Индивидуальный план профессионального развития на 2020-2021 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике
Индивидуальный план профессионального развития на 2020-2021 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_professionalnogo_razvitiya.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ДЕТСКИЙ САД № 132»
Индивидуальный план
профессионального развития педагога - психолога МБДОУ
«Детский сад №132»
Зерщиковой Мэдли Срабионовны
на 2020-2021 года
ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ
Структура плана
Я работаю по теме самообразования: «Подготовка детей к школе через познавательные процессы».
Цель: обучение приемам саморегуляции, развитие познавательных интересов.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается не в том, чтобы у него к моменту поступления в школу сложились психологические черты, которые отличают школьника. Они могут сложиться только в самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности. В дошкольном возрасте возникают только предпосылки этого «превращения в ученика»: желание учиться и стать школьником; умение управлять своим поведением идеятельностью; достаточный уровень умственного развития и развития речи; наличие познавательных интересов и, конечно, знаний и навыков, необходимых для школьного обучения.
Психологическая готовность к школе понимается как необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Именно новообразования задают для ребенка социальную ситуацию развития, которая "определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным".
Хотя психологическая готовность к школе включает в себя множество характеристик, основными из которых, являются интеллектуальная и личностная готовности. Но психологическую готовность к школьному обучению можно рассматривать только с точки зрения ее комплексности.
К началу школьного обучения должен быть и достаточный уровень мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения, ребенок должен быть готов в волевом и эмоциональном плане принять новую для него ситуацию, войти в новый коллектив.
Можно ли помогать человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и взаимодействия с благотворными сторонами той же реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
Использую психогимнастические игры, т. к. они основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга, в процессе которого создается особая среда, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Эти изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а могут – в состояниях и характеристиках отдельных участников. Однако, для формирования психологического здоровья, изменения, предусматриваемые социально-психологическими тренингом, являются недостаточными и не соответствуют возрастным особенностям детей. Поскольку важнейшие необходимые нам изменения формирования самоприятия и принятия других людей, для структуирования изменений нами была выбрана структура самосознания личности, предложенная В. С. Мухиной. Согласно ее представлениям, в самосознании выделяется имя человека, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее, будущее).
Говоря о психологическом здоровье личности дошкольника, можно выделить психологическое здоровье, основу которого составляет полноценное психическое развитие на всех этапах детства, т. е. удовлетворение возрастных потребностей ребенка, успешность овладения им .
Развитие ребенка, его психики и личностных качеств во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и его ближайшим взрослым окружением (родители, воспитатели). Но каждый из взрослых по-своему и реально строит взаимоотношения с ребенком. Очень важно понять, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психологическое здоровье детей. Взрослым необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с ними у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослыми и начинается ориентация ребенка на других, тем более, что он так же нуждается в признании окружающих людей. Поэтому особое значение имеет личность взрослого, находящегося рядом с ребенком.
Актуальность: Подготовка ребенка к школе является основной проблемой, беспокоящей родителей детей старшего дошкольного возраста. Попадая в условия современной школы, многие дети уже с первых шагов демонстрируют свою не успешность в учебной деятельности, что может встать впоследствии почвой для развития синдрома «выученной беспомощности», при которой ребенок не берется за решение даже посильных ему задач, и как результат этого, получает стойкую репутацию «слабого» ученика. Т.о определение готовности ребенка к школе позволяет предупредить некоторые трудности в обучении, значительно сгладить процесс адаптации к школе.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, помощь в преодолении учебных трудностей, предупреждение и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.
- Психологическая диагностика - дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям.
- Применение исследуемых значений для составления коррекционных занятий с детьми.
- Формирование познавательной активности и учебной мотивации у детей.
- Проводить динамику развития познавательных способностей, коммуникативной сферы и обобщать опыт работы.
- Способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей.
- Изучение и анализ психологической литературы по теме.
Разделы плана
1. Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС (темы опыта работы)
В этом разделе указывается следующее: по каким вопросам реализации ФГОС будет изучаться литература, работы каких авторов будут прочитаны учителем (называются основные труды).
Формой представления отчета могут быть доклад, аналитическая статья, аннотации к прочитанным книгам. Результаты изучения литературы могут использоваться в других формах отчетности.
Вопросы введения ФГОС | Литература, нормативные правовые документы | Задачи использования литературных источников | Сроки | Форма отчетности | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Изучение нормативного документа | Конституция РФ, ст.43 - Содержание и гарантии права на образование. | Знакомство с основополагающим документом | В течение года | Отчет на итоговом педагогическом совете | |
Изучение нормативного документа | Конвенция о правах ребенка (02.09.1990) | Знакомство с основополагающим документом | В течение года | Круглый стол в рамках заседания педагогического совета. Участие в обсуждении. | |
Изучение нормативного документа | Закон РФ «Об образовании». | Знакомство с основополагающим документом | В течение года | Отчет на итоговом педагогическом совете | |
Изучение нормативного документа | Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». | Знакомство с основополагающим документом | В течение года | Отчет на итоговом педагогическом совете | |
Изучение нормативного документа | Семейный кодекс (от 29.12.1995 №223 -ФЗ). | Знакомство с основополагающим документом | В течение года | Отчет на итоговом педагогическом совете | |
Изучение нормативного документа | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» | Изучить совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы ДО | В течение года | Доклад и обсуждение на педагогическом совете | |
Изучение нормативного документа | ФГОС | Знакомство с основополагающим документом | В течение года | ||
Изучение нормативного документа | Подбор и апробация диагностических материалов, позволяющих контролировать качество образования (на основе программных требований, федеральных государственных стандартов) | Изучение совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы | В течение года | ||
Изучение нормативного документа | Оценка достижений планируемых результатов в ДОУ | Изучить систему заданий по мониторингу для воспитанников от 3-х до 7 лет. | В течение года | Круглый стол в рамках заседания педагогического совета. Участие в обсуждении | |
Изучение научно-методической литературы | Освоение методов, приемов, технологий проектной деятельности | Изучение совокупности требований | В течение года | Обсуждение на заседаниях педагогических советов |
2. Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию введения ФГОС (темы опыта работы)
Здесь предполагается то, что будет разрабатываться педагогом для обеспечения учебно-воспитательного процесса по новому ФГОС: разделы основной образовательной программы ДОУ, авторские (откорректированные) программы, календарно-тематическое и поурочное планирование, конспекты проектов. Сюда могут войти подборки упражнений, дидактического материала, тестовых заданий, планы воспитательной работы, планы работы кружков, сценарии мероприятий.
