Инновационные подходы в работе воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста. Кружок «Волшебное тесто»
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа)

Зебзеева Елена Павловна

Важную роль в содании современной образовательной среды выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей, строящихся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Все работы с соленым тестом, которые создатся ребенком в результате продуктивной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii._kruzhok_volshebnoe_testo.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Павловна Зебзеева

Воспитатель I категории

КГБОУ ШИ1

г. Хабаровск, Россия

 

Инновационные подходы в работе воспитателя с детьми

младшего дошкольного возраста. Кружок «Волшебное тесто»

Пояснительная записка.
 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

                                                                                                   В.А. Сухомлинский


Актуальность. Важную роль в создании современной образовательной среды начинают сегодня выполнять так называемые инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.


«Кончики пальцев - есть второй головной мозг» (И. Кант) В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей жизни. Работа пальцев рук бесконечно разнообразна и важна для каждого человека.
Ученными доказано, что развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. В трудах исследователей М. Кольцова, А. Антакова - Фомина было доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук сильно влияет на становление детской речи. Неоценимую помощь детям с ОНР могут оказать логопедические занятия с применением тестопластики. Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям с ОНР. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей, что в свою очередь связано с развитием речи. Все предметы, с которыми действует ребенок, и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Причем наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстрированным материалом. Для детей с ОНР это обстоятельство имеет огромное значение. Применение готовых пособий из соленого теста в коррекционной работе предполагает множество вариантов их использования. Коррекционная работа может быть направлена на развитие произносительной стороны речи, развитие грамматических категорий, развитие связной речи, фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте. Задания и упражнения с применением тестопластики вызывают массу положительных эмоций у детей, и коррекционная работа проходит с высокой мотивацией.
Новизной и отличительной особенностью программы является использование тестопластики в коррекции речевых нарушений ребенка и в подготовке к школьному обучению.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с подготовкой детей к школе, с развитием у детей мелкой моторики, развития связной речи, словаря, грамматического строя речи, восприятия, мышления, фантазии.
Направления работы:
1. Диагностико-коррекционное.
2. Профилактическое.
Программа рассчитана на 1 год.

Цель : Повышение качества подготовки к школе детей с ОНР средствами тестопластики.

Задачи:
*Развитие мелкой моторики рук;
*Развитие координации и тактильных ощущений рук;
*Приобщение детей к творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи;
*Создание условий для реализации творческого потенциала с участием в выставках и конкурсах;
*Развитие фантазии, воображения, самостоятельного мышления;
*Развитие фонетико-фонематической стороны речи;
* Формирование навыков звуко - слогового анализа;
*Развитие грамматического строя;
*Развитие связной речи.

Принципы работы:
*Принцип последовательности «от простого - к сложному»;
*Принцип учета механизмов речевых нарушений;
*Принцип качественного и количественного анализа результатов обследования;
*Принцип системности;
*принцип комплексности;
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода.
Структура занятий разработана с учетом лексических тем, которые предусмотрены в программе Нищевой Н. В. по преодолению ОНР.
На занятиях можно использовать пальчиковые игры и массаж, упражнения для рук с предметами.
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие речи детей, подготовку к школе, обуславливает его результативность.
Взаимодействие с сотрудникам (учитель-логопед, воспитатели групп, психолог) предусматривает: беседы, консультации по использованию тестопластики на занятиях (изготовление и использование готовых изделий),
Открытое подгрупповое занятие, выставка.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки –раскладушки, информационные стенды, создание клуба для родителей, показ открытых занятий, круглый стол: «Игротека в кругу семьи», анкетирование.
Работа с детьми в группе проводится на занятиях, как часть занятия, в кружковой работе.
Педагогический мониторинг:
1.Исследования состояния произвольной моторики пальцев рук.
2.Исследование речевого развития детей.
1) Обследование фонетико-фонематической стороны речи;
2)Обследование лексики и грамматического строя речи;
3)Обследование связной речи.
Методики для обследования речевых функций и состояния ручного праксиса: Н. В. Нищевой, Т. В. Кабановой, Домниной.
Ожидаемый результат:
• Коррекция всех средств речи и ее основных функций; 
• Закрепляются представления об окружающем мире;
• Развитие качеств для более успешного обучения.
Программа по коррекции речевых нарушений у детей с ОНР предполагает 4 этапа обучения:

