"Основные принципы и методы коррекционного обучения"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Коррекционное обучение – особый вид обучения, имеющий целью частичное или полное преодоление конкретной недостаточности учащегося, не являющейся следствием пониженных общих способностей.
Задачи коррекционного обучения:
- Охрана здоровья ребёнка и коррекция психосоматических неблагополучий в его развитии;
- Развитие социально-нравственных качеств;
- Формирование учебной мотивации;
- Развитие психофизиологических функций;
- Обогащение кругозора и развития речи;
- Развитие личностных компонентов познавательной деятельности;
- Формирование учебной деятельности и коррекция недостатков.
Комплексность задач коррекционно-развивающего обучения обусловливает необходимость комплексного подхода к их решению.
«Объект коррекции – живой и развивающийся ребенок, поэтому воздействие (как во всякой психотерапевтической и психокоррекционной практике) всегда по своей сути есть творческий процесс, в том числе и в отношении выбора средств с учетом индивидуально-психологической ситуации развития каждой индивидуальной личности» (Микадзе, Корсакова, 1994).
Коррекционная работа начинается с установления эмоционального контакта с ребенком, выяснения его интересов, наличия сверхценных интересов, уровня мотивации, самооценки, толерантности к психическим нагрузкам, времени, в течение которого ребенок может активно участвовать в занятии. Благодаря этому предварительному этапу коррекционно-развивающее обучение обеспечивает индивидуализированный подход к ребенку, соответствующий особенностям его познавательной деятельности и личности. Только на основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики, не ограничивающейся выявлением слабых звеньев в развитии ребенка, но определяющей зону его ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) – то есть возможностей и необходимых условий для коррекции дефектов, может быть построена своевременная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения.
Формы коррекционного обучения:
- Коррекционные уроки по учебным предметам;
- Групповые коррекционные занятия по отдельным предметам;
- Учебная помощь школьникам, требующая особого внимания;
- Классы «здоровья»
Принципы коррекционного обучения:
- Принцип системности. Методологическое преимущество нейропсихологического подхода к коррекционному воздействию, обеспечивающее его эффективность, заключено в принципе системности. Он означает направленность программы коррекции не на преодоление отдельного дефекта, а на гармонизацию психического функционирования и личности ребенка в целом. Этот принцип не исключает необходимости выбора основного, приоритетного направления работы на каждом этапе коррекции психики ребенка на основе данных его комплексного нейропсихологического обследования.
- Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, проходящему коррекционно-развивающее обучение. Несмотря на сходство симптомов, выявляемых при нейропсихологическом обследовании, каждый ребенок представляет собой индивидуальность с особенностями онтогенетического развития, условий жизни и воспитания, и, следовательно, со своими особенностями личности и психического функционирования.
- Принцип комплексности воздействия, то есть сочетание (а не последовательное введение) в каждом цикле занятий методов двигательной, когнитивной и эмоционально-личностной коррекции. Одна и та же психическая функция одновременно формируется и с помощью когнитивной, и с помощью двигательной коррекции, поэтому сочетание когнитивных и двигательных методов на каждом занятии является обязательным. Комплексное воздействие необходимо и для повышения общей мозговой активности ребенка, улучшения мозгового кровообращения, нормализации активационных процессов, снятия тонических нарушений, повышения работоспособности, недостаток которой есть одна из основных причин трудностей формирования и успешного функционирования всех психических функций и неуспешности в школьном обучении.
- Принцип от простого к сложному. Опираясь на «сильные» звенья психического функционирования, психолог работает над развитием самых «слабых» звеньев психической деятельности, при этом сначала берет на себя функции слабого звена ребенка, а затем, как уже говорилось, постепенно передает их ребенку не в одной изолированной функции, а во всех вербальных и невербальных функциях, в которые входит это звено. Переход от простого к сложному осуществляется по трем параметрам: совместное – самостоятельное действие; опосредствованное внешними опорами – интериоризованное действие; развернутое поэлементное действие – свернутое действие (Ахутина, Пылаева, 2003).
Формы коррекционного обучения:
- индивидуальные занятия;
- занятия в группах и в микрогруппах (диадах);
- игровые занятий;
- взаимодействии с родителями ребенка;
- взаимодействии с лечащим врачом ребенка, а также с педагогами школы или детского сада, инструктором ЛФК, логопедом, обеспечивая комплексный (бригадный) медико-психолого-педагогический подход к ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные принципы и методы коррекционного обучения.
Коррекционное обучение – особый вид обучения, имеющий целью частичное или полное преодоление конкретной недостаточности учащегося, не являющейся следствием пониженных общих способностей.
Задачи коррекционного обучения:
- Охрана здоровья ребёнка и коррекция психосоматических неблагополучий в его развитии;
- Развитие социально-нравственных качеств;
- Формирование учебной мотивации;
- Развитие психофизиологических функций;
- Обогащение кругозора и развития речи;
- Развитие личностных компонентов познавательной деятельности;
- Формирование учебной деятельности и коррекция недостатков.
