Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группы 5 - 6 лет комбинированной направленности с ТНР
методическая разработка по коррекционной педагогике
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группы 5 - 6 лет комбинированной направленности с ТНР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группы 5 - 6 лет комбинированной направленности с ТНР
Реализуя задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» проводится совместная деятельность воспитателя с педагогом дополнительного образования по созданию условий для:
– развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества;
– развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
– приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
Образовательная деятельность в рамках указанной области проводится согласованно с тематикой логопедической работы, проводимой логопедом. Основной формой работы по художественно-эстетическому воспитанию и организации изобразительной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи в старшем дошкольном возрасте являются занятия, в ходе которых у детей формируются образы-представления о реальных и сказочных объектах, развивается кинестетическая основа движений, совершенствуются операционально-технические умения. На занятиях создаются условия для максимально возможной самостоятельной деятельности детей, исходя из особенностей их психомоторного развития. У детей формируются устойчивое положительное эмоциональное отношение и интерес к изобразительной деятельности, усиливается ее социальная направленность, развивается анализирующее восприятие, закрепляются представления детей о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, развиваются наглядно-образное мышление, эстетические предпочтения. В данный период обучения изобразительная деятельность должна стать основой, интегрирующей перцептивное и эстетико-образное видение детей, максимально стимулирующей развитие их тонкой моторики и речи. Обучение изобразительной деятельности осуществляется в ходе специально организованных занятий и в свободное время. В каждой группе необходимо создать условия для изобразительной деятельности детей (самостоятельной или совместной со взрослым). Элементы рисования, лепки, аппликации включаются в логопедические занятия, в занятия по развитию речи на основе формирования представлений о себе и об окружающем мире, вводится сюжетное рисование.
Планирование совместной деятельности воспитателя с педагогом дополнительного образования
для детей старшей группы 5 - 6 лет комбинированной направленности с ТНР
Неделя | Лексическая тема | Вид образовательной деятельности. Тема. | Деятельность педагога дополнительного образования | Деятельность воспитателя | |
ОКТЯБРЬ | |||||
I неделя | Лексическая тема «Осень» | Аппликация из осенних листьев «Осенние картины» | Создание предметных и сюжетных композиций из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян. | Создание выставки работ по аппликации «Осенние картины» | |
II неделя | Лексическая тема «Деревья осенью» | Рисование «Деревья в нашем городе» | Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны. | Познакомить детей с понятием «лиственное дерево» Загадывание загадок, беседа, чтение стихов, словарная работа с детьми на тему: «Деревья в нашем городе» | |
Аппликация «Осеннее дерево» | Побуждение к составлению композиции из вырезанных деталей (ладошек) на основе объединяющего образа (ствол, крона дерева). | Создание выставки работ по аппликации «Осеннее дерево» | |||
III неделя | Лексическая тема «Огород. Овощи» | Рисование «Загадки с грядки» | Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении; развитие воображения. | Загадывание загадок с детьми на тему: «Овощи» Чтение стихов-овощи на грядках | |
Лепка «Осенний натюрморт» | Учить детей создавать объемные композиции (натюрморты). Совершенствовать изобразительную технику (самостоятельно выбирать способ и приемы лепки). | Рассматривание овощей, беседа об овощах и фруктах; Рассматривание репродукции картин известных художников с изображением натюрмортов Прекрасен наш осенний сад | |||
IV неделя | Лексическая тема «Сад. Фрукты» | Рисование «Осенний натюрморт» | Учить передавать разные формы, располагать изображение на весь лист, уметь рисовать разными приемами. | Описание натюрморта | |
Аппликация «Осенний натюрморт» | Вырезать из бумаги овальные, вытянутые и круглые формы. Передавать особенности формы фруктов. Учить поиску цветовых решений, композиционному решению на листе бумаги. | Создание выставки работ по аппликации «Осенний натюрморт» | |||
V неделя | Лексическая тема «Лес. Грибы» | Рисование «Гриб мухомор» | Учить рисовать гриб мухомор из частей (шляпка, ножка, юбочка). | Рассказать детям, что Мухомор красный гриб - опасный. Мухомор – красивый гриб, только очень ядовит. Загадывание загадок о грибах | |
Аппликация «Грибы» | Учить передавать в аппликации композицию из трех грибов на траве, познакомить детей со способом парного вырезывания одинаковых частей предметов из листа бумаги, сложенного вдвое; закреплять приемы плавного закругленного разреза при вырезывании шляпок и ножек грибов; Упражнять детей в различении оттенков красного, коричневого и оранжевого цвета | Создание выставки работ по аппликации «Грибы» | |||
НОЯБРЬ | |||||
I неделя | Лексическая тема «Лесные ягоды» | Рисование «Лесные ягоды. Золотая хохлома» | Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи. | Беседа Хохлома –это название торгового села, куда производили на продажу расписную деревянную посуду. Показать детям несколько хохломских изделий (сувениры, ложки) рассказать о хохломской посуде, что на посуде лесные ягоды | |
Аппликация «Ягоды» | Совершенствовать творческие способности детей посредством работы с бумагой | Создание выставки работ по аппликации «Ягоды» | |||
II неделя | Лексическая тема «Человек. Части тела и лица» | Рисование «Портрет» | Рисование детского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (себя). | Создание выставки работ по рисованию «Портрет» | |
Аппликация «Портрет» | Закрепить умение вырезать. Учиться передавать особенности внешнего вида. Вызывать интерес к поиску изобразительно – выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. | Рассматривание портретов, беседа, чтение стихотворения Е.Стеквашовой «Почему я не такой?» | |||
III неделя | Лексическая тема «Cемья» | Рисование «Моя семья» | Учиться рисовать характерные черты внешности; воспитывать положительные родственные отношения, выражая свои чувства в рисунке. | Рассказать, что семья – это счастье, любовь и удача. Чтение художественной литературы на тему «Семья» сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», С Маршак «Сказка о глупом мышонке» | |
Пластилинография «Моя семья» | Познакомить с понятиями: одиночный портрет и групповой. Учить передавать возрастные особенности. Обратить внимание на симметричность лица, схожесть с натурой. | Разучивание пословиц, поговорок о семье; -семейное чтение по теме «Моя дружная семья»; -игра «У дедушки Трифона», пальчиковая игра «Семья» | |||
IV неделя | Лексическая тема «Мой дом. Моя семья» | Рисование «Дом, в котором я живу. Заснеженный дом». | Создание выразительного образа заснеженного дома, творческое применение разных техник аппликации (симметричная, обрывная, накладная). | Создание выставки работ «Дом, в котором я живу» | |
Конструирование «Мой дом» | Учить самостоятельно выбирать материал для изготовления домика, в соответствии с выбранной схемой. Учить детей соединять детали дома. Воспитывать аккуратность; желание довести начатое дело до конца. | Загадывание загадок с детьми на тему: «Мой дом родной» Просмотр презентаций на тему: «Проектирование и строительство высотных зданий» | |||
ДЕКАБРЬ | |||||
I неделя | Лексическая тема «Домашние птицы» | Рисование «Храбрый петушок» | Учить детей создавать выразительный образ петушка акварельными красками; закрепить умение рисовать в заданной последовательности; совершенствовать технику владения кистью; воспитывать любовь и уважение к домашней птице. | Чтение стихотворения «Храброго петушка» Беседа о характере петушка в этом стихотворении?(Он храбрый, отважный, смелый, Защитник курочек цыплят), Шагает как Наполеон | |
Аппликация «Гусь». | Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. | Создание выставки работ по аппликации «Гусь» | |||
II неделя | Лексическая тема «Зимующие птицы» | Рисование «Зимующие птицы» | Совершенствовать технику рисования акварельными красками; закреплять навык изображения птиц; формировать умение работать самостоятельно, аккуратно, внимательно. | Создание выставки работ по рисованию «Зимующие птицы» | |
Лепка «Снегирь» | Учить детей лепить птиц: воробья, снегиря, синицу. Передавать их строение: туловище, голова, лапы, хвост; и позу: стоит, летит, клюет. Учить дополнять работу деталями, путем налепа делать крылья, глаза и клюв. | Создание выставки работ по лепке «Снегири» | |||
III неделя | Лексическая тема «Зима» | Рисование «Белая береза под моим окном…» (зимний пейзаж). | Изображение зимней (серебряной) берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник. | Закрепить знания детей о характерных особенностях природы зимой Показать детям картину пейзаж природы- зима | |
