"Для педагогов"
консультация по коррекционной педагогике

Ишкина Менира Каримовна

Семинар - практикум на тему: "Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить!"

Традиционные и нетрадиционные формы развития мелкой моторики, массаж кистей рук и виды работы над совершенствованием мелкой моторики, используемые в  практике учителя - логопеда.

Сообщение на тему:«Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе с дошкольниками»

Успешное преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития в дошкольных учреждениях возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Особую роль в логопедической работе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя ДОУ. 

Сообщение на тему:«Современные ориентиры развития дошкольной образовательной организации»

 

Главным ориентиром системы развития образования является его качество, в которое входят не только педагогические кадры, но и материально- техническая база, медицинское обслуживание, информационные возможности, психолого-социальная поддержка.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №32«Лесная сказка»

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Семинар - практикум на тему:

«ЧТОБЫ ЧЁТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ!»

учитель – логопед

Ишкина Менира Каримовна

г. Пролетарск

2020г.

Семинар - практикум на тему:

«ЧТОБЫ ЧЁТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ

ДРУЖИТЬ!»

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.

На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается. В настоящее время существуют противоречия в том, что теоретически разработанные упражнения по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения на практике. В основном используются традиционные приёмы для развития тонких движений пальцев рук (упражнения на их сгибание и разгибание, сжимание кулачков и лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление, способствующее дополнительному повышению тонуса пальцев рук). Только на физминутках применяются игры, способствующие развитию мелкой моторики. Недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга. Крайне мало внимания уделяется массажу и самомассажу кистей рук, способствующих оздоровлению организма.

На сегодняшнем семинаре мы поговорим о традиционных и нетрадиционных формах развития мелкой моторики, о массаже кистей рук и о том, какие виды работы над совершенствованием мелкой моторики можно использовать в своей практике.

• игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

Пожалуйста, поделитесь, какие игры вы используете в работе?

Мы делили апельсин!

(кулачок - «апельсин» перед собой)

Много нас (левая рука растопырена — это «мы»)

А он один (взгляд переводим на кулачок)

Эта долька для котят

(отгибаем один пальчик)

Эта долька для утят

(отгибаем другой пальчик)

Эта долька для ужа

(отгибаем третий пальчик)

Эта долька для чижа

(четвертый)

Эта долька для бобра

(пятый)

А для волка кожура!

(встряхиваем бывшим кулачком — словно кожурой)

Разозлился волк — беда,

Разбегайтесь кто куда!

• специальные упражнения без речевого сопровождения - пальчиковая гимнастика.

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.

«Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.

«Слоненок»- (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу.

«Оса»- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).

•игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зёрна, бусы, колечки, пришивание, застёжки, мозаика и т.д.

Поделитесь опытом, какие игры проводите вы?

•изобразительная деятельность

Группы упражнений для развития мелкой моторики. 

Эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут. Все упражнения можно разделить на несколько групп:

Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета

• внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка;

•графические упражнения;

•дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;

•соединение по точкам;

•рисование по образцу и т. д.

Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета

•плетение, шнуровка, завязывание бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, рисование верёвочкой; узелки - перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы и т.д. (упражнение проводится с педагогами)

•вышивание, вязание;

•игры и упражнения с пальчиковыми буквами. Данные игры и упражнения обычно используются и на занятиях по подготовке к обучению грамоте. С помощью пальцев рук можно построить несколько вариантов одной буквы русского алфавита. Буква А: Пальцы указательные

Буква Б: Указательный с большим

Мы в кольцо соединим.

Средний - перекладиной

Остальные

Над кольцом объединим.

•имитация жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками); (упражнение проводится с педагогами)

Упражнения по выработке мускульной памяти

•массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками, шестигранными карандашами

(упражнение проводится с педагогами)

Комплекс упражнений для развития мелкой моторики с грецким орехом.

•Взять грецкий орех в правую руку и крепко сжать на счет 5. Повторить упражнение для левой руки.

«Птичка», «Солнышко».

•Грецкий орех берется большим и указательным пальцами правой руки, затем большим и указательным пальцем левой руки, затем большим и средним пальцем правой руки, затем большим и средним пальцем левой руки и т.д. Пальцы меняются поочередно с проговариванием. После каждого упражнения выполняются упражнения на расслабление рук (уронили ручки вниз и расслабились).

(Упражнение проводится с педагогами).

•зубными щётками - растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щётку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

Кинезиологические упражнения.

Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

1.Колечко. Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2.Кулак - ребро - ладонь. Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 - 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак - ребро - ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

3.Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6 - 8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4.Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

5.Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

•мозаика, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки;

•отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации;

•работа с пластилином, бумагой, тканью;

•игры с бусами, чётками — перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы.