Комплексность задач коррекционно-развивающего обучения обусловливает необходимость комплексного подхода к их решению.
«Объект коррекции – живой и развивающийся ребенок, поэтому воздействие (как во всякой психотерапевтической и психокоррекционной практике) всегда по своей сути есть творческий процесс, в том числе и в отношении выбора средств с учетом индивидуально-психологической ситуации развития каждой индивидуальной личности» (Микадзе, Корсакова, 1994).
Коррекционная работа начинается с установления эмоционального контакта с ребенком, выяснения его интересов, наличия сверхценных интересов, уровня мотивации, самооценки, толерантности к психическим нагрузкам, времени, в течение которого ребенок может активно участвовать в занятии. Благодаря этому предварительному этапу коррекционно-развивающее обучение обеспечивает индивидуализированный подход к ребенку, соответствующий особенностям его познавательной деятельности и личности. Только на основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики, не ограничивающейся выявлением слабых звеньев в развитии ребенка, но определяющей зону его ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) – то есть возможностей и необходимых условий для коррекции дефектов, может быть построена своевременная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения.
Формы коррекционного обучения:
- Коррекционные уроки по учебным предметам;
- Групповые коррекционные занятия по отдельным предметам;
- Учебная помощь школьникам, требующая особого внимания;
- Классы «здоровья»
Принципы коррекционного обучения:
- Принцип системности. Методологическое преимущество нейропсихологического подхода к коррекционному воздействию, обеспечивающее его эффективность, заключено в принципе системности. Он означает направленность программы коррекции не на преодоление отдельного дефекта, а на гармонизацию психического функционирования и личности ребенка в целом. Этот принцип не исключает необходимости выбора основного, приоритетного направления работы на каждом этапе коррекции психики ребенка на основе данных его комплексного нейропсихологического обследования.
- Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, проходящему коррекционно-развивающее обучение. Несмотря на сходство симптомов, выявляемых при нейропсихологическом обследовании, каждый ребенок представляет собой индивидуальность с особенностями онтогенетического развития, условий жизни и воспитания, и, следовательно, со своими особенностями личности и психического функционирования.
- Принцип комплексности воздействия, то есть сочетание (а не последовательное введение) в каждом цикле занятий методов двигательной, когнитивной и эмоционально-личностной коррекции. Одна и та же психическая функция одновременно формируется и с помощью когнитивной, и с помощью двигательной коррекции, поэтому сочетание когнитивных и двигательных методов на каждом занятии является обязательным. Комплексное воздействие необходимо и для повышения общей мозговой активности ребенка, улучшения мозгового кровообращения, нормализации активационных процессов, снятия тонических нарушений, повышения работоспособности, недостаток которой есть одна из основных причин трудностей формирования и успешного функционирования всех психических функций и неуспешности в школьном обучении.
- Принцип от простого к сложному. Опираясь на «сильные» звенья психического функционирования, психолог работает над развитием самых «слабых» звеньев психической деятельности, при этом сначала берет на себя функции слабого звена ребенка, а затем, как уже говорилось, постепенно передает их ребенку не в одной изолированной функции, а во всех вербальных и невербальных функциях, в которые входит это звено. Переход от простого к сложному осуществляется по трем параметрам: совместное – самостоятельное действие; опосредствованное внешними опорами – интериоризованное действие; развернутое поэлементное действие – свернутое действие (Ахутина, Пылаева, 2003).
Формы коррекционного обучения:
- индивидуальные занятия;
- занятия в группах и в микрогруппах (диадах);
- игровые занятий;
- взаимодействии с родителями ребенка;
- взаимодействии с лечащим врачом ребенка, а также с педагогами школы или детского сада, инструктором ЛФК, логопедом, обеспечивая комплексный (бригадный) медико-психолого-педагогический подход к ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные формы и методы активного обучения в ДОУ
В статье рассматриваются активные методы обучения дошкольников, которые формируют у детей важную способность осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию...
Основные принципы и подходы к планированию коррекционной работы в рамках театрализованной деятельности
В работе петечисляются основные принципы и подходы к планированию коррекционной работы в рамках театрализованной деятельности, приводятся примеры....
Основные принципы и методы закаливания детей в период дошкольного возраста
Новорожденные детки способны обладать очень высокими адаптивными возможностями и приспосабливаться почти к любым условиям среды. Исходя из этого, родителям детей стоит с самого рождения пред...
«Основные принципы и методы дефектологии».
Реферат на тему:...
«Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»( из опыта работы учителя-дефектолога)
У детей с нарушением зрения наблюдается нарушение умственного развития, речи, двигательной сферы. Однако, значительное снижение зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе во...
Индивидуализация, коррекционная направленность - основные принципы организации обучения и развития детей с ОВЗ
Индивидуализация, коррекционная направленность - основные принципы организации обучения и развития детей с ОВЗ ...