Аппликация «Новогодняя открытка». | Продолжать учить работать с трафаретами, аккуратно наклеивать элементы, не размазывая клей по основе. | Создание выставки работ по аппликации «Новогодняя открытка» | |||
IV неделя | Лексическая тема «Праздник елки» | Рисование «Зимняя новогодняя веточка». | Рисование еловой ветки с натуры; создание коллективной композиции «рождественский венок». | Чтение художественной литературы «Зимняя сказка» | |
Конструирование «Были бы у елочки ножки». | Побуждать детей к обобщению известных им способов конструирования из бумаги при их переносе в новую ситуацию. Развивать творчество, интеллектуальную инициативу, стремление к поиску новых решений с опорой на уже знакомые способы конструирования. | Создание выставки работ по конструированию из бумаги «Были бы у елочки ножки». | |||
ЯНВАРЬ | |||||
III неделя | Лексическая тема «Зимние забавы» | Рисование «Спортивные снеговики» | Формировать умение создавать выразительный образ снеговика в движении. | Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снеговик» | |
Лепка «Дети на прогулке зимой» (коллективная работа) | Развивать умение детей вдвоем выполнять общую работу: договариваться о содержании лепки, согласовывать величину фигурок, их размещение на общей подставке в соответствии с выбранным сюжетом; продолжать учить детей передавать движение персонажей. | Создание выставки работ по лепке «Дети на прогулке зимой» | |||
IV неделя | Лексическая тема «Одежда» | Рисование «Платье для мамы». | Обучать детей задумывать и воплощать задуманный узор в работе. | Создание выставки работ по рисованию «Платье для мамы». | |
Конструирование «Одежда для Аленки» | Формировать умение различать симметричные и асимметричные предметы; Упражнять в вырезании одежды симметричным способом для картонных кукол; Упражнять в изготовлении выкройки по картонным лекалам-выкройкам; Воспитывать импатию к результатам труда других детей. | Чтение сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» Рассматривание платья Аленушки | |||
V неделя | Лексическая тема «Обувь» | Рисование «Сапожки для кота» | Учить использовать в работе 3 цвета (жёлтый, зелёный, голубой). Выработать у детей представление о составлении узора путём окрашенных ниток. Учить располагать элементы узора в соответствии с формой, развивать воображение, художественный вкус. | Чтение сказки Шарля Пьеро «Кот в сапогах» | |
Конструирование «Веселые чудо-тапочки» | Развивать умение передавать особенности предметов посредством конструирования из бумаги и картона; формировать представление детей о технологии изготовления обуви – летние тапочки; | Игра «ТАПОЧКИ» Маша тапочки нашла, Анна Власенко Сказка про тапочки которые пошли погулять , и что из этого вышло. | |||
ФЕВРАЛЬ | |||||
I неделя | Лексическая тема «Квартира. Мебель» | Рисование «Мебель в комнате» | Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления о мебели будущего. Формировать умение декорировать мебель декоративной росписью (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами). Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками. | Беседа «Мебель в моей комнате» Создание выставки работ по рисованию «Мебель в комнате» | |
Конструирование «Моя любимая комната» | Закреплять умение работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности. Развивать творческое воображение, закреплять название деталей, способы соединения деталей. | Беседы: « Из чего делают мебель?» «Кто изготавливает мебель?», «Мебель в доме», «Мебельная фабрика», «Мебель в моей комнате» | |||
II неделя | Лексическая тема «Профессии» | Рисование «Профессии» | Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами). Развивать творческие способности детей. | Беседа : «Все профессии важны» Расширять и обогащать знания и представления детей о профессиях, о труде | |
Аппликация «Клоун» | Продолжать учить детей пользоваться шаблонами, Учить путем аппликации создавать образ веселого клоуна. Учить подбирать гармонично сочетающиеся цвета. | Создание выставки работ по аппликации «Клоун | |||
III неделя | Лексическая тема «Транспорт» | Рисование "Машины на улицах города" (коллективная композиция). | Освоение симметричной аппликации - вырезывание машин из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам. | Беседа по правилам дорожного движения на тему; «Улица города» Формировать представление дошкольников безопасности дорожного движения. | |
Оригами «Бумажные кораблики» | Вызвать интерес к освоению способов конструирования корабликов из бумаги. Учить «читать» схему и создавать модель последовательно и точно по операциям. Развивать координацию по системе «глаз-рука», восприятие, воображение. | Создание выставки работ «Бумажные кораблики» | |||
