Коррекционная рабочая программа для детей с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике
Коррекционная рабочая программа для детей с ОВЗ по образовательной области «Музыкально-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционная рабочая программа | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»
Коррекционная рабочая программа для детей с ОВЗ
по образовательной области
«Музыкально-эстетическое развитие»
«Музыкальная деятельность»
Разработала: Музыкальный руководитель:
Ларина Т. Ю
Пыть-Ях
Пояснительная записка
В современной психолого-педагогической литературе нет устойчивого термина для обозначения детей, имеющих различные отклонения в развитии. Наиболее ёмкое и корректное понятие - «дети с ограниченными возможностями здоровья».У детей, имеющих отклонения в развитии, в зависимости от состояния здоровья, внутренняя и внешняя активность ограничивается, и ребёнок начинает испытывать затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций.
Процесс комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья направлен на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, и включает в себя систему медицинских, психологических, педагогических мероприятий.
В системе дошкольного образования данная форма обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должна учитывать современные социально-экономические условия, региональные особенности системы образования. В методическом письме Министерства образования РФ от 16 января 2002г. № 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» отмечается, что интеграция не должна осуществляться стихийно. Она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения.
Интеграция детей с ОВЗ дошкольного возраста предполагает не просто обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками, а совместную жизнь всех воспитанников в стенах дошкольного образовательного учреждения, организованную как часть жизни граждан нашего общества.
Важным условием для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательное учреждение общего типа является проведение информационно-просветительской работы, разъяснительных мероприятий по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса конкретных категорий детей, со всеми участниками образовательного процесса. Особенно с детьми и родителями.
Педагогическая диагностика является первым этапом по осуществлению сопровождения в воспитательно-образовательном процессе. Целью педагогической диагностики является раннее выявление детей с ОВЗ.
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого учителю- логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.
Индивидуальная программа развития ребенка должна решать задачи следующего характера:
• психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников (обучающихся);
• адаптации ребенка к новым условиям обучения;
• профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;
• коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:
• изучение документов, личных дел;
• знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
• изучение социума ( соц.окружения) ребенка;
• диагностические исследования.
Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка:
1. Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.
2. Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.
3. Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер.
4. Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в МБДОУ, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.
Стратегия построения индивидуальной программы сопровождения ребенка:
1. Выявление актуальных проблем ребенка.
2. Разработка путей поддержки и коррекции.
3. Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и др.).
4. Реализация намеченной программы.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя в смешанной группе являются:
- взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках развлечениях, утренниках и т.д.;
- проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-логопедом, инструктором по физической культуре);
- консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;
- ведение соответствующей документации.
Основой для разработки коррекционной рабочей программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, явились программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васмильевой и программы «Ладушки» И.М. Каплуновой, и И.А. Новоскольцевой. «Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями» Е. Н. Котышевой. После проведенного анализа было определено, что программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.
В программе определены:
-задачи музыкального воспитания и развития детей в каждой возрастной группе;
- структура каждого занятия с учетом возрастных и психофизиологических возможностей ребенка;
- результаты освоения программного содержания в каждой возрастной группе;
- рекомендуемый музыкальный и музыкально-игровой репертуар;
-рекомендации по взаимодействию с детьми на занятиях.
Эта программа ориентирована на развитие творчества, фантазии ребенка, способности к самовыражению. Это дает возможность вызвать эмоциональную отзывчивость у детей, помогает их раскрепостить, а также формирует устойчивый интерес к занятиям.
Особое внимание в содержании программе уделяется музыкально-ритмическим играм, которые развивают ритмический слух, слуховое внимание, позволяет успешно осваивать игру на музыкальных инструментах.
Программа «Ладушки» соответствует федеральным государственным стандартам по развитию детей в музыкальной деятельности.
Рабочая программа предполагает развитие художественно-эстетической сферы ребенка средствами музыкального воспитания через обогащение музыкального и игрового материала в организации образовательного процесса по приобщению детей к художественно-музыкальной культуре народов мира .
Музыкальный фольклор народов мира: потешки, песни. Народные песни (календарные, лирические, обрядовые). Игровой фольклор. Хоровод: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета).
Задачи программы:
1.Способствовать развитию и коррекции психических процессов;
2.Стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребёнка;
3.Формировать произвольную регуляцию поведения;
4.Развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности;
5.Выработать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;
6.Формировать представления об окружающем мире;
7.Воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Эти задачи решаются в процессе разнообразных видов детской творческой деятельности, где реализуются методические принципы:
1. Создание непринужденной обстановки – один из главных принципов в работе с детьми. Не принуждать детей к действию, а дать возможность освоится, захотеть принять участие в занятии.
2. Целостный подход в решении педагогических задач:
- обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;
- претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
- приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).
3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем
разделам музыкального воспитания. На каждой возрастной ступени они
видоизменяются и усложняются.
4. Соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и частично
историческим календарем.
5. Принцип партнерства – принятие посильного для детей участия в музыкальной
деятельности (пении, пляске, игре и т. д.).
6. Принцип положительной оценки - способствует еще более высокой активности,
эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
Принцип построения занятий традиционный и имеет четкое построение:
1) музыкально - ритмические движения;
2) развитие чувства ритма и музицирование;
3) пальчиковая гимнастика;
4) дыхательная гимнатика;
5) слушание музыки;
6) распевание, пение;
7) пляски, игры, хороводы.
Программа предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала:
1. иллюстрации и репродукции,
2. дидактический материал,
3. игровые атрибуты,
4. музыкальные инструменты,
5. аудио-и видео материалы.
Решение обозначенных в Программе задач способствуют всестороннему развитию ребенка, формированию духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
В конце учебного года музыкальный руководитель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы.
Мониторинг образовательного процесса по коррекционной рабочей программе образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
"Музыкальная деятельность"
Мониторинг образовательной программы "Музыкальная деятельность" проводится на основании, анализа уровня овладения необходимыми навыками и умениями. С помощью средств мониторинга можно оценить степень продвижения детей с ОВЗ в образовательной программе.
Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.
Мониторинг освоения образовательной программы проводится на основе наблюдения и анализа видов деятельности используемых на занятиях.
Уровневая оценка музыкального развития детей с ОВЗ
№ | Фамилия, имя Ребенка | Виды музыкальной деятельности | |||||||||
Восприятие музыки | Пение | Музыка и движение | Элементарное музицирование | Детское музыкальное творчество | Итоговый результат | ||||||
песенное | танцевальное | игровое | I | II | |||||||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА для детей с задержкой психического развития (3-4 лет)...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Индивидуальная адаптированная коррекционная рабочая программа для ребенка с ТНР (ООП)
Индивидуальная адаптированная коррекционная рабочая программа для ребенка с ТНР (ООП)...
Рабочая коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА)
В настоящее время наблюдается активное увеличение числа детей с расстройством аутистического спектра, поэтому проблема обучения и воспитания таких детей является весьма актуальной. В данной ситуации п...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
Построена построена в форме развивающих занятий с учетом:- возрастных и личностных особенностей детей;-психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ...
рабочая программа для детей коррекционной группы
рабочая программа...