Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группы 5 - 6 лет комбинированной направленности с ТНР
методическая разработка по коррекционной педагогике

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группы 5 - 6 лет комбинированной направленности с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группы 5 - 6 лет комбинированной направленности с ТНР

Реализуя задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» проводится совместная деятельность воспитателя с педагогом дополнительного образования по созданию условий для:

 – развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества;

 – развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;

– приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Образовательная деятельность в рамках указанной области проводится согласованно с тематикой логопедической работы, проводимой логопедом. Основной формой работы по художественно-эстетическому воспитанию и организации изобразительной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи в старшем дошкольном возрасте являются занятия, в ходе которых у детей формируются образы-представления о реальных и сказочных объектах, развивается кинестетическая основа движений, совершенствуются операционально-технические умения. На занятиях создаются условия для максимально возможной самостоятельной деятельности детей, исходя из особенностей их психомоторного развития. У детей формируются устойчивое положительное эмоциональное отношение и интерес к изобразительной деятельности, усиливается ее социальная направленность, развивается анализирующее восприятие, закрепляются представления детей о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, развиваются наглядно-образное мышление, эстетические предпочтения. В данный период обучения изобразительная деятельность должна стать основой, интегрирующей перцептивное и эстетико-образное видение детей, максимально стимулирующей развитие их тонкой моторики и речи. Обучение изобразительной деятельности осуществляется в ходе специально организованных занятий и в свободное время. В каждой группе необходимо создать условия для изобразительной деятельности детей (самостоятельной или совместной со взрослым). Элементы рисования, лепки, аппликации включаются в логопедические занятия, в занятия по развитию речи на основе формирования представлений о себе и об окружающем мире, вводится сюжетное рисование.

Планирование совместной деятельности воспитателя с педагогом дополнительного образования

для детей старшей группы 5 - 6 лет комбинированной направленности с ТНР

Неделя

Лексическая тема

Вид образовательной деятельности. Тема.

Деятельность педагога дополнительного образования

Деятельность  воспитателя

ОКТЯБРЬ

I

неделя

Лексическая тема «Осень»

Аппликация из осенних листьев «Осенние картины»

Создание предметных и сюжетных композиций из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян.

Создание выставки работ по аппликации «Осенние картины»

II

неделя

Лексическая тема «Деревья осенью»

Рисование

«Деревья в нашем городе»

Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны.

Познакомить детей с понятием «лиственное дерево»

Загадывание загадок,

беседа, чтение стихов,  словарная работа с детьми на тему: «Деревья в нашем городе»

Аппликация

«Осеннее дерево»

Побуждение к составлению композиции из вырезанных деталей (ладошек) на основе объединяющего образа (ствол, крона дерева).

Создание выставки работ по аппликации «Осеннее дерево»

III

неделя

Лексическая тема «Огород. Овощи»

Рисование «Загадки с грядки»

Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении; развитие воображения.

Загадывание загадок с детьми на тему: «Овощи»

Чтение стихов-овощи на грядках

Лепка «Осенний натюрморт»

Учить детей создавать объемные композиции (натюрморты). Совершенствовать изобразительную технику (самостоятельно выбирать  способ и приемы лепки).

Рассматривание овощей, беседа об овощах и фруктах;

Рассматривание репродукции картин известных художников с изображением натюрмортов

Прекрасен наш осенний сад

IV

неделя

Лексическая тема «Сад. Фрукты»

Рисование «Осенний натюрморт»

Учить передавать разные формы, располагать изображение на весь лист, уметь рисовать разными приемами.

Описание натюрморта

Аппликация «Осенний натюрморт»

Вырезать из бумаги овальные, вытянутые и круглые формы. Передавать особенности формы фруктов. Учить поиску цветовых решений, композиционному решению на листе бумаги.

Создание выставки работ по аппликации «Осенний натюрморт»

V

неделя

Лексическая тема «Лес. Грибы»

Рисование

«Гриб мухомор»

Учить рисовать гриб мухомор из частей (шляпка, ножка, юбочка). 

Рассказать детям, что Мухомор красный гриб - опасный.

Мухомор – красивый гриб, только очень ядовит.