IV неделя | Лексическая тема «Защитники Отечества» | Рисование "Папин портрет" | Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди). | Создание выставки работ по рисованию "Папин портрет" | |
Аппликация "Поздравительная открытка для папы (дедушки) " | Закреплять: представление о семье; уважительное отношение к своим родным и близким. Развивать художественное творчество. | Создание выставки работ по аппликации «Поздравительная открытка для папы (дедушки)» | |||
МАРТ | |||||
I неделя | Лексическая тема «Мамин праздник. Профессии мам» | Рисование по представлению или с опорой на фотографию "Милой мамочки портрет". | Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы, бабушки, сестры, тёти). | Создание выставки работ по рисованию -"Милой мамочки портрет". | |
Аппликации «Подарок для мамы». | Освоение техники вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон для получения объемной аппликации; | Создание выставки работ по аппликации «Подарок для мамы» | |||
II неделя | Лексическая тема «Домашние животные и их детеныши» | Рисование "Кошки на окошке". | Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы. | Чтение стихотворений "Кошки на окошке" Т. Штван Про двух кошек, которые сьели в обед Китекет | |
Лепка "Лошадки-быстроножки и барашки-круторожки" | Расширять представление детей о народных играх и игрушках. Продолжать знакомство с искусством дымковской игрушки. Учить лепить объемные фигурки по мотивам дымковской игрушки, подбирая характерные элементы и цветосочетания. Развивать чувство формы, пропорций, ритма, цвета. Воспитывать интерес к традициям родной культуры. | Просмотр презентации «Домашние животные» Продолжать знакомить с домашними животными Загадывание загадок о домашних животных | |||
III неделя | Лексическая тема «Дикие животные и их детеныши» | Рисование "Лиса - кумушка и лисонька – голубушка". | Создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности. | Чтение русской народной сказки: "Лиса - кумушка и лисонька – голубушка". | |
Лепка сюжетная на фольге "Дедушка Мазай и зайцы" | Составление коллективной сюжетной композиции из вылепленных фигурок с передачей взаимоотношений между ними по литературному сюжету. | Рассматривание коллективной сюжетной композиции из вылепленных фигурок на фольге "Дедушка Мазай и зайцы | |||
IV неделя | Лексическая тема «Животные Севера» | Рисование "Животные Севера. Белый медведь" | Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности | Надежда Радченко Белый Медведь чтение стихотворения | |
Лепка "Пингвины на льдине" | Развивать мелкую моторику пальцев рук; инициировать создание коллективной композиции; | С.Маршак Пингвин сборник стихотворений | |||
АПРЕЛЬ | |||||
I неделя | Лексическая тема «Животные Юга» | Рисование "Животные жарких стран" | Обучить новым техникам рисования «оттиск поролоном» и «оттиск смятой бумагой. | Рассматривание репродукций и фотографий с пейзажами Африки | |
Конструирование из бумаги "Путешествие в жаркие страны" | Совершенствовать навыки работы детей с бумагой по типу оригами; развивать умения складывать квадратный и прямоугольный лист бумаги в разных направлениях, создавая объемные модели. | Создание выставки работ по конструированию из бумаги "Путешествие в жаркие страны | |||
II неделя | Лексическая тема «Весна в нашем городе» | Рисование с элементами аппликации "Нежные подснежники" | Воплощение в художественной форме своего представления о первоцветах (подснежниках, пролесках);поиск средств выразительности (тень, ноздреватый снег). | Беседа о весне Чтение художественной литературы Чтение рассказа С.Вангели «Подснежники» | |
Лепка «Весенняя ветка в вазе» | Познакомить с приемами лепки с помощью жгутиков. | Создание выставки работ по лепке «Весенняя ветка в вазе» | |||
III неделя | Лексическая тема «Весна. Перелетные птицы» | Рисование "Перелетные птицы. Скворец" | Совершенствовать навыки изображения птиц; развивать творческое воображение. | Чтение стихотворения о перелетных птицах Загадывание загадок | |
Аппликация "Перелетные птицы" | Закреплять и расширять знания о птицах (особенностях их внешнего вида, условиях обитания). | Создание выставки работ по аппликации «Перелетные птицы» | |||
IV неделя | Лексическая тема «Весна. Деревья весной» | Рисование "Дерево весной" | Учить детей передавать образ весеннего дерева, его строение и пропорции | Загадывание загадок, , чтение стихов, словарная работа, беседа с детьми на тему: «Деревья весной» | |