•игры с прищепками:

-ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста в играх

Игра « Кус-кус» — поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги на ударные слоги

стиха от большого пальца к мизинцу.

«Если кто-то с места сдвинется,

На него котёнок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котёнок схватится.

Прыг-скок! Цап-царап!

Не уйдёшь из наших лап!» (упражнение проводится с педагогами)

-развивать фонематическое восприятие и закреплять пространственные представления: «Собачка-ищейка» ищет, в какой части слова спрятался звук [ш] на полоске - в начале слова (левый край полоски), в середине или в конце (правый край полоски);

-прищепки можно одновременно использовать и для развития сенсорики и творческого воображения, украшая фигурки, вырезанные из картона;

Упражнения для развития тактильной чувствительности

С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата

Предложите ребенку:

•работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т.д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;

•ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги (можно начинать с простых геометрических фигур (круг, квадрат и т.д.);

•с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);

•«Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;

•закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;

•с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руке педагогом (приём дермолексии);

•игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см. промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью.

Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.

Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.

-Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом:

«Горох». Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно

сжимая и разжимая пальцы рук.

«В миску насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили».

«Фасоль». На дне бассейна спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в бассейн, помешать фасоль, затем найти и достать игрушки.

« В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне - игрушки для детей,

 Мы их достанем без затей».

«Тесто». Опустить кисти рук в бассейн и изображать, как месят тесто.

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи».

«Лодочка». Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности сухого бассейна.

«Ладошки здороваются». Опустить кисти рук в бассейн. Сплести пальцы

рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить

руки и слегка пошевелить пальцами.

«Наши пальчики сплетём

И соединим ладошки.

А потом как только можем

Крепко-накрепко сожмём».

Упражнение «Золушка» — разбери крупу в разные кучки, тарелочки

Упражнение «Мышкины запасы».

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По внешнему виду рук судили о здоровье, положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Давайте вспомним пословицы, поговорки, высказывания о руках.

Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка;

- функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т.к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом;

-развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением;

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Игра «Закончи предложение».

Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:

«Удачным сегодня было...»

«Я задумалась...»

«Мне бы хотелось в следующий раз...»

«Сегодня я узнала...»

«Мне захотелось...»

«Удачным сегодня было...»

«Я задумалась...»

«Мне бы хотелось в следующий раз...»

«Сегодня я узнала...»

«Мне захотелось...»

«Удачным сегодня было...»

«Я задумалась...»

«Мне бы хотелось в следующий раз...»

«Сегодня я узнала...»

«Мне захотелось...»

«Удачным сегодня было...»

«Я задумалась...»

«Мне бы хотелось в следующий раз...»

«Сегодня я узнала...»

«Мне захотелось...»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №32«Лесная сказка»

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Сообщение на тему:

«Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе с дошкольниками»

учитель – логопед

Ишкина Менира Каримовна

г. Пролетарск

2020г.

Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе с дошкольниками

 Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление всех систем и функций детского организма, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.

Однако практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Речевая патология развивает у детей неуверенность в себе, внутренний дискомфорт. Эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье. Для них характерно нарушение общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность) на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Важным направлением модернизации образования, в соответствии с ФГОС ДО, является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь.

Успешное преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития в дошкольных учреждениях возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Особую роль в логопедической работе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.

Коррекционно-развивающая деятельность направлена на решение следующих задач:

- создание наиболее благоприятных условий, способствующих развитию личности и коррекции психофизических недостатков детей;

- снятие речевого негативизма, воспитание у детей потребности в речевом общении;

- обучение правильному произношению, умению говорить внятно, отчетливо, выразительно и неторопливо;

- выработка у детей умения модулировать свой голос;

- формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

- формирование словарного запаса, грамматического строя речи, навыков связной речи в соответствии с возрастной нормой;

- коррекция и развитие моторной сферы;

- осуществление всесторонней подготовки к обучению в школе, формирование положительной мотивации учебной деятельности у детей;

- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;

- осуществление преемственности в работе ДОУ и школы.

B основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:

- комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса;

- единства диагностики и непосредственно коррекционно-педагогического процесса; сотрудничества между воспитателем и логопедом, педагогами и детьми;

- учета интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса; дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи.

Успех коррекционно-воспитательной работы в группе компенсирующей направленности определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в соблюдении единого речевого режима в ходе учебно-воспитательного процесса, в логопедизации всей жизни и деятельности детей (на занятиях, во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях). Такая организация коррекционно-образовательного пространства предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей. Кроме того, соблюдение определенного режима (отличного от общепринятого), правильное равномерное распределение нагрузки на протяжение всего дня позволяет без лишнего напряжения и переутомления реализовать поставленные цели.