В качестве отчета могут быть представлены сами разработанные материалы или рекомендации по их использованию для своих коллег.
Задачи или содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Корректировка и уточнение рабочих программ по возрастам | В течение года | Представление проекта | Заседание педагогического совета |
Методические рекомендации по содержанию и проведению мониторинга | В течение года | Представление проекта | Заседание педагогического совета |
Составление (выбор) комплексных, тематических, интегрированных занятий по образовательным областям ФГОС ДО | В течение года | Методические рекомендации для воспитателей по использованию конспектов занятий | Заседание педагогического совета |
3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Третий раздел предлагает педагогу обобщить свой опыт введения ФГОС. В план обобщения опыта включаются действия по систематизации накопленного материала, анализу опыта, осуществлению дополнительных разработок. Возможна подготовка сообщений, передача обобщенного опыта своим коллегам в форме мастер-класса, открытых уроков, семинаров и др.
Обобщенный опыт также может быть представлен в виде статьи, рекомендации, доклада либо методических разработок.
Задачи или содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Участие в общественной жизни детского сада | Апрель 2021
Май 2021
| Выступление на методическом объединении для воспитателей МБДОУ №132 на тему «Технологии проектного обучения в ДОУ». Выступление на родительском собрании в МБДОУ №132 на тему «Ребенок кусается: причины и советы по воспитанию.» | МО воспитателей ДОУ
Родители ДОУ |
Участие на мероприятиях разного уровня | Май 2021 | Участие в групповой супервизии по вопросам сложных случаев сопровождения детей «группы риска» | МО педагогов-психологов общеобразовательных организаций Октябрьского района |
Публикация | Май 2021 | Образовательный портал nsportal.ru «Влияние родительских установок на развитие детей.» |
4. Участие в системе методической работы ДОУ
В данном разделе указываются методические мероприятия ДОУ, осуществляемые в рамках введения ФГОС, в которых предполагает участвовать педагог, и выполняемые им задачи.
Мероприятие ДОУ | Сроки | Выполняемые виды работ (решаемые задачи) | Форма представления результатов работы |
Заседание педсоветов ДОУ | По плану работы ДОУ | методическая взаимопомощь,представление опыта работы | Выступление |
Теоретический семинар | В течение года | «Новые подходы к образовательному процессу в условиях введения ФГОС. Диагностика уровня адаптации к условиям ДОУ. » | Анализ |
Дошкольная методическая выставка | В течение 2020-2021 | Участие в выставке в качестве представляющего материал | Представление опыта работы (статьи, разработки занятий) |
Педсовет | По плану работы ДОУ. | Выступление на тему «Психодиагностическое обследование психического и эмоцианально- волевого развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.» | Презентация с использованием ИКТ. |
Посещение открытых мероприятий в ДОУ | В течение года | Анализ открытого мероприятия | Анализ открытого мероприятия |
5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации
Пятый раздел предлагает темы курсов по вопросам, связанным с реализацией ФГОС (программ, модулей), которые хотел бы окончить педагог.
Отчетом о прохождения курсов служат курсовые работы, рефераты, выполненные задания и др.
Темы курсов | Место прохождения курсов | Форма прохождения курсов ПК | Сроки | Форма отчета о результатах подготовки |
Участие в онлайн марафоне «Оказание первой помощи в образовательной организации» | Форум «Педагоги России» | Заочное | 1 - 10 мая 2021 года | Сертификат |
Оценка результатов подготовленности педагога к реализации ФГОС (опыта работы)
_____ Развитие профессиональных компетенций педагога в условиях ФГОС ДО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план профессионального развития на 2016-2021 учебный год
Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у дошкольников посредством дидактических игр....
Перспективный план профессионального развития на 2020-2021 учебный год.
Перспективный план профессионального развития на 2020-2021 учебный год. Тема: "Социокультурные истоки"....
Индивидуальный план профессионального развития на 2019-2020 учебный год.
Индивидуальный план профессионального развития позволяет педагогу рационально организовать процесс самообразования по приоритетрному направлению своей деятельности....
Индивидуальный план профессионального развития педагога на 2020-2021 учебный год воспитателя Алияровой Кунел Вахид кызы
Индивидуальная программа профессионального развития педагога (далее ИППР) - локальный и индивидуальный нормативный документ, который является средством организации н...
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя. на период 2020 – 2021 учебный год.
Тема; "Развитие чувствительности к противоречиям у детей средней группы через освоение системы дидактических игр и упражнений."...
Индивидуальный план профессионального развития на 2022-2023 учебный год Тема: «Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Игра для детей — способ познания окружающего мира. Она занимает особое место в жизни ребёнка. Играя, ребёнок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отноше...
Индивидуальный план профессионального развития на 2023-2024 учебный год Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»
Проблема развития познавательных интересов у детей является актуальной в современном обществе. Дети - это маленькие «почемучки». И они никак не смогут обойтись без взрослого и познать окру...