Методическая разработка "Мнемотехника - технология речевого развития дошкольников"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Методическая разработка учителя-логопеда для развития монологической речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika._metod.razr_.pptx453.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мнемотехника - технология речевого развития дошкольников. Подготовила : Логопед ГБДОУ 140 И.Н. Демидова Санкт-Петербург 2019

Слайд 2

В связи с введением ФГОС ДО в образовательные учреждения, педагогам необходимо соответствовать современным тенденциям развития образовательных процессов. Сюда относится и речевое направление развитие детей. Основными задачами работы по развитию речи детей на сегодняшний день являются: -формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, -развитие словаря детей, -воспитание звуковой культуры речи, -формирование ее грамматического строя, -развитие связной речи.

Слайд 3

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету . К.Д . Ушинский

Слайд 4

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры.

Слайд 5

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа.

Слайд 6

Механизм мнемотехники Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько процессов, зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы . Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить ». Мнемотехника и является такой программой, которая позволит нам общаться с мозгом.

Слайд 7

Механизм мнемотехники Всё это достигается путём образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Приёмы мнемотехники не совершенствуют память, они только облегчают запоминание.

Слайд 8

Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия: зрительного слухового кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата) обонятельного вкусового осязательного. Для этого на занятиях используются множество игр и упражнений для тренинга перечисленных выше чувств. Например: «Что изменилось ?» « Чего не стало?» « Кто ушёл?» «Кто позвал?» « Парные открытки» « Узнай на ощупь» « Чудесный мешочек» « Узнай на вкус» Методы, приемы мнемотехники

Слайд 9

Во-вторых , необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации. Здесь будут наиболее эффективны следующие методы: метод « крокирования ») - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок «Цепочка слов», « Кто больше запомнит слов» « 10 слов» и т.п. метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»).Он заключается в том , что , слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т.д. , не перескакивая. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов. метод трансформации (превращения).Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно из другого, между ними существует что- то общее, то, что их связывает. Методы, приемы мнемотехники

Слайд 10

В-третьих, нужно научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным». Это значит, что через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания. Для решения этих задач можно использовать такие упражнения и задания, как: «Найди отличия» «Что изменилось» «Не зевай» «Запрещённое движение» «Рассеянный художник» «Лабиринты» «Найди и вычеркни» (таблицы) Методы, приемы мнемотехники

Слайд 11

Работа строится от простого к сложному: с простейших мнемоквадратов , потом переходим к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам .

Слайд 12

Начинается работа с простейших мнемоквадратов . Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик », его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово ». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам . Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам . Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы , так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы .

Слайд 13

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация . Виды мнемотаблиц . развивающие (тренинг основных психических процессов); Обучающие В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям

Слайд 14

. Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания); Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать; Развитие логики; Развитие образного мышления; Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации; Решение дидактических, образовательных задач; Развитие смекалки; Тренировка внимания; Навык правильного графического изображения . Общие задачи для всех видов мнемотаблиц

Слайд 15

Этапы работы с мнемотаблицами 1 . Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено; 2.Осуществляется перекодировка информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы; 3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме, в младшей группе с помощью воспитателя, а в старших-самостоятельно . Размеры мнемотаблиц могут быть различными- в зависимости от возраста детей, уровня их развития . - Для дошкольников среднего возраста-таблицы на 6 клетках; -Для дошкольников старшего возраста-таблицы на 9-12 клетках; -Для подготовительного к школе возраста-таблицы на 12-15 клетках

Слайд 17

В результате: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире ; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; словарный запас выходит на более высокий уровень ; дети преодолевают робость, застенчивость, развиваются коммуникативные умения детей.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригами как технология речевого развития дошкольника.

Всем известна техника оригами. Нельзя переоценить всех достоинств её влияния  на всестороннее развитие ребёнка.Меня же,  как педагога работающего с детьми старшей логопедической группы...

Методические рекомендации по речевому развитию дошкольников.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педаг...

Развитие мелкой моторики как технология речевого развития дошкольников.

Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальце...

Методическая разработка «Технологии речевого развития дошкольников».

Семинар – практикум для педагогов«Технологии речевого развития дошкольников»....

2. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (речевые игры)

Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...

Консультация-практикум «Современные технологии речевого развития дошкольников: ЛЕГО технология, мнемотехника, ТРИЗ»

Консультация-практикум  способствует речевому развитию дошкольников с помощью современных игровых технологий....

Методическая разработка "Инновационная технология речевого развития дошкольников "Сторисек"

Использование технологии "Сторисек" в развитии речи дошкольников....