Приемы для проведения рефлексии с детьми дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_dlya_provedeniya_refleksii_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
Рефлексия содержания учебного занятия – направлена на выявление уровня понимания и усвоения детьми того материала, который был представлен педагогом. Посредством данного вида рефлексии педагог устанавливает логические связи между приобретенными знаниями и умениями их использовать в практической деятельности.
Рефлексия педагогической деятельности – предоставляет возможности осмыслить приемы и способы работы, используемые педагогом ДОУ при организации учебных занятий. При проведении данного вида рефлексии педагог обучает детей осмысленному контролю и планированию своего мышления, своих действий, и осуществлению оценке их правильности. Оценивать необходимо только те правила действий, которые знакомы и понятны ребенку.
Рефлексия эмоционального состояния и настроения – осуществляется оценка настроения и отношения воспитанников в начале и конце учебного занятия. Вначале учебного занятия рефлексия помогает выявить эмоциональный настрой детей на занятие, в конце – выявляется удовлетворенность от его проведения.
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности.
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях является этап рефлексии.
Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с предшкольной подготовки и активно продолжается в начальной школе.
Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.
Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.
Вообще-то рефлексия – это не просто перематывание назад, как в видеомагнитофоне, событий прошедшего, так как по целям, задачам и способам ее организации существуют разные виды рефлексии. При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния;
Рефлексия деятельности;
Рефлексия содержания учебного материала.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
Рефлексия помогает человеку понять самого себя, развить полноценную личность.
В педагогической деятельности под рефлексией мы подразумеваем анализ своей деятельности и ее результатов.
Приемы рефлексивной деятельности
«Запрещено»
Этот прием применяется, когда дети размышляя о себе и происходящих событиях пользуются фразами: «я не смогу…», «я не знаю, как…», «у меня не выходит…». Детям не разрешается говорить «Я не …»,а делается предложение эту же мысль выразить другими словами: что необходимо, чтобы получилось; какие навыки мне нужны для этого; какая еще информация мне нужна для этого и т. п.
Применение этого приема дает возможность преображения пассивного поведения в позитивную, активную рефлексию своего опыта.
Рефлексия настроения, ее использование возможно на разных этапах занятия. На листах бумаги дети рисуют «смайлики», которые отражают их настроение. Так же можно заранее приготовить смайлики и дать детям выбрать.
-Что интересного ты узнал?
-Какие знания понадобились тебе при работе?
-Какие знания, умения, полученные на занятии, тебе могут пригодиться в дальнейшем?
- Какое задание тебе удалось лучше всего?
- Где ты чувствовал себя успешным?
- О чем ты думал во время работы?
- В чем ты испытал затруднение?
Дети также могут высказать свое мнение относительно работы над заданием, не отраженное в вопросах.
Рефлексия
Методы и приемы обучения:
оценка (самооценка) своей деятельности на занятии: «рисунок самому себе»; «телеграмма»; «барометр настроения» (сигнальные карточки с улыбающимися и грустными «лицами»); «пейзаж - зеркало настроения»; «птичий двор - зеркало настроения»; «координаты»; «торт предложений» лист обратной связи и другие.
Приемы организации рефлексии на занятии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
«Смайлики. Использование различных изображений «Букет настроения».
«Дерево чувств». «Солнышко и тучка». Эмоционально-художественное оформление.
Рефлексия деятельности
Принцип незаконченного предложения. Рефлексия "Благодарю… Рефлексия "Плюс - минус - интересно". Рефлексия "Синквейн". «Мишень»
Рефлексия содержания учебного предмета
«Поезд» «Волшебный мешочек» «Поляна» «Корзина идей»
Формы рефлексии
Индивидуальная - формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою
работу);
Групповая -акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения результата в решении поставленной задачи;
Образовательная деятельность представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей – предметной и рефлексивной.
Важным фактором, влияющим на эффективность использования рефлексии в обучении, является многообразие ее форм, соответствующих возрастным и иным особенностям детей.
Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс в школе, состоит в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать что именно происходит в ходе их деятельности. Привыкнув к учительскому объяснению и необходимости последующего воспроизведения услышанного, многие дети считают свою учебу неотделимой от преподавания: «Если материал не объясняется учителем, то нет и учебы». В результате такой установки развитие личности проходит для нее неосознанно, а значит, и неэффективно.
Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с предшкольного возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.
Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности.
Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: "Технические приемы рисования акварельными карандашами с детьми дошкольного возраста"
Консультация: "Технические приемы рисования акварельными карандашами с детьми дошкольного возраста"...
Использование приема моделирования в работе с детьми дошкольного возраста.
Интегрированное занятие с детьми средней группы по сказке «Теремок».Используемые технологии: моделирование, метод ассоциации, здоровьесберегающие технологии. К занятию представлена презентация п...
ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...
Презинтация Использование методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
В презинтации представлены методы технологии ТРИЗ, используемык в работе с детьми дошкольного возраста...
Конспект занятия в старшей группе «Использование методов и приемов ТРИЗ на занятиях с детьми дошкольного возраста»
Цели:Систематизировать знания детей о различных видах транспорта, его составных частей, функции, прошлом и будущем;Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свои идеи, ...
Статья «Приемы для проведения рефлексии с детьми дошкольного возраста»
Время не стоит на месте! И в современном ДОУ большое внимание уделяется поддержке индивидуальности и инициативности детей, умению принимать решения в различных ситуациях, выражению собственных мыслей ...