Тема: «Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами арт-терапии в музыке»
материал по коррекционной педагогике
Эмоциональная сфера является ведущим звеном психики в дошкольном детстве. Ребёнок в дошкольном возрасте - сама эмоция. Приёмы использования музыки в целях психокоррекции представляют собой широкое поле деятельности для всех педагогов и специалистов без исключения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 24.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Здравствуйте коллеги позвольте продолжить, и я бы хотела рассказать, как же музыка влияет на эмоциональную сферу детей с ОВЗ методами арт-терапии.
Ведь музыка - зеркало души человека, является эмоциональным познанием, моделью человеческих эмоций. Музыка отражает отношение к окружающему миру, а отношение это и есть эмоции. Музыка является самым эффективным средством формирования эмоциональности ребёнка. Эмоциональная сфера является ведущим звеном психики в дошкольном детстве. Ребёнок в дошкольном возрасте - сама эмоция. Приёмы использования музыки в целях психокоррекции представляют собой широкое поле деятельности для всех педагогов и специалистов без исключения. Сущность методов психолого-педагогической профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей средствами музыки, как и средствами изодеятельности заключаются в формировании гармонично развитой адаптивной личности. И наиболее эффективна эта работа, когда эти средства используются в комплексе. Посредством музыкальных игр и упражнений, релаксации, психогимнастики, музыкорисования происходит высвобождение негативных чувств, эмоций, мыслей. Непосредственное лечебное воздействие музыки на психическую сферу детей с эмоционально-волевыми нарушениями при её пассивном или активном восприятии следующее: при разрядке эмоционального напряжения возможно моделирование психического тонуса за счёт успокаивающих или активизирующих музыкальных программ.
Ритм, темп и движения рассматриваются как основные средства уравновешенности психики и средства управления психическим состоянием ребёнка; основные средства коррекции двигательных нарушений, нарушений внимания у детей с гиперкинетическим синдромом. Ещё Бехтерев В. М. считал, что «с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты, урегулировать неправильные и лишние движения». О каком ритме мы сейчас с вам говорим конечно это- логоритмика или логопедическая ритмка.
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Подбирая музыкальный репертуар можно корректировать двигательные расстройства, регулировать развитие сенсомоторики, объём внимания.
И я вам сейчас предлагаю стать воспитанниками детского сада и поиграть со мной в игры, которые предназначенные для детей с различными проблемами.
Игра «Пропоём имя» (тревожные, замкнутые дети).
Цель: создание позитивного настроя, снятие напряжения, повышение самооценки.
Ход игры: Участники встают в круг. Давайте представим себе, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нам нужно познакомиться. Пусть каждый из вас по очереди пропоёт своё имя, а потом имя хором пропоют все дети.
Игра «Танец шляпы» (медлительные дети).
Цель: развитие двигательного контроля, повышение тонуса.
Ход игры: Группа образует круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают шляпу по кругу, по очереди надевая её на голову своего соседа. Музыка прерывается - ведущий просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа, показать какое-то движение, с тем, чтобы все остальные его повторили. Музыка начинает звучать вновь, и игра продолжается. Ведущему следует следить за тем, чтобы передача шляпы происходила именно (через надевание, а не стягивание её с соседа).
Игра «Черепашки» (гиперактивные дети).
Цель: концентрация внимания, развитие самоконтроля.
Ход игры: Игра проводится под музыку среднего темпа. Ведущий встаёт у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. Ведущий говорит: «Представьте себе, что все мы - черепахи. Я - большая черепаха, а вы - маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я очень жду вас у себя дома. Но вот беда: праздничный торт ещё не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы - черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет готов.».
По музыкальному сигналу дети начинают движение. Ведущий следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2-3 минуты он даёт новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи - именинницы. Игра повторяется несколько раз.
Игра «Лягушки и аист»
Цель: Ориентировка в пространстве, самоконтроль творческая импровизация.
Ход игры: Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость. Педагог вместе с детьми поет следующие слова:
Скачут ловко лягушата прыг прыг скок.
Скок на травку на муравку на листок
Лапками захлопали хлоп, хлоп, хлоп.
Ножками за топали топ, топ, топ
Головою закивали тря ля ля
От Аиста убежали да да да.
Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая «лягушек». По окончании музыки убегают от Аиста. При повторении игры роли меняются .
И конечно же завещающий этап это Релаксация (от лат. «Relaxation» – расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Цель релаксации: снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения. Расслабляясь, нервная система переходит на экономный режим. Что создаёт наиболее оптимальные условия для восстановления биологического потенциала.
Релаксация является частью психологического лечения. Она помогает каждому ребёнку избавиться от накопившегося внутреннего негатива, плохого настроения, обид и сомнительных мыслей. Во время расслабления приходит ощущение свободы, лёгкости и спокойствия. Такое состояние, помогает ребёнку легко воспринимать и усваивать новый материал, радоваться жизни, быстрее забывать неудачи. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Порхание бабочки
Музыкальный руководитель: Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.
А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат. И откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.
После завершения игр проводится обсуждение.
- Расскажите о своих ощущениях во время участия в играх и в конце игровых упражнений?
- Какие эмоции и чувства вы испытывали?
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия детей с ЗПР в старшей группе на тему: «КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ»
На этой встрече мы помогаем детям с нарушением зрения, имеющим трудности в общении, приемам саморегуляции, умею управлять своим телом, владеть своими эмоциями....
Методическая разработка на тему "Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через восприятие классической музыки"
Данная исследовательская работа является результатом моих многолетних поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей, к музыкальному искусству начиная...
«МАНДАЛА - ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Мандалы – это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Для подростка мандала – это не столько незаконченный художественный объект, а сколько способ обобщения и упор...
" Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста".
Данный материал предназначен для воспитателей и родителей детского сада. Игры и рисование на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно игры с песком позволяют ребенку выражать свои ...
Мастер –класс на тему «Песочная терапия, как метод коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ, детей «группы риска»
Мастер-класс для педагогов...
"Песочная терапия -как метод коррекции эмоциональной сферы детей"
Песочная терапия - как метод коррекции эмоциональной сферы детей»Цель: Познакомить педагогов с техниками работы с песком и методом песочной терапии.Возможность использовать песочницу не только п...
"Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии".
Практически в каждом детском саду есть центры песка и воды, многие педагоги считают, что детям с песком надо заниматься самостоятельно, другие – используют песок на занятиях. Опыт работы убедил ...