Роль звукопроизношения в интеллектуальном развитии ребенка с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике
Роль звукоопроизношения в интеллектуальном развитии ребенка с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_zvukoproiznosheniya_v_intellektualnom_razvitii_rebenka.tezisy.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель – дефектолог М. Б. Сергеева
МДОУ «Детский сад № 145», Ярославль, Россия
РОЛЬ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей деятельности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Влияние речи на развитие ребенка очень велико, а если речь ребенка имеет отклонения, то и сам ребенок будет испытывать трудности.
Педагоги не любят вызывать ребенка, страдающего недостатками произношения, для рассказывания и декламации перед всей группой. Товарищи нередко смеются над его неправильной речью. В таких случаях ребенок может постепенно обособиться от сверстников, что еще больше задерживает развитие его речи и отрицательно повлияет на характер: появится раздражительность, замкнутость, обидчивость. Некоторые дети становятся шалунами, выискивая, чем бы заняться, пока все остальные читают или рассказывают.
Порой дети с неправильным произношением многих звуков несколько отстают в умственном развитии, так как малопонятная речь мешает контактам ребенка с окружающим, формированию связной речи, а, следовательно, сказывается и на логическом мышлении.
Неправильное произношение приносит ребенку много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Недостатки устной речи очень часто влияют на письменную речь. Ребенок плохо справляется со звуковым анализом слов, часто вместо одной буквы употребляет другую, пишет так, как говорит.
В психическом развитии ребенка речь имеет огромное значение, выполняя три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую.
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют формированию познавательных процессов, влияют на волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом.
Вторичные проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами, и эффективность их устранения прямым образом связана с ранним выявлением структуры дефекта.
Нормальное речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.
Одна из функций речи – служить средством общения между людьми. Речь так же является средством мышления - мышление осуществляется в речевой форме.
Неправильное или нарушенное развитие одной из сторон речи приводит к задержке и других, связанных с нею сторон (функций, компонентов) речи, а так же к задержке его умственного развития. Такая задержка является вторичной (функциональной) и при правильном педагогическом подходе сравнительно легко преодолевается, притом тем легче, чем раньше было оказано воздействие.
Вторичная задержка общего развития чаще всего присоединяется к нарушениям речи в неблагоприятных условиях воспитания и обучения.
Речевые нарушения могут быть обусловлены и отклонениями в строении артикуляционного аппарата, (например, при ринолалии), а также органической недостаточностью иннервации речевого аппарата (при дизартрии), чаще всего вследствие псевдобульбарного паралича. Ограничение подвижности органов речи /мягкого неба, языка/ затрудняет артикулирование звуков, нередко приводит к недостаточно точному их восприятию, к нарушениям письма и чтения и даже к общему недоразвитию речи.
Ничто так отрицательно не отражается на общем развитии ребенка, как отсталость в развитии языка.
В речевой группе для детей с ФФН находятся дети с нормальным слухом и нормальным интеллектом, в картине недоразвитии речи которых на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны. Для этих детей характерна незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и дифференциации звуков на слух. Несформированность фонематических представлений приводит к тому, что готовность детей к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у нормально говорящих сверстников. Нередко наблюдается некоторое отставание в лексико – грамматическом развитии.
Все вторичные отклонения в познавательном развитии ребенка можно предупредить ранним выявлением нарушения речи и ранним началом коррекционной логопедической работы, проводимой не только логопедом и педагогами, но и родителями детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль детского сада в интеллектуальном развитии ребенка.
«Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого: он, как губка, быстро впитывает знания. Не надо бояться «перекормить» его: нас должно беспокоить не то, что мы д...
Роль дидактической игрушки в интеллектуальном развитии ребенка младшего возраста
Статья о влиянии дидактической игрушки на развитие ребенка младшего возраста...
Программа Роль игры в интеллектуальном развитии ребенка
Роль игры в интеллектуальном развитии ребенка...
«Роль эмоций в интеллектуальном развитии ребенка»
Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции....
Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в дневное время ему просто необходим. Но как помочь ребенку проснуться в хорошем н...
«Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка»
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в дневное время ему просто необходим. Но как помочь ребенку проснуться в хорошем настроении и активно продо...
Консультация для педагогов «Роль графических упражнений в интеллектуальном развитии ребенка»
Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассужд...