них невозможно. Имеется официальный сайт ДОУ в сети Интернет.
Материально-техническое обеспечение:
Детский сад оснащен техническими средствами: ноутбуком, музыкальным центром, мобильным мультимедийным проектором, фотоаппаратом, принтером, интерактивной доской.
Развивающая предметно - пространственная среда в группе безопасна, содержательно - насыщена, дети могут использовать различные составляющие предметной среды, в свободном доступе игры, игрушки, пособия, различные центры, в том числе «Центр науки и природы», в котором для расширения кругозора о мире предметов находятся энциклопедии познавательного содержания; иллюстрированный материал по обобщающим темам, для формирования представлений детей о предметах рукотворного мира, об истории вещей, о различных материалах. Так же имеются познавательные плакаты, есть алгоритмы описания свойств и качества материалов; дидактические игры на закрепление качественных характеристик предметов.
В методическом кабинете имеются журналы по дошкольному образованию, библиотека постоянно пополняется методической литературой. Имеется игровой материал, наглядные и учебные пособия в соответствии с возрастом и направления деятельности; технические средства обучения: СД и ДВД диски с мультфильмами, обучающими фильмами, презентации по темам, мини - музей «История вещей».
Кадровое обеспечение:
Административно-управленческий персонал (заведующая, старший воспитатель), педагогический (воспитатели, учитель-логопед, помощники воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, педагог-психолог), технический (заведующий по хозяйственной части, врач, медицинская сестра, повара, рабочие прачечной).
Этапы, содержание и методы реализации проекта
Вид деятельности | Сроки | Ответственные |
Подготовительный этап | ||
1.Изучение методической литературы по теме. 2.Приобретение необходимых материалов. 3.Подбор и изготовление материала по теме 4. Подготовка материалов для информирования родителей ( стендовая информация, размещение информации на сайте МАДОУ№72 ссылка gazeta.mirdetstva@gmail.com консультации) (Приложение № 1) 5. Картотека игр с использованием «Камешков Марблс» (Приложение №2)
| январь - февраль февраль февраль - март март | воспитатели, учитель-логопед воспитатели воспитатели, учитель-логопед воспитатели, учитель-логопед |
Основной этап | ||
1.Создание презентации «История создания камней Марблс» (Приложение 3) 2.Использование инновационной технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми посредством дидактических игр и речевых упражнений (Приложение №4) 3.Изготовление книжек – малышек «Приключение цветных камешков» (Приложение №5) 3.Творчество детей "Превращение камушка" (Приложение 6) 4.Проведение ННОД (Приложение №7) | февраль февраль - май март апрель май | родители воспитатели, учитель-логопед родители воспитатели воспитатели |
Заключительный этап | ||
Итоговая презентация для педагогов результатов проектной деятельности, дидактических пособий. | Май | воспитатели, учитель-логопед |
Прогнозируемые конечные результаты деятельности
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию творческих способностей детей,
мелкой моторики
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросе речевого развития детей.
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
4. Использование камешков Марблс в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности.
5. Создание и в группах развивающей среды с использованием камешков Марблс.
В результате реализации проекта, получили следующие результаты:
1. Сформирована устойчивая мотивация детей к речевой самореализации, у них повысился интерес к речевым играм и упражнениям
2. Проведена работа по повышению грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказанию им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
3. Повышена профессиональная компетентность педагогов ДОУ в вопросе использования камешков Марблс в воспитательно – образовательном процессе.
4. Кабинет пополнен играми и пособиями с камешками Марблс.
Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции
№ | Риски | Преодоление |
1. 2. 3. 4. | Вероятность недостаточной подготовки ресурсной базы для реализации отдельных направлений и мероприятий. Отсутствие профессиональной инициативы педагогов ДОУ. Отсутствие у родителей желания сотрудничать в рамках проекта, не видят перспективы. Недостаточный уровень знаний у детей. | Своевременный анализ достаточности ресурсной базы для реализации мероприятий проекта и определение комплекса мер по преодолению недостатков. Использовать возможности по стимулированию педагогов, вовлечению их в деятельность. Провести мастер - классы, конкурсы, круглые столы в группе, освещать этапы работы по проекту. Использовать инновационные технологии. |
Практическая значимость результатов
Данный проект необходим педагогам, учителю-логопеду, детям и родителям, так как коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, не утомительными.
Реализация проекта и прогнозируемые результаты помогли выстроить партнёрские отношения, с разделением зон ответственности, с пониманием родителями того, что дошкольное учреждение создано в помощь им. Повысился уровень компетенции родителей о значимости по теме, для формирования у детей познавательной и речевой активности.