1 этап Подготовительный (июнь-август 2020г.)
• У детей совершенствуются навыки коммуникации; 
*Изучение теоретических основ проблемы;
*Изучение опыта коллег;
*Организация взаимодействия с воспитателями группы по данной проблеме;
*Определение задач реализации проекта на учебный год;
*Представление проекта на педсовете.
*Подбор и приобретение совместно с воспитателями и родителями необходимого материала для изготовления поделок.

2 этап Диагностический (сентябрь-октябрь 2020г.)

*Разработка комплексного перспективного плана совместной работы специалистов ДОУ;
*Диагностирование детей экспериментальной группы  и контрольной группы
*Изучение результатов диагностики;

3 этап Основной (ноябрь-май 2021г.)
*Создание методических разработок для реализации проекта;

*Подбор упражнений и игр для использования в системе занятий педагогами- специалистами;
* Разработка методического пакета;
* Реализация комплексного перспективного плана совместной работы специалистов ДОУ;
*Осуществление промежуточного контроля ,корректировка.

Знакомство с соленым тестом.

Цели:
• Пробуждение интереса к занятиям;
• Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
• Знакомство детей с правилами работы с тестом.
Изготовление поделок и пособий, использование готовых изделий на занятиях.
Цели:
• Развитие познавательных процессов;
• Развитие речи, памяти, мышления;
• Совершенствование координации движений. Мелкой моторики, ориентации в пространстве.
Обучение грамоте.
Цели:
• Автоматизация звуков в речи;
• Формирование навыков звуко-слогового анализа;
• Развитие связной речи детей, обучение рассказыванию.
Методы:
• Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
• Словесный ( беседа, пояснение, вопросы, художественное слово);
• Практический.
Формы:

*Индивидуальные;
*Подгрупповые;

Средства:

*Соленое тесто
*стеки;
*кисти;
*краска гуашь
*шаблоны.

Технические средства:
ИКТ;
Ноутбук;
Музыкальные диски.

Учебный план

Младшая группа
№ Название темы Общее количество занятий
1 Путешествие в мир тестопластики 1
2 Овощи-фрукты 2
3 Ягоды-грибы 2
4 Домашние животные  2
5 Зима 2
6 Посуда  2
7 Новый год  2
8 Инструменты 2
9 Дом 2
10 Транспорт 2
13 Насекомые 2
Итого в год: 25
Длительность одного занятия 15 минут.

4 этап Итоговый (июнь-август 2021г.)
*Исследование результатов практической деятельности (экспериментальной и контрольной группы)
*Определение эффективности работы;
* Оформление результатов;
* Отчет на педсовете;
*Обобщение и распространение опыта при положительной динамике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к развитию физической подготовленности детей дошкольного возраста со зрительной недостаточнотью

Здоровье человека во многом определяется уровнем физического развития и функциональных возможностей организма, основы которых закладываются в детском возрасте. Поэтому забота о здоровье ребенка стала ...

"Инновационные подходы к развитию речи детей младшего дошкольного возраста"

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста остается актуальной....

Мастер – класс «Инновационные подходы в обучении связанной речи детей дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования»

Мастер – класс «Инновационные подходы в обучении связанной речи детей дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования»...

Опыт работы по теме «Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Лэпбук это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей....

Методическая разработка на тему: «Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Лэпбук – это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели.Можно предположить, что повышение познавательной активности детей...

Консультация для педагогов ДОУ "Нейроигры - инновационный метод в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста".

   Работая в дошкольной организации, я столкнулась с ежегодным увеличением количества детей с различными нарушениями в развитии. У многих детей отсутствует или недостаточно сформирова...

«Нейроигры –инновационный метод в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста

Работая в дошкольной организации, я столкнулась с ежегодным увеличением количества детей с различными нарушениями в развитии. У многих детей отсутствует или недостаточно сформирована речевая коммуника...