Конструирование "Весна-Красна" | Уточнить и закрепить представления детей о признаках весны, выявить простейшие причинно-следственные связи, приобщить детей к изготовлению поделок из различных материалов (пластиковых ложек, коктейльных трубочек, пластилина и др.) | Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу весной; Беседы о весне; Чтение художественных произведений о весне | |||
III неделя | Лексическая тема «Наш город. Наша улица» | Рисование в технике «по мокрому» (цветовая растяжка, лессировка). Весеннее небо над моим городом. | Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому». | Чтение стихотворений Весеннее небо над моим городом | |
Аппликация «Дома на нашей улице» | Продолжать учить работать с трафаретом; учить детей работать с меркой, симметрично располагать детали изображения | Создание выставки работ по аппликации «Дома на нашей улице» | |||
IV неделя | Лексическая тема «Первые весенние цветы. Комнатные растения» | Рисование – экспериментирование «Зеленый май» | Экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение весенней палитры. | Прочитать отрывок из книги «Цветные ладошки», про мальчика который мечтал быть художником, он отправляется в зеленое королевство где начинает экспериментировать с красками, чтобы получить много новых оттенков | |
Лепка «Волшебный цветок» | Побуждать детей доступными им приемами лепки передавать особенности сказочных образов цветов, добиваясь, выразительности с помощью внесения других материалов. Развивать фантазию, воображение детей. | Рассматривание картинок с изображением цветов, чтение стихотворений о цветах, беседа о цветах | |||
V неделя | Лексическая тема «Насекомые» | Рисование "Бабочка" | Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Учить создавать рисунок в технике «монотипии». Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. | Беседа с детьми, что бабочки одни из самых прекрасных существ на земле Рассматривание иллюстраций, Чтение художественной литературы по данной тематике | |
Аппликация силуэтная симметричная "Нарядные бабочки" | Вырезание силуэтов бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, и оформление по своему желанию | Создание выставки работ по аппликации «Нарядные бабочки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы с родителями старшей группы № 17 комбинированной направленности МАДОУ «Колокольчик» на 2017-2018 учебный год
Перспективное планирование работы с родителями старшей группы № 17 комбинированной направленности МАДОУ «Колокольчик» на 2017-2018 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/17/picture-832417-1476685847.jpg)
Конспект коррекционно-развивающей работы с детьми старшей группы "Прогулка в осеннем лесу"
МБДОУ «Детский сад № 146» г. Чебоксары Конспект коррекционно-развивающей деятельностипо образовательной области «Комм...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/10/picture-1091654-1544423468.jpg)
Аналитический отчет по итогам образовательной работы с детьми старшей группы комбинированной направленности с ОВЗ №6 «Русалочка»
Воспитательно - образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, рабочей программы, перспективного и календарного планирования в соответствии с годо...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/17/picture-1244939-1645108770.jpg)
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в старшей группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет на тему: «Я и моё имя»
Цель: формирование ценностного отношения ребёнка к своему имени, как одной из составляющих позитивного образа «Я». Задачи:Формировать у воспитанников ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/05/picture-1425416-1664957452.jpg)
План образовательной работы с детьми старшей группы комбинированной направленности по теме "Огород и сад в порядке - урожай созрел ребятки!"
План образовательной работы с детьми старшей группы комбинированной направленности.Тема: «Огород и сад в порядке – урожай созрел ребятки!» Цель: расширение представлений об осен...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/08/picture-1426188-1665242675.jpg)
План образовательной работы с детьми подготовительной группы «Б» комбинированной направленности с 03 октября по 07 октября 2022г.
План образовательной работы с детьми подготовительной группы «Б» комбинированной направленностис 03 октября по 07 октября 2022г.Тема: «Огород и сад в порядке – урожай созрел ре...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/10/picture-1124750-1552193866.jpg)
План образовательной работы с детьми старшей группы комбинированной направленности, тема недели: «Город мастеров (ДПИ)»
Цель: знакомство с народными промыслами, историей игрушек....