Загадывание загадок о грибах

Аппликация «Грибы»

Учить передавать в аппликации композицию из трех грибов на траве, познакомить детей со способом парного вырезывания одинаковых частей предметов из листа бумаги, сложенного вдвое; закреплять приемы плавного закругленного разреза при вырезывании шляпок и ножек грибов; Упражнять детей в различении оттенков красного, коричневого и оранжевого цвета

Создание выставки работ по аппликации «Грибы»

НОЯБРЬ

I

неделя

Лексическая тема «Лесные ягоды»

Рисование «Лесные ягоды. Золотая хохлома»

Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи.

Беседа

Хохлома –это название торгового села, куда производили на продажу расписную деревянную посуду. Показать детям несколько хохломских изделий (сувениры, ложки) рассказать

о хохломской посуде, что на посуде лесные ягоды

Аппликация «Ягоды»

Совершенствовать творческие способности детей посредством работы с бумагой

Создание выставки работ по аппликации «Ягоды»

II

неделя

Лексическая тема «Человек. Части тела и лица»

Рисование «Портрет»

Рисование детского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (себя).

Создание выставки работ по рисованию «Портрет»

Аппликация «Портрет»

Закрепить умение вырезать. Учиться передавать особенности внешнего вида. Вызывать интерес к поиску изобразительно – выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально.

Рассматривание портретов, беседа, чтение стихотворения Е.Стеквашовой «Почему я не такой?»

III

неделя

Лексическая тема «Cемья»

Рисование «Моя семья»

Учиться рисовать характерные черты внешности; воспитывать положительные родственные отношения, выражая свои чувства в рисунке.

Рассказать, что семья – это  счастье, любовь и удача.

Чтение художественной литературы на тему «Семья» сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», С Маршак «Сказка о глупом мышонке»

Пластилинография «Моя семья»

Познакомить с понятиями: одиночный портрет и групповой. Учить передавать возрастные особенности. Обратить внимание на симметричность лица, схожесть с натурой.

Разучивание пословиц, поговорок о семье;

-семейное чтение по теме «Моя дружная семья»;

-игра «У дедушки Трифона»,  пальчиковая игра «Семья»

IV

неделя

Лексическая тема «Мой дом. Моя семья»

Рисование «Дом, в котором я живу. Заснеженный дом».

Создание выразительного образа заснеженного дома, творческое применение разных техник аппликации (симметричная, обрывная, накладная).

Создание выставки работ

«Дом, в котором я живу»

Конструирование «Мой дом»

Учить самостоятельно выбирать материал для изготовления домика, в соответствии с выбранной схемой. Учить детей соединять детали дома. Воспитывать аккуратность; желание довести начатое дело до конца.

Загадывание загадок с детьми на тему: «Мой дом родной»

Просмотр презентаций на тему: «Проектирование и строительство высотных зданий»

ДЕКАБРЬ

I

неделя

Лексическая тема «Домашние птицы»

Рисование «Храбрый петушок»

Учить детей создавать выразительный образ петушка акварельными красками; закрепить умение рисовать в заданной последовательности; совершенствовать технику владения кистью; воспитывать любовь и уважение к домашней птице.

Чтение стихотворения «Храброго петушка»

Беседа о характере петушка в этом стихотворении?(Он храбрый, отважный, смелый, Защитник курочек цыплят), Шагает как Наполеон

Аппликация «Гусь».

Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги.

Создание выставки работ по аппликации «Гусь»

II

неделя

Лексическая тема «Зимующие птицы»

Рисование «Зимующие птицы»

Совершенствовать технику рисования акварельными красками; закреплять навык изображения птиц; формировать умение работать самостоятельно, аккуратно, внимательно.

Создание выставки работ по рисованию «Зимующие птицы»

Лепка «Снегирь»

Учить детей лепить птиц: воробья, снегиря, синицу. Передавать их строение: туловище, голова, лапы, хвост; и позу: стоит, летит, клюет. Учить дополнять работу деталями, путем налепа делать крылья, глаза и клюв.

Создание выставки работ по лепке

«Снегири»

III

неделя

Лексическая тема «Зима»

Рисование «Белая береза под моим окном…» (зимний пейзаж).

