Дидактическое пособие на развитие сенсорного восприятия
картотека по коррекционной педагогике

Кудрявцева Екатерина Олеговна

Методические рекомендации к дидактическому пособию 

Данное дидактическое пособие можно использовать на разных этапах обучения. Оно многофункционально. 

 

Оборудование для игры:

деревянная основа c  крышками,  цветные крышки, резинки по цвету крышек, шпателя c цветными кружочками.      

Macintosh HD:Users:kudravcevurij:Downloads:IMG_8448.JPG

Лото с цветными крышками (возраст 3-4 года).

Задачи: Закрепить представление  детей  о четырех основных цветах. Формировать умение детей выделять цвета.  Развивать мелкую моторику пальцев.

Ход игры: детям предлагается набор цветных крышек из которых они выбирают крышку заданного цвета и выставляют ее на крышку на рабочем основании в соответствии c заданным цветом.

Выполняя задания, дети играют и в тоже время, учатся различать цвета, называть их, группировать предметы по  определенному признаку (цвету), развивать мелкую моторику рук, усидчивость и внимание.

«Найди пары одинаковых крышек» (возраст 3-4 года)

Задачи: формировать умение детей подбирать пары крышек на основе сходного сенсорного признака, развивать функцию выделения, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть игровую доску c крышками. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых крышек, объединить их резинкой подходящего цвета. Можно уточнить у детей, какого они цвета.

Macintosh HD:Users:kudravcevurij:Downloads:IMG_8458.JPG

«Строим пирамиду» (чередование крышек  по заданию, возраст 3-5 лет)

Задачи: развивать внимание, логическое мышление,  мелкую моторику рук, развитие умения локализации и группировки по цвету.

Ход игры: Воспитатель начинает строить пирамидку из крышек двух цветов (и предлагает ребёнку продолжить, соблюдая последовательность.

Macintosh HD:Users:kudravcevurij:Downloads:IMG_8451.JPG     

«Строим башни» (возраст от 4 лет)

Задачи: моделирование; развитие восприятия, эталона величины (высокий/низкий); развитие функции группировки.

Ход игры: Воспитатель дает задание ребенку найти в верхнем/нижнем/среднем ряду крышку определенного цвета и построить на ней башню (определенного цвета, на свое усмотрение, в виде радуги).

Macintosh HD:Users:kudravcevurij:Downloads:IMG_8452.JPG     Macintosh HD:Users:kudravcevurij:Downloads:IMG_8453.JPG

«Выложи цветок» (возраст 4-7 лет)

Задачи: развивать функцию соотнесения и группировки; развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку найти на поле крышку заданного цвета и построить вокруг нее цветок (заданного цвета, или на выбор ребенка и назвать цвета «лепестков»). Так же можно использовать картотеку c цветами и выполнять построение по образцу.

Macintosh HD:Users:kudravcevurij:Downloads:IMG_8454.JPG               Macintosh HD:Users:kudravcevurij:Desktop:ИРИС 2020:Крышечки:2.jpg   Macintosh HD:Users:kudravcevurij:Desktop:ИРИС 2020:Крышечки:1.jpg

«Цветная дорожка» (возраст 4-6 лет)

Задачи: формирование сенсорных эталонов цвета, выполнять соотносящиеся действия, зрительного восприятия, развитие мелкой моторики

Ход игры: Ребенку предлагается совместить цветные кружочки на палочке c крышками соответствующих цветов. Затем ребенок может пройти по дорожке, называя последовательно цвета.

image          Macintosh HD:Users:kudravcevurij:Downloads:IMG_8532.JPG      Macintosh HD:Users:kudravcevurij:Downloads:IMG_8535.JPG

Крышки — прекрасный счетный материал для изучения прямого и обратного счета, соотнесения количества и числа, тренировки определения количества «на глаз», сравнения множеств.

-       Совершенствовать навыки порядкового счета.

-       Порядковый счет (первая, вторая…)

-       Ориентировка на плоскости (внизу-вверху)

-       Счет (каких больше – меньше, на сколько?) – проговаривать, развивается речь.

-       Закрепление знаний геометрических фигур.