Проект позволил сформировать у детей познавательную, речевую активность через ознакомление с нестандартным оборудованием. Повысился контроль за собственной речью.
Педагоги в течение учебного года, в процессе профессиональной деятельности без отрыва от производства, смогли повысить свой уровень профессиональной компетентности.
Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Оценка эффективности проекта будет проводиться по трем направлениям: дети, родители и педагоги.
Оценка качества овладения метода проектирования педагогов оценивается старшим воспитателем, заведующим детским садом.
Оценка качества работы с родителями оценивалась по их стремлению активно участвовать в жизни ДОУ.
(Приложение № 3, № 5).
Эффективность мероприятий, проводимых с детьми оцениваться по их активности, внутренней мотивации к познавательной деятельности, удовлетворенности от участия в проектной деятельности через беседы, игры, по анализу продуктов творчества (Приложение №4,6). В результате реализации проекта значительно выросли речевые возможности детей.
Бюджет проекта
№ | Вид расхода | Имеющиеся средства | Требуемые средства |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Канцтовары, бумага, папки-вкладыши (файлы), папки для хранения материалов, плёнка для ламинирования. Цветные картриджи Методическая литература Наглядный иллюстрированный материал Ламинатор Камушки Марблс Компьютер Принтер Фотоаппарат | 500 1000 1000 7000 840 20000 5000 3500 | 1000 1000 1000 1000 |
Итого: | 38840 | 4000 |
Функционал участников проекта
Функционал участников | Функции |
Педагоги Дети Родители | 1 этап: выбор темы, формирование проблемы, цели и задач, определение продукта проекта, составление плана работы, назначение ответственных, проведениеанкетирования, мониторинга. 2 этап: введение детей в проблемную ситуацию, организация деятельности. 3 этап: реализация проектных задач, проведение основных мероприятий по плану, привлечение родителей. 4 этап: защита проекта, подведение итогов. 1 этап: вхождение в проблему, принятие задач, вживание в игровую ситуацию. 2 этап: участие в образовательной, совместной практической деятельности 3 этап: формирование специфических знаний, умений, навыков, обсуждение результатов деятельности. 4 этап: формирование умений осознавать собственную деятельность. 1 этап: анкетирование 2 этап: ознакомление с основными этапами проектной деятельности. 3 этап: источники информации для детей, участники вместе с детьми в проектной деятельности. 4 этап: интерес к сотрудничеству с детским садом,мотивация к дальнейшей деятельности. |
Перечень источников
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – М.: Издательство Творческий центр. Сфера. 2009. 113с.
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. М.: ООО «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003» 2015. Наглядно-дидактические пособия для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Дыбина О.В. Что было до… М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. М: ТЦ Сфера, 2010.
- Вартапетова, Г. М. Гребенникова И. Н., Прохорова А. В., Кирякина Л. И. Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе / Метод. Рекомендации для психологов, логопедов, воспитателей / Новосибирск: Изд - во НИПК и ПРО, 2005.
- Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 144с.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием. – М.: АРКИ, 2002. – 144 с. (Библиотека практикующего логопеда)
- Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учебно-методическое пособие. М.: 1994 – 95с.
- Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Издательство «Детство- Пресс» 2012- -93с
- Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика. Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 104с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления. Методическое пособие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.- 48с.
- Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР.- М.: ТЦ Сфера, 2012.- 64с.
- Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста - СПб ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.- 80с.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое
пособие СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 64с.
- Рыжкова Л.В., Методика работы со сказкой: методическое пособие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.- 160с.
- Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2010. 192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Камешки "Марблс" - разноцветное счастье детей"
Зная возможности нетрадиционных методов и технологий, я решила применить в работе с детьми такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелк...
Педагогический проект "Камешки Марблс"
Развитие моторики рук, мышления и речи детей, применяя игры с камешками Марблс....
Творческий проект Камешки Марблс
Проект...
Проект «Большие дела маленьких помощников»
В связи с ухудшением экологической ситуации возрастают требования государства и общества к уровню экологической культуры подрастающего поколения. Чтобы нашу природу оставить «живой» нужна ...
Отчёт по проекту «Большие дела маленьких помощников»
В связи с ухудшением экологической ситуации возрастают требования государства и общества к уровню экологической культуры подрастающего поколения. Чтобы нашу природу оставить «живой» нужна ...
Конспект занятия "Марблс - маленькие помощник,больших дел"
Знакомство дошкольников с инновационной технолгией...