Формы взаимодействия в работе педагогов групп компенсирующей направленности

- Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время;

- Применение воспитателями комплексов самомассажа, пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики;

- Bзаимопосещения занятий учителем-логопедом и воспитателем;

- Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы;

- Совместная подготовка и проведение родительских собраний, консультаций, занятий (поскольку родители недостаточно осведомлены в вопросах коррекции речи, не знают и недооценивают значение своевременного устранения речевых нарушений).

Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе педагогического коллектива является распределение задач. Важно, чтобы каждый участник образовательного процесса решал как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. Таким образом, развитие речи осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы.

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

2. Обследование общего развития детей на начало учебного года

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка

3. Заполнение протокола обследования, анализ результатов мониторинга с целью перспективного планирования коррекционной работы

4. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

4. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

5. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

5. Расширение кругозора детей, овладение невербальной стороной общения

6. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

6. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

7. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)

8. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

8. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей

9. Развитие фонематического восприятия детей

9. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда

10. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

10. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида

11. Формирование навыков словообразования и словоизменения

11. Закрепление навыков словообразования и словоизменения в играх и в повседневной жизни

12. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

12. Контроль речи детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

13. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения

13. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных,

речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций,

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована. В первые три недели сентября учитель-логопед обследует речь детей, поступивших в группу, и заполняет речевые карты. В это время воспитатель изучают знания и умения детей, опираясь на разделы программы. После проведения обследования и заполнения документов результаты обсуждаются, намечается перспективный план работы с детьми, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.

Многие из коррекционных задач решаются совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи). Bместе с этим чётко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования коррекционного материала. Для этого воспитатель присутствует на занятиях логопеда, а тот в свою очередь посещает отдельные занятия воспитателя с целью контроля за качеством речи детей, а также оказания методической помощи. Также в задачу воспитателя логопедической группы входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. При наблюдении за объектами окружающей действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации в собственной речи детей. Воспитатель расширяет у детей представления о предметах окружающей действительности, учит вычленять и называть их существенные признаки.

Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит во второй половине дня индивидуальные и подгрупповые занятия по заданию учителя-логопеда. Для этой цели в группе оформляется тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, координации общих моторных движений и мелкой моторики пальцев рук; рекомендации по автоматизации звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой.

Вся коррекционно-воспитательная работа в группах компенсирующей направленности проводится как в специальном обучении, так и в свободной от занятий деятельности. Воспитатель, зная содержание не только тех разделов программы, по которым он, непосредственно, проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей: во всех режимных моментах, на прогулке, в индивидуальном и групповом общении детей, при ознакомлении с художественной литературой, в игровой деятельности. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учетом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей.

В процессе игры воспитатель развивает умение взаимодействовать со сверстниками, учит подчинять или ограничивать свои желания в соответствии с правилами игры, осуществлять самоконтроль за своей речью и действиями. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения. Кроме речи, организованной по побуждению взрослого, поощряется инициативная речь детей.

Помещения групп и логопедического кабинета оформлены в соответствии с рекомендациями по созданию речевой среды в группах коррекционной направленности. В логопедическом уголке группы  находятся альбомы на различные звуки, карточки, настольно-печатные игры, пособия для формирования дыхания, для развития неречевых процессов, схемы для составления рассказов, различные шнуровки, наборы мелких игрушек, пуговиц для выкладывания узоров, трафареты, мозаики, различных размеров мячики, верёвочки, сухие бассейны и т.п. Логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей и дает рекомендации воспитателям. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.

B конце учебного года в группах компенсирующей направленности проводится итоговая диагностика. Полученные результаты общего и речевого развития ребёнка сравниваются с данными первичного обследования. На основе полученных результатов осуществляется выбор дальнейшего индивидуального образовательного маршрута ребёнка, намечаются пути повышения эффективности коррекционно-педагогической работы.

Таким образом, тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №32«Лесная сказка»

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Сообщение на тему:

«Современные ориентиры развития дошкольной образовательной организации»

учитель – логопед

Ишкина Менира Каримовна

г. Пролетарск

2021г.

СОВРЕМЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

При определении целей развития современного образования в России особенно уделяется внимание качеству образовательного процесса. При этом мы стараемся сохранить нашу национальную уникальность, принимая цели и задачи других стран в образовательном процессе. Надо провести сопоставление между качеством услуг образования и качеством образования воспитанников.

Поставив цели развития образования, появляется необходимость сформировать дошкольные учреждения разновидные по условиям обучения и сложности образовательного процесса: сады компенсирующего направления, приоритетного направления, центры развития ребенка и т.п.

Преимуществом политики Российского государства в отношении образования можно определить такие аспекты как:

  • обеспечение конституционного права на бесплатное и общедоступное обучение;
  • обеспечение разработки федеральных требований к условиям и задачам обучения;
  • обеспечение разработки и соблюдения санитарно-эпидемиологических норм;
  • обеспечение модернизации ДОУ с учетом новых целей и задач педагогического процесса;
  • обеспечение увеличения бюджетных расходов на образовательные нужды учреждения.