Изображение зимней (серебряной) берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.

Закрепить знания детей о характерных  особенностях природы зимой

Показать детям картину пейзаж природы- зима

Аппликация «Новогодняя открытка».

Продолжать учить работать с трафаретами, аккуратно наклеивать элементы, не размазывая клей по основе.

Создание выставки работ по аппликации «Новогодняя открытка»

IV

неделя

Лексическая тема «Праздник елки»

Рисование «Зимняя новогодняя веточка».

Рисование еловой ветки с натуры; создание коллективной композиции «рождественский венок».

Чтение художественной литературы «Зимняя сказка»

Конструирование «Были бы у елочки ножки».

Побуждать детей к обобщению известных им способов конструирования из бумаги при их переносе в новую ситуацию. Развивать творчество, интеллектуальную инициативу, стремление к поиску новых решений с опорой на уже знакомые способы конструирования.

Создание выставки работ по конструированию из бумаги «Были бы у елочки ножки».

ЯНВАРЬ

III

неделя

Лексическая тема «Зимние забавы»

Рисование «Спортивные снеговики»

Формировать умение создавать выразительный образ снеговика в движении.

Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снеговик»

Лепка «Дети на прогулке зимой» (коллективная работа)

Развивать умение детей вдвоем выполнять общую работу: договариваться о содержании лепки, согласовывать величину фигурок, их размещение на общей подставке в соответствии с выбранным сюжетом; продолжать учить детей передавать движение персонажей.

Создание выставки работ по лепке «Дети на прогулке зимой»

IV

неделя

Лексическая тема «Одежда»

Рисование «Платье для мамы».

Обучать детей задумывать и воплощать задуманный узор в работе.

Создание выставки работ по рисованию «Платье для мамы».

Конструирование «Одежда для Аленки»

Формировать умение различать симметричные и асимметричные предметы; Упражнять в вырезании одежды симметричным способом для картонных кукол;

Упражнять в изготовлении выкройки по картонным лекалам-выкройкам; Воспитывать импатию к результатам труда других детей.

Чтение сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»

Рассматривание платья Аленушки

V

неделя

Лексическая тема «Обувь»

Рисование «Сапожки для кота»

Учить использовать в работе 3 цвета (жёлтый, зелёный, голубой).

Выработать у детей представление о составлении узора путём окрашенных ниток.

Учить располагать элементы узора в соответствии с формой, развивать воображение, художественный вкус.

Чтение сказки  Шарля Пьеро  «Кот в сапогах»

Конструирование «Веселые чудо-тапочки»

Развивать умение передавать особенности предметов посредством конструирования из бумаги и картона; формировать представление детей о технологии изготовления обуви – летние тапочки;

Игра «ТАПОЧКИ»

Маша тапочки нашла,

Анна Власенко

Сказка про тапочки которые пошли погулять , и что из этого вышло.

ФЕВРАЛЬ

I

неделя

Лексическая тема «Квартира. Мебель»

Рисование «Мебель в комнате»

Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления о мебели будущего. Формировать умение  декорировать мебель декоративной росписью (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами). Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками.

Беседа «Мебель в моей комнате»

Создание выставки работ по рисованию «Мебель в комнате»

Конструирование «Моя любимая комната»

Закреплять умение работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности. Развивать творческое воображение, закреплять название деталей, способы соединения деталей.

Беседы: « Из чего делают мебель?»

«Кто изготавливает мебель?»,

«Мебель в доме», «Мебельная фабрика», «Мебель в моей комнате»

II

неделя

Лексическая тема «Профессии»

Рисование

«Профессии»

Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами).

Развивать творческие способности детей.

Беседа : «Все профессии важны»

Расширять и обогащать знания и представления детей о профессиях, о труде

Аппликация

«Клоун»

Продолжать учить детей пользоваться шаблонами, Учить путем аппликации создавать образ веселого клоуна. Учить подбирать гармонично сочетающиеся цвета.

Создание выставки работ по аппликации «Клоун

III

неделя

Лексическая тема «Транспорт»

Рисование "Машины на улицах города" (коллективная композиция).

Освоение симметричной аппликации - вырезывание машин из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам.