 

 

Macintosh HD:Users:kudravcevurij:Downloads:IMG_8460.JPG       Macintosh HD:Users:kudravcevurij:Downloads:IMG_8459 2.JPG

 

Варианты игр для детей 6-7 лет:

Предложить ребенку натянуть резинку на подобие формы какой либо геометрической фигуры.

Предложить детям разгадать загадку, а ответом будет являться геометрическая фигура, которую ребенок должен натянуть при помощи резинки.

Предложить ребенку «нарисовать лестницу», а рядом еще несколько лестниц разных по высоте. Затем ребенок должен сравнить, какая лестница ниже, какая выше. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kudryavtseva_e.o._gbdou2_spb_annotatsiya.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Авторы:

Бойко Лилия Анатольевна – тифлопедагог

Кудрявцева Екатерина Олеговна- воспитатель

Фадеева Яна Алексеевна - воспитатель

Учреждение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района  г. Санкт-Петербурга.

Программа: Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детского  сада комбинированного вида № 2 Петродворцового района Санкт Петербурга, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих, с амблиопией, косоглазием).

Контингент: Дети дошкольного возраста с нарушением зрения (слабовидение, амблиопия, косоглазие)

Тема: Дидактическое пособие для развития сенсорного восприятия «Разноцветные крышечки»

Цель: формирование сенсорных эталонов (цвета). 

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать умение детей группировать крышки по цвету и использовать названия цветов в речи.
  2. Формировать и закреплять знания о геометрических фигурах (квадрат, треугольник, прямоугольник) и о высоте предметов.
  3. Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
  4. Развивать связную речь, расширять и обогащать словарь.

Коррекционно - развивающие:

  1. Развивать память, мышление, воображение, речь.
  2. Развивать зрительное восприятие, бинокулярное зрение, слуховое внимание, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию доверительных отношений между детьми.
  2. Способствовать повышению сплоченности детского коллектива.
  3. Формировать познавательную активность детей.

Эффективность пособия заключается ещё и в том, что в процессе игры и практических действий у детей повышается познавательная активность, которая является следствием целенаправленных педагогических действий и правильной организацией педагогической среды. Пособие развивает внимание, мелкую моторику, цвето восприятие (умение выделять, соотносить и группировать), воспитывает настойчивость в достижении цели, активирует творческий потенциал.

Новизна пособие создано из бросового материала и даёт возможность многофункционального использования для развития способностей ребенка с ОВЗ по зрению, как на занятиях коррекционной направленности, так и в другой образовательной деятельности.

Форма работы: Представленное дидактическое пособие является многофункциональным средством развития детей с нарушениями зрения и предназначено для индивидуальной и групповой работы с детьми дошкольного возраста. В результате использования игр дети без труда запоминают цвета, развивают логическое мышление, память, внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме: «Дидактические игры в развитии сенсорного восприятия детей»

laquo;…игры - одно из самых сильных воспитательных средствв руках общества. Игру принято называть основным видомдеятельности ребенка. Именно в игре проявляются иразвиваются разные стороны его ...

Дидактическое пособие для развития сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста "Заплатки для варежек"

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значен...

Дидактическая игра на развитие сенсорного восприятия

Данная игра предназначина для детей любой категории и возраста. Развивает восприятие цвета, формы. ...

Дидактическая игра по развитию сенсорного восприятия «Ёжики»

Данное пособие апробировано на детях 1-й и 2-й младших групп, а также на детях старшей группы с ОНР-I и II уровень МБДОУ «Детский сад № 26» и представлено на районном методическом объединении учителей...

Статья "Использование дидактических игр для развития сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста"

Рассмотрение содержания и методов использования дидактических игр в процессе формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста....

Использование авторских дидактических игр для развития сенсорного восприятия и развития моторики рук в работе с детьми раннего возраста.

Использование авторских дидактических игр для развития сенсорного восприятия и развития моторики рук в работе с детьми раннего возраста....

Пособие для развития сенсорного восприятия и тактильных ощущений «Нарядная ёлочка».

Пособие предназначено на формирование  восприятия у дошкольников младшего возраста и детей с ОВЗ двух сенсорных эталонов (форма и цвет). А также, направлено на развитие мелкой моторики пальцев ру...