При этом значительно возросла нагрузка на педагогов дошкольного учреждения. Требуется больше научных знаний педагога для построения и организации образовательного процесса, у педагогического коллектива появилось право определять по какой образовательной программе будет работать учреждение, какие педагогические технологии будут использоваться. Принятие этих программ сопровождается серьезными дискуссиями и оценкой качества предлагаемых программ. Определяются специфика содержания, единые подходы, особенности региональных, национальных, культурных ценностей региона применения программы. Главным ориентиром системы развития образования является его качество в которое входят не только педагогические кадры, но и материально- техническая база, медицинское обслуживание, информационные возможности, психолого-социальная поддержка.

На данном этапе развития образования мы видим  глобальные перемены – образовательный процесс перестал быть шаблонным, нет специально подготовленных занятий-уроков, где дети сидят за столами и внимательно слушают педагога. Учебные занятия превратились в комплексно-тематическую, предметную, игровую деятельность, где дети получают знания в процессе исследований, игры, постановки опытов. Задача педагога не дать определенные знания, умения, навыки, а воспитать интегрально грамотную личность. Интегральная личность в современном образовательном процессе представлена как базовая характеристика личности получаемая в образовательных процессах.

Также педагоги должны понимать, что такую личность не возможно воспитать без участия семьи, культурных ценностей определенного субъекта федерации.

Образовательный процесс в современной педагогике определяется возможностью ребенка индивидуально выбрать источник знаний на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми, но при этом педагог должен гарантировать получение детьми знаний, соответствующих стандартам государства.

Таким образом, ориентиры развития образования основываются на предоставлении дошкольному учреждению возможности использовать в образовании вариативность, открытость, принятие культурных ценностей региона, индивидуальность на единстве образовательных задач, на познании мира дошкольником через интересующие его виды деятельности.

Все это в целом обеспечит полноценное образование и развитие интегральной личности.

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».

По мнению В.Т.Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние заблуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.

Государственный стандарт дошкольного образования

Дошкольное образование – это период психического развития ребенка, это важный и ответственный период. Дошкольное образование:

  • это познание ребенком окружающего мира,
  • это выявление природоспособных качеств,
  • это развитие личностных качеств ребенка, это пора становления личности.

В дошкольном образовании выделяются следующие периоды:

  • раннее детство (младенчество) – период до одного года;
  • ранний возраст (от одного года до трех лет);
  • дошкольное детство это младший дошкольный возраст – период от трех до пяти лет и старший дошкольный возраст - период от пяти до шести лет.
  • Такая классификация позволяет выделить общие черты развития ребенка и индивидуальные перспективы развития ребенка. В основе дошкольного образования, как и в основе общего (полного), высшего профессионального, среднего профессионального образования должны лежать государственные стандарты. Государственный стандарт дошкольного образования отражает следующие концепции:
  • концепция психологического возраста развития ребенка;
  • научно-психологическое понимание, т.е. детство - это закономерная последовательность внутренне необходимых этапов развития личности;
  • полнота реализации задатков ребенка определяется соответствием образовательной формы психологическому содержанию того или иного этапа развития;
  • научное положение об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон.

Основными идеями государственного стандарта дошкольного образования являются:

  • гарантии полноценного развития ребенка;
  • защита его от некомпетентных взрослых;
  • регулирование и повышение качества педагогического процесса;
  • создание эффективного механизма управления и развития вариативной системы дошкольного образования.

Государственный стандарт дошкольного образования опирается на стратегию дошкольного образования, которая включает в себя социальные, экономические, организационные, финансовые, методические аспекты в системе дошкольного образования. Таким образом, целью дошкольного образования является организация индивидуального развития ребенка, воспитание творческой личности, которая способна к позитивным отношениям в социальной среде.


Основными задачами дошкольного образования являются:

  • создание необходимых условий для саморазвития, для развития способностей и талантов ребенка;
  • создание ситуации успеха;
  • развитие самостоятельности ребенка дошкольного возраста;
  • развитие интереса к познанию;
  • развитие нравственных качеств ребенка, формирование ценностных ориентаций у ребенка основанных на нормах, правилах поведения, сложившихся в обществе;
  • организация деятельности со сверстниками, которая позволяет ребенку увидеть в другом ребенке личность, учитывающей его желания, интересы.

В итоге же ДОУ вынуждены ориентироваться на «примерные требования», выдержанные в традиционном административном духе. По мнению ученого, те действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности (с каждым годом это становится все труднее), проведению совещаний по обмену опытом и т.п., малоэффективны, пока не решена главная проблема.

Список литературы

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы
  2. «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011 N 2151 [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] // Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...