Беседа по правилам дорожного движения на тему; «Улица города»

Формировать представление дошкольников безопасности дорожного движения.

Оригами «Бумажные кораблики»

Вызвать интерес к освоению способов конструирования корабликов из бумаги. Учить «читать» схему и создавать модель последовательно и точно по операциям. Развивать координацию по системе «глаз-рука», восприятие, воображение.

Создание выставки работ «Бумажные кораблики»

IV

неделя

Лексическая тема «Защитники Отечества»

Рисование "Папин портрет"

Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди).

Создание выставки работ по рисованию "Папин портрет"

Аппликация "Поздравительная открытка для папы (дедушки) "

Закреплять: представление о семье; уважительное отношение к своим родным и близким. Развивать художественное творчество.

Создание выставки работ по аппликации «Поздравительная открытка для папы (дедушки)»

МАРТ

I

неделя

Лексическая тема «Мамин праздник. Профессии мам»

Рисование по представлению или с опорой на фотографию "Милой мамочки портрет".

Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы, бабушки, сестры, тёти).

Создание выставки работ по рисованию -"Милой мамочки портрет".

Аппликации «Подарок для мамы».

Освоение техники вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон для получения объемной аппликации;

Создание выставки работ по аппликации «Подарок для мамы»

II

неделя

Лексическая тема «Домашние животные и их детеныши»

Рисование "Кошки на окошке".

Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы.

Чтение стихотворений "Кошки на окошке" Т. Штван Про двух кошек, которые сьели в обед Китекет

Лепка "Лошадки-быстроножки и барашки-круторожки"

Расширять представление детей о народных играх и игрушках. Продолжать знакомство с искусством дымковской игрушки. Учить лепить объемные фигурки по мотивам дымковской игрушки, подбирая характерные элементы и цветосочетания. Развивать чувство формы, пропорций, ритма, цвета. Воспитывать интерес к традициям родной культуры.

Просмотр презентации «Домашние животные»

Продолжать знакомить с домашними животными

Загадывание загадок о домашних животных

III

неделя

Лексическая тема «Дикие животные и их детеныши»

Рисование "Лиса - кумушка и лисонька – голубушка".

Создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности. 

Чтение русской народной сказки:

"Лиса - кумушка и лисонька – голубушка".

Лепка сюжетная на фольге "Дедушка Мазай и зайцы"

Составление коллективной сюжетной композиции из вылепленных фигурок с передачей взаимоотношений между ними по литературному сюжету.

Рассматривание коллективной сюжетной композиции из вылепленных фигурок на фольге "Дедушка Мазай и зайцы

IV

неделя

Лексическая тема «Животные Севера»

Рисование "Животные Севера. Белый медведь"

Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности

Надежда Радченко Белый Медведь чтение стихотворения

Лепка "Пингвины на льдине"

Развивать мелкую моторику пальцев рук; инициировать создание коллективной композиции;

С.Маршак Пингвин сборник стихотворений

АПРЕЛЬ

I

неделя

Лексическая тема «Животные Юга»

Рисование "Животные жарких стран"

Обучить новым техникам рисования «оттиск поролоном» и «оттиск смятой бумагой.

Рассматривание репродукций и фотографий с пейзажами Африки

Конструирование из бумаги "Путешествие в жаркие страны"

Совершенствовать навыки работы детей с бумагой по типу оригами; развивать умения складывать квадратный и прямоугольный лист бумаги в разных направлениях, создавая объемные модели.

Создание выставки работ по конструированию из бумаги "Путешествие в жаркие страны

II

неделя

Лексическая тема «Весна в нашем городе»

Рисование с элементами аппликации "Нежные подснежники"

Воплощение в художественной форме своего представления о первоцветах (подснежниках, пролесках);поиск средств выразительности (тень, ноздреватый снег).

Беседа о весне

Чтение художественной литературы

Чтение рассказа С.Вангели «Подснежники»

Лепка «Весенняя ветка в вазе»

Познакомить с приемами лепки с помощью жгутиков.

Создание выставки работ по лепке «Весенняя ветка в вазе»

III

неделя

Лексическая тема «Весна. Перелетные птицы»

Рисование "Перелетные птицы. Скворец"

Совершенствовать навыки изображения птиц; развивать творческое воображение.

Чтение стихотворения о перелетных птицах

Загадывание загадок

Аппликация "Перелетные птицы"

Закреплять и расширять знания о птицах (особенностях их внешнего вида, условиях обитания).

Создание выставки работ по аппликации «Перелетные птицы»

IV

неделя

Лексическая тема «Весна. Деревья весной»

Рисование "Дерево весной"

Учить детей передавать образ весеннего дерева, его строение и пропорции

Загадывание загадок,

, чтение стихов,  словарная работа, беседа с детьми на тему: «Деревья весной»

Конструирование "Весна-Красна"

Уточнить и закрепить представления детей о признаках весны, выявить простейшие причинно-следственные связи, приобщить детей к изготовлению поделок из различных материалов (пластиковых ложек, коктейльных трубочек, пластилина и др.)

Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу весной;

Беседы о весне;

Чтение художественных произведений о весне

III

неделя

Лексическая тема «Наш город. Наша улица»

Рисование в технике «по мокрому» (цветовая растяжка, лессировка). Весеннее небо над моим городом.

Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому».

Чтение стихотворений

Весеннее небо над моим городом

Аппликация «Дома на нашей улице»

Продолжать учить работать с трафаретом; учить детей работать с меркой, симметрично располагать детали изображения

Создание выставки работ по аппликации «Дома на нашей улице»

IV

неделя

Лексическая тема «Первые весенние цветы. Комнатные растения»

Рисование – экспериментирование «Зеленый май»

Экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение весенней палитры.

Прочитать отрывок из книги «Цветные ладошки», про мальчика который мечтал быть художником, он отправляется в зеленое королевство где начинает экспериментировать с красками, чтобы получить много новых оттенков

Лепка «Волшебный цветок»

Побуждать детей доступными им приемами лепки передавать особенности сказочных образов цветов, добиваясь, выразительности с помощью внесения других материалов. Развивать фантазию, воображение детей.

Рассматривание картинок с изображением цветов, чтение стихотворений о цветах, беседа о цветах

V

неделя

Лексическая тема «Насекомые»

Рисование "Бабочка"

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Учить создавать рисунок в технике «монотипии». Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Беседа с детьми, что бабочки одни из самых прекрасных существ на земле

Рассматривание иллюстраций, Чтение художественной литературы по данной тематике

Аппликация силуэтная симметричная "Нарядные бабочки"

Вырезание силуэтов бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, и оформление по своему желанию

Создание выставки работ по аппликации «Нарядные бабочки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с родителями старшей группы № 17 комбинированной направленности МАДОУ «Колокольчик» на 2017-2018 учебный год

Перспективное планирование работы с родителями старшей группы № 17  комбинированной направленности МАДОУ  «Колокольчик»  на 2017-2018 учебный год...

Конспект коррекционно-развивающей работы с детьми старшей группы "Прогулка в осеннем лесу"

МБДОУ «Детский сад № 146» г. Чебоксары           Конспект коррекционно-развивающей деятельностипо образовательной области «Комм...

Аналитический отчет по итогам образовательной работы с детьми старшей группы комбинированной направленности с ОВЗ №6 «Русалочка»

Воспитательно - образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, рабочей программы, перспективного и календарного планирования в соответствии с годо...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в старшей группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет на тему: «Я и моё имя»

     Цель: формирование ценностного отношения ребёнка к своему  имени, как одной из составляющих позитивного образа «Я». Задачи:Формировать у воспитанников ...

План образовательной работы с детьми старшей группы комбинированной направленности по теме "Огород и сад в порядке - урожай созрел ребятки!"

План образовательной работы с детьми старшей группы комбинированной направленности.Тема: «Огород и сад в порядке – урожай созрел ребятки!» Цель: расширение представлений об осен...

План образовательной работы с детьми подготовительной группы «Б» комбинированной направленности с 03 октября по 07 октября 2022г.

План образовательной работы с детьми подготовительной группы «Б» комбинированной направленностис 03 октября по 07 октября 2022г.Тема: «Огород и сад в порядке – урожай